Предложения по функционально-планировочной организации территории города

 

5.2. Предложения по функционально-планировочной организации территории города
 
5.2.1. Общие положения
 
Предложения по развитию функционально-планировочной структуры основываются на анализе состояния территории города, вытекают из основных направлений комплексного развития и задач территориального планирования города и их соответствия градостроительным, санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям, принципам рационального использования территории, задачам сохранения территорий и объектов культурного наследия.
 
Функциональное зонирование территории выполнено с учетом сохранения охранных зон культурного наследия, при этом использованы материалы по обследованию и проектированию охранных зон исторического и культурного наследия, подготовленные в 2007 году Сибирским институтом «Сибспецпроектреставрация».
 
Город Новосибирск имеет статус исторического населенного места России в соответствии с постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР от 19.02.1990 № 12, коллегии Госстроя РСФСР от 28.02.1990 № 3 и президиума Центрального совета ВООПИиК от 16.02.1990 № 12. На территории города Новосибирска выявлено 219 объектов культурного наследия. Проектом зон охраны памятников истории и культуры города Новосибирска, утвержденным решением Новосибирского облисполкома от 16.02.1987 № 52, установлены границы земельных участков, занимаемых объектами культурного наследия на территории города Новосибирска и зоны охраны объектов культурного наследия (приложение 10, 11, 12).
 
Положения Генерального плана города Новосибирска основаны на преемственности развития города Новосибирска как исторического населенного места с сохранением объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия, зон охраняемого природного ландшафта в соответствии с действующим законодательством.
 
Объективная неравномерность городской среды определяет наличие раз-личных по степени развитости участков территории города Новосибирска, которые имеют разный градостроительный потенциал и применительно к которым не-обходимо разрабатывать и целенаправленно осуществлять соответствующие градостроительные мероприятия по их функциональному и планировочному развитию. 
 
Генеральный план города Новосибирска, учитывая градостроительные особенности и перспективы развития города, предусматривает поэтапное радикальное преобразование и совершенствование функционально-планировочной структуры города путем ликвидации диспропорций в использовании территории и на-метившегося дефицита удобных для освоения территориальных резервов после 2015 года. Это достигается посредством соответствующего перепрофилирования сложившихся зон, определения границ и планировочных параметров территорий перспективного развития. 
 
Планирование развития города Новосибирска, как одного из крупнейших российских городов, предъявляет особые, повышенные требования к формированию архитектурных качеств застройки и уровню благоустройства городской среды. 
 
Исходя из задач развития территорий для размещения объектов капитального строительства различного использования, совершенствования архитектурно-планировочной организации городской территории, приведения ее в соответствие с санитарно-экологическими и противопожарными требованиями, Генеральным планом города Новосибирска предусматривается изменение функционального использования части территорий с целью обеспечения нормативного уровня их благоустройства. 
К ним относятся зоны сезонного характера, используемые в настоящее время для ведения дачного, садоводческого и огороднического хозяйства и занимающие значительные территории города (3831 га, что составляет 7,8 % от общегородской территории). Часть таких земельных участков располагается в водоохраных, санитарно-защитных зонах, а также на подтопляемых территориях, требующих соответствующей инженерной подготовки. 
 
Изменение использования территорий, их перевод из зон временного (се-зонного) проживания в жилые зоны будет способствовать поэтапному их обустройству, включая формирование улично-дорожной сети, объектов обслуживания, прокладку инженерных сетей (водопровод, канализация, газопровод), организацию вывоза и складирования бытовых отходов, благоустройство земельных участков общего пользования. 
Учитывая перспективный характер планируемых мероприятий на период до 2030 года, предусматривается постепенное преобразование сложившихся зон с обеспечением прав физических и юридических лиц на использование существующих земельных участков в соответствии с действующим законодательством. 
 
Предложения по развитию функционально-планировочной структуры сформулированы в соответствии с их наметившейся специализацией в границах крупных планировочных образований (районов и секторов) (приложение 13). 
 
Преобразование функционально-планировочной структуры города производится за счет сохранения и развития сложившейся специализации территорий с учетом планировочных ограничений, резервов, имеющегося градостроительного потенциала. 
 
5.2.2. Центральный планировочный район
 
5.2.2.1. Центральный планировочный район в рамках предложений Генерального плана города Новосибирска выделяется в качестве особо ценной в градостроительном отношении территории. Специализация этой территории связана с исторически сложившимся долговременным характером ее использования в качестве главного городского общественного центра - места сосредоточения уникальных в масштабе города и региона учреждений, комфортной и благоустроенной городской среды. Эта наиболее урбанизированная часть городской пространственной структуры в будущем рассматривается как общественный и культурный центр не только города Новосибирска, но и новосибирской агломерации в целом.
 
5.2.2.2. Для реализации концепции превращения центрального планировочного района в центр крупнейшего города и агломерацию требуется дальнейшее накопление его градостроительного потенциала, для чего должны быть осуществлены следующие мероприятия территориального планирования:
 
осуществление детального зонирования и упорядочения участков территории путем выноса несвойственных для центрального района объектов производственного и коммунального использования, а также четкого выделения жилых территорий, территорий размещения объектов общественно-делового использования, рекреационных территорий;
выделение внутренней территории центрального исторического ядра - места концентрации объектов, представляющих культурную и историческую ценность в сочетании со сложившейся квартальной застройкой, парками, скверами и участками объектов общественно-делового использования общегородского уровня с целью дальнейшей комплексной реконструкции территории с учетом проекта охранных зон памятников истории, культуры и архитектуры;
расширение территорий общественно-делового использования вдоль главных магистралей (улица Кирова, Красный проспект, Ипподромская магистраль, улица Фрунзе), а также с использованием территорий набережных на левом и правом берегах реки Оби для размещения общественных объектов и жилых комплексов;
выделение внутри территории железнодорожного транспорта участков (отстой вагонов, депо, ремонтные мастерские и другие объекты), функциональное использование которых в перспективе может быть изменено для иного вида использование, соответствующего центральному планировочному району, с выносом этих объектов в коммунальные зоны города;
выделение зон для строительства на реконструируемых территориях новых жилых комплексов, градостроительные параметры которых будут соответствовать расположению в центральном планировочном районе;
сохранение существующих озелененных территорий (парков и скверов) и их развитие за счет территорий набережных реки Оби и участков новых жилых зон в долине реки Каменки (микрорайон по улице Фрунзе);
реконструкция местной улично-дорожной сети, резервирование территории для строительства развязок в двух уровнях для превращения Каменской (Ипподромской) магистрали и улицы Кирова в скоростные магистрали непрерывного движения;
строительство подземных автостоянок в узлах пересечения транспортных магистралей и общественного транспорта, вблизи крупных общественных объектов (на площади им. Ленина, вблизи театра оперы и балета), реконструкция гаражного комплекса в долине реки Каменки;
осуществления мероприятий по ограничению въезда в центральную часть города транзитного транспорта индивидуального использования, с обеспечением приоритетного развития общественных видов электротранспорта.
 
5.2.3. Восточный планировочный сектор
 
5.2.3.1. Восточный планировочный сектор исторически сложился как комплексное промышленно-селитебное образование за счет строительства жилых поселков и микрорайонов вблизи крупных промышленных градообразующих предприятий. Вместе с тем здесь сохранились значительные по размеру участки территории, занятые одноэтажной усадебной застройкой без благоустройства и обеспечения городскими видами коммунального и транспортного обслуживания.  
Принимая во внимание важность территории сектора как ближайшего резерва развития правобережной части города Новосибирска, в Генеральном плане города Новосибирска принимается концепция ускоренной реконструкции территории Восточного сектора. Реконструкция застройки и изменение функционального использования участков промышленного и коммунального использования будет осуществляться вдоль главных планировочных направлений: 
 
на юг, вдоль вновь проектируемой скоростной магистрали на продолжении улицы Кирова и улицы Большевистской с постепенным освоением свободных территорий долины реки Плющихи и Ключ-Камышенского плато;
на восток, вдоль Гусинобродского шоссе с освоением свободных территорий до границы города.
 
5.2.3.2. Для осуществления концепции ускоренной реконструкции территории Восточного планировочного сектора в Генеральном плане города Новосибирска учитывается возможность для осуществления следующих мероприятий:
 
уточнение функционального зонирования территории и упорядочение границ промышленных и жилых зон;
комплексная реконструкция и благоустройство промышленных территорий (в первую очередь Новосибирского авиационно-производственного объединения имени В. П. Чкалова), уточнение границ санитарно-защитных зон предприятий, проведение мероприятий по ликвидации источников опасных техногенных воздействий на окружающие территории;
передислокация существующих производственных и коммунально-складских объектов, которые не соответствуют условиям размещения в составе жилых территорий; 
формирование участков территорий для строительства новых автомобильных магистралей, развязок, линий скоростного трамвая, развития метрополитена;
комплексная реконструкция участков территорий, примыкающих к скоростным магистралям для размещения объектов общественно-делового использования (улица Никитина, Гусинобродское шоссе, пересечение новой Восточной магистрали и улиц Кирова, Большевистской); формирование вестибюльной зоны общественно-делового использования на пересечении Гусинобродского шоссе с новой магистралью непрерывного движения;
формирование линейно-узловой системы общественно-деловых зон вдоль улиц Кирова, Никитина, Кошурникова, Бориса Богаткова, проспекта Дзержинского;
реконструкция участков частной малоэтажной застройки с укрупнением сетки улиц и проездов для комплексного строительства многоэтажных жилых комплексов;
определение границ участков территории для строительства малоэтажного усадебного и блокированного жилья;
определение границ прирезки территорий Новосибирского района для размещения новой производственной зоны вдоль транссибирской магистрали и размещения нового жилого района на правом берегу реки Ини (жилой район «Луговской»);
изменение зонирования территорий примыкающих к новой Восточной магистрали для создания новых озелененных территорий и рекреационных зон в долине реки Плющихи;
реконструкция и модернизация существующего жилищного фонда с ликвидацией ветхого и аварийного жилья в Первомайской планировочной зоне, благоустройство и озеленение набережных рек Обь и Иня;
изменение функционального использования территорий, предназначенных для ведения дачного хозяйства, огородничества и садоводства путем перевода их в статус жилых и рекреационных зон;
сокращение территории открытого полигона складирования бытовых отходов и санация его территории.
 
5.2.4. Северный планировочный сектор
 
5.2.4.1. Северный планировочный сектор представляет собой сложно организованную урбанизированную территорию, на которой одновременно присутствуют несколько крупных функциональных зон (рекреационная, промышленная, жилая многоэтажная и малоэтажная с отдельными участками общественно-делового использования). Промышленные зоны Северного планировочного сектора развивались вдоль транссибирской магистрали. В свою очередь, озелененная зона тяготеет к реке Оби и представляет собой крупный лесной массив ленточного бора. 
 
Эти обширные зоны являются реальными ограничениями территориального развития Северного планировочного района. Единственным направлением развития остается северное направление, в сторону отдельно расположенного жилого района Пашино. 
 
5.2.4.2. Определенность и долговременная стабильность функционального использования участков Северного планировочного сектора определяет принятую Генеральным планом города Новосибирска концепцию постепенной интеграции периферийного удаленного жилого района Пашино с объединенной планировочной структурой правобережья города Новосибирска. Для осуществления принятой концепции перспективного планирования необходимо провести следующие мероприятия:
определение границ прирезки территории Новосибирского района для организации жилых зон многоэтажной застройки и малоэтажной усадебной застройки между существующей границей города и жилым районом Пашино;
определение границ прирезки территории Новосибирского района для формирования новых рекреационных зон на территории Заельцовского бора, островах и берегах реки Оби;
определение границ прирезки территории  Новосибирского района для формирования новой промышленной зоны между транссибирской железнодорожной магистралью и северным обходом федеральной дороги «Байкал»;
упорядочение функционального зонирования при освоении территории, занятой в настоящее время аэропортом «Северный» и на территории между существующей границей города, трассой северного обхода федеральной дороги «Байкал» и жилым районом Пашино;
формирование участков территорий для строительства новых автомобильных магистралей (продолжение Красного проспекта до жилого района Пашино, магистраль по долине реки Ельцовки-2), мостоперехода в створе реки Ельцовки-2 через остров Саранок, развязок в двух уровнях при пересечении скоростных магистралей, линий скоростного трамвая, развития линий метрополитена в северном направлении;
изменение трассировок подъездных железнодорожных путей к предприятиям промышленной и складской зоны в Мочище;
упорядочение границ зон размещения малоэтажного жилья и территорий общественно-делового использования на территории Заельцовского бора;
комплексная реконструкция и благоустройство промышленных территорий, уточнение границ санитарно-защитных зон предприятий, проведение мероприятий по ликвидации источников опасных техногенных воздействий на окружающие территории;
реконструкция и модернизация существующего жилищного фонда с ликвидацией ветхого и аварийного жилья;
благоустройство и озеленение набережной реки Оби, очистка русел и рекультивация долин малых рек Ельцовка-1 и Ельцовка-2;
формирование вестибюльной общественно-деловой зоны вокруг Пашинского переезда, продление улицы Богдана Хмельницкого через северную промышленно-коммунальную зону до соединения с автодорогой М-53 и превращения ее в вылетную магистраль; 
изменение функционального использования территорий, предназначенных для ведения дачного хозяйства, огородничества и садоводства путем перевода их в статус жилых и рекреационных зон.
 
5.2.5. Южный правобережный планировочный сектор
 
5.2.5.1. Южный правобережный планировочный сектор захватывает несколько небольших по размеру градостроительных образований, рассредоточенных по его территории и не представляющих собой единую непрерывную застройку. Это связано с наличием достаточно обширных участков лесов, идущих вдоль реки Оби в южном направлении. Главное градостроительное образование – Академгородок, имеет развитые зоны институтов, жилых микрорайонов, общественного центра. Здесь функционируют более двухсот высокотехнологичных компаний. Все это задает научно-производственную специализацию сектора. 
 
Академгородок проектировался и формировался как город-спутник и долгое время функционировал обособленно от других планировочных районов. Обладая высоким градостроительным потенциалом в настоящее время общественный центр Академгородка выполняет роль локального центра для других жилых образований планировочного сектора и частично для города Бердска. Заметно интенсивными стали связи с центральными районами города Новосибирска. 
 
Принимая во внимание важное стратегическое значение развития южного  правобережного планировочного сектора для города Новосибирска в целом, зона Академгородка рассматривается в качестве авангардной для возникновения новых образцов гармоничного сочетания технологий организации научно-производственной деятельности, сохранения качества городской среды и рекреационной специализации участков территории, приближенных к Новосибирскому водохранилищу.
 
5.2.5.2. Концепция перспективного планирования состоит в максимальном сохранении своеобразия сложившейся городской среды в процессе ее модернизации. В качестве планировочных направлений развития Генеральный план города Новосибирска предлагает свободные территории с частичным выходом за пределы существующей границы города.  
Генеральным планом города Новосибирска предлагаются следующие градостроительные мероприятия: 
 
определение границ прирезки территории Новосибирского района для организации жилых зон многоэтажной застройки и малоэтажной усадебной застройки;
формирование участков территории для строительства новой скоростной автомобильной магистрали - Академическое шоссе параллельно Бердскому шоссе от Академгородка через Ключ-Камышенское плато до улицы Кирова;
формирование участков территории для строительства развязок, эстакад и моста в местах пересечения Академическим шоссе железнодорожных путей и реки Ини;
уточнение функционального зонирования на территории районов и поселков на территории планировочного сектора;
комплексная реконструкция и благоустройство промышленных территорий (особенно в районе шлюзового канала), уточнение границ санитарно-защитных зон предприятий, проведение мероприятий по ликвидации источников опасных техногенных воздействий на окружающие территории;
изменение функционального использования территорий в прибрежной зоне реки Оби и в лесной зоне (Ельцовская лесная дача), предназначенных для ведения дачного хозяйства, огородничества и садоводства путем перевода их в статус жилых и рекреационных зон;
формирование вестибюльной общественно-деловой зоны на пересечении Бердского шоссе с проспектом Строителей и общественно-деловых зон в поселках Нижняя Ельцовка, Матвеевка и вдоль Бердского шоссе;
определение границ территории транспорта для формирования перспективных автомобильных магистралей (восточный обход федеральной трассы «Чуйский тракт», южный обход федеральной трассы «Байкал», магистраль через плотину Новосибирской ГЭС и др.);
уточнение границ участков территории для развития комплексов научно-медицинского профиля (ФГУП НИИПК имени академика Е. Н. Мешалкина, комплекса Новосибирского исследовательского института клинической экспериментальной медицины) в увязке с формированием новых общественно-деловых зон;
упорядочение функционального зонирования территории Верхней и Нижней зон Академгородка в связи с размещением новых жилых, научно-производственных и учебных комплексов;
уточнение границ территории городских лесов и лесопарков с целью сохранения озелененных зон планировочного сектора;
благоустройство и озеленение набережной реки Оби, очистка русла и ре-культивация долины реки Ельцовки.
 
5.2.6. Южный левобережный планировочный сектор
 
5.2.6.1. Южный левобережный планировочный сектор представляет собой сочетание урбанизированных зон, участков сельскохозяйственного использования с вкраплениями лесных массивов в прибрежной части сектора. Урбанизированная часть представлена несколькими градостроительными образованиями, два из которых принадлежат городской структуре (Кировский промышленно-селитебный район и жилой район Левые Чемы), а рабочий поселок Краснообск и поселок Элитный принадлежат Новосибирскому району. 
 
Особенность градостроительной ситуации  заключается в существенном пространственном разрыве между застройкой Кировского промышленно-селитебного района и жилым районом Левые Чемы. Исторически сложившаяся «разорванность» планировочной структуры является сегодня существенным препятствием для быстрой интеграции жилого района Левые Чемы в единую структуру Левобережья города Новосибирска, что усугубляется конфигурацией существующих границ города. Единственная транспортная связь между выделенными градостроительными образованиями - Советское шоссе задает планировочное направление для такой интеграции. 
 
Для Кировского промышленно-селитебного образования характерна иная градостроительная ситуация, связанная с наличием крупной производственной зоны, которая «отсекает» Затулинский жилой район как от общественно-деловой зоны левобережья, так и от основных рекреаций. 
 
5.2.6.2. Генеральным планом города Новосибирска принята стратегическая линия на постепенное сращивание ныне оторванных друг от друга частей городской структуры через освоение территорий к югу от Кировского промышленно-селитебного образования в коридоре между Советским шоссе и левым берегом реки Оби. Концепция пространственного развития предполагает присоединение части земель Новосибирского района, включения в планировочную структуру города Новосибирска рабочих поселков Краснообск и Элитный с объединением всех видов инженерных инфраструктур, улично-дорожной сети и с корректировкой функционального использования вновь осваиваемой территории.
 
Учитывая приведенные особенности ситуации, проектом территориального планирования предлагается реализовать следующие мероприятия:   
определение границ прирезки территории Новосибирского района для организации жилых зон многоэтажной застройки и малоэтажной усадебной застройки между существующей границей города Новосибирска и жилым районом Левые Чемы;
определение границ присоединения территории Новосибирского района для формирования новой рекреационной зоны на территории, примыкающей к Затулинскому жилому массиву;
упорядочение функционального зонирования территории Кировской промышленной зоны, связанной с выносом предприятий (оловокомбинат), с  формированием на ее территории административных, торговых и складских комплексов;
упорядочение функционального зонирования на территории к югу от улицы Петухова в связи с формированием новых объектов производственного использования; 
формирование участков территорий для строительства новых автомобильных магистралей (магистраль по долине реки Тулы), Бугринского (Оловозаводского) мостоперехода, развязок в двух уровнях при пересечении скоростных магистралей, для строительства линий скоростного трамвая, развития линий метрополитена в южном направлении;
комплексная реконструкция и благоустройство территорий Кировской промышленной зоны с уточнением границ санитарно-защитных зон предприятий, проведение мероприятий по ликвидации источников опасных техногенных воздействий на окружающие территории;
формирование общественно-деловых зон вдоль основных магистралей и вблизи общественно-транспортных узлов (улицы Петухова, Сибиряков-Гвардейцев, Ватутина, в районе пересечения улицы Петухова с Советским шоссе);
уточнение границ территорий городских парков, скверов с целью сохранения озелененных зон планировочного сектора;
благоустройство и озеленение набережной реки Оби, очистка русла и рекультивация долины реки Тулы с выносом из водоохранной зоны предприятий и гаражей.
 
5.2.7. Западный планировочный сектор
 
5.2.7.1. Западный планировочный сектор практически совпадает в своих границах с Ленинским промышленно-селитебным районом – крупнейшим районом города Новосибирска. Главными особенностями градостроительной ситуации являются: полуостровное расположение жилой зоны между промышленно-коммунальными зонами и железными дорогами, которые отсекают путь развития застройки в юго-западном направлении, наличие свободных территорий для строительства в прибрежной части и на заболоченных территориях в юго-западной части сектора (Ерестнинская площадка), отсутствие рекреационных озелененных зон (кроме района городского пляжа).
 
Как градостроительное образование застройка рассматриваемого сектора возникла в качестве самостоятельного социалистического города гораздо позднее исторической части города Новосибирска и определенное время функционировала в отрыве от правобережья. Здесь не до конца сформировался общественный центр (на площади им. Карла Маркса); транспортная сеть организована таким образом, что использовался долгое время единственный коммунальный мост через реку Обь; полоса отвода железной дороги является реальным препятствием организации связей между отдельными частями сектора; сохранились значительные участки одноэтажной неблагоустроенной застройки, участки садоводческих и огородных хозяйств и участки с ветхой и аварийной застройкой.
 
Вместе с тем, Западный планировочный сектор имеет достаточный градостроительный потенциал для планировочного освоения прибрежной зоны левобережья и повышения качества городской среды в жилых и общественных зонах, реорганизации территории промышленных предприятий. Застройка сектора - «западные ворота» в город Новосибирск со стороны международного аэропорта, поэтому она должны демонстрировать не только индустриальное лицо города Новосибирска прошлого века, но формировать восприятие и облик современного города. 
 
Резкое усиление стратегической значимости западного планировочного направления связывается с формированием крупной промышленно-логистической зоны в районе села Прокудское, с увеличением грузовых авиаперевозок через аэропорт Толмачево, с интенсификацией грузовых потоков приграничной торговли с Республикой Казахстан и превращением Ордынского шоссе в международное.
 
5.2.7.2. Поскольку именно через территорию Западного планировочного сектора правобережье города Новосибирска связано с Западным направлением развития Новосибирска, концепция территориального планирования для этого сектора предполагает решение двуединой градостроительной задачи: повышение связности территории сектора с правобережьем с одновременной модернизацией жилых и общественно-деловых территорий.
 
Решение поставленных задач достигается следующими мероприятиями:
формирование участков территории для строительства новых скоростных автомагистралей (по улице Связистов через промышленную зону, Береговой магистрали, связывающей все мосты), многоуровневых развязок, эстакад, новых мостов через реку Обь («Ельцовского», через остров Саранок, «Центрального» на продолжении Каменской магистрали), для строительства линий скоростного трамвая, развития линий метрополитена в западном направлении;
реконструкция участков прибрежной территории жилого района Затон для последующего изменения его функционального использования и формирования общественно-деловых и жилых комплексов общественного центра города Новосибирска;  
реконструкция участков одноэтажной индивидуальной застройки для формирования жилых районов комплексной многоэтажной застройки; 
упорядочение функционального зонирования с выделением специализации территорий общественно-делового использования (спортивный комплекс в районе улицы Забалуева, комплекс медицинского обслуживания); 
определение границ прирезки территории Новосибирского района для организации малоэтажной усадебной застройки в районе озера Медвежье, формирования вестибюльной зоны общественно-делового использования в начале улицы Станционной;
определение границ прирезки территории Новосибирского района для формирования зоны размещения объекта энергетики (ТЭЦ-6);
определение границ прирезки территории Новосибирского района для формирования новой промышленно-коммунальной зоны в развитие существующей коммунальной зоны вдоль Толмачевского шоссе;
определение границ прирезки территории Новосибирского района для формирования новой озелененной зоны к югу от планируемой производственно-коммунальной зоны;
комплексная реконструкция и благоустройство территорий Ленинской промышленной зоны с уточнением границ санитарно-защитных зон предприятий, проведение мероприятий по ликвидации источников опасных техногенных воздействий на окружающие территории;
формирование общественно-деловых зон вдоль основных магистралей и вблизи общественно-транспортных узлов (улицы Титова, Связистов, Ватутина, Станционная, площадь Труда, площадь им. Карла Маркса);
благоустройство и озеленение набережной реки Оби с формированием общегородской зоны отдыха;
формирование Ерестнинского жилого района с комплексной многоэтажной жилой застройкой; 
перефункционирование территорий, предназначенных для ведения дачного хозяйства, огородничества и садоводства путем перевода их в статус жилых и рекреационных зон;
уточнение границ территорий городских парков, скверов с целью сохранения озелененных зон планировочного сектора.
 
Архитектура Новосибирска - Новониколаевска: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер