Генплан Новосибирска 1935 г. Проект бригады «Гипрогора»

Генплан Новосибирска 1935 г. Проект бригады «Гипрогора»

Перспектива Центральной части Новосибирска по генеральному плану 1935 г. Авторы генплана арх. Л. Е. Розенберг, Д. Е. Бабенков, Д. М. Пиллер, С. М. Готлиб, инженер Г. Я Ситко

Творческим поискам новой выразительности в архитектуре сопутствовало много сомнений и опасений. Архитекторам порой не хватало опыта и высокой профессиональной культуры. Иногда авторы скатывались к простому копированию из архитектурных изданий старых лет: «... в этом увлечении классическими формами кроется также опасность упрощенного, эклектического, реставраторского подхода к классическому наследству вместо сознательного, критического подхода к нему. При таком упрощенном подходе страдает образность и выразительность нашей архитектуры, прививается архаическая тенденция к копированию старых образцов, к новому своеобразному формализму»,— так была охарактеризована председателем Новосибирского отделения Союза архитекторов СССР А. Д. Крячковым в 1938 г. творческая практика ряда архитекторов на одном из заседаний отделения.

Изменившемуся характеру формирования города, «штучному» проектированию и строительству отдельных зданий, не «сводимых» в целостные ансамбли, без общей проработки их местоположения в системе квартала или территории застройки города соответствовали и градостроительные принципы, заложенные в новый генеральный план города, составленный бригадой «Гипрогора» под руководством инженера Л. Е. Розенберга — архитекторами Д. Е. Бабенковым, Д. М. Пиллером, С. М. Готлибом и инженером-экономистом Г. М. Ситко.

В генеральном плане 1935 г. авторы скорее стремились утвердить и завершить уже созданное в годы первой и второй пятилеток, чем проектировать город на основе перспективных возможностей его экономического и социального развития в будущем. Авторы считали, что на базе Урало-Кузнецкого комбината в Новосибирске будут освоены и достигнут оптимальной мощности строящиеся и запроектированные предприятия («Сибметаллокомбинат», локомобильный, экскаваторный, судоремонтный заводы и др.), а также значительное развитие получают текстильное и кожевенно-обувное производства. Они считали, что как транспортный узел Новосибирск сохранит особое значение в грузооборотах Сибири. Кроме того, Новосибирск приобретет еще большее значение как административный и культурный центр всей Западной Сибири. В соответствии с этими данными общая численность населения Новосибирска на расчетный период генплана (20 лет) определялась максимум в 650 тыс. человек (в 1934 г. в Новосибирске проживало 294 тыс., в 1939 г. — 406 тыс. человек). Цифра оказалась заниженной— в 1955 г. в Новосибирске проживала уже 731 тыс. человек.

Авторы генплана стремились к соединению сложившихся и достаточно самостоятельных отдельных частей города в один компактный массив (включая и левобережье), пытаясь сократить его территории и протяженность транспортных артерий и инженерных коммуникаций

В создании общей композиции генплана авторы использовали старую структуру города с мелкоквартальной ее организацией и обилием улиц и проездов. В генплане в основном намечались лишь красные линии улиц и кварталов без эскизной проработки застройки самих селитебных территорий. Самое большое внимание авторы уделили «основным архитектурным узлам — площадям» города, разрешая их в генплане на планшетах в виде перспектив и рисунков. Площади представлялись большими пространствами без функциональной их дифференциации, обстроенными по периметру репрезентативными фасадам? зданий неопределенного назначения. Хотя авторы и декларировал? «полный отказ от сплошного ранта и решительное введение зелени I отдельные ансамбли и разрывы между зданиями», тем не менее в ген плане указана только сплошная периметральная (рантовая) обстройка кварталов и магистралей города, а внутриквартальные пространства оставались «белыми пятнами». Жесткая симметрия застройки магистралей придавала архитектуре города весьма однообразный вид.

Еще в 1938 г. проводилось уточнение генерального плана Новосибирска авторским коллективом «Гипрогора» в составе архитекторов Д. М. Пиллера, И. И. Соколова-Добрева, Т. Г. Пичугиной, А. Ф. Якусевича. Город проектировался с расчетной численностью населения в 650 тыс. человек. Но в 1941 г. профессор В. А. Витман корректировал генеральный план уже в расчете на 950 тыс. человек. При снижении этажности застройки и увеличении численности населения в генплане потребовались новые территории для расселения. В связи с этим предполагался территориальный рост города на правом берегу в северном, восточном и юго-восточном направлениях. В плане на левобережье возникает Южный жилой комплекс. Основой структурной композиции генерального плана В. А. Витман принял радиальные магистрали, исходящие из центров право- и левобережья, с введением продольных магистралей для длинных частей города. План В. А. Витмана был слабо разработан в деталях и представлялся лишь формальной схемой, плохо привязанной к реальному рельефу, без проработки инженерных вопросов подготовки территорий к строительству.

В 1942—1944 гг. бригада «Гипрогора» под руководством архитектора А. М. Синявера перерабатывает генеральный план города. В нем увеличивается процент малоэтажной жилой застройки, исходя из реальных перспектив развития города и предыдущего опыта. Такие установки сильно изменили структуру застройки и ее плотность в генеральном плане. Сложившееся размещение промышленных предприятий в годы войны и отведенные территории для перспективного строительства заводов определили и новые территории для жилищно-коммунального строительства. Однако и этот генеральный план не оказал определяющего влияния на застройку города. Работа над планировкой города продолжалась, и окончательный вариант генерального плана был подготовлен к 1952 г. 

«Новосибирск: история градостроительства 1893 - 1945 гг.» С.Н. Баландин

Архитектура Новосибирска - Новониколаевска: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер