НА ПУТИ К ТЕАТРУ

Сегодня здание Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НГАТОиБ) — символ нашего города, опознавательный знак, эмблема его архитектуры и культуры. Оно находится в центре исторического ядра Новосибирска, на его главной площади — площади имени В. И. Ленина, являясь одновременно главным зданием Центрального района города и самой площади. В самом расположении здания театра сказалась стародавняя историко-культурная традиция русского градостроительства размещать театральные здания как храмы искусства в самом видном месте города с приданием сооружению ведущей градостроительной роли в планировочной структуре его центральной части. Как и во многих русских городах — Москве, Ленинграде, Свердловске, Горьком, Иркутске, Омске — театр в Новосибирске занял центральное место, замыкая своими абрисами (контурами) ряд улиц города, выделяясь в его панораме своим характерным силуэтом и крупным масштабом.

Размещение здания театра (как и самой площади в плане города) на пересечении двух перпендикулярных направлений: север — юг и восток — запад (с отклонением направлений всего лишь в 7°), как и в античном градостроительстве или иных культурах древности, ассоциируется с главным местом города. Своей продольной осью здание ориентировано, как и главные культово-соборные сооружения в средневековом городе, с запада на восток. В глазах жителей средневековых городов средокрестие главных улиц традиционно имело символико-сакральное значение. Это — исходное место, от которого воспринимается вся картина городской среды, начальная точка отсчета пространственных координат ориентации в городской застройке. Здание театра как стабильный объект включается в схему человеческого поведения.

При выборе места для здания театра в Новосибирске не возникало сомнений о необходимости его расположения только в центре города, в его историческом районе. Театральные работники были убеждены, что только в этом случае театр будет успешно участвовать в культурной жизни города.

Здание театра оперы и балета в Новосибирске типологически неординарно, имеет сложную планово-объемную структуру и силуэт, большую массу и крупный градостроительный масштаб. Необычен его архитектурный образ, как и необычны его проектирование, строительство и реконструкция. И все это было обусловлено в значительной степени необычностью социального заказа на сооружение этого здания и хода культурной революции в стране, в Сибири, в самом Новосибирске...

Культурное строительство в городе после Октябрьской революции, а затем после гражданской войны, развивалось с большими трудностями и начиналось при крайне истощенной материальной базе. Культурных учреждений в городе было мало и до революции, число их сильно сократилось во времена колчаковщины и белогвардейщины. Нужны были огромные усилия работников просвещения для развертывания среди населения просветительной работы и, в первую очередь, ликвидации неграмотности, которая проводилась на основе декрета СНК от 26 декабря 1919 года. В нем предлагалось всему «населению Республики в возрасте от 8 до 50 лет», не умеющему «читать и писать», обучаться «грамоте...». Это требование распространялось и на красноармейцев. «Для ликвидации безграмотности органам Народного Комиссариата Просвещения предоставляется право использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, помещения на фабриках, заводах, в советских учреждениях и т. п.»

В 1923 году состоялся X Всероссийский съезд Советов, который утвердил широкую программу народного просвещения. В ней планировалось создание единой трудовой школы, развитие сети библиотек, изб-читален, укрепление материальной базы школы. Съезд обратился с призывом «ко всем рабочим и крестьянам республики отдать максимум силы и средств на дело народного образования».

В июле 1921 года в Новониколаевск (Новосибирск) Постановлением ЦИК СССР от 12 февраля 1926 года Новониколаевск переименован в Новосибирск) из Омска переехали Сибревком, Сиббюро ЦК РКП (б), Сиббюро ЦК РКСМ. С этого времени город становится центром Сибирского, а затем Западно-Сибирского края. В 1922 году агитационно-пропагандистский отдел Сиббюро ЦК РКП (б) разработал план ликвидации неграмотности в Сибири» По данным переписи 1920 года, в среднем по Сибири на 100 человек было 80 неграмотных. В Новониколаевской губернии две трети населения были неграмотны. Уже на 1 января 1924 года в Новониколаевской губернии работало 274 ликбезпункта, а по всей Сибири их было в четыре раза больше. Однако начальным обучением в Сибири было охвачено только 62% детей школьного возраста, что было вызвано нехваткой помещений. Проблемам народного образования было посвящено всесибирское совещание заведующих губоно, проходившее в мае 1923 года в Новониколаевске. На нем присутствовал нарком просвещения А. В, Луначарский. В докладе о «Просветительской политике Советской власти» он выразил убеждение, что «Сибирь переживает тот же момент оживления... который можно наблюдать и в Европейской России» (А. В. Луначарский в Омске. — Омск, 1923.— С. 12.). А. В. Луначарский посетил школы, библиотеки, детдома, железнодорожные мастерские, встречался с литераторами — организаторами журнала «Сибирские огни». В городском музее, возникшем в 1920 году и разместившемся в бывшем одноэтажном каменном доме купца Когана, нарком отметил, что сам музей является «прекрасным образовательным пособием» (В 1926 году городской краеведческий музей был переведён в бывший дом купца Ф. Д. Маштакова на Красном проспекте, 9.). Он писал затем (в 1929 году), что в СССР нет музея, подобного новосибирскому, созданному по принципу изучения производительных сил Сибирского края.

С 1923 года в Новониколаевске, как и по всей Сибири, начинается новое школьное строительство. До 1932 года в городе было построено 2 каменных и 13 деревянных школ, 4 здания были приспособлены под школы — всего 118 классов. Но в течение всех 20-х годов трудности со школами не проходили.

Население города стремительно росло. Если по переписи 1920 года в нем проживало 67054 человека, то в 1931 году уже 179900 человек. В 1929—1930 годах в Новосибирске было введено всеобщее начальное обучение, а также поставлен вопрос об охвате начальной школой переростков в возрасте 11—15 лет. В это время постоянно увеличивались расходы на нужды культурного строительства, и прежде всего — на просвещение. Уже к 1925 году расходы на просвещение стали самыми крупными в бюджетах городов Сибирского края.

Среднее профессиональное образование в Сибири также было  развито  недостаточно,  не  хватало  педагогических кадров, среднего медицинского персонала. Попытка организовать в Новониколаевске учительский институт окончилась безрезультатно. Еще 28 августа 1917 года в газете «Сибирская жизнь» было объявлено об открытии в городе с разрешения  Министерства просвещения учительского института с высше-начальным училищем при нем (до этого в Новониколаевске существовала учительская семинария). Открытие института состоялось только 25 февраля 1918 года. В него было зачислено всего 44 человека. Институт сформировался из трех отделений: историко-филологического, физико-математического и естественно-географического. Но в мае 1918 года Советская власть в Новониколаевске пала, а после ее восстановления в институте велось преподавание по новым программам: общая и детская психология, теория воспитания и обучения с основами единой трудовой школы, история педагогических учений, политическая экономия, школьная гигиена, педагогическое рисование и др. В феврале 1920 года занятия в институте прервались в связи с эпидемией тифа, но в июне 1920 года состоялся его единственный выпуск (в нем было 9 человек) Вечерний Новосибирск.— 1978.— 27 ноября). Ряд техникумов открылся в конце 20-х — начале 30-х годов. Так, в ноябре 1929 года был открыт химический техникум (он разместился в здании бывшего реального училища по улице Спартака). Техникумы сельскохозяйственного профиля — землеустроительный, полеводческий, зооветеринарный — были открыты в 1930 году в здании, построенном по проекту архитектора А. Д. Крячкова в Октябрьском (Закаменском) районе.

До 1929 года в Новосибирске не было высших учебных заведений. Однако в декабре 1926 года в городе состоялся первый Сибирский краевой научно-исследовательский съезд. На нем завершился процесс консолидации научно-общественных сил по вопросам строительства и развития советской культуры (Культурное строительство в Сибири. 1917—1941. Сборник документов,—Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1979.— С. 143—145.). Еще в 1925 году в Новосибирске было создано ОИС — Общество изучения Сибири и ее производительных сил «как со стороны ее естественных богатств, так и со стороны народонаселения и его культуры в целях содействия государственной власти в разрешении стоящих перед ней задач по социалистической реконструкции народного хозяйства, культуры и быта края и вовлечения широких масс населения в научно-исследовательскую и краеведческую деятельность». Оно имело два сектора: научно-исследовательский и массово-краеведческий. В 1928 году организовано Сибирское краевое отделение Всесоюзной ассоциации работников науки и техники для содействия социалистическому строительству (ВАРНИТСО), задачей которого было внедрение достижений науки и техники в социалистическое строительство. В следующем, 1929, году начинает действовать Западно-Сибирское отделение всесоюзного общества «Техника — массам» (располагалось во Дворце труда). Отделение распространяло и внедряло технические знания в массы и устраняло их техническую неграмотность.

В этом же году начинается работа по созданию Сибирской Советской Энциклопедии — как первого опыта краевой энциклопедии в стране. Ее статьи должны были отражать все стороны жизни Сибири: географию и природу, историю и современность, промышленность и сельское хозяйство, культуру и искусство, биографии выдающихся людей, чья деятельность была связана с Сибирью.

В марте 1926 года в Новосибирске проходил первый съезд писателей Сибирского края, на котором был оформлен Союз сибирских писателей. В августе этого же года было создано общество художников «Новая Сибирь», целью которого стала культурно-просветительная работа.

В течение 20-х годов большую культурную работу в Новосибирске проводили клубы, являвшиеся центрами просвещения трудящихся. Их деятельность была чрезвычайно разнообразной и тесно связанной с повседневной жизнью страны, с организацией досуга и нового быта трудящихся. До революции в городе работало несколько клубов. Общество приказчиков создало свою библиотеку- читальню и осуществляло культурную работу, являясь в некоторой степени средоточием революционно-политической жизни. Клуб железнодорожников существовал с 1905 года. В дни Первой русской революции здесь по призыву Обской группы РСДРП проходили митинги рабочих города.  Помещение железнодорожного клуба при депо было центром всей политической жизни станции и города. При Советской власти в городе широко развивается клубная работа. Ведущую роль при этом играла Красная Армия с ее развитой системой культурно-политической работы. Клубы были созданы при многих предприятиях города: клуб имени Петухова — Союза пищевиков — работал на Фабричной улице с 1920 года; клуб молзавода Сибкрайсоюза находился на улице Некрасова; при Холодильнике также работал клуб. Позже создаются: клуб «Сибирский строитель» (1925 год) при Западно-Сибирском краевом отделе строителей; клуб кожевников имени 10-летия Октября (1927 год); клуб работников просвещения.

Клубное строительство началось в Новониколаевске в 1924—1925 годах. Были построены: железнодорожный клуб «Транспортник»  (1926 год); клуб «Союза совторгслужащих»  (1927 год); районный Закаменский рабочий клуб (1927 год). Здания клубов, будучи 2—3-этажными, каменными,   со зрительными залами на несколько сот человек каждый, имели провинциальную, эклектическую и маловыразительную архитектуру. Даже самое крупное из них — здание клуба «Союза совторгслужащих» — сразу после окончания строительства получило невысокую оценку общественности, а его автор, архитектор И. А. Бурлаков, привлекался к судебной ответственности за низкое качество архитектуры сооружения. Этот клуб имел зал на 600 мест, фойе, «малый зал» на 200 человек и значительный набор клубных помещений с библиотекой.

Клубные здания были важными центрами просвещения трудящихся города, где велась большая лекционная работа, проходили различные хозяйственно-политические кампании, имелись многочисленные кружки. При клубах создавались секции молодежи, организовывались пионерские отряды, партийные коллективы.

В городе рано появилось кино. В 1904 году состоялась первая демонстрация синематографа. Предприниматель ф. Ф. Махотин в деревянном балагане на Ярмарочной площади при помощи проекционного аппарата французской фирмы братьев Люмьер показывал короткометражные фильмы, а затем, после городского пожара в 1909 году уничтожившего и его «балаган», Ф. Ф. Махотин достроил на Николаевском (ныне Красном) проспекте новое деревянное здание синематографа, названного первым электротеатром. Потом открылись и новые кинотеатры: «Художественный», «Диана», электротеатр «Заря» (в каменном доме Ф. Д. Маштакова на Николаевском проспекте), Образцово первоклассный электротеатр «Фарс» на Тобизеновской (ныне Горького) улице и др.

При Советской власти в городе получило значительное развитие кино. В 1922 году декретом СНК было организовано «Госкино», а в 1924 году возникает Всероссийское акционерное общество «Совкино», к которому перешло сибирское отделение «Госкино». Для «Совкино» в 1924 году было построено здание кинотеатра по проекту архитектора А. Д. Крячкова на углу улицы Октябрьской и Красного проспекта (впоследствии кинотеатр имени В. В. Маяковского). Возникшая в Сибири потребность в кинопроизводстве для решения задач «коммунистического просвещения и агитации» на основе сибирских материалов разрешилась созданием в 1926 году акционерного общества «Киносибирь», которому была передана вся сеть киноустановок края (исключая клубные и военные киноустановки). В Новосибирске была организована и построена кинофабрика, выпускающая полно- и короткометражные фильмы.

Театральная культура Новосибирска уходит в глубины его истории, ко временам строительства железнородожного моста через р. Обь, который дал жизнь поселку строителей железнодорожного пути, быстро выросшему (за 10 лет) в уездный город Томской губернии. Инженер-мостовик, начальник работ по постройке моста Г. М. Будагов не только построил первую школу (деревянную) в поселке, но и организовал при ней общепоселковую читальню, хор из рабочих-мостостроителей, а позднее (в 1896 году) и любительский театральный кружок, которым руководил учитель Н. В. Козлов— музыкант, художник и артист. Этот кружок даже поставил оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В 1898 году в поселке строится деревянный «театральный зал» под вывеской «Первое общественное собрание служащих». В петербургском журнале «Театр и искусство» (за 1897 год) в год окончания постройки моста через р. Обь была опубликована корреспонденция из «Новониколаевска Томской губернии», в ней говорилось о нескольких гастрольных спектаклях, которые «публика воспринимала... оживленно». Автор корреспонденции высказал убеждение, что «в Новониколаевске со временем дело дойдет и до театра...» (Рясенцев Б. История и театр//Вечерний Новосибирск. 1968.—21 августа.).

Этот же журнал позднее (в 1902 году) сообщал, что в Новониколаевске «пьесы ставились на сцене при железнодорожной станции Обь и в здании Общественного собрания». Журнал  вновь  уверял,   Что «театральное  дело в Новониколаевске имеет почву... Как только Новониколаевск утвердят городом, то здесь может утвердиться приличная труппа». Театральная труппа не утверждалась в городе до самой Октябрьской революции, хотя Новониколаевск ежегодно посещали и давали гастроли многие театральные труппы. В 1912 году 10-летний юбилей своей деятельности отметил один из любительских драматических кружков города. В 1909—1910 годах в Новониколаевске гастролировала и группа  актеров  Малого  театра (с В. Пашенной) в саду «Альгамбра», в полуресторанном помещении «Яр». В 1910 году в Общественном собрании прошли гастроли драматической труппы П. А. Рудина. Там же 19 и 21 февраля 1910 года артисты петербургской оперы по одному разу исполнили оперы «Жизнь за царя» И «Демон». Зал Общественного собрания к этому времени уже разместился во вновь построенном по проекту гражданского инженера А. Д. Крячкова здании Городского (торгового) корпуса в центре Ярмарочной площади. В нем был зал на 1000 человек. Он был самым большим и красивым помещением в Новониколаевске до революции.

В 1912 году на Фабричной улице был открыт «Александровский сад» (Сосновка), в котором находился самый большой в то время летний театр, где гастролирующие труппы знакомили новониколаевцев   с произведениями русской классики. Здесь выступал известный актер П. Н. Орленев. К этому же году архитектор А. Д. Крячков для буржуазии города построил ампирный особняк — «Коммерческое собрание» (Деловой клуб), в котором был зрительный зал  для гастролирующих артистов, помимо собственно клубных помещений. До революции в этом здании устраивались концерты, проходили гастроли профессиональных театральных трупп, ставились спектакли любительских объединений, хотя зрительный зал собрания, вмещающий несколько сот человек, не был оборудован сценическими устройствами.

В деревянном  здании цирка Стрепетова гастролировала оперетта. Тем не менее в 1043 году местная газета жаловалась: «Недостаток театра у нас ощущается сильнее. Да и само собой понятно, что при 75—80-тысячном населении одна сцена в Общественном собрании — этого чересчур мало». Начавшаяся в 1914 году первая мировая война прервала строительство здания Народного дома, возводившегося по проекту архитектора А. Д. Крячкова. Оно было заказано Новониколаевским обществом народного образования. По проекту в нем были зрительный зал на 1188 мест в партере, на балконах и хорах; сцена с помещением для оркестра на 30 музыкантов; фойе на 400 человек; вестибюль и гардероб на 1000 человек. Сцена имела сценическую коробку с колосниками для театральных декораций.

Уже в марте 1920 года на заседании СибОНО комиссия по организации сибирского государственного театра сделала доклад о его направлении и задачах. При этом считалось, что главной задачей театра является «художественное воспитание масс, развитие в них литературного и художественного вкуса». В докладе отмечалось, что «в настоящее время театр должен являться и является одним из путей внешкольного образования. Он знакомит пролетариат с историей, с историей общественной мысли, с бытом различных классов. Цели, преследуемые и достигаемые через настоящий театр, есть цели исключительно общеобразовательные, но отнюдь не художественно-образовательные. Исходя из того, что искусству и деятелям его всего ближе взять на себя задачи познакомить аудиторию, главным образом, с искусством же, полагаем, что театр в основу свою должен положить «художественное» и все свои силы и энергию направить к достижению этой художественности и стать одним из далеко не последних звеньев в цепи художественно-воспитательных организаций внешкольного воспитания... Естественной и прямой задачей театра является развитие художественной самодеятельности масс, развитие в них художественного вкуса, знакомство с художественными образами литературы и Драматургии. С другой стороны, имея в виду давно уже грозно ставший перед театром и его работниками вопрос о вырождении и смерти театра как такового, наш театр в основу свою должен поставить на один уровень с «художественным» — театральное и постараться выявить в своих работах «театральное» в лучшем значении этого понятия...». Далее в докладе провозглашалось, что «театр Должен достигать своей цели (художественное воспитание) незаметно для зрителя, давая ему чувствовать лишь отдых, наслаждение. Чем больше будет отвечать и обстановка театра этим двум положениям, тем легче и незаметнее идеи театра завоюют себе аудиторию, последователей». Докладчики считали, что «необходимо достижение полной гармонии сцены и зала, связи не только внутренней, но и внешней между творцом-исполнителем и зрителем, для чего желательно, при! постановке каждой особенной по своему «я» пьесы, зал и фойе сливать воедино со сценой посредством украшений, меблировок, устройством выставок соответствующей пьесе эпохи и стиля. Перед началом представления должно быть сказано вступительное слово... В антрактах — музыка, танцы, пение и демонстрация живописи означенной эпохи».

Сибирский государственный театр (1-й Сибирский художественный показательный театр) открылся 16 ноября 1920 года драмой А. Н. Островского «Гроза».

Газета «Советская Сибирь» 4 июня 1920 года писала: «1 июня состоялось открытие политпросветом губвоенкомата гарнизонного  театра  и  сада имени Ленина   (быв. «Альгамбра»). Присутствовали делегаты уездного съезда Советов и красноармейцы». А 22 июня того же года газета извещала об открытии Дворца революции, где была заново оборудована сцена и где в день открытия была поставлена пьеса М. Горького «Враги» в любительском исполнении. На сценах новониколаевских театров шли и пьесы, написанные наркомом просвещения А. В. Луначарским, например,  «Королевский брадобрей», «Медвежья свадьба».

30 августа 1921 года Сибревком принял решение о создании театра оперы в Новониколаевске. Первый профессиональный Сибирский государственный театр музыкальной драмы (Сибгосопера) разместился в здании Дома революции (ныне здание театра «Красный факел»). 27 июня 1922 года решением Сиббюро ЦК РКП (б) был создан Рабочий Дворец и для него было отдано здание Дома революции. В его уставе говорилось о том, что на него возлагается «устройство театра оперного и драматического, всякого рода концертов, празднеств, киносеансов, спортивных состязаний...». Уже в ноябре в Рабочем Дворце состоялась премьера оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». Театр в течение 1922—1928 годов показал значительное число опер русских и зарубежных композиторов, в нем проводилась большая концертная и просветительная работа 29 декабря 1928 года на сцене Сибгосоперы был поставлен балет «Красный мак» (всего лишь через год после его первой постановки в ГАБТ) по либретто М. И. Курилко, на музыку композитора Р. М. Глиэра. Спектакль поставила постановщик и балетмейстер Е. А. Пушкина — прима-балерина балетной труппы, она же танцевала главную партию в спектакле. Ранее Е. А. Пушкина (в феврале 1927 года) поставила в Новосибирске балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро», а в 1929 году балет «Конек-горбунок» композитора Ц. Пуни.

В 30-е годы в Новосибирске появилось сразу три новых театра: ТЮЗ, «Красный факел», и областной театр драмы.

В 1930 году в Новосибирск приехало 10 актеров из ленинградского ТЮЗа во главе с врачом-педагогом Н. Н. Мокшановым, артистами Н. Ф. Михайловым и В. Стратилатовым. 10 июля этого года в городе открылся спектаклем Л. Ф. Макарьева «Тимошкин рудник» театр юного зрителя. Принимать новый спектакль приехал пионер тюзовского движения в стране А. А. Брянцев. Он определял специфику театра для детей как театра педагогического. Единство педагогики и искусства, как принцип А. А. Брянцева, унаследовал и сохранял ТЮЗ Новосибирска.

Театр, основанный режиссером и актером В. К. Татищевым в 1920 году в Одессе из коллектива молодежной группы частной студии Б. Я. Лоренца и А. М. Аркадьева, был назван «Красный факел». Он был передвижным театром, затем 1-м показательным театром Украины, работал в Киеве, Запорожье, городах Донбасса, Ялте, Нижнем Новгороде, Перми, Кузбассе. С 1932 года театр был реорганизован в Сибирский государственный театр с постоянным местопребыванием в Новосибирске.

С 1929 года при Пролеткульте в Новосибирске начинает работать в изостудии выпускник Тбилисской Академии художеств Рогачевский. Он руководил театром малых форм, выступающим от имени сибирского Пролеткульта под лозунгом «Искусство — на службу социалистическому строительству». После роспуска Пролеткульта театр-студия работал при клубе имени Петухова, а затем становится (с 1932 года) областным театром драмы.

С утверждением власти Советов в Сибири последовала революционная перестройка всех отраслей культуры: «от школы и культурно-просветительных учреждений до искусства». 20-е годы были временем подъема на культурном фронте, но, тем не менее, рост учреждений культуры и  масштаб их деятельности  отставали от  потребностей жизни в Сибири и даже в Новосибирске, краевом центре региона. Поэтому идея создания театра нового типа, Большого театра Сибири, переросла в идею организации крупного культурного центра края — Дома культуры и науки.

Искусство способно стать общим ориентиром для разных видов деятельности, его средства могут открыть путь единения форм жизни и ее пространственной среды (здания). В ее основе лежит «социальная драматургия», определяющая цели гармонизации в соответствии с общественным идеалом. Архитектура закрепляет системы деятельности и отношений членов общества, одновременно закрепляет определенные этико-эстетические их идеалы в своей реальной предметности. Она занимает особое место среди других видов искусства, так как выполняет среди них организующую функцию. Архитектура составляет основу среды, в которой существуют другие искусства, создает возможности для их синтеза. Она изменяет свои композиционные схемы в соответствии с актуальными потребностями общества, создавая утилитарные ценности и формируя одновременно духовные ценностные ориентиры, обобщенные представления   о   жизни, утверждая определенное мировоззрение и идеологию.

Не случайно в 20-е годы и появилась потребность с постройкой Дома культуры и науки, Большого театра Сибири, придать городской среде новое эстетическое значение, точнее — придать городу новый образ, подчеркнуть необыденное его восприятие, отличие от повседневности. Поэтому при обсуждении предложений по строительству ДКиН стремились к пространственному обособлению этого сооружения, рассматривали его как эстетический центр архитектурного ансамбля города.

«Новосибирск: что остаётся в наследство…» : Сергей Николаевич Баландин, Владимир Сергеевич Баландин 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер