Дворец Чкалова

ДК Чкалова. Новосибирск

В 1969 г. в Новосибирске на проспекте Дзержинского, 34/1 построен Дворец культуры завода им. В. П. Чкалова (архитектор М. М. Пирогов). Автор проекта не был свободен в своих композиционных решениях, так как ему пришлось использовать уже существующие фундаменты и части ранее строящегося клубного здания.

В центре здания остался прямоугольный в плане зрительный зал, а вокруг него кулуары фойе, буфет, кинозал (с собственным фойе, гардеробом и входом). В тыловой части, за сценической коробкой, запроектированы клубные и административные помещения, а затем пристроены и спортивные - игровой зал (отдельный корпус), связанный с клубной частью другими помещениями для спортсменов и гардеробно-душевым блоком. Автор изобретательно решил в двух уровнях композицию и пространственное расположение входных и гардеробных помещений, главного фойе. Он вынес за пределы здания вход, расположив его в отдельном павильоне, которому приданы монументальные «глухие» пластические формы (пилоны с водотечниками, большой тяжелый вогнутый двухконсольный козырек), контрастно противопоставив его фасаду, разрешенному в виде сплошного стеклянного витража, с консольным нависанием второго этажа над первым, расчлененным вертикальными накладными ребрами в напряженном ритме. Из входного павильона, освещенного через стеклянные двери, и через подземный переход проходят в гардероб, а из него поднимаются в фойе со входами в зрительный зал. Со второго уровня фойе, на который поднимаются по двум широким лестницам, хорошо просматривается большое керамическое панно на тему «История развития воздухоплавания и космонавтики», являющееся смысловым центром организации пространства интерьера фойе. Авторы работы - скульптор-керамист В. Семенова и художник Г. Черемушкин. Яркое, но с чувством общего колорита, грубовато-суровое по пластическим формам, панно как цветовое пятно просматривается в вечерние часы через витражное ограждение фойе, освещенное электричеством, с проспекта Дзержинского. Фасад Дворца культуры имеет несколько асимметричную композицию, что подчеркнуто в размещении входного павильона не по оси композиции, а со смещением вправо, в выдвижении лестничной клетки (эвакуационный выход) также вправо из общей массы здания. Этим автор добился некоторой динамичности в вертикальном и глубинном нарастании форм сооружения и избавился от статичности осевой композиции, часто свойственной зданиям подобного рода. Архитектор также удачно применил прием одинаковой отделки стен интерьеров и наружных ограждений здания («каменная» штукатурка серо-песчаного цвета), чем добился единства всех пластических форм здания, их фактуры.

К сожалению, главный вход в здание через подземный переход и гардеробы не соответствует его назначению и характеру архитектурного решения, лишая Дворец культуры композиционной четкости и парадности. Кроме того, здание визуально теряет свой масштаб, потому что расположено оно на понижающемся рельефе, а также не имеет вокруг согласованной с ним застройки.

С.Н. Баландин, «Новосибирск. История градостроительства 1945 - 1985 гг.»

ДК Чкалова. Новосибирск

ДК Чкалова. Новосибирск

Архитектура Новосибирска - Новониколаевска: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер