Градостроительный анализ существующей планировочной структуры города

 

4.3. Градостроительный анализ существующей планировочной структуры города
 
4.3.1. Исторические факторы формирования планировочной структуры города Новосибирска и природно-ландшафтные условия предопределили особенности ее современного состояния и направления дальнейшего развития.
 
Главными планировочными факторами, определяющими территориальное развитие и своеобразие сложившейся структуры города Новосибирска остаются:
 
широтная ось, образуемая трассой Транссибирской железнодорожной магистрали;
меридиональная ось, образуемая рекой Обь с притоками и параллельными данной оси транспортными коммуникациями;
геологические, гидрогеологические и геоморфологические особенности территории (наличие долин рек, овражных участков, подтопляемых территорий);
сохранившиеся лесные массивы и участки, водные пространства;
значительные по площади промышленные зоны в местах концентрации крупных градообразующих промышленных предприятий и объектов инженерной инфраструктуры;
магистральная улично-дорожная сеть, система железнодорожных путей и подъездных веток, линий и станций метрополитена;
размещение исторически сложившегося общегородского центра, трассировка магистральных улиц городского значения, выполняющих роль композицион-ных и планировочных осей.
 
4.3.2. В составе существующей планировочной структуры города Новосибирска выделяются правобережная и левобережная части, несколько отдельных градостроительных образований со складывающейся специализацией и составляющие их элементы (районы и зоны), описание которых представлено в таблице 4.3.2.1 и на карте-схеме существующей планировочной структуры (приложение 9).
 
 
Таблица 4.3.2.1
 
Элементы существующей планировочной структуры города Новосибирска
 
Наименование района, зоны Описание границ и характеристика элемента планировочной структуры
1. Правобережная часть города
1.1 Центральный плани-ровочный район
Территория общегородского центра вместе с участками его ближайшего пространственного развития.
 
Внешняя граница зоны образована улицами Писарева, Ипподромской, Каменской магистралью, улицами Кирова, Восход, набережной реки Оби до полосы железной дороги.
 
Основа внутренней структуры – Красный проспект, улицы Нарымская, Димитрова, Фрунзе, Советская, Ленина. 
 
Основные функциональные и композиционные узлы: площадь им. Калинина, станция метро Красный проспект, площадь им. Гарина-Михайловского, площадь им. Ленина, станция метро Речной вокзал
1.1.1 Зона центрального ядра
Исторически сложившееся ядро центра – место концентрации учреждений культуры, обслуживания, торговли, административных учреждений общегородского и регионального уровня. 
 
Внешняя граница зоны образована улицами Писарева, Каменской, Некрасова, Ольги Жилиной, Крылова, Семьи Шамшиных, Каменской магистралью, полосой отвода железной дороги.
 
Основные узлы: участок возле станций метро Красный проспект, Сибирская;
площадь им. Кондратюка;
кварталы по улицам Гоголя, Крылова, Каменской;
площадь им. Гарина-Михайловского;
площадь им. Ленина;
участок вокруг пересечения Вокзальной магистрали и улицы Димитрова;
участок Красного проспекта вокруг часовни и часть Октябрьской магистрали;
участок вокруг пересечения улицы Ленина и проспекта Димитрова
1.2 Северный планировочный район Ограничен правым берегом реки Оби, полосой отвода железнодорожной магистрали и примыкает к границам центрального планировочного района
1.2.1 Северная рекреационная зона Включает Заельцовский лесопарк, Ботаническое лесничество, территорию Заельцовского кладбища, территорию зоопарка
1.2.2 Ельцовская зона Включает территорию жилых районов Ботанический, Плановый, территорию усадебной застройки вблизи зоопарка, усадебную застройку, примыкающую к улице Жуковского, промышленную площадку между Красным проспектом, улицами Северной, Залесского, Дуси Ковальчук
1.2.3 Центральная прибрежная зона Ограничена рекой Обь и улицей Фабричной, улицей Владимировской до Заельцовского парка. Включает усадебную застройку и кварталы вдоль улицы Фабричной, комплекс железнодорожной больницы, складские зоны. Локального общественного центра не имеет
1.2.4 Калининско-Мочищенская зона
Включает территорию Калининской промышленной зоны, жилые районы по улице Богдана Хмельницкого, Родники и Снегири, территорию аэропорта «Северный», промышленную и складскую зону Мочище.
Местным общественным центром зоны является участок сложившейся застройки улицы Богдана Хмельницкого (от Сухого лога до улицы Учительской), который выполняет функции центра для отдаленных микрорайонов «Родники», «Снегири». Имеются три узла линейного центра: остановки транспорта Учительская, Стадион «Сибирь» и Сухой лог
1.2.5 Пашинская зона Включает территорию жилой и промышленной застройки жилого района Пашино. Локальный общественный центр не сложился
1.3 Восточный планировочный район Ограничен внешней границей северного планировочного района, границей центральной планировочной зоны, берегом реки Оби и рекой Иня. Район включает многоэтажную застройку по улицам Бориса Богаткова, Доватора, Есенина, вдоль проспекта Дзержинского, Гусинобродского шоссе, Восточного жилмассива, территорию Дзержинской промышленной зоны, усадебную и многоэтажную застройку Ключ-Камышенского плато, промплощадку Новосибирской ТЭЦ-5, участки садоводческих хозяйств
1.3.1 Дзержинская зона
Включает территорию Дзержинской промышлен-ной зоны, квартальную застройку вдоль проспек-та Дзержинского, жилые микрорайоны по улицам Кошурникова, Есенина, усадебную застройку по улицам Волочаевской, Технической, Коминтерна.
 
Местным общественным центром зоны является линейный участок проспекта Дзержинского с двумя узлами: около Березовой рощи и ДК им. В. П. Чкалова
1.3.2 Гусинобродская зона
Включает массивы усадебной застройки и Восточный жилмассив, участки садоводческих и ого-родных кооперативов.
 
В границах зоны расположен объект общегородского и межрегионального значения – Гусинобродский вещевой рынок, вблизи которого формируются крупные торгово-развлекательные центры и планируется депо со станцией метрополитена
1.3.3 Никитинская зона Ограничена Центральным планировочным районом, Каменской магистралью, улицей Фрунзе, границей Калининской зоны, руслом реки Плющихи. Включает территорию Военного городка, жилмассивы Молодежный, Никитинский, производственные и коммунально-складские территории вдоль железной дороги. В зоне расположены комплексы Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, Новосибирского государственного аграрного университета. Главные планировочные оси зоны – улицы Кирова, Никитина, Большевистская. Местный общественный центр – участок улицы Кирова от ГПНТБ до улицы Никитина с включением участка по улицы Гурьевской возле Октябрьского рынка
1.3.4 Ключ-Камышенская зона
Занимает территорию от реки Плющихи и включает в себя Ключ-Камышенское плато. Южная граница зоны проходит по руслу реки Ини. В зоне расположена усадебная застройка и многоэтажная застройка по улице Выборной, территория ТЭЦ-5, комплекс Новосибирского государственного педагогического университета.
Общественный центр зоны пока не сложился. Главные планировочные оси зоны: улицы Большевистская и Выборная
1.4 Южный планировочный район
Ограничен правым берегом реки Оби и границей города Новосибирска. Занимает территорию вдоль реки Оби и захватывает жилую застройку и промышленные зоны Первомайского района, поселки Матвеевку, Нижнюю Ельцовку, Академгородок, территорию лесов вдоль Бердского шоссе, жилые районы Правые Чемы, Кирово.
 
Главная планировочная ось – Бердское шоссе. Местный общественный центр района – участок общественно-делового использования в Верхней зоне Академгородка. Локальные общественные центры: вблизи остановок транспорта Матвеевка, Нижняя Ельцовка, Шлюз и участок на улице Демакова
1.4.1 Первомайская зона
Ограничена рекой Иня, границей города Новоси-бирска, административной границей между Советским и Первомайским районами. Включает застройку Первомайского района, зеленые массивы, станцию «Иня-сортировочная», жилой массив, примыкающий к улице Одоевской, частную застройку по улицам Вересаева и Нахимова.
 
Общественный центр зоны имеет линейную форму и занимает кварталы, примыкающие к улице Первомайской (от улицы Шмидта до улицы Эйхе)
1.4.2 Нижнеельцовская зона Ограничена Первомайской зоной и линией застройки Нижней зоны Академгогодка, Бердским шоссе. Включает усадебную и многоэтажную застройку по улице Лесосечной, улице Экваторной и улице Зеленая горка, комплексы НИИКЭМ, Гидроцветмета
1.4.3 Академическая зона
Ограничена Бердским шоссе, границей Нижнеельцовской зоны, границей города. Включает застройку Нижней и Верхней зон ННЦ, жилого района Кирово, Ботанический сад.
 
Транспортный каркас зоны: участок Бердского шоссе от поселка Нижняя Ельцовка до границы города Новосибирска, проспекты Строителей, Науки, Морской. В зоне сложился общественный центр – участок Морского проспекта и улица Ильича с Домом Ученых, торговым центром, гостиницей «Золотая Долина», комплексом Новоси-бирского государственного университета
1.4.4 Южная рекреационная зона
Занимает обширную территорию вдоль акватории реки Оби от устья реки Ини до плотины ОбьГЭС. 
Включает участки усадебной застройки вдоль Бердского шоссе и многоэтажной застройки жилого района Правые Чемы, шлюзового канала и промплощадки в районе шлюза, территорию пляжа Академгогодка
2. Левобережная часть города
2.1 Левобережный центральный район
Ограничен улицами Немировича-Данченко, Си-биряков-Гвардейцев, Вертковской, Римского-Корсакова, Титова, Станиславского, Котовского, границей железной дороги, застройкой микрорайона Горский.
 
Внутренний транспортный каркас зоны: проспект Карла Маркса, улицы Котовского, Ватутина, Сибиряков-Гвардейцев, Титова, Станиславского.
 
Главные планировочные узлы зоны: транспортная развязка в начале проспекта Карла Маркса, площадь им. Карла Маркса, площадь Станиславского, площадь Труда, станция метро Студенческая
2.1.1 Зона левобережного центрального ядра 
Включает территорию кварталов в пределах улиц Горская, Блюхера, Покрышкина, Новогодняя, Немировича-Данченко.
 
Имеет линейно-узловую структуру и является общественным центром всего левобережья, концентрируя учреждения торговли, обслуживания, образования общегородского уровня вблизи станций метрополитена
2.2 Юго-Западный планировочный район
Ограничен берегом реки Оби, границей города Новосибирска, руслом реки Тулы.
 
Включает жилмассивы Северо-Чемской, Затулинский, Бугринскую рощу, промышленные площадки Кировского района, участок железной дороги от реки Тулы до моста через реку Обь.
 
Главные планировочные оси – улицы Ватутина, Мира, Сибиряков-Гвардейцев, Петухова 
2.2.1 Чемская зона
Примыкает к Бугринской роще и реке Обь, включает многоэтажную застройку Северо-Чемского жилмассива и усадебную застройку Чемского поселка, вдоль улицы Прокопьевской, кварталов между улицами Герцена, Кожевникова, Чигорина, промплощадку по улице Олозаводской.
 
Местный общественный центр не сложился
2.2.2 Кировская промышленная зона
Включает промышленные площадки Кировского района между рекой Тулой, «Винаповским проездом», участки усадебной застройки по реке Туле.
 
В зоне размещен крупный центр торговли: торговый комплекс «Левобережный» и автомобильный рынок по улице Петухова
2.2.3 Затулинская зона
Включает участки частной усадебной застройки по реке Туле, застройку поселка по улице Мира, Затулинский жилмассив.
 
Планировочная ось - улица Петухова.
 
Локальный общественный центр зоны – участок внутри Затулинского жилмассива от перекрестка улицы Громова и Зорге вдоль улицы Зорге до дома № 145
2.2.4 Бугринская зона
Ограничена улицей Ватутина, берегом реки Оби, границей застройки Северо-Чемского жилмассива, руслом реки Тулы.
 
Включает Бугринскую рощу и участки усадебной застройки в долине реки Тулы. Локального общественного центра нет.
 
В зоне формируется крупный торгово-развлекательный комплекс «Мега»
2.2.5 Приморская зона
Включает территорию многоэтажной и частной застройки поселков ОбьГЭС, Огурцово, парк культуры и отдыха «У моря Обского», промпло-щадки Опытного завода СО РАН, завода конденсаторов.
 
Транспортный каркас зоны: улицы Софийская, Часовая, Молодости, Гидромонтажная, Приморская, Ивлева.
Основные узлы зоны: пересечение улиц Ветлужской и Софийской, участок возле ДК «Приморский».
 
Общественный центр зоны: кварталы между улицами Новоморской, Ветлужской, Софийской, Молодости
2.3 Западный планировочный район
Ограничен Центральным левобережным районом, улицей Ватутина, руслом реки Тулы, границей города, левым берегом реки Оби. Включает в себя кварталы по улице Станиславского, многоэтажную застройку Западного и Юго-Западного, Троллейного жилмассивов, коммунально-складскую зону по Толмачевскому шоссе, Ленинскую промышленную зону, усадебную застройку жилого района Затон, участки золоотвалов.
 
Транспортный каркас района образуют улицы: Станционная, Станционная-2, Троллейная, Титова, Толмачевское шоссе, улица Энергетиков
2.3.1 Ерестнинская зона
Ограничена полосой железной дороги, линией за-стройки Юго-Западного жилмассива, улицей Связистов.
 
Включает территории усадебной жилой застройки, имеет резервы для многоэтажной застройки за счет дальнейшего освоения Ерестнинской площадки
2.3.2 Толмачевская коммунальная зона
Включает коммунально-складские территории вдоль Толмачевского шоссе, застройку по улице Хилокской.
 
В зоне расположены центры торговли городского значения: Хилокский оптовый рынок и оптово-розничный комплекс на Толмачевском шоссе
2.3.3 Троллейная зона
Включает жилую усадебную и многоэтажную застройку Троллейного, Станиславского жилмассивов, Западного и Юго-Западного жилых районов. Планировочные оси: улицы Связистов, Троллейная, Станиславского, Немировича-Данченко.
 
Местный общественный центр складывается вблизи Ленинского рынка
2.3.4 Станционно-Кудряшовская зона
Ограничена полосой железной дороги, примыкает к центральной планировочной левобережной зоне, граничит с прибрежными территориями по улицам Стартовой, Большой, 2-й Школьной, 1-й Шоссейной, 1-й Ракитной.
Зона включает промышленные площадки Ленинского района, участки золоотвалов, участки частной усадебной застройки, застройку по улице Портовой.
 
Транспортный каркас зоны образован улицами Станционной, 2-й Станционной, Энергетиков.
Главный транспортный узел: площадь Энергетиков.
 
Зона не имеет общественного центра. На территории прилегающей к улице Энергетиков находится крупнейший торговый центр общегородского значения «Гигант» 
2.3.5 Левобережная прибрежная зона
Включает прибрежные территории по границе с Центральной левобережной зоной и Станционно-Кудряшовской зоной. Разрезается дамбами Октябрьского и Димитровского мостов.
 
Включает территорию городского пляжа, частную застройку по улицам Тульской, Западной, Стартовой, Чулымской, Самотечной, Моторной, Ракитной, котлованы на межмостной территории, станции «Левая Обь», комплекс областной клинической больницы, застройку, примыкающую к улице Немировича-Данченко
 
Одной из главных особенностей современного состояния планировочной структуры города Новосибирска остается территориальная разобщенность ее со-ставных частей, которые отделены друг от друга естественными и искусственны-ми преградами, что препятствует объединению этих частей в целостное градо-строительное образование.
 
4.3.3. Основные характеристики планировочной структуры города Новоси-бирска:
 
4.3.3.1. Разделение общегородской структуры на правобережную и левобе-режную части поймой реки Оби, ширина которой достигает 1,5 - 2,0 км при про-тяженности береговой линии в границах городской территории 25 - 30 км.
 
4.3.3.2. Наличие градостроительных анклавов, удаленных от основных час-тей застроенной территории. 
На территории города Новосибирска можно выделить несколько таких анк-лавов:
жилой район Пашино, не имеющий достаточных планировочных связей с остальными районами города. Район не имеет развитого общественного центра и не может функционировать как самодостаточное градостроительное образование;
Первомайская зона, включающая в себя территорию жилой застройки Пер-вомайского административного района и производственную зону железнодорож-ного узла. Данное градостроительное образование имеет исторически сформиро-ванную систему обслуживания городского уровня и функционирует как самодос-таточный планировочный район;
Академическая зона, которая включает застроенные территории Новоси-бирского научного центра, научно-производственные зоны СО РАН, застройку жилого района Кирово, территории Сибирского ботанического сада. Характерно, что Академгородок с самого начала проектировался как отдельный от города Но-восибирска город-спутник и имеет развитую систему общественных центров го-родского уровня. Кроме того, специфика научного труда и территориальная при-ближенность научных институтов к местам проживания долгое время предопре-деляли локальный, замкнутый характер функционирования данного градострои-тельного образования;
Приморский район, включающий жилой район Левые Чемы, поселок Обь-ГЭС, поселок Огурцово, промышленные площадки Опытного завода СО РАН, за-вода конденсаторов. Этот периферийный район отделен от основной застроенной территории левобережья города, граничит с землями Новосибирского сельского района и функционирует как самостоятельное градостроительное образование.
 
4.3.3.3. Ярко выраженная расчлененность планировочной структуры застро-енных территорий, вследствие «островного» расположения крупных промышлен-ных зон, коммунально-складских комплексов, территорий аэродромов, располо-жения полос отвода железной дороги, долин малых рек и оврагов.
 
4.3.3.4. Чересполосица планировочной структуры, наблюдаемая как чередо-вание жилых, общественных и промышленных зон и фрагментарное вкрапление мелких по размеру производственных и коммунальных площадок в жилую за-стройку.
 
4.3.3.5. Отрезанность жилых и общественных территорий от береговой рек-реационной зоны реки Оби по обоим берегам вследствие исторически сложив-шейся трассировки железнодорожных магистралей, размещения промышленных и коммунальных предприятий на берегу реки, наличия подтопляемых участков.
 
4.3.3.6. Неразвитость основных планировочных осей и их несвязанность между собой в единую систему автомобильных магистралей города как отраже-ние незавершенности центростремительных процессов объединения между собой районов и центра города. 
 
4.3.3.7. Недостаточная связанность внутригородских магистралей с карка-сом внешнего транспорта федерального значения. Это проявляется в хаотичности и бессистемности застройки, нечеткой планировочной организации территорий, прилегающих к выездным городским дорогам и узлам их пересечения с феде-ральными трассами.
 
4.3.3.8. Неразвитость территорий общественно-делового центра, что прояв-ляется в дефиците специализированных общественных зон и отсутствии офисно-деловых, рекреационных и спортивных комплексов, отвечающих требованиям со-временного крупнейшего города.
 
4.3.3.9. Отсутствие «вестибюльных» зон на главных въездах в город, соот-ветствующих характеру и масштабу застройки в центральных зонах,  поскольку въездные дороги проходят по территориям складского, коммунального и про-мышленного использования.
 
4.3.3.10. Сочетание на территории застроенных районов участков с различ-ными параметрами по капитальности, плотности этажности застройки, как ре-зультат недостаточной зрелости планировочной структуры и прерывистого харак-тера ее эволюционного развития.
 
Градостроительный анализ существующего состояния планировочной структуры города Новосибирска позволил выявить наиболее устойчивые характе-ристики, которые создают предпосылки для ее дальнейшего развития. 
 
Архитектура Новосибирска - Новониколаевска: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)