Новосибирский крематорий — Кремационный комплекс с колумбарием и парком скорби

Новосибирский крематорий

Новосибирский крематорий — Кремационный комплекс с колумбарием и парком скорби. Расположен по адресу: Новосибирск, пос. Восход, ул. Военторговская, 4/1. Открыт в 2003 году. Главный архитектор проекта: Л.Г. Казакова, НГСПИ. Авторская группа: архитектор Н. Столяров (Прощальный зал Новосибирского крематория); архитекторы А. Буслаев, А. Горлатых (Вестибюль Новосибирского крематория); архитекторы М. Вяткина, О. Звягина, Е. Кухарская (Траурный зал Новосибирского крематория «Бронзовый зал»); скульптор Арам Григорян (Траурный зал Новосибирского крематория).

Новосибирский крематорий

Архитектурный стиль новосибирского крематория

Важнейшая функция крематория связана с идеей Пантеона. Фактически крематорий призван стать Домом воспоминаний, построенном, по словам архитектора начала ХХ столетия, Андрея Платонова, — «в знак и угрозу мрачному стихийному миру, отнимающих живых у живущих, любимых от любящих, — в надежду, что мёртвые будут отняты от вселенной божьей силой и с её же помощью будут воскрешены и возвращены живым». Андрей Платонов, автор нескольких проектов крематориев, указывал на необходимость «нежного архитектурного стиля», что, по его мнению, должно было наилучшим способом отражать духовно-космическое содержание функций крематория.

Используя рекомендации известного русского специалиста в области кремационной архитектуры в основу Новосибирского Крематория положен классический стиль. Здание крематория представляет собой купольное сооружение, сочетающее в себе одновременно черты собора и обсерватории. Инновационность для Новосибирска новой похоронной технологии заложена в космизме архитектурной формы здания. «Уход в небо, отлёт душ» подчёркивается и внешним обрамлением здания по всему его периметру колумбарной стеной, отражающей античное представление о колумбарии как «обители голубей», т.е. душ, взлетевших в небо.

Авторы проекта (главный архитектор проекта Л.Г. Казакова, НГСПИ) исходили из того, что в основу траурного зала начала XXI века, должен быть положен, в качестве основополагающего, — принцип гармонии природы, культуры, духовности, науки и техники. Именно классика, выбранная в качестве основополагающего принципа архитектурных решений крематория, способна наиболее полно выразить всю гамму светлых чувств, состояний, чаяний скорбящих людей. Благодаря такому подходу, в центр внимания в Новосибирском крематории поставлено не потустороннее, не скорбно-мистическое. Крематорий строят для живого человека, который оценивая опыт ушедших, способен видеть оптимистические мотивы в самом явлении смерти.

В ходе подготовки диплома проанализировано более 60 проектов крематориев в Европе, Америке, Китае. Конечно, архитектура крематориев Германии, Италии, Англии тяготеющая к классицизму заметно отличается от конструктивистских, функциональных решений американского опыта в архитектуре крематориев. Хотя и в Америке немало примеров синтетических архитектурных решений. В Чехии, Франции и Швеции крематории строили больше в стиле модерн, а в Китае крематорные комплексы отчетливо прослеживают религиозно-национальные признаки. Суммируя увиденный архитектурный опыт многих поколений архитекторов мира, в Новосибирске твердо выбран стиль классицизма.

Мотив «сквозных» колоннад по типу колоннады Казанского собора в Санкт-Петербурге связывает архитектурные элементы в виде каре, позволяет активно включить все парковые скульптурные элементы в самое ядро комплекса.

Смысловой сутью всего архитектурного ансамбля, безусловно, должна стать скульптура ангела, выполненная по нашему заказу в Италии. Ангел, высотой два метра, будет венчать купол крематория, который имеет 12 метров в диаметре и покоится на барабане, имеющем три метра в высоту. В сочетании с парковой конкретно-мемориальной семантикой, устремленный в небо и одновременно охраняющий жизнь и благо живущих, ангел символизирует благородство, заботу, чистоту мирских помыслов, бесконечность бытия, гуманную философию жизни, которая с трудом, но все же пробивает себе дорогу в наше непростое время.

Что касается отделочных материалов, то проведенный сравнительный анализ двух праматериалов — керамика и камень, предпочтение отдано плитке, в особенности ее новой разновидности — керамограниту. Разные люди в разных странах тысячелетиями делали керамическую плитку по неизменной классической технологии - глина, вода, глазурь, огонь. Последнее, во многом символично. Для оформления здания, предназначенного для предания огню умерших тел, предложено использовать исключительно материал, полученный обжигом. Плитка «под антик» — главный элемент интерьеров крематория.

Нельзя не заметить, что архитектурный комплекс новосибирского крематория во многом символичен. Каждая архитектурная составляющая крематория имеет выход из предметной плоскости в иную филосовско-мировоззренческую сферу: купол главного вестибюля, подчеркивающий соборность здания — символизирует небо; ангел — заботу небесных сил о том, чтобы мирские помыслы живущих были чистыми, а не рентными. Сам же колумбарий, который переводится с латыни как «обиталище голубей», ассоциируется с перевоплощением, с античным пониманием символа улетающей души.

Так естественно и гармонично без излишней патетики в проекте крематория сплелись два архитектурных стиля: классицизм и символизм. С таким видением трудно не согласиться. О смерти невозможно рассказать только обычным человеческим языком. Смерть явление многоплановое. Разные его смыслы могут быть расшифрованы с помощью других языков: язык архитектуры, язык символов, язык образов.

В основу ритуальной деятельности Новосибирского крематория заложена идея религиозной толерантности. Архитектурно-планировочные решения предусматривают на фасаде здания обустройство специальных ниш, каждая из которых посвящена отдельной религии: ниша Русской Православной церкви, ниша Римско-католической церкви, буддистская ниша…. В Новосибирске будет впервые реализован проект, когда под одной крышей, в одном здании соберутся разные религии, включая те, по канонам которых тело должно быть погребено в землю. Инвесторы и руководство крематория постарались убедить ведущих новосибирских религиозных деятелей поддержать эту уникальную инициативу. Получено принципиальное согласие и одобрение на обустройство ниш разных религий и на совершение обряда отпевания накануне кремации. По проекту в Парке Скорби предусмотрено возведение Православной и Католической часовен, пагоды со скульптурой Будды. 

Новосибирский крематорий

Учет психологических факторов в проекте Новосибирского крематория:

Траурная обрядовая церемония преследует цель воспитания живущих на опыте ушедших поколений. Вместе с тем одна из основных ее задач — принести облегчение, утешить находящегося в трауре путем проведения специальных обрядов, призванных утешить, сопереживать, сочувствовать в горе. Обрядовые процессы столь значимы и столь сильны по воздействию, что нуждаются в специальной среде. Такой средой является здание крематория с его залами прощания и вестибюлями. Уже само здание, его архитектура, дизайн и атрибутика, где происходит обогащенная новыми техническими приемами церемония сопровождения усопших в последний путь, становится мощным средством воздействия на людей.

Предлагаемый проект здания крематория в Новосибирске призван преобразовать траурное сооружение в объект для проведения прощального церемониала в комфортной, достойный, эстетически - решенной среде и проявить должную заботу о здоровье участвующих в похоронах.

В процессе проектирования ритуального здания крематория архитектору приходится решать две основные задачи обслуживания: создание системы, обеспечивающей нормальное (заданное) прохождения по ней обслуживаемого потока и в то же время формирование обрядовой среды, наиболее полно оказывающей идейно-психологическое, духовно-нравственное воздействие на участников церемонии.

Решение задачи эмоционального воздействия представляет наибольшую трудность, поскольку предъявляет архитектору многие образно-композиционные требования. Главная задача — создать нужный эмоциональный климат для сообщения участникам церемонии известной скорбной информации посредством воздействия на психику через архитектурно-художественное восприятие. Этот климат должен формировать и поддерживать траурно-торжественное настроение присутствующих в зале.

Траурное решение здания одна из наиболее трудных архитектурных задач. Это решение связано с созданием особого психо-эмоционального состояния у человека, входящего в зрительный контакт с крематорием. В основу проектирования цепочки: вход — вестибюль — траурный зал — положено так называемое правило «воронки», когда кроме воспринимаемой сознательно (информация прямого воздействия), человек получает добавочные информационные коды, заложенные в архитектуре и дизайне здания. Поскольку здание крематория в экстерьере воспринимается в период окончания формирования настроения, решение его фасада должно поддерживать нарастание торжественности (колоннада, купол, парадная лестница).

При входе в крематорий возбуждение возрастает и достигает более высокого уровня. Вестибюль, где происходит накопление участников церемоний, призван способствовать некоторой адаптации, уменьшению эмоционального фона доминантного состояния, восстановить способность внешней ориентации, увести сознание в философско-созерцательную плоскость (внутреннее оформление купола, струящийся естественный свет сквозь узкие вертикальные окна, натяжной потолок, напоминающий голубое светлое небо, скульптуры из разряда «прамонументов» — пирамида, шар, куб, выполненных из камня, стеклянная (хрустальная) лестница, уходящая вверх, в «никуда».

Начало церемонии прощания требует создания нового, более сильного впечатления торжественности. Эту задачу выполняет ритуальное шествие в зал. Архитектурный приём, используемый в Новосибирском крематории, основан на том, что у шествующих сужается поле зрения и появляется возможность более детального восприятия видимой части интерьера (бронзовая скульптура скорбящей женщины, настенные гирлянды из камня, тяжёлые резные распашные двери (врата) из дуба). Здесь, в предзальной зоне, происходит восприятие при рассеянном внимании к внешним условием. Поэтому архитектурно-дизайнерские решения взвешенно-ёмкие.

Наиболее сильный в этой цепи впечатлений - вход в траурный зал. Именно зал должен завершить формирование зрительного образа всего ритуального здания. Предельной высоты возбуждение достигает в период кульминации церемонии; иногда это возбуждение доходит до аффектации.

Выход из зала должен снять напряжение до состояния, при котором сохраняется доминирующее траурное настроение, но при этом возвращается возможность сознательной внешней ориентации. Это вторая адаптация эмоционального состояния, которая происходит на фоне выхода из помещения на улицу, и, затем, в колумбарный парк, в центре которого располагается бронзовая стела «Улетающие в небо голуби» (голубь — символ колумбария, на крыльях голубей души умерших взлетают в небо).

Выходя из здания крематория участники церемонии попадают в крытую колумбарную галерею, опоясывающую все здание крематория и разбитую на секции, каждая из которых предваряется арочной нишей. Таких ниш по всему периметру здания — 10. Часть из них имеет религиозное оформление (православная ниша, католическая ниша, буддийская ниша). Остальные ниши украшены скульптурами и вазами из бронзы и камня.  

Новосибирский крематорий

Новосибирский крематорий

Новизна архитектурно-планировочных решений Новосибиркого крематория:

Новосибирский крематорий — первый в России купольный крематорий с стиле классицизма;
впервые фасад здания крематория по всему периметру предложено использовать в качестве встроенного колумбария;
впервые применен новый размер колумбарных ниш 400х400х300 мм, позволяющий использовать, наряду с дорогими плитами из мрамора и гранита, дешевые керамические плитки различной цветовой гаммы;
с целью гармоничного объединения функций и разделения встречных людских потоков впервые в России предложен технологический коридор общей протяженностью 85 метров;
впервые проведен анализ зарубежного и отечественного опыта в кремационной архитектуре за 100 лет, подготовлены реестр технико-планировочных ошибок и рекомендации по проектированию крематориев;
впервые в России в проекте крематория предусмотрены пандусы, специальные поручни, туалетные комнаты для доступа в крематорий инвалидов и маломобильных групп населения;
впервые в качестве объединяющей идеи главного символа кремации использован голубь, на крыльях которого «душа улетает в небо», и его обиталище — «колумбус» — колумбарий — место, где гнездятся голуби;
впервые в основу архитектурно-ландшафных решений положен принцип религиозной толерантности, объединяющий в кремационном комплексе различные вероисповедания;
впервые в практике российских крематориев предложено использовать автоматические дезодорирующие устройства (воздухоочистители электронные), бактерицидные лампы для обеззараживания помещений и очистки воздуха;
разработаны принципиально новые знаки безопасности поведения персонала и людей в здании крематория и в колумбарном парке;
впервые в здании крематория предложено обустроить буфет и две комнаты поминовения (трапезные для поминальных обедов).  

Новосибирский крематорий

Колумбарный парк

Территория парка общей площадью 5,7 га непосредственно примыкает к зданию крематория. Парк имеет естественный уклон в сторону городской черты. Здание крематория расположено в его самой верхней точке и своей колонадой, которая имеет вид каре, обрамляет парк с восточной стороны, задает правую и левую границы парка. Благодаря уклону у архитекторов имеется возможность разбить парковую зону на три террасы.

Центральное место в парке занимает стела, выполненная из металлического каркаса, стилизованного под дерево, ветки которого украшают бронзовые голуби. Голубь — главный символ колумбария и кремации в целом. Именно на крыльях белых голубей души умерших после кремации тел взлетают на небо. Стелу венчает бронзовая скульптура девушки, выпускающей из своих рук голубя. Стела установлена в центре так называемого «Поля жизни», где будет развеиваться прах кремированных, если на то будет соответствующее волеизъявление.

Одухотворить окружающую среду парка призваны культовые сооружения: православный храм и часовня, католическая часовня, буддистский храм. Предполагается, что последний будет установлен на мостике, который перекрывает небольшое озеро, расположенное на въезде (входе в парк).

Ротонды, арки, вазоны, обелиски — все это составная часть мировоззренческо-эстетического содержания парка. Что же касается собственно крематория с нишами для замуровки урн с прахом, то ниши будут размещаться как в четырехметровой стене, опоясывающей парк по всему периметру, так и в индивидуальных семейных склепах, обелисках и постаментах. Именно в индивидуальных памятниках, как показывает история, проявляется отношение человека к бытию. И если само здание решено в стиле классицизма, то нет сомнения, со временем Парк скорби станет вместилещем разных архитектурных стилей и направлений, отражающих эстетические пристрастия, духовные веяния времени, в котором жили погребенные в колумбарии люди. Это будет длительный процесс естественного синтеза архитектурных вкусов живущих людей. Колумбарный парк, по сути, это коллективное зодчество памятников.

Исходя из большой потребности в альтернативных пространствах, свободных уединенных парковых зонах, сегодня можно утверждать, что в будущем Парк скорби с его уникальным природным ландшафтом, высокой культурой и эстетикой организации пространства, станет значимым и часто посещаемым местом, местом встречи настоящего и прошлого, живущих и умерших, местом воспоминаний и проникновения в будущее. 

Траурный зал Новосибирского крематория «Бронзовый зал»

Новосибирский крематорий

Интерьеры крематория:

Новосибирский крематорий состоит из приподнятого пространства, в котором расположен огромный вестибюль. Вестибюль украшает бронзовая скульптура женщины, возлагающей цветы. Это не богоматерь, в образе нет ничего религиозного. Изготовлена скульптура итальянским мастером и уже доставлена в Новосибирск. Привезенная скульптура — в человеческий рост будет установлена на постаменте в нише вестибюля. Справа и слева от нее — две балюстрады и ступени, ведущие в два зала прощаний. Первый — большой, более 250 кв. метров, решен в греческом стиле: колонны, портик над постаментом, где устанавливается гроб; гирлянды, ниши, кронштейны. Здесь нет места вычурности, нет места для отвлекающего помпезного стиля «ампир», и тем более «рококо». За скульптурное решение этого зала взялся председатель Новосибирского Союза Художников, известный скульптор Арам Григорян. Уже приготовлены первые эскизы.

Второй зал — бронзовый. Весь декор и скульптуры бронзовые. Много гранита, мрамора. Литье итальянское: уже в Новосибирске. Первый зал по своей атмосфере, стилевым решениям, тяготеет к архитектуре Православия (исторические элементы Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге, Храма Христа Спасителя в Москве). Второй малый зал воспринял признаки католицизма. Хотя прямых указаний на конфессиональное присутствие нет: в оформлении вестибюля и обоих залов прощаний не должно быть религиозной символики. Символы разных вероисповеданий вынесены вне здания, на фасад.

В создании интерьера используются витражи, лепные украшения, металл, особые светильники, придающие притемнением скорбную торжественность помещению. Для установки венков, корзин с цветами, бархатных подушечек с орденами и медалями и других траурных атрибутов предусмотрены красивые подставки.

С учетом вышеизложенного важно подчеркнуть: стилистическая нейтральность, незыблемость, всеобщая приемлемость классических форм — вот кредо, которым руководствовались архитекторы Новосибирского крематория.

Текст: С.Б. Якушин, А.М. Кравчук.  Полная версия: http://www.requiem.ru/rituals/krematorii_novosibirsk/

Фото: Олеся Мурзина; «Честное слово»

Официальный сайт Новосибирского крематория: http://www.funeralportal.ru/

Админастративное здание Новосибирского крематория

Архитектура Новосибирска - Новониколаевска: 

Комментарии

Добрый день. Меня интересует как мне быть если бумажка на получения праха потеряна как получить тогда прах.Прах оформлен на меня.

Добрый день. Мы хотели бы узнать ваш контактный телефон. Что бы узнать о кремации тела умершего. Будем ждать Вашего ответа.

Добрый день. Мы хотели бы узнать ваш контактный телефон. Как заказать кремацию, если только что узнали о смерти родственника, а сами находимся в другом городе?

Каким образом можно кремировать усопшего из другого города?

Ужасное заведение.Церемония проведена ужасно.Я категорически против этой придуманной фиг пойми кем ерунды...

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер