100-квартирный дом облисполкома

100-квартирный дом облисполкома. Новосибирск. Фото: Степанов Слава

100-квартирный дом облисполкома. Новосибирск. Фото: Степанов Слава

Жилой дом облисполкома в Новосибирске (крайисполкома, Дома Советов), он же 100-квартирный дом по Красному проспекту, 16 в Центральном районе г. Новосибирска. Дом признан памятником архитектуры федерального значения ( постановления СМ РСФСР № 624 от 04.12.1974 г.; № 236 от 14.04.1976 г.). Архитекторы: А.Д. Крячков и В.С. Масленников. 1932-1937 гг.

В процессе возведения 100-квартирного жилого дома облисполкома в Новосибирске (крайисполкома, Дома Советов) в 1932-1937 гг. была перепроектирована вся внешняя его декорация в сторону усложнения и обогащения.  По окончании строительства Дома Советов президиум крайисполкома и строительная комиссия приняли постановление о строительстве жилого дома для работников крайисполкома. Строительная комиссия, в которую входили также А. Д. Крячков и А. Ф. Потапов (начальник работ), утвердила начальником строительства А. Ф. Потапова и постановила «поручить профессору Крячкову совместно с начработ: составить  календарный план выполнения работ по составлению профессором Крячковым эскизного проекта, разработке рабочих чертежей, расчетов, проектов на спец. работы и предварительных смет; организовать аппарат для разработки рабочих чертежей; начработ срочно организовать бурение на участке постройки для определения качества грунта и дать для профессора Крячкова необходимые для проектировки нивелировочные отметки участка...» 

Вслед за этим Андрей Дмитриевич получил инструкцию об участке, где должен был располагаться жилой дом («между улицами Спартака и Сибревкома») и о сроке представления проекта — 20 декабря 1933 года. Далее предлагалось привлечь технический аппарат для разработки рабочих чертежей, расчетов конструкций и «под вашим руководством» к выполнению всех проектных и строительных работ. При этом разработку всех рабочих чертежей проекта необходимо было производить параллельно строительству здания. Инструкция рекомендовала «при выполнении эскизного проекта и всех рабочих чертежей... ориентироваться на применение лучших стройматериалов, рациональность конструкции (звукоизоляция, пожарная безопасность, прочность) и тщательную отделку». В инструкции указывалось, что «центральное место постройки рядом со зданием ЗапсибКИКа и назначение здания требуют тщательной разработки плана и выразительного внешнее оформления,  связанного с соседними  постройками».

Ориентировочно здание предлагалось в 5—8 этаже, с лифтами, с «высотой помещений не менее трех метров», с применением для внешней отделки главных фасадов штукатурки «под мраморную крошку». Число  и размеры квартир в этом доме: десять — пятикомнатных с жилой площадью 81 м2, тридцать — четырёхкомнатных с жилой площадью в 72 м2, сорок—трёхкомнатных: площадью в 54 м2, двадцать — двухкомнатных площадью в 27 м2. Дом был запроектирован с тщательно продуманным набором жилых и подсобных помещений в квартирах, с хорошими пропорциями комнат, хорошей ориентацией и инсоляцией комнат. Здесь планировалось использовать лифты, которые в Новосибирске впервые появились в 1932 году в здании Крайисполкома.

Для усиления звукоизоляции и защиты жилого дома от выхлопных газов и шума от городского транспорта он был отодвинут на несколько десятков метров от красной линии Красного проспекта в глубину квартала. Перед ним был запроектирован сквер, ниспадающий террасами на падающем рельефе. Восьмиэтажное здание значительного масштаба заняло «дворцовое» (парадное) положение в системе не только площади им. Я. М. Свердлова, но и всей застройки южной части Красного проспекта. Но тем не менее оно закономерно подчеркивает главную роль здания Крайисполкома (облисполкома) в системе всего ансамбля, отступая на второй план, оттеняя строгость его форм, монументальность, господствующее расположение его на открытых пространствах площади.

«Дворцовое» расположение здания в системе  сложившейся застройки потребовало от А. Д. Крячкова разработать симметричную композицию фасада, выходящего на Красный проспект, и одновременно усложнить его силуэт и пластику стеновых ограждений. Ниспадающий рельеф нарушал ортодоксальность симметрии, и автор ввел асимметрические элементы в композиции сторон фасада: в лестничные клетки, решенные в виде башенных повышений различной формы, с вертикальной «решеткой» окон, освещающих лестничные марши и лифтовые площадки. Занимая парадное положение, 100-квартирный дом обогащает весь ансамбль зданий на площади сложной группировкой своих объемов, цветовым мажорным колоритом, преувеличенной насыщенностью декоративными формами и некоторой тяжеловесностью своих масс. Но эта пластическая тяжеловесность композиции в какой-то мере здесь уместна, так как велики открытые пространства площади, сильно расчленена и разномасштабна застройка по ее периметру. Дом «держит» пространство в определенной гармонии между пространством и своей массой, цветом, тяжеловесностью пластики, не давая воспринимать открытость пространства как «пустое место».

В разработке пластики композиции в деталях фасадов А. Д. Крячков, видимо, руководствовался приемами композиций в архитектуре жилых домов французского архитектора, известного мастера Огюста Перре (например, дом на улице Ренуар в Париже). На вопрос: «В каком стиле построен 100-квартирный жилой дом?» — сам архитектор отвечал: «Во французском неоклассицизме». В первоначальном проекте декор фасадов здания был более умеренным. Однако в 1934—1935 годах архитекторам были даны руководящие директивы, требующие незамедлительных изменений в проектах в сторону декоративного обогащения внешней архитектуры строящихся и уже выстроенных сооружений, более широкого применения декора классицизма. Строительство «100-квартирного» жилого дома крайисполкома было завершено в 1937 году.

С.Н. Баландин, «Новосибирск. История градостроительства 1893 – 1945 гг.»

«А.Д. Крячков. Сибирский архитектор».


 Жилой дом облисполкома в Новосибирске (крайисполкома, Дома Советов), он же 100-квартирный дом

П-образное в плане восьмиэтажное здание, обращенное на Красный проспект главным фасадом, занимает всю западную часть квартала между улицами Спартака и Сибревкома. Расположенное со значительным отступом от красной линии проспекта, оно занимает подчиненное положение в архитектурном ансамбле площади, подчеркивая главную роль в нем соседнего здания — райисполкома. Тем не менее значительные размеры самого здания и наличие большого, регулярно спланированного пространства сквера перед главным фасадом создают впечатление масштабности и «дворцового» характера сооружения.

Характерный ступенчатый силуэт здания формируется возвышающимися по углам главного фасада башнями, перепадами по высоте парапетов на главном фасаде и пониженными на один этаж боковыми (вдоль улиц Спартака и Сибревкома) крыльями.

Мощное основание здания подчеркнуто двумя протяженными тягами балконных ограждений 2-3-го этажей, скругляющими скошенные в плане углы дома. За счет перепада рельефа основание имеет переменную высоту: первый этаж, в южном крыле здания, переходит в подвальный в центральной части и северном крыле. Центральная часть основания по главному фасаду оформлена тяжелой стилизованной колоннадой. Углы мощных ризалитов, выступающих из плоскости основного объема, решены в виде эркеров-башен с вертикальным витражным остеклением, объединяющим 3-6 этажи. Завершения башен разбивают симметрию здания подчеркнутым контрастом своих архитектурных форм. Внутренние грани ризалитов, примыкающие к центральной, заглубленной части главного фасада, оформлены вертикальным рядом угловых балконов. Центральная часть главного фасада подчеркнута протяженными лентами балконов по третьему и седьмому этажам и расчленена по вертикали ритмом лопаток-пилястр, между которыми в уровне шестого этажа размещены декоративные розетки. Аттиковый этаж с небольшими прямоугольными окнами, чередующимися с узкими нишами, имитирующими очертания окон, венчается легким карнизом. Окна всех этажей по форме близки к квадрату.

Жилые квартиры в доме имеют двустороннюю ориентацию комнат. В интерьерах много света и воздуха. Полы в жилых помещениях паркетные, в санузлах — из метлахской плитки, в вестибюлях и лестничных клетках — мозаичные. Основные габариты здания: центральной части — 11x88 м, крыльев 10x57 м.


Использованы материалы каталога «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области».  Новосибирск, Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, 2003.

100-квартирный дом облисполкома. Красный проспект, 16, Новосибирск. Архитектор А.Д. Крячков

Как о  большинстве  неординарных выдающихся  произведений архитектуры и искусства, по поводу 100-квартирного дома были различные суждения. Так, вице-президент Академии архитектуры СССР  А.  И. Гегелло в своем выступлении об архитектуре города Новосибирска в Союзе архитекторов отметил, что «одним из крупных зданий по масштабу Новосибирска является 100-квартирный дом облисполкома. Это здание у широкой публики создает впечатление крупного архитектурного произведения, очень  хорошо выполненного, импозантного и, как говорят, красивого. Мне оно представляется очень сильно эклектичным. Оно дает черты не нашего советского дома, а скорее дома в капиталистическом городе и основным дефектом я считаю эту архитектуру эклектичного характера. Там есть элементы модерна, элементы классические, элементы той бурной современной архитектуры, наших крупных городов. Помимо этого, объемное решение, особенно эти выпадающие углы мне представляются неправильными не только для данного места, но вообще разрушающими простой объемный вид прямоугольника. Затем, поскольку это здание является одним из крупных и обращающим на себя внимание, оно оказало сильное влияние и на ряд проектов и построенных домов в Новосибирске в поздние годы. Я встречал в натуре и на фотографиях, снятых с проектов, целый ряд домов, в которых угол решен так же, с моей точки зрения».

Время оказалось лучшим судьей в этом «споре», и сегодня 100-квартирный дом входит в число лучших произведений советской архитектуры нашего  города.  Однако А. И. Гегелло оказался прав,  так как архитектура дома, как и школа А.Д. Крячкова и В.С. Масленникова, действительно, оказала определенное влияние на творчество   архитекторов  Новосибирска — выпускников Сибстрина  (НИСИ), что заметно на многих постройках сибирских городов  30-х годов.  В числе  их — жилые  дома чкаловского завода по ул. Жданова (архитектор А. В. Баранский,   1939—1940 гг.);  дом СибВО по ул. Крылова (архитекторы Д. М. Агеев, И. С. Персиков, 1939—1940 гг.) и другие здания.

100-квартирный дом облисполкома. Красный проспект, 16, Новосибирск. Архитектор А.Д. Крячков

Фото: Дмитрий Туаев. 2007 – 2009 гг.

100-квартирный дом облисполкома. Красный проспект, 16, Новосибирск. Архитектор А.Д. Крячков

100-квартирный дом облисполкома. Красный проспект, 16, Новосибирск. Архитектор А.Д. Крячков

100-квартирный дом облисполкома. Красный проспект, 16, Новосибирск. Архитектор А.Д. Крячков

100-квартирный дом облисполкома. Красный проспект, 16, Новосибирск. Архитектор А.Д. Крячков

100-квартирный дом облисполкома. Красный проспект, 16, Новосибирск. Архитектор А.Д. Крячков

100-квартирный дом облисполкома. Красный проспект, 16, Новосибирск. Архитектор А.Д. Крячков

100-квартирный дом облисполкома. Красный проспект, 16, Новосибирск. Архитектор А.Д. Крячков

Архитектура Новосибирска - Новониколаевска: 

Комментарии

В настоящее время администрация города позволила разрушить целостность этого великолепного памятника архитектуры. Разрешив на месте бывшего детского садика устроить картинную галерею, при этом сносятся внутренние перегородки, несущие балки, нарушая покой жильцов дома. Спрашивается: зачем там эта галерея? Когда через дорогу есть Художественная галерея на площади Свердлова и не одна. Ответ прост: данное помещение очень удобно расположено рядом с администрацией города и кто-то собирается увести данные помещения из собственности города в частные руки! Обычным жителям ничего нельзя делать в таких домах, а администрации пожалуйста! Полный беспредел и не защищенность граждан. Куда жаловаться? Если все повязаны и со стороны выглядит все законно!

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер