Дом науки и культуры в Новосибирске / М.Г ринберг, Т. Бардт, М. Курилко

Главный фасад. Дом науки и культуры в Новосибирске / М.Г ринберг, Т. Бардт, М. Курилко
Перспектива. Дом науки и культуры в Новосибирске / М.Г ринберг, Т. Бардт, М. Курилко
План. Дом науки и культуры в Новосибирске / М.Г ринберг, Т. Бардт, М. Курилко
Разрез. Дом науки и культуры в Новосибирске / М.Г ринберг, Т. Бардт, М. Курилко
Макет. Дом науки и культуры в Новосибирске / М.Г ринберг, Т. Бардт, М. Курилко
Интерьер вестибюля. Дом науки и культуры в Новосибирске / М.Г ринберг, Т. Бардт, М. Курилко
Интерьер кольцевого фойе. Дом науки и культуры в Новосибирске / М.Г ринберг, Т. Бардт, М. Курилко
Рекреация на кровле вестибюльной части. Дом науки и культуры в Новосибирске / М.Г ринберг, Т. Бардт, М. Курилко
проектирование 
Гипрострой 
 
архитекторы 
М.З. Гринберг, 
Т.Я. Бардт, 
М.И. Курилко, 
М.Смуров 
 
конструкции 
И.В. Киренский, 
С.А. Полыгалин, 
Б.Ф. Матэри, 
П.Л. Пастернак 
 
оптика и кинофикация 
Н.Л. Минервин 
 
проектирование 
1930–1931 
 
строительство 
1931–1934 
 
Синтетический театр панорамно-планетарного типа. В основу технологии положены идеи «Театрального Октября» Вс. Мейерхольда. Использование здания предполагалось многофункциональным. По проекту партер мог быть трансформирован в цирковую арену диаметром 12 метров с перемещением мест партера на просцениум. Арена, в свою очередь, могла быть трансформирована в бассейн для водных пантомим. Сцена театра имела доступ для массовых действий: праздничные колонны демонстрантов 1 мая и 7 ноября могли подходить к театру с Серебренниковской улицы, проходить по просцениуму и выходить с другой стороны зрительного зала, возвращаясь на улицу.
 
Форма здания продиктована технологией, основанной на системе Теомасс Т. Бардта и М. Курилко. Основной зрительный зал диаметром 55,5 метров вмещал 3000 мест, из которых 2600 размещались амфитеатром, а 400 на перемещающемся просцениуме-партере. Вокруг зрительного зала имелся широкий кольцевой тоннель, скрывающийся под амфитеатром и охватывающий первые ряды зала (расположены на подвижном просцениуме). Помещения под амфитеатром использовались для устройства двух рядов круговых платформ (фурок), движущихся скрытно под амфитеатром и открыто по просцениуму. Аналогичное кольцо движущихся фурок устроено в задней части здания вокруг арьерсцены. На фурках по ходу спектакля могли появиться «с улицы <…> автомобиль и трактор, и просто экипаж, запряженный лошадьми». На колосниковой сцене высотой 42 метра оборудовано два поворотных круга диаметром 12 метров, один из которых наполовину выходил за пределы сценической коробки и перекрывал движущиеся кольца просцениума. Вращающаяся круговая площадка сцены по диаметру разделялась на два полукруга, которые убирались в карманы сцены при необходимости передвинуть места партера для открытия цирковой арены. 
 
Зрительный зал предполагалось перекрыть утепленным бетонным куполом, доходящим до пола зала. К куполу подвешивалась оптико-акустическая поверхность, окрашенная белой светоотражающей краской и создающая экран для кино, проецируемого на потолок. Киноленты на таком куполовидном вогнутом экране, а также по основанию (окружности) купола предполагалось проецировать при помощи киноаппарата Н.Л. Минервина, дающего проекцию на 360 градусов. Освещение зала предполагалось сделать отражающимся от потолка, без люстр, плафонов и бра. 
 
Композиция объемов театра, согласованная с его функциональными частями, строилась вдоль одной продольной оси. Она составлена из четко выявленных объемов вестибюльной части, зрительного зала, перекрытого куполом, сценической коробки с примыкающими к ней сценическими карманами, арьерсцены.
 
Внешний облик театра характерен для модернистской архитектуры конца 20-х гг.: отсутствие декоративных элементов, чистота и строгость форм, обнаженная и ясная строгость конструкций, ленточные остекление и балконы, легкие козырьки над входом, гладкий купол. Сложный силуэт здания, циклопичность его размеров обеспечивали зданию доминирующее место в складывающейся в это время системе застройки центра Новосибирска. 
 
Интерьер зрительного зала предполагался лаконичным. Полукруглый портал сцены радиусом 13 метров не имел никакого обрамления, потолок белого цвета, слева от портального выреза рисовалась отвлеченная формальная композиция, ассоциировавшаяся с сильно «урбанизированным пространственным развитием» самого зала. Интерьеры фойе, выполненные в 1933 г., декорированы с учетом требований «освоения классического наследия».
 
Источник: ПРОЕКТ СИБИРЬ
 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер