Новосибирск: история градостроительства 1945 - 1985 гг. С.Н. Баландин

Баландин Сергей НиколаевичНастоящее издание завершает исследование по градостроительству и архитектуре Новосибирска, начатое книгой «Новосибирск, История градостроительства. 1893 — 1945 гг.», выпущенной в 1978 г. Западно-Сибирским книжным издательством. Оно охватывает период с 1945 по 1985 г., время дальнейшего качественного развития города в социально-экономическом, архитектурно-эстетическом и культурном отношениях. 1945 г.— это веха, означающая один из этапов истории нашей Родины, когда в смертельной схватке с фашизмом советские люди одержали победу. Свой вклад в победу внесли и новосибирцы. Сам город за годы войны во много раз увеличил индустриальный потенциал, в 1,5 раза возросла численность населения, раздвинулись его границы, выросли научные, инженерные и рабочие кадры.

На новой основе развивалась и вся послевоенная архитектурно-градостроительная практика. В этот период в Новосибирске, как и по всей Сибири, ведется промышленное и транспортное строительство, технический прогресс перерастает в научно-техническую революцию, проводятся широкие исследовательские и проектные работы по развитию производительных сил региона. С организацией в 1957 г. Сибирского отделения АН СССР Новосибирск становится центром большой науки, значение которой выходит за рубежи страны, городом студентов, высокой культуры и искусства. Вновь широко раздвигаются его границы, развиваются пригороды, изменяются пригородные ландшафты. Территория Новосибирска увеличилась до 47,7 тыс. га. В сентябре 1962 г. численность населения города достигла уже миллиона человек. Этот стремительный количественный и качественный рост проходил в сложных условиях градостроения, отличающихся от условий двадцатых-тридцатых годов. Решающее влияние на него оказали экономическая и градостроительная наука, технический прогресс, комплексная застройка. Впервые в истории города в 1968 г. Совет Министров РСФСР утвердил генеральный план, разработанный Новосибгражданпроектом. Огромные государственные средства были затрачены на благоустройство, решение социальных, жилищных, транспортных проблем, - развитие культуры.

Бурный рост города неизбежно порождал все новые проблемы: экологические, социальные, транспортные, сохранности памятников истории и культуры и другие, которые требовали еще больших ресурсов и глубоко обоснованных научно-технических решений, что неизбежно для таких крупных и разносторонне развитых городов, как Новосибирск. И они постоянно решались в повседневной работе трудящихся города, в работе предприятий, Советов, в работе большого коллектива архитекторов и инженеров.

Феномен быстрого роста и развития Новосибирска — города-миллионера, индустриального, научного и культурного центра Сибири — привлекает специалистов различных областей знания: обществоведов, социологов, историков, публицистов и т. д. О нем написано уже большое число разнообразных научных исследований, очерков, воспоминаний, сборников. Ежегодно появляются новые материалы, но тема эта неиссякаема во времени.

Книга написана по личным наблюдениям автора — архитектора, много лет изучающего историю города и проектные материалы по его архитектуре. В ней использованы сведения из специальной, научно-справочной, краеведческой литературы; материалы сессий областного и городского Совета народных депутатов, партийных конференций, опубликованных в печати; материалы конференций и совещаний по, строительству и архитектуре, периодической печати.

 Закончилась Великая Отечественная война, наступило мирное время. В этот период Новосибирск становится промышленным, научным и культурным центром Сибири. Бурное социально-экономическое развитие города отразилось на его градостроительстве и архитектуре. Сооружаются промышленные здания. Интенсивно строится научный центр СО АН СССР — Академгородок. Возводятся корпуса учебных институтов, кинотеатры, Дома и Дворцы культуры. Постоянный рост численности населения обостряет жилищную и транспортную проблему. В пятидесятые годы жилые поселки появляются на улицах Мира и Богдана Хмельницкого. В последующие годы растут новые жилые массивы: Ботанический, Волочаевский, Гусинобродский, Затулинский, Западный, «Снегири», Челюскинцев и т. д. Сооружаются мосты через Обь и другие реки, прокладываются новые магистрали. В одиннадцатой пятилетке сдан в эксплуатацию, метрополитен. Вот об этом и рассказывает книга кандидата архитектуры С. Н. Баландина.

Архитектура Новосибирска - Новониколаевска: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер