ЛИЦО ГОРОДА — ЕГО ЦЕНТР

Нет необходимости доказывать, что своеобразие города закладывается еще на стадии разработки генерального плана. Многообразие ландшафтных ситуаций, природно-климатических и исторических условий создает основу для поиска индивидуального облика городской застройки.

В 1928 году общественности Новосибирска была представлена схема планировки города. Газета «Советская Сибирь» посвятила материалам этого, по сути дела первого официального планировочного документа  по  Новосибирску две страницы. Широкий размах прямых, как стрела, проспектов, просторных площадей, парков, набережных, созвучных просторам Сибири, стал характерной чертой планировочной структуры и  застройки большого города. 1331 в том же году Новосибирск посетил А. В. Луначарский. Он писал, что его «поразил этот оригинальный город, выросший в двухсоттысячную столицу и неудержимо мчащийся вперед, как настоящий сибирский Чикаго». В этой фразе Луначарский отметил не только исключительно быстрые темпы роста молодого Новосибирска (за 22 года городом были пройдены все стадии развития от безуездного городка до краевого центра), но и его столичный характер, его своеобразие. Оригинальность, по его словам, была обусловлена контрастом, создаваемым «длинными пустырями, заставленными домишками», с одной стороны, и «положительно превосходными» новыми зданиями, «гигантскими площадями»,— с другой (Луначарский А. В. Месяц по Сибири.- Л., 1929.).

«Эта картина архитектурных контрастов старого и нового, мелкого и величественного, завершенного и незаконченного, характерна для всего бурно растущего Новосибирска»,— писал впоследствии А. Д. Крячков — один из ведущих зодчих, стоявших у истоков строительства города (Крячков А.Д. Архитектура  Новосибирска за 50 лет//«Архитектура Сибири». Новосибирск, 1951.).

В полной мере слова наркома просвещения А. В. Луначарского и старейшины сибирского зодчества А. Д. Крячкова могут быть отнесены и к архитектурному облику сегодняшнего Новосибирска, хотя с тех пор минуло не одно десятилетие. Даже более того, эти контрасты обострились: старое стало еще более старым, мелкое в сравнении с крупным выглядит более мелким, а если положить на чашу весов завершенное и незаконченное, то, без всяких сомнений, перевес будет не в пользу завершенной застройки. Поэтому об оригинальности города, обусловленной архитектурными контрастами уже сегодняшнего дня, вряд ли можно говорить в восторженных тонах.

Почему, приезжая в тот или иной город у себя на родине или за рубежом, мы стремимся попасть в его центр? Что так влечет нас туда? Думаем, что не только и не столько более высокий уровень обслуживания и более широкая сфера услуг. Знакомясь с городским центром, мы составляем свое впечатление о городе, его архитектуре, культуре, его масштабах и ритме жизни. Здесь, как правило, сосредоточены уникальные здания и ансамбли, здесь находятся характерные участки природного ландшафта, здесь и история города, и его новостройки. Центр города — это его лицо, его визитная карточка.

Вот как писал о роли центра города один из виднейших советских архитекторов-градостроителей В. Н. Семенов: «Огромное значение в планировке... городов имеет вопрос о городском центре. Центр держит композицию всего города, придает ей тон и масштабность... это ведущий ансамбль, дающий выразительность и лицо всему городу и органически со всем городом связанный» (Семенов  В.  Н.  Основы планировки  восстанавливаемых  городов//Проблемы современного градостроительства.— № 1.— 1947.).

Центр города, тем более города крупнейшего, каким является Новосибирск, это не только главная площадь и прилегающие к ней улицы. Понятие это более широкое и емкое. Это — целая система специализированных и многофункциональных комплексов, представленная крупными, уникальными зданиями и целыми ансамблями, планировочно и композиционно  взаимосвязанными. Центр города в функциональном отношении — это система обслуживания городского значения, то есть та сфера услуг, которой жители города и пригородов пользуются эпизодически. Поэтому, говоря о центре как развитой архитектурно-пространственной системе, мы, кроме непосредственно городского ядра, имеем в виду еще ряд складывающихся или намеченных к формированию в перспективе центров планировочных зон. Примерами таких многофункциональных центров планировочных зон, которые уже формируются, могут служить, как уже сказано выше, район площади Карла Маркса («Башня»), ряд крупных общественных зданий по ул. Богдана Хмельницкого, общественный центр большого Академгородка...

Главным же элементом системы центра крупнейшего города является, конечно, непосредственно его ядро с главной площадью, уникальными общественными зданиями и комплексами, скверами и парками, участками характерного природного ландшафта.

Центры сибирских городов, в том числе и Новосибирска, имеют некоторые особенности своего развития, связанные с быстрыми темпами роста, региональными и природно-климатическими факторами. Весьма наглядна в этом плане ретроспектива центра нашего города.

Уже в первые десятилетия в Новосибирске появились каменные здания, в большинстве своем дошедшие до наших дней и представляющие в отдельности и в совокупности важную и значительную часть архитектуры городского центра, который складывался и развивался по мере развития города. Однако пропорциональность его развития была нарушена чрезвычайно быстрыми темпами роста Новосибирска, особенно в тяжелые военные годы, когда главной задачей было размещение и ввод в строй эвакуированных из западных районов страны промышленных предприятий.

В послевоенные годы из всех градостроительных задач на первый план была выдвинута жилищная проблема. Индустриализация массового жилищного строительства позволила значительно увеличить объемы ввода в эксплуатацию жилых домов и объектов обслуживания. Периферийные районы города превратились в огромные строительные площадки: Ботанический, Затулинский, Ипподромский, Гусинобродский... Один за другим выросли большие районы или жилмассивы, как их стали называть, с учреждениями первичного и повседневного обслуживания, давшие людям жилье с минимумом необходимых удобств.

Система городского центра в этих условиях значительного развития не получила. Поэтому и сегодня, так же, как и 40 лет назад, центр Новосибирска — это Красный проспект в своей южной части, с прилегающими к нему улицами, скверами, бульварами, жилыми и общественными зданиями и комплексами. Генеральный план города (1968 год) и последующий проект детальной планировки его центра, выполненный в 1973 году коллективом института Новосибгражданпроект (15), предполагали развитие центрального ядра, постепенную его трансформацию из локального образования в развитую архитектурно-пространственную систему, состоящую из собственно центра и центров планировочных районов или зон.

Может быть, это была ошибка? Может быть, территориально центр уже не должен развиваться? Может быть, достаточен минимум средств для реконструкции исторически сложившегося центра с его незначительным развитием? Ведь за целый ряд десятилетий практически никакого развития он не получил.

Такие сомнения все чаще и чаще появляются в последнее время. Причем высказывают их даже профессионалы-архитекторы, главным образом, теоретики. В упрек авторам проектов ставятся и гигантомания, и незнание каких-то скрытых механизмов развития городов, и другие грехи. И всё это объясняется, в основном, слабыми темпами реализации проектов. И хотя действительно формирование центров городов принадлежит к числу сложнейших профессиональных задач, с этими утверждениями нельзя согласиться. Более того, эти мнения вредны в том плане, что отрицание необходимости развития центров может привести к быстрому освоению уникальных по своим природным характеристикам территорий для нужд массового жилищного строительства. И тогда вообще всякое развитие центра будет исключено.

Да, формирование новых ансамблей центра происходит медленно, но все ли мы делаем, чтобы ускорить этот процесс? На протяжении многих лет всячески сдерживалось строительство в новом ядре городского центра. На каком-то этапе это было  объяснимо: не было  проекта. Но и за последние полтора десятка лет после его разработки политика сдерживания строительства в центральной зоне города превалировала. Нельзя сказать, что развития центра в этот период не происходило.  Проведены большие работы по замыву глубокого оврага долины Каменки, использование которого для каких-либо других функций ранее исключалось, проложены новые магистрали (Вокзальная и Октябрьская) со строительством транспортно-пешеходной эстакады через долину Каменки. Построен ряд крупных, в том числе и уникальных зданий, таких, как ТЮЗ, обком КПСС, построены станции метро «Октябрьская» и «Речной вокзал» и так далее. Но в то же время многие здания различного функционального назначения с большими градоформирующими возможностями были выборочно размещены на различных разрозненных участках, часто совершенно случайных, из-за чего нарушалась функциональная стройность центра, терялись активные средства для формирования его новых ансамблей. Все это,  естественно,  не  способствовало    формированию многофункциональных комплексов, наращиванию    ткани центра, обогащению ее новыми архитектурными и ландшафтными элементами.

Центр — это средоточие общественной жизни, это главный элемент планировочной и композиционной структуры города. Когда мы говорим о городе — как о большом живом организме, то центр в этом организме является его мозгом и сердцем. Вот почему проектирование перспективного развития системы центра Новосибирска вылилось в анализ, структурное и композиционное осмысление огромной территории центральной зоны города, составляющей 2,5 тыс. га. Авторы проекта детальной планировки центра разработали генеральную концепцию функционально-планировочной организации и объемно-пространственной композиции общегородского центра в дополнение утвержденного генерального плана Новосибирска.

Нас часто спрашивают, правда ли, что центр города по проекту переместится в Октябрьский район? Так ставить вопрос, вероятно, нельзя. Центр не перемещается, а развивается. Хотя, если говорить о его ядре, его главных ансамблях, его главной площади, то все это будет последовательно создаваться на возвышенном левом берегу долины Каменки, где на протяжении многих десятилетий резервировались для этого территории. Однако историческое ядро города останется главной частью культурного центра, а функции делового, административного назначения сконцентрированы будут во вновь формируемой зоне.

Развитие центра в сторону Октябрьского района с последующим "планировочным" и композиционным выходом его ансамблей на пространства Оби, активное включение в эту систему акватории реки — вот главная композиционно-планировочная задача, которая решалась в проекте центра Новосибирска. Композиция центра города в ее общих чертах строится на выявлении средствами архитектурно-пространственной композиции двух основных взаимно перпендикулярных осей. Одна из них — Обь как основная природная ось городского плана, своего рода главная улица города, созданная самой природой. Поэтому важно соответствующим образом подойти к использованию прилегающих к реке территорий.

Исторически сложилось так, что прибрежные территории в период становления и развития города занимались промышленными предприятиями, складами, малоценной Жилой застройкой. И это естественно. Река в ту пору в условиях бездорожья, кроме источника водоснабжения, являлась важным транспортным путем. В настоящее время мы рассматриваем ее не только как транспортный путь. В условиях крупнейшего города наиболее важны экологические функции реки и озелененных прибрежных территорий. Не менее актуальны эстетические характеристики ландшафта речной долины. В связи с этим и генеральный план города, и проект детальной планировки центра, и другие проектные разработки пересматривают Функциональное использование ценнейших прибрежных территорий, предполагают вынос предприятий, реконструкцию малоэтажного жилья, формирование в приречной лосе новых жилых районов, общественных комплексов, благоустроенных набережных.

Существенную  роль в функционально-планировочной организации центра играет левобережная  пойма.  Здесь предусматривается создание системы садово-парковых ансамблей, где разместится городской спортивный центр со спортивной ареной, многозальным Дворцом спорта, плавательными бассейнами,  многочисленными плоскостными сооружениями. Здесь же, на территории, размещенной между Октябрьским коммунальным и железнодорожным мостами, будет построен комплекс областного центра научно-технической информации, где, помимо выставочных павильонов, предлагается организовать площадку для городской ярмарки, детский городок отдыха, обширный парк. Смежно с комплексом выставки получит развитие городской пляж. Комплекс выставки, спортивный центр, пляж, ярмарку, детский сказочный городок и другие функциональные зоны левобережной поймы свяжет детская железная дорога, которая явится не только элементом детской игры, предметом активного приобщения школьников к железнодорожным профессиям, но и вполне приемлемым транспортом для обслуживания обширной по своим территориям зоны отдыха (44).

Уже в текущем пятилетии, как отмечалось выше, положено начало строительству двух крупных жилых районов на правом берегу Оби: «Прибрежного» в Железнодорожном районе и «Берегового» в Октябрьском, к разговору о которых мы еще вернемся. Вместе с их строительством будет продолжено формирование набережных.

Второй композиционной осью центра станет главный выход к реке, обозначенный на правом берегу пешеходной эспланадой, идущей от ул. Кирова к набережной Оби, а на левом — проспектом Карла Маркса. Эта урбанизированная ось, перпендикулярная реке, нанизывает на себя основные функциональные зоны центра.

Административно-деловой центр с главной площадью разместится вдоль ул. Кирова на отрезке от долины Каменки до ул. Бориса Богаткова. В перспективе в этой части общегородского центра предполагается разместить систему зданий и комплексов административно-делового и научно-учебного назначений. На пересечении ул. Кирова и пешеходной эспланады (северо-восточнее створа ул. Сакко и Ванцетти) будет находиться главная общественно-политическая площадь города. Композиционно она сориентирована в сторону Оби и является одним из важнейших градостроительных узлов, а также главным элементом пешеходной улицы — эспланады, каскадом спускающейся к реке. Вдоль улицы разместится учебный комплекс Высшей партийной школы, система зданий культурно-просветительного назначения, торговые учреждения, многоэтажные жилые комплексы. Пространства пешеходной эспланады планировочно и композиционно раскрываются посредством целого ряда связей на озелененную долину Каменки, которая после проведенных проектных разработок по благоустройству и озеленению (16) активно благоустраивается.

Сложная, развитая система зонирования общегородского центра, в принципе, позволяет удовлетворить все основные виды человеческой деятельности в области деловой культурной, научной жизни. Заметим, что во всех градостроительных документах и проектах, выполненных в прошедшие 10—15 лет коллективом Новосибгражданпроекта для этой части города, а ими стали проект детальной планировки центра, проект детальной планировки центральной части правобережья (17) и т. д., четко прослеживается связь между исторически сложившимся и новым центром города, выходящим на прибрежные территории, перекидывающим зримую связь между правым и левым берегом.

В исторической зоне центра сосредоточена основная масса исторических и архитектурных памятников. Планировочным и композиционным стержнем ее является Красный проспект. На протяжении многих десятилетий здесь складывалась достаточно интересная среда. Задача заключается в том, чтобы сохранить и приумножить ее и в будущем. Пока здесь еще много участков, требующих реконструкции, сплошь и рядом незавершенные фрагменты застройки, отсутствует или разрушено и серьезно обветшало благоустройство, требует обновления и существующее озеленение. В историческом центре предстоит большая работа по наведению должного порядка, а сейчас он напоминает большую строительную площадку. Множество отводов под жилищное строительство, под административные, культурно-бытовые и коммунальные здания, строительство и реконструкция улиц, прокладка магистральных инженерных коммуникаций, благоустройство площадей и скверов вот далеко не полный перечень работ, которые ведутся и намечаются на этой территории.
 
В основу этой работы должны быть положены принципы бережного сохранения ценного исторического и культурного наследия, разумного разрешения извечной проблемы старого и нового. Проблема эта не в противопоставлении двух категорий, а в их совместной физической и эстетической гармонии. Положительные результаты бывают там, где есть понимание этой проблемы, где есть градостроительная мудрость, чувство профессионального такта. Можно ли, например, считать удачным размещение здания АМТС в ансамбле площади им. В. И. Ленина? Наверное, нет. А ведь это далеко не единственный пример. Это — градостроительные ошибки, которые трудно, а порой просто невозможно, исправить. И появляются они потому, что игнорируется градостроительная сущность архитектуры.

Без ансамбля нет архитектуры. Иногда хорошо спроектированное и построенное, но неудачно размещенное здание приносит его автору не авторитет, а дурную славу специалиста с ограниченными профессиональными возможностями. На эти размышления наталкивают авторов многочисленные примеры не только из практики застройки нашего города. Но именно наши доморощенные ошибки отражаются на функционировании Новосибирска, на его архитектурном облике.

Ссылаясь на требования реконструкции городских пространств, связанные с ростом города, преобразованием его структуры, мы часто закрываем глаза на проблемы сохранения исторической застройки. Ссылкой на экономические трудности мы часто оправдываем тот факт, что памятники разрушаются буквально на наших глазах. А ведь зачастую всего и нужно-то починить крышу или привязать давно отвалившуюся водосточную трубу.

Защиты требуют не только памятники деревянного зодчества. В крайне тяжелом положении находятся многие поставленные на охрану каменные постройки. Вот пример вопиющей бесхозяйственности со стороны эксплуатационников и, если хотите, свидетельство их элементарного бескультурья. Одно из лучших зданий города, являющееся одновременно памятником архитектуры и истории,— городской торговый корпус, построенный в 1911 году по проекту А. Д. Крячкова,— несколько лет назад эксплуатировавшими его торговыми организациями было доведено до такого состояния, что вставал вопрос, а можно ли вообще его уже восстановить. Здание находится в центре города, напротив горисполкома. Из окна кабинета начальника управления торговли оно — как на ладони. Но потребовалось выступление центральной печати для того, чтобы очистить здание от гниющих фруктов и навести там хотя бы минимальный порядок. В настоящее время торговый корпус восстановлен (18). В нем разместился областной краеведческий музей.

Да, Новосибирск молод. Здесь нет построек, рождение которых уходит в глубь веков. Но тем ценнее для нас то, что характеризует город периода его возникновения и становления. И та планомерная работа, которая в настоящее время ведется у нас по сохранению памяти о событиях и делах людей прошедших поколений, совершенно необходима. Всем нам ясно, что тот, кто не любит свой дом и город, и в большом деле останется черствым и равнодушным. А что такое неравнодушие к городу, как не активное участие в его жизни, как не постоянная заинтересованность в его развитии и совершенствовании, как не бережное отношение ко всему, что мы называем Памятью. Уметь хранить Память — дело далеко не личное. И то, что наше государство среди великого множества дел находит время и средства для заботы не только о новом, но и о старом, есть его великая сила, которая сторицей вознаградится в наших детях и внуках.

Выборочное, случайное размещение отдельных объектов, без тщательного градостроительного анализа всегда чревато нежелательными последствиями. Особенно серьезные и досадные ошибки возникают при таком методе проектирования в работе с исторически сложившимися районами города. Вот почему так необходим комплексный подход к реконструкции, широкий взгляд на эту проблему. Хотелось бы, чтобы именно такой подход стал превалировать в нашей практике. При этом нельзя забывать и еще один важный аспект. Наступил такой период в жизни Новосибирска, когда многие его здания, сооружения, в том числе и уникальные, требуют ремонта, реконструкции.

Институт Новосибгражданпроект с участием других организаций провел большую работу по проектированию реконструкции здания театра оперы и балета (19), Правда, реконструкция затрагивает, главным образом, сценическую часть. Сцена будет оснащена современными техническими устройствами, которые расширят возможности оперных и балетных постановок. Архитектура помещений зрительской части не нуждается в радикальной реконструкции, напротив, задача архитекторов — максимально сохранить ее, восстановить утраченное во время строительства и в процессе эксплуатации.

Реконструкция проводится в несколько этапов, не мешая в значительной степени работе театра. И лишь на заключительном этапе, когда начнется реставрация и реконструкция сценической и зрительской части, театр временно будет закрыт. Предстоят сложные и дорогостоящие мероприятия по замене покрытия купола. Его металлическая «чешуя» практически вся пришла в негодность и требует ежегодно значительных затрат на текущий ремонт. Требуют восстановления и ремонта многие другие элементы «экстерьера» здания.

Благоустраиваются и реконструируются прилегающие к зданию театра территории. Будет ликвидирован его хозяйственный двор, размещенный в  настоящее время  с тыльной стороны здания, разбит сквер между зданиями театра и хореографического училища. Этот  сквер получит развитие в южном направлении вдоль ул. Каменской. Пока эти территории заняты малоэтажной жилой застройкой, мелкими предприятиями и учреждениями. Создание в этой части городского центра паркового массива позволит пространственно объединить комплекс зданий театра оперы и балета и хореографического училища с новым зданием ТЮЗа. Пешеходная аллея свяжет эти два крупных узла и продлится в северном направлении через Центральный парк к комплексу стадиона «Спартак», а в южном — выйдет в парк, создаваемый в долине Каменки. Этот «зеленый  меридиан», заложенный в генеральном плане города и получивший планировочное и объемно-пространственное решение в проекте детальной  планировки городского центра, последовательно реализуется в натуре. По проекту, выполненному в 1986 году архитекторами Новосибгражданпроекта  (20), предполагается сохранить в этой зеленой зоне (между театром оперы и балета и театром юного зрителя) несколько существующих памятников деревянного зодчества и ряд добротных домов — ровесников века, сформировав среди зелени фрагмент старой улицы города и наполнив его соответствующим  содержанием: мастерские народных ремесел, сувенирные лавки, музей народного быта и тому подобное.

Обновление здания театра и благоустройство прилегающих к нему территорий не исчерпывают комплекс намеченных на ряд ближайших лет работ по реконструкции отдельных зданий и фрагментов городской застройки. Разработан проект реконструкции здания картинной галереи, предусмотрена реконструкция железнодорожного вокзала, Дома Ленина. Авторский коллектив АПМ-5 института Новосибгражданпроект в 1985 году по результатам проведенного конкурса выполнил проект реконструкции бывшей водонапорной башни, давшей название целому району в левобережной части города, под молодежный клуб (21).

Предстоит большая работа по завершению застройки площади им. В. И. Ленина. В 1975 году Новосибирским горисполкомом и новосибирской организацией Союза архитекторов РСФСР был проведен городской конкурс на проект ее реконструкции (22). Первая и вторая премии были поделены между авторскими коллективами институтов Новосибгражданпроект и СибЗНИИЭП. В настоящее время — это главная площадь города. Сейчас она имеет как бы два уровня, и мы уже не можем представить эту площадь без просторного перронного зала станции метро. Дальнейшее ее формирование происходит в соответствии с основными положениями, выработанными в результате городского конкурса.

Ансамбль площади им. В. И. Ленина доминирует в застройке Красного проспекта — главной улицы города. Более чем на 9 км с юга на север прочертил проспект прямую как стрела линию на городском плане. С освоением территорий Северной планировочной зоны эта улица будет продолжена еще дальше на северо-восток, в юго-восточном направлении она подхватывается Октябрьской магистралью и ул. Кирова, продлив свою трассу до Ключ-Камышенской площадки.

Ландшафтные условия, в которых развивается Новосибирск, отличаются крупным масштабом. И это было заложено в планировочную структуру уже в первые годы существования нашего города. Она стала хорошей градостроительной основой для его дальнейшего развития на двух берегах могучей сибирской реки. Одним из таких крупномасштабных элементов планировочной структуры города и является Красный проспект. Хотелось бы, чтобы уникальность, неповторимость проспекта, отраженная в его названии, не утратилась со временем, а напротив — получила дальнейшее развитие.

Наиболее ответственную задачу в этом плане представляет отрезок проспекта от ул. Гоголя до площади им. Я. М. Свердлова. Это наиболее старый участок, формировавшийся на протяжении многих десятилетий. Проект детальной планировки центра, решая проспект как главную улицу города, предполагал насыщение его учреждениями обслуживания, ограничение движения транспорта, сохранение и реставрацию бульвара как неотъемлемой части проспекта. Предлагалось также поставить ряд домов повышенной этажности для того, чтобы подчеркнуть доминирующую композиционную роль Красного проспекта в структуре центральной зоны. Первым таким зданием стала гостиница «Октябрьская» у выхода ул. Ядринцевской. Специалисты высказывают разные мнения о том, насколько удачно оно размещено. Одно бесспорно — здание гостиницы несет в себе индивидуальность архитектурного облика и стало в ряд лучших построек проспекта (23).

Основные положения реконструкции Красного проспекта, заложенные в проекте детальной планировки центра Новосибирска, потребовали дальнейшего развития. Новосибирский горисполком и новосибирская организация Союза архитекторов РСФСР в 1986 году провели городской закрытый конкурс на проект реконструкции Красного проспекта. Целью его стал поиск предложений по реконструкции, архитектурно-художественному оформлению, организации транспортного и пешеходного движения, благоустройству и озеленению главной улицы города на участке от южного начала до ул. Гоголя. К участию в конкурсе были приглашены ведущие проектные коллективы города.

В дополнение к предложенным программой конкурса границам проектирования авторская группа института Новосибгражданпроекта, завоевавшая первую премию (24), рассмотрела принципиальные вопросы реконструкции проспекта также на участке от ул. Гоголя до железнодорожного путепровода. Эта   дополнительная работа была продиктована градостроительными требованиями комплексного взгляда на застройку проспекта в указанных, четко фиксируемых, границах. В основу проектных предложений   положены решения нового генерального плана  города и проекта детальной планировки центра Новосибирска. В связи с этим в рассматриваемых границах основную транспортную и композиционную  нагрузку несет отрезок проспекта от путепровода до ул. Горького. Нижний отрезок проспекта от ул. Горького до ул. Большевистской играет меньшую транспортную и композиционную роль, однако наиболее ценен в историческом плане; здесь возникли первые каменные постройки, сосредоточены наиболее  интересные  архитектурные  памятники, отсюда получил свое развитие Красный проспект посредством последовательной обстройки тракта, идущего в северном направлении по прорубленной в сосновом лесу просеке. Длительная история формирования Красного проспекта наложила отпечаток на его архитектуру. Историческая и культурная его ценность определила и подход к его реконструкции: максимальное сохранение капитальной застройки с реконструкцией лишь тех ее фрагментов и отдельных зданий, где имеется большой материальный износ и нецелесообразен или невозможен ремонт. По мнению авторов данных проектных предложений проспект должен сохранить привычный облик. Однако это не исключает, а напротив, предполагает реконструкцию зданий, обновление или частичную замену отделки, качественно новый уровень благоустройства и городского дизайна.

Основу проектных разработок составляют предложения по завершению застройки Красного проспекта в рассматриваемых границах для достижения композиционной целостности и единства. В данном случае, по мнению авторов проекта, важным представляется не только и не столько физическая заполненность пустот, которые на сегодняшний день еще имеются, сколько приобретение новых композиционных качеств. Дело в том, что интенсивное строительство на прилегающих к проспекту территориях (ул. Челюскинцев, Нарымская, Фрунзе и др.) резко повысило их композиционную значимость, принизив тем самым композиционную роль главного городского проспекта. В этих условиях проспект приобрел нехарактерную для него в прошлом провинциальность. «Столичный» характер ему вернут высотные элементы застройки, размещаемые в узловых местах. При этом в проектных предложениях намечено провести реконструкцию проспекта поэтапно: часть зданий предполагается построить к 100-летнему юбилею Новосибирска, реализация остальных предложений отодвигается на более отдаленные сроки.

Бульвар — один из основных элементов архитектуры проспекта. Его архитектурно-художественная роль превалирует над функциональной. Поэтому предлагается четкое и простое его решение без особого насыщения элементами малой архитектуры. Озеленение должно быть осуществлено древесными и кустарниковыми породами, Допускающими работу по искусственному формированию кроны. Выращивание вдоль бульвара высокорастущих деревьев, разделяющих зрительно проспект на две половины, по мнению авторов, недопустимо. Озеленение бульвара дополнено системой декоративных элементов и визуальной информации.

Некоторой реконструкции подвергается Первомайский сквер. Существующий фонтан будет дополнен цветомузыкальным, создающим особую атмосферу в этом излюбленном уголке отдыха жителей города в летний период.

Намечена реконструкция сквера Героев революции, где в комплексе с Домом Ленина (предлагается использовать это здание как центр идеологического воспитания) разместится музей революции, на одной из стен которого выполнено монументальное панно (художник-монументалист А. С. Чернобровцев).

В транспортном отношении за Красным проспектом сохраняются функции городской магистрали с ограниченным движением транспорта и интенсивным пешеходным движением в зоне сосредоточения объектов массового притяжения. В связи со строительством метрополитена уменьшается роль наземного общественного транспорта, который берет на себя короткие перевозки.

Чтобы нагляднее проследить развитие архитектурно-планировочной структуры и застройки городского центра, нам хотелось бы пригласить читателя на своеобразную экскурсию по центральной зоне города. Представьте себе, она совершается в канун нового, XXI столетия (это не такое уж далекое время — немногим более десяти лет). Представьте себе, что после долгого отсутствия вы вернулись в родной город ранним летним утром.

Медленно подкатывает поезд к перрону. Знакомые с детства контуры железнодорожного вокзала. В последние годы здесь много поработали архитекторы и строители. Здание отреставрировано. Ему вернули первоначальный облик, частично утраченный в результате  многочисленных переделок и реконструкций.  Преобразилась и сама площадь (25). Напротив здания вокзала, рядом с высотной гостиницей, вровень с ее двухэтажным нижним объемом, построено новое здание универмага, завершившее формирование периметра застройки. Реконструирован фасад жилого дома, ограничивающего пространство площади с северной стороны. Появились нижние уровни площади. Она стала двухэтажной и даже в отдельных местах трехэтажной. О существовании нижних этажей можно догадаться лишь по лестничным и эскалаторным спускам вниз, где расположены станция метро «Площадь Н. Г. Гарина-Михайловского» и подземные переходы из здания вокзала непосредственно к перрону станции метро, к посадочным платформам городского наземного транспорта (автобус, троллейбус, такси). Здесь же размещены автостоянки для легкового транспорта, въезд на которые осуществляется с ул. Шамшурина, проходящей мимо здания вокзала в выемке. Так архитекторы использовали особенности рельефа площади, решая достаточно сложную проблему разделения транспорта и пешеходов, проблему размещения необходимых площадей для стоянок автомобилей в условиях стесненности застройки.

Многоуровневое решение позволило без ущемления такой важной функции площади, как транспортная (это один из важнейших транспортных узлов), сделать площадь одним из привлекательных архитектурных ансамблей исторической части городского центра.

Представительное здание вокзала, высотная гостиница, раскрывающиеся с площади прямые проспекты — все это придает этому месту столичный характер огромного промышленного и научного центра. Чистота, опрятность, хорошо выполненная система информации (транспортной, адресной и другой) свидетельствуют о большой культуре города. Как это важно: с первых шагов в городе почувствовать заботу о человеке, о его самочувствии и настроении!

Пешеходная зона площади имеет зеленый «островок» — маленький скверик в северной части. Он решен простыми прямоугольными коврами газонов. Здесь размещен памятник Н. Г. Гарину-Михайловскому — писателю, инженеру-изыскателю, одному из тех, кто стоял у истоков нашего города. Его имя носит площадь. Здесь же можно обратиться в справочное бюро, купить газету: на площади все к услугам пассажиров. Их движение не пересекается с движением транспорта, который уже прибывает на площадь. Несмотря на ранний час, привокзальная площадь живет непрекращающейся ни на миг жизнью.

В четыре ряда разместились в транспортной зоне платформы для пассажиров, едущих сейчас в разные уголки большого города. Перейти этот напряженный участок площади помогут подземные переходы. Но мы пока не будем пользоваться городским транспортом. С площади хорошо просматриваются контуры новой застройки Вокзальной магистрали, которая, наконец, получила свое завершение. В контрасте с протяженной лентой 9-этажного жилого дома, расположенного с северной стороны улицы, на ее южной стороне, долгое время остававшейся незастроенной, выросли богатые по силуэту группы жилых домов, высотой в  8,10,13 этажей. Развитые  нижние жилых домов образуют почти непрерывный фронт учреждений торгового, культурно-бытового и общественного назначения. Новое здание выстроено рядом с Домом книги. Это учебный корпус института легкой промышленности (26). Строительством его завершена застройка магистрали, связавшей площадь им. Н. Г. Гарина-Михайловского с площадью им. В. И. Ленина по прямой линии, В прошлое ушло то время, когда не было этой транспортной и композиционной «связки» и эти площади соединяла ул. Ленина.

Ул. Ленина — одна из самых старинных улиц города. Когда-то она называлась Михайловской и сплошь состояла из одно-, двухэтажных деревянных домов. Еще не так давно на месте пересечения улицы с нынешним проспектом Димитрова был глубокий овраг, в котором ютились в несколько ярусов ветхие домишки. Сейчас этого места не узнать: широкий проспект с потоком машин, нарядные газоны, высотное здание гостиницы «Интурист». Обновился и похорошел сквер около бывшего здания театра
«Красный факел».

Ну, а сама ул. Ленина, как изменилась она? Прежде всего, она стала пешеходной. После тщательных проработок специалисты нашли возможность убрать с нее поток общественного и личного транспорта, перенеся его на прилегающие улицы и предусмотрев в этом районе тупиковые подъезды к жилым и общественным зданиям. Пешеход стал полновластным хозяином этой улицы, а она приобрела значение своеобразного культурного и обслуживающего центра исторической части города.

В основу реконструкции улицы положены предложения, полученные в результате городского конкурса (1986 год). Каким из этих многочисленных предложений будет отдано предпочтение при реализации, сказать сейчас трудно. Мы же хотели провести читателя по улице, сложившейся в нашем представлении и нарисованной в одном из конкурсных проектов (27).

В чем характерная особенность этого проекта? Пожалуй, в том, что авторы, решая функциональную задачу превращения улицы в активную пешеходную зону, особое внимание уделили образной и идеологической сторонам. Ул. Ленина в данном проекте не только и не столько развлекательный центр, сколько воспитательный. Для такой расстановки акцентов есть все основания. Во-первых, название улицы связано с именем В. И. Ленина; во-вторых, история формирования улицы фиксирует эпохальные события в жизни нашего государства. Возьмем начало проектируемого отрезка улицы у проспекта Димитрова. Дом культуры им. Октябрьской революции, ул. Революции, дореволюционные постройки (бывшее здание народного собрания, школа), место, где в 1918 году после неравного боя с белочехами и колчаковцами были схвачены, а затем расстреляны первые деятели Советской власти — все это напоминает о событиях Великой Октябрьской социалистической революции. Вот почему и площадь, которая формируется на пересечении улиц Ленина и Революции, авторы предлагают назвать площадью Революции. 

А вот один из старейших и любимых горожанами двухзальный кинотеатр «Победа», построенный в послевоенные годы и названный в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне. Здесь предложено организовать небольшую пешеходную площадь с фонтаном, назвав ее площадью Победы.

И, наконец, площадь им. В. И. Ленина, практически уже в основном сформированная, венчает проектируемый отрезок пешеходной улицы. Таким образом, в названиях улицы и отдельных ее узлов заложена сквозная смысловая связь. Здесь как бы отразилась история борьбы нашего народа за становление, укрепление Советской власти, защиту социалистического Отечества. Соответствующим образом решается и архитектура улицы, ее художественное оформление, благоустройство и озеленение, функциональное использование первых этажей выходящих на улицу зданий.

Итак, продолжим нашу экскурсию. Площадь у бывшего здания театра «Красный факел» — площадь Революции, вместе с этим зданием, Домом культуры им. Октябрьской революции, в котором сейчас размещается уже Дом творческих союзов (а их в городе семь), театром кукол и другими зданиями, а также элементами благоустройства  и  художественного   оформления, передает   дух революционного периода. В сквере у театра поставлен обелиск, посвященный борцам за Советскую власть. Активный рельеф в месте пересечения улиц Ленина и Революции помогает созданию своеобразного амфитеатра, эпизодически используемого для проведения митингов, фестивалей, импровизированных концертов. Открытая сцена позволяет в теплое время года проводить здесь сценические постановки с использованием новых постановочных средств. В зимнее время она становится зимним детским городком.

Следующая площадь на  пешеходной улице — площадь Победы. Данный фрагмент улицы воссоздает   атмосферу послевоенного периода жизни нашей страны. Это достигнуто не только архитектурой кинотеатра и соседних зданий, элементами малой архитектуры, декоративно-монументальным оформлением, но и дополнительными средствами: работает фонтан; с помощью акустической системы, вынесенной на фланкирующие объемы аркады кинотеатра, площадь озвучена старыми мелодиями военных и послевоенных лет... Хотелось бы найти во всем интерьере площади такие средства художественной выразительности, позволяющие точнее и художественно тоньше передать атмосферу всеобщего народного праздника, которую принес май 1945 года. Весь участок пешеходной улицы между проспектом Димитрова и ул. Советской используется по-разному. Так, например, в первых этажах жилых домов размещаются, наряду с существующими магазинами, торговые комплексы «Товары для мужчин» и «Товары для женщин», книжный магазин «Букинистическая лавка», молодежный клуб с фонотекой, выставочный зал. В ряде мест созданы мобильные структуры, как бы заполняющие свободные пространства, организующие и объединяющие отдельные здания. Они используются для организации мелкой торговли, экспресс-питания, сезонной торговли, для отдыха посетителей. Появились на первой пешеходной улице Новосибирска и открытые  кафе, действующие в летнее время.

Разнохарактерны и разновременны здания, формирующие пешеходную улицу. Если участок, где размещены объекты культуры, торговли, обслуживания, очень живописен и включает в себя здания, построенные как в начале века, так и в наши дни, то участок между площадью им. В. И. Ленина и ул. Советской выполняет, главным образом, деловые функции, и здания, стоящие здесь, строги и просты по архитектуре. Задача достижения композиционной целостности застройки достигнута на всей пешеходной улице, благодаря единому принципу благоустройства и общему колористическому решению, базирующемуся на теплой цветовой гамме. Применение покраски плоскостей фасадов сочетается при этом с облицовкой первого этажа и цоколя естественным камнем или покрытием декоративной каменной штукатуркой.

Площадь им. В. И. Ленина, завершающая пешеходную улицу, начинается подземным пассажем, связанным с входами на станцию метро «Площадь В. И. Ленина». Это — одна из старейших площадей Новосибирска. Ансамбль ее складывался в течение нескольких десятилетий. История каждого из зданий, стоящего на площади, сама по себе могла бы занять не одну страницу, раскрывающую далекие годы становления Новосибирска...

В самом начале 80-х годов в Новосибирске появилась новая магистраль — Октябрьский проспект, соединяющая историческую зону города от Красного проспекта по Октябрьскому мосту через долину Каменки с ядром нового общегородского центра. Начинаясь на месте пересечения ул. Горького с Красным проспектом комплексом семиэтажных зданий, образующих своеобразную площадь, Октябрьский проспект мимо нового жилого дома, продлившего фронт застройки южной стороны проспекта (28), выводит нас к площади перед Новосибирским театром юного зрителя. Это здание, построенное в одиннадцатой пятилетке по проекту, выполненному в институте СибЗНИИЭП (29), как большой корабль из гавани, выходит на площадь из нового сквера, заложенного между улицами Каменской и Серебренниковской и являющегося продолжением Центрального парка культуры и отдыха (30). Стоя у здания театра юного зрителя, мы зримо ощущаем непосредственную взаимосвязь исторической зоны центра с его новыми ансамблями, выросшими на противоположном берегу долины.

Энергичный изгиб Октябрьской транспортно-пешеходной эстакады, парящей над поднявшейся зеленью парка (31), выплескивает поток машин на ул. Кирова, которую, конечно же, узнать невозможно. Она значительно расширена, на большом отрезке ее высятся современные здания. В ее застройке, характере мы видим новый проспект, подхватывающий и логично продолжающий Красный проспект как главную улицу города.

В этой «связке» значительна композиционная роль двух ансамблей, расположенных на противоположных берегах Каменки. Вслед за зданием ТЮЗа на правом берегу достроен спортивный зал «Динамо» (32) в едином комплексе с существующими спортивными сооружениями. На противоположном берегу реки, рядом со зданием обкома КПСС и другими зданиями административно-делового центра, севернее ул. Шевченко, построен новый жилой массив (33). Отсюда, от здания ТЮЗа, хорошо видны корпуса Высшей партийной школы (34), корпуса новых зданий городского центра, в том числе оригинальное здание Дворца пионеров (35).

Долина Каменки. Закаменский район, или Закаменка. Давно ли все это было? Давно ли на месте этого парка зиял глубокий овраг, который был полностью застроен малоэтажным жильем? Даже крутые склоны, как ласточкиными гнездами, были облеплены одноэтажными домишками. Как трудно налаживалась    транспортная связь Центрального района с Октябрьским: практически она осуществлялась по узкому мосту в створе ул. Сибревкома. Какая большая работа проведена городом за истекшие 30 лет (36). Это    особенно остро ощущаешь, проходя по эстакаде, глядя на свежую утреннюю зелень раскинувшегося внизу парка, на красивый ковер цветников, хорошо просматриваемый с эстакады, на поднявшиеся по обоим берегам долины многоэтажные нарядные жилые и общественные здания. Развивающийся центр растущего города приобрел здесь новое качество, новый масштаб, новые возможности композиционного развития, включив в свою среду характерные участки природного ландшафта.

Пройдя по новому бульвару вдоль ул. Кирова, миновав входы в станцию метро «Октябрьская», попадаешь на то место, откуда открывается впечатляющая перспектива на Обь и левобережье. Это — та самая пешеходная эспланада — главный выход из центра к сибирской реке. Здесь должна быть главная площадь, контуры которой уже улавливаешь в ряде зданий, но площадь еще полностью не сформирована.

Полнокровной жизнью живет пешеходная улица — эспланада. Здесь построены выставочные залы, крупные специализированные магазины, культурно-просветительный комплекс с новым зданием театра «Красный факел». Сейчас «ожила» и набережная, вселявшая столько опасений пессимистам, не признававшим ее.

Проходя по эспланаде, можно увидеть город таким, каким ему еще предстоит стать: совершенно неожиданные ракурсы, перспективы раскрываются с высоких точек левого берега Каменки! Эти точки можно сравнить разве только с видовыми площадками, размещенными на бровке левобережной террасы Оби, откуда также открываются необозримые пространства города.

Понятие центра города в сознании горожан всегда было прочно связано с правобережьем. Но теперь со строительством на высоком левом берегу Оби целого комплекса крупных зданий общественного назначения, с открытием городка областной выставки достижений народного хозяйства и спортивного центра в пойменной части левобережья территориальные и визуальные границы городского центра значительно расширились. Акватория Оби, пространства ее долины все более активно включаются в композицию центра. Полнее ощущается масштаб города, размах его магистралей и площадей, парков и набережных. И все это задано природой, органично подхвачено планировочной структуры города, основными элементами его архитектурно-планировочной и объемно-пространственной композиции.

«А как же климат? — задаст резонный вопрос оппонент.— Не находятся ли в противоречии градостроительные принципы с природно-климатическими особенностями?» Конечно, эти вопросы не должны ускользать из поля зрения архитекторов и проектировщиков. Крупный масштаб пространств, элементов планировочной структуры и объемно-пространственной композиции крупного города немыслим без формирования пространств другого масштаба, приближенного к человеку. Элементами такого масштаба всегда были уютные городские улицы, площади, скверы, жилые дворы... Открытая пешеходная эспланада в наиболее активной зоне городского центра может быть дополнена закрытым пассажем (зимняя улица). Архитектор призван формировать городскую среду не только эстетически комфортную, но и достаточно комфортную физически. Наши санитарные нормы достаточно жестко регламентируют использование подземных пространств. Сегодня это направление, которое известно в профессиональной терминологии — как «подземная урбанистика», весьма перспективно. И без широкого использования подземных этажей (не только для технических нужд) город не может быть полноценным, особенно если речь идет о ядре городского центра. Именно этот принцип, с элементами функционального зонирования не только по горизонтали, но и по вертикали, был заложен в свое время авторами проекта центра Новосибирска.

Новосибирск: город к 2000 году. М.Р. Колпакова, Г.Н. Туманик 

Комментарии

Добрый день. Помогите, пожалуйста, с поиском информации по автору фонтана "Детский" в Первомайском сквере. Спасибо. Анна.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер