Проекты архитектора А.Д. Крячкова для Омска

Три монументальных здания в период с 1911 по 1916 гг.  А. Д. Крячков построил в Омске. Омск вначале XX века становится крупнейшим торговым российско-сибирским центром на Великом Сибирском железнодорожном пути, который здесь пересекал мощную сибирскую р. Иртыш.

За первое десятилетие XX века население Омска возросло вдвое и превысило 100 тыс. человек (т. е. оно было больше, чем в Томске и Новониколаевске). Здесь обосновалось много российских и иностранных фирм по продаже сельскохозяйственных машин, скупки сибирского масла. Все они торопились строить конторы, склады, магазины, преимущественно в центральной части города, на Чернавинском (ныне Любинском) проспекте и прилегающих к нему улицах. Так возводятся дома торгового общества «Треугольник» и страховой компании «Саламандра» по проектам петербургского архитектора Н. Н. Веревкина, здание коммерческого училища по проекту гражданского инженера Ф. А. Черноморченко (1916 год). С 1903 года в Омске пытаются утвердиться частные группы московских фабрикантов, которые и строят впоследствии много торговых зданий в центре города.

В 1911 году Омская городская дума объявила конкурс на здание Городского корпуса (торговых рядов) для города, местоположение которого предусматривалось в конце Черлавинокого проспекта, напротив городского театра (арх. Хворинов). Проект А. Д. Крячкова (девиз «Синий круг») получил первую премию, вторая Премия была присуждена томскому архитектору-художнику В. Ф. Оржешко, третья — петербургскому архитектору В. М. Эриксону. Для выполнения поставленной задачи Андрей Дмитриевич воспользовался плановым решением и общей композицией только что разработанного им проекта Городского корпуса в Новониколаевске, стройка которого уже подходила к концу. Вытянутый в длину (как и традиционные для России торговые ряды) корпус имел строгую симметрию, как и стоящее напротив него здание городского театра. Так как оси симметрии обоих зданий совпадали, то между ними создавалась известная пространственная связь, что являлось положительным градостроительным фактором.

Как и в Новониколаевске, А. Д. Крячков предложил двухэтажное здание с большими подвалами-складами. Торговые помещения в самом здании можно было видоизменять путем устройства продольного фундамента (по длине здания), на который могли бы опираться продольные стены. Поэтому здание имело по одиннадцать входов с каждой продольной стороны, которые вели в торговые помещения на первом этаже, а два входа вели через лестничные клетки в помещения второго этажа. На этом этаже, в повышенной части здания, размещался двусветный городской зал, перекрытый фермами с подвесным потолком.

Внешняя архитектура омских торговых рядов — модернизированный классицизм, в центре здания тот же композиционный прием: большая арка с вписанными в неё двумя пилястрами с антаблементом и арочным витражом над ними, то же ступенчатое обрамление арки, пилястровый ряд ионического ордера продолжен и за пределы пилонов арки по всему центральному повышенному ризалиту. На кровле ризалита устроен купол (декоративный), очень низкий, с уступами в основании. Оконные проемы лестничных клеток также завершены арочными перемычками, чем повторяют в меньшем масштабе композицию центральной арки. Над ними также возвышаются декоративные куполочки. Фасад здания уравновешен и достаточно монументален, несмотря на некоторую измельчённость деталей архитектуры. Здание все отштукатурено и окрашено в белый цвет, с красной металлической кровлей...
Видимо, композиция плана сооружения, допускающая варианты планировочных изменений при сдаче их внаем торговым фирмам, а также достаточно выразительная типология торгового сооружения, сочетающаяся с монументальностью общественного здания, привлекли внимание конкурсной комиссии при оценке проекта.

Второе здание, построенное А. Д. Крючковым в Омске, отличается определенной деловитостью и сдержанностью архитектуры. Это—механико-техническое училище, построенное к 1914 году по Московской улице (в кварталах № 759, 760 по плану города, утвержденному в 1908 году). Фасад училища выходит на Московскую улицу, но отступает от красной линии застройки и отгорожен от улицы металлической решеткой с гранитными тумбообразными столбами. Фасад строго симметричен, так же симметрична и планировка сооружения. Над центральным входом в здание на втором этаже размещался актовый зал,, который пронизывал односторонний коридор, идущий вдоль всего корпуса до чертежного и рисовального классов, размещавшихся в торцах здания и выдающихся небольшими ризалитами (выступами) на главном фасаде здания. На первом этаже под ними были также чертежный класс и физический кабинет. Помимо чертежных классов в торцах здания находились лестницы и санитарные узлы, выходящие своими объемами внутрь дворового участка. Напротив главного входа в здание л а первом этаже имелась трёхмаршевая лестница, ведущая на верхние этажи (за односторонним коридором). Лестница находилась уже в объеме корпуса, перпендикулярно пристроенного к главному, в котором, в подвальном этаже, размещалась котельная с угольным складом, помещениями для кочегара и дворника. На первом этаже находились кабинет врача и больничный покой, а выше, на втором и третьем этажах,— чертежные «залы». По главному фасаду размещались классы, учительская, библиотека, химический и физический кабинеты и т. д. Здание очень хорошо освещалось естественным светом, имело четкую и удобную в функциональном отношении планировку.

Рядом с корпусом училища был выстроен двухэтажный жилой дом для преподавателей училища, в той же архитектурной стилистике, что и учебное здание. А стилистика эта заключалась в применении в декоре здания прикладных ордерных форм московского ампира — та же арка, вписанная в двускатный аттик и вкомпонованная в арку ордерная ионическая композиция с импостами, подпирающими ее. По фасаду между ризалитами располагались рустованные пилястры, увенчанные по третьему этажу плоской аркадой, придающей законченность всей композиции фасада, органично объединяющей все ризалиты фасада и оживляющей ритмически  статично-симметричную схему фасада. Все здание было выложено из красного кирпича с кирпичной рустовкой первого этажа, рустовкой лопаток ризалитов и пилястр. Однако центральный ризалит был отштукатурен и также линейно рустован на всех трех этажах. Отштукатурены были также все ордерные детали: перемычки и замковые камни оконных проемов на фасаде, карнизная часть здания с модульонами и аттиковыми надстройками, обрамлённая на аркатуре фасада. Здание выделялось своим ярким, праздничным колоритом, состоящим из красной кирпичной кладки на всех этажах и белых деталей, белого центрального ризалита и песчано-охристой окраски фриза карниза и аттиков на ризалитах. (Впоследствии все здание подвергалось побелке).

Омск. Здание Товарищества тверской мануфактуры.
Омск. Здание Товарищества тверской мануфактуры. 

И, наконец, третьим зданием в Омске, возведенным по проекту А. Д. Крячкова, было здание Товарищества тверской мануфактуры. Оно является наиболее законченным образцом стилизации классицизма во втором десятилетии XX века. Это чисто фасадное решение сооружения, которое «вставлено» в сплошной ряд застройки на ул. К- Либкнехта. Здание двухэтажное, по фасаду украшено монументальным большим ионическим ордером в виде трехчетвертных пилястр с антаблементом и  развитым фризом с надписью о принадлежности здания. Оно имело модульоны, а над антаблементом находилась балюстрада с тумбами по осям фустов пилястр ордера. План здания весьма прост: в интерколумниях крайних пар пилястр с обеих сторон фасада имелись входы, через которые проходили в торговый зал первого этажа и на лестничные марши, ведущие в помещения второго этажа. Эти входы и лестничные клетки отмечены на фасаде над антаблементом высокими аттиками, на которых размещены рельефы с торговыми символами (атрибутами Меркурия), выполненными в характере классицизма. Парные пилястры, между которыми размещены входы в здание, отмечены на фустах квадрами-рустами до высоты прямоугольной формы оконных проемов первого этажа, а над входами на втором этаже лет оконных проемов, их заменяют на всю величину окна картуши с надписями: «Товарищество тверской мануфактуры» и над ней — небольшие парные эмблемы. Пять оконных осей в центре фасада по первому этажу имеют над окнами арки с простым архивольтом и замковым камнем, а в тимпане арок — медальоны, обрамленные снизу гирляндой. Капители пилястр также украшены провисшими гирляндами и подвесками (мотив, часто применяемый автором и в зданиях в Новониколаевске).

Все здание покрыто темной «каменной» штукатуркой, все его стеновые и ордерные формы рустованы, его декоративная тектоника изображает архитектуру из камня в формах классицизма. Строгость его и монументальность, высокий профессионализм воспроизведения архитектурных форм классицизма позволяют сопоставить архитектуру этого здания с петербургско-столичной архитектурой данного периода. Эту справедливость сопоставления усиливают оконные проемы, которые не имеют переплетов, а закрыты огромными целыми витринами-стеклами, через которые хорошо просматривается внутреннее пространство первого этажа (пассаж М. С. Лялевича, здания М. М. Перетятковича и др). Здание Товарищества тверской мануфактуры в Омске — одно из самых высоких профессиональных достижений А. Д. Крячкова.

С.Н. Баландин.«А.Д.Крячков. Сибирский архитектор»

Архитектура Новосибирска - Новониколаевска: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)