Глава II. ОТ ПОСЕЛКА К ГОРОДУ

3 декабря 1895 г. на поселковом сходе, в присутствии двух тысяч поселенцев и представителя власти уездного исправника Попова, был выбран староста поселка — бердский крестьянин И. Г. Титлянов, бывший «запасной старший писарь Кавказского окружного артиллерийского управления», работавший на строительстве железной дороги. Сход отклонил кандидатуры, предлагавшиеся исправником. И. Г. Титлянов недаром был наделен доверием большинства населения. Он проявил большую энергию, пытаясь сформировать самоуправление поселка. Он даже, вероятно, пошел на такую уловку, как предложить назвать поселок Новониколаевским, рассчитывая на честолюбие царя: ведь поселению было необходимо получить статус города. Прощение о преобразовании поселка в город, подписанное 1076 жителями, было представлено томскому губернатору делегацией, состоящей из купца-часовщика Яренского, мещанина Шапкина и крестьянина Попова. Губернатор на прошение ответил, что переименование поселка в город «не вызывается до времени надобностями административного управления».

Народные сходы в поселке Александровском собирались достаточно часто и стали своеобразным органом управления, где все жизненно важные для поселения вопросы решались голосованием. Титлянов приступил к реализации плана Кузнецова по разбивке кварталов и улиц города. Он организовал прежде всего прорубку просеки (будущей главной улицы города — Николаевского, потом Красного проспекта), идущей от базарной площади у собора к северу, к намеченной в плане Ярмарочной площади будущего города. От площади по плану на запад пролегла Кузнецкая улица (ныне ул. Ленина — Отсюда   и   далее   до   главы   IV включительно современные названия даются в скобках.— Ред), доходившая до Михайловского лога (засыпан за театром «Красный факел» и клубом им. Октябрьской революции), а за Михайловским логом начиналась Михайловская улица, ведущая к вокзалу. Через лог был перекинут мост. Николаевский проспект и Кузнецкая улица стали главными улицами поселка в его центральной части. Трактовая улица (ул. Большевистская) стала главной в Закаменской части поселка: по ней проходил путь на Бердск, Барнаул и Бийск.

План Новониколаевска в 1906 г. 

Рис. 15. План Новониколаевска в 1906 г. 

План поселения Александровского был составлен Кузнецовым формально, без каких-либо -продуманных градостроительных принципов (рис. 15). Кузнецов не мог предвидеть, конечно, предстоящее экономическое развитие поселения и поэтому не предусматривал функционального зонирования территории будущего города, то есть не выделил в плане специальных фабрично-заводских территорий, не дифференцировал улицы города по транспортному и пешеходному признакам, не заботился о зеленых территориях города, о доступных населению набережных реки. Кварталы города прямоугольной формы предназначались для усадебной одно-двухэтажной застройки. Улицы, обрамляющие кварталы, были разбиты параллельно реке Оби в Закаменской части и параллельно линии железной дороги в привокзальном поселке. В центральной части поселка, ограниченной с востока каньоном речки Каменки и с запада Михайловским логом, улицы вытянулись с юга на север; их пересекали под прямым углом улицы, идущие с запада на восток. В центре Закаменской и Центральной частей поселка Кузнецов наметил две квадратные по форме плана площади, оставив для каждой территории, равные, восьми кварталам.

На площади в 1600 десятин (1748,8 га) в кварталах застройки было отмежевано 2862 участка под усадебную застройку. Размеры усадебных участков имели протяженность по улицам в 15 сажен (32 м) и в глубину квартала 17 сажен (36 м).

Первыми улицами поселка, которые стали быстро застраиваться по красным линиям плана Кузнецова, были в Центральной части — Кривощековская, Колыванская, Александровская (ул. Серебренниковская), Мостовая, Николаевский проспект. В Привокзальной части первыми застраивались улицы Вокзальная и Михайловская (ул. Ленина) — здесь поселялись железнодорожные служащие, торговцы, рабочие станции и депо. Между станцией и берегом Оби в 1896 г. появились первые переселенческие бараки. До открытия железной дороги переселенцы прибывали по Оби на пароходах и баржах. За 10 лет (1893— 1903 гг.) через поселок прошло около полумиллиона переселенцев. Часть их осела в поселке, и за станцией появилась уже целая Переселенческая улица.

Деятельность старосты И. Г. Титлянова в пользу поселка продолжалась недолго. Он много хлопотал о получении земель под усадебные застройки, делал попытки создать общественную кассу для нужд населения, штрафовал пьяниц и нарушителей общественной жизни, пытался приобрести для поселения винно-водочную монополию. Ни томскому губернатору, ни начальнику Алтайского округа не нравилась общественная активность старосты, принявшая достаточно демократический характер, и в январе 1897 г. И. Г. Титлянов был отстранен начальством Алтайского округа «за самовольное присвоение власти».

Новый сход в январе 1897 г. направил петицию в защиту Титлянова томскому губернатору: «...явите божескую милость, прикажите исправнику восстановить Титлянова в прежних правах. Без общественного правления находиться положительно невозможно». Но ответ был отрицательным: «Принимая во внимание, что в поселке... не образовано сельского общества вследствие разносословности населения, постановили: челобитную оставить без последствия. А впредь никаких сходов не допускать» (М. Колосов. Новониколаевское вече. «Вечерний Новосибирск», 28 февраля  1972.). Тогда послали челобитную на имя царя: «Алтайский округ берет с нас за аренду усадьбы 100—200 рублей в год. Явите царскую милость, внемлите мольбе народа, уступите землю в аренду по 40 копеек. Учредите общество в поселке. Старосту уничтожили. Питейное дело отдали частному торговцу. Поставили пристава, не оказывает никакого содействия, даже сход собрать не разрешает, мотивирует тем, что бунтуем. Доходности никакой не дают, не имеем средств устроить школу, церковь, пожарную команду, больницу. Явите царскую милость...». Но царская милость не являлась. Царь дал безвозмездно землю для соборной церкви, но не давал ее для поселка. И новые обращения поселенцев к томскому губернатору Вяземскому с просьбой о дополнительном отводе пастбищ, об открытии школы, о возведении поселка в посад или город, о выкупе земли действия не имели.

А поселок быстро рос. В 1897 г. в нем насчитывалось 1404 дома. Население его увеличивалось за счет переселенцев из соседних старинных сибирских сел — Колывани, Сузуна, Бердска. С 1896 по 1901 г. только из Колывани переселилось свыше 3000 человек, а в последующем году еще 2500. Перевозились или сплавлялись деревянные дома из этих же сел. В 1898 г. население поселка составило 10 136 человек, в 1900 г. —18734, в 1903 г. —22257 человек. В 1901 г. поселок занимал почти всю отмежеванную ему территорию в 1600 десятин. Николаевский проспект в нем протянулся уже на 2 версты.

Наконец, 17 февраля 1898 г. Министерство внутренних дел вынесло запоздалое решение о замене наименования поселка Александровского на Новониколаевский. Но переведение поселка в разряд посада или города так и не состоялось.

В 1898 году Н. Г. Гарин-Михайловский проезжал по железной дороге через Обь, следуя на Дальний Восток. Он отметил в дневнике своего путешествия: «Изменение первоначального проекта — моя заслуга, и я с удовольствием теперь смотрю, что в постройке намеченная мною линия не изменена. Я с удовольствием смотрю и на то, как разросся на той стороне бывший в 1891 году поселок, называвшийся Новой деревней. Теперь это уже целый городок, и я уже не вижу среди его прежней кучки смиренных, мелкорослых вятичей, год-другой до начала постройки поселившихся было здесь» (Н. Г. Гарин. Из дневников кругосветного путешествия. М., 1952, с. 40.).

С открытием движения через мост поселок Новониколаевский превратился в крупный торгово-распределительный центр Сибири. В 1898г. со станции Обь было отправлено свыше 2,5 млн. пудов грузов. В 1901 г. торговые обороты поселка достигли 20 млн. рублей. Новониколаевская пристань стала самой оживленной на реке Оби (рис. 16). В 1899 г. на пристани работало уже несколько сотен грузчиков (рис. 17). В это время по Оби и ее крупным притокам совершали рейсы около 100 пароходов с 200 баржами. С постройкой дороги судоходство от Бийска до Новониколаевска по Оби получило большое развитие. В Новониколаевске строятся магазины и лавки, винные склады, открываются транспортные и справочные конторы, дома русских и иностранных торговых и промышленных фирм.

Новониколаевская пристань в начале XX в. 

Рис. 16. Новониколаевская пристань в начале XX в. 

Погрузочные работы на Новониколаевской пристани в начале XX в. 

Рис. 17. Погрузочные работы на Новониколаевской пристани в начале XX в. 

Путеводитель по Великой Сибирской железнодорожной магистрали за 1902 г. отмечал: «Торговля и ремесла здесь развиты, как в бойком городском поселении. Магазинов и лавок более 120, пивной склад, пивных лавок 4, ренсковых погребов 2, питейных домов 3, хлебопекарен 7, кондитерских 1, гостиница с кафе-рестораном, меблированные комнаты, постоялых дворов 50.

По воскресным дням — оживленные базары, продукты на которые подвозились из отдаленных мест Барнаульского и Бийского уездов. Торговые обороты базаров, судя по сумме сборов с подвод, достигали 3-х миллионов рублей в год...

Грузовое значение станции Обь постепенно возрастало. В 1900 г. отсюда отправлено 118682 пуда сливочного масла...».

С 1897 г. в поселении появляются промышленные заведения. Лесопильный завод Кабинета значительно расширяет свое производство, доведя распил колод леса с 35 тыс. до 100 тыс. Строятся военно-сухарный завод, мельница Новониколаевского товарищества (Альбом видов гор. Н.-Николаевска.  1-е десятилетие. Типография Н. Н.  Литвинова в Н.-Николаевске, 1905.). Но Кабинетское землевладение сильно тормозило рост поселения и мешало открытию новых предприятий в нем. Например, доверенное лицо фабриканта Саввы Морозова, выбиравшее в Новониколаевске участок под строительство текстильной фабрики, и одна из иркутских фирм, которая хотела построить в городе крупчатую мельницу, не могли получить от Кабинета приемлемых условий для аренды земли в городе (Л. М. Горюшкин. Сибирское крестьянство на рубеже двух веков. Новосибирск, «Наука», Сибирское отделение, 1967, с, 225).

Наконец, 7 января 1904 г. Министерство внутренних дел сообщило томскому губернатору: «Государь Император, в 28 день декабря минувшего года, согласно положению Комитета Министров, Высочайше повелеть соизволил:

I. Поселение Новониколаевск при станции Левая Обь, Томского уезда и губернии, возвести на степень безуездного города того же наименования в пределах ныне занимаемой оным селитебной площади и выгонных земель с тем, чтобы по точной силе Высочайшего повеления 13 февраля 1903 года из этого пространства земли общего пользования в количестве 4881 десят. 226 кв. саж., или какое окажется при окончательном отводе, поступили в безвозмездную собственность города, а усадебные участки представлены были обывателям на выкуп в собственность;

II. Представить Министерству внутренних дел сделать распоряжения:
а) о введении в поселке Новониколаевске общественного управления по Городовому Положению 1892 года...
б) о производстве оценки недвижимых имуществ в городе для определения прав их владельцев на участие в первоначальном сходе домохозяев через особую избранную владельцами недвижимых имуществ из своей среды оценочную комиссию под председательством лица, назначенного Томским губернатором...».

Так в самом конце 1903 г. поселок Новониколаевский стал, наконец, городом Новониколаевском.

Уже 12 января 1904 г. были проведены первые выборы городского самоуправления. Избрали 15 уполномоченных и 7 кандидатов в уполномоченные сроком на 4 года. 11 февраля на заседании уполномоченных был утвержден первый бюджет города, весьма специфический и вместе с тем похожий на бюджеты других сибирских городов. Его статьи более «заботились» о содержании властей и полицейского аппарата, чем о благоустройстве города или народном образовании. На содержание полиции, городского управления, воинской квартирной повинности тратилось около 48000 рублей, а на народное образование, медицинское, санитарное обслуживание и благоустройство — 18270 руб. (на содержание полиции —10500 руб., на народное образование — 2000 руб.). Бюджет не вызвал ни малейших сомнений уполномоченных, которые нашли, что «сметы, насколько возможно в первый год, составлены правильно, статьи прихода и расхода основаны на указаниях и постановлениях уполномоченных и сведены без дефицита».

23 октября 1905 г. была произведена перепись города. Данные этой переписи и сегодня представляют для нас большой интерес, т. к. они воссоздают довольно реальную картину Новониколаевска той поры. Из документов переписи мы узнаем, что в городе «вполне или частию застроенных» кварталов было 203. Больше застроенных кварталов находилось в Центральной части—105. Застроенных усадеб по городу было 2549, преимущественно также в Центральной части — 1105. В Вокзальной части оказалось 787 застроенных усадеб и в Закаменской части — 657. Естественно, что различных «храмов» (культовых зданий) тоже было больше построено в Центральной части.

Всего жилых зданий в городе насчитывалось 3647 (в Центральной части — 1549, в Вокзальной—1272, в Закаменской — 826). Почти столько же было в городских усадьбах и нежилых (хозяйственных) строений — 3055.

Перепись зафиксировала в черте города 22 708 постоянных жителей (11579 мужчин и 11129 женщин), из них домохозяев и членов их семей было 10769, а квартиросъемщиков—11949. И за пределами городской черты уже расположилось значительное число постоянных жителей города. Так, за полотном железной дороги, проходящей по черте города, проживали в различных местах — на продовольственном пункте, лесопильном заводе, складах керосина компании «Нобель» и общества «Мазут», кожевенном заводе Шамовского, мельницах и др. — 1604 человека. Да еще и на выгонных землях, у салотопенного и мыловаренного заводов, у городской бойни, у кирпичных сараев, маслобоен поселилось 534 человека. В городе уже стояли небольшие воинские части с личным составом в 1182 военнослужащих. В целом население Новониколаевска составляло 26028 человек.

Перепись отмечала постоянное наличие временно пребывающих людей — до 1000 человек; особенно много приезжало во время строительных сезонов, т. е. с начала весны и до поздней осени,— до 1500 плотников, каменщиков, печников и других рабочих-строителей («ввиду массы построек»). Наряду со строителями было много «возчиков, носильщиков и разных чернорабочих».

В городе находилось более 4000 голов скота, в том числе 2655 лошадей, что, конечно, не способствовало общей гигиене поселения. Был развит извозный промысел. Новониколаевск обслуживало 229 извозчичьих экипажей, 61 легко-ломовая лошадь и 316 ломовых лошадей.

В переписи перечисляются «городские и общественные здания»: городская скотобойня, «обширный барак по случаю предполагавшегося появления холерной эпидемии», биржа труда, «обширный в несколько отделений ватер-клозет», здание «весов на каменных столбах, с каменным при нем жилым помещением, с водогрейкой и с устройством над этим зданием пожарной каланчи».

Часть учреждений — такие, как отдел Сибирского торгового банка, транспортные конторы, контора Западно-Сибирского пароходства и торговли, а также склады «земледельческих орудий частью с покупкой сливочного масла», склад керосина и т. п., не имея собственных зданий, размещались в частных домах.

Производственные здания города состояли из 4 паровых крупчатых и 11 водяных мельниц, парового лесопильного, пивоваренного, кожевенного заводов, 10 маслобойных, 12 прядильных, 2 шубных заведений, 35 «кирпичных сараев», где производился кирпич, 22 прачечных.

Имелось в городе множество кустарных мастерских: например, 13 столярных, 9 слесарных, 44 кузнечных, 26 сапожных, 28 пошивочных мужского платья, 25 хлебопекарен, 3 колбасных и 8 крендельных заведений и т. д. Как видим, даже средней промышленности в городе в то время еще не существовало.

На Новобазарной площади города находилось 196 торговых помещений, на старой базарной площади—16. В жилых домах размещались еще 125 торговых лавок. Зарегистрированы были 5 трактиров, 11 чайных столовых, 11 постоялых дворов, 5 пивных складов, 5 казенных винных складов и много еще других подобных заведений.

Так начинал молодой город очередной период своего развития. Дальнейший рост его экономики происходил очень быстрыми темпами. Бюджет города быстро возрастал по годам: в 1905 г. — 82578 руб., в 1909 г.— 399604 руб., в 1910 г.—630198 руб., в 1911 г.— 935971 руб., в 1912 г.— 1000070 руб.

Уже в 1909 г. Новониколаевск получил полное городовое положение. В 1910 г. в нем проживало 52695 человек. Быстро росла и стоимость недвижимости города: в 1900 г. она определялась всего в сумме 280760 руб., а в 1909 г. эта сумма составляла уже 3224845 руб. В 1906 г. по сумме недвижимости имущества Новониколаевск занял второе место в Сибири после Томска.

В 1907 г. Новониколаевску отвели 7771 десятину земли (8470,4га). Но царский Кабинет не просто отдал эту землю. Он потребовал у города выкуп в 600 тыс. рублей из городского бюджета и тех сумм, которые слагались от продажи городских участков застройщикам. Выкуп должен был быть выплачен в течение 20 лет. 1 марта 1908 г. город сделал первый взнос в сумме 150 тыс. рублей; впоследствии он должен был вносить по 50 тыс. рублей ежегодно, а потом, в течение 15 лет, по 20 тыс. рублей. Крупнейший в стране феодал не упустил ни копейки, сорвав большой куш с той мизерной части земли, что отошла к городу, по сравнению с его огромным Алтайским владением, на территории которого могло бы разместиться не одно европейское государство.

К 1913 г. Новониколаевск вырос в крупнейший торгово-транспортный узел и экономический центр обширнейшей территории Приобья. В процессе капиталистического развития в Западной Сибири сложились городские центры торговли хлебом — Челябинск, Омск, Томск, Бийск и др. И самым крупным среди них стал Новониколаевск, из которого в 1906—1910 гг. вывозилось в среднем 6350 тыс. пудов хлеба ежегодно. Город стал центром сибирского мукомолья — в нем перерабатывалось до 11 млн. пудов муки ежегодно. Из Новониколаевска мука вывозилась в основном на восток страны — в Забайкалье, Монголию, на Дальний Восток.

Первые 6 крупных мельниц открылись в Новониколаевске в период с 1900 по 1906 г. — мельницы Жернакова, Луканина, Туркина, компании «Сибирский мукомол» и другие. К 1910 г. в городе уже действовало 10 мельниц с общей производительностью в 12 млн. пудов муки в год. Крупнейшая мельница «Алтайской фабрично-мукомольной компании», основанная в 1905 г., в 1912 г. ежесуточно перемалывала до 7—8 тыс. пудов зерна. Более 3 тыс. пудов в сутки производили мельницы «Ново-Николаевского мукомольного товарищества» и «Южно-Алтайской мукомольной компании». К 1914 г. эти три крупных мукомольных предприятия объединились в синдикат с центром в Новониколаевске (Л. М. Горюшкин. Сибирское крестьянство на рубеже двух веков..., с. 149). Мельницы Новониколаевска вообще были наиболее крупными во всей мукомольной промышленности Сибири. На каждой из них имелись паровые двигатели, вальцовые станки. В качестве топлива использовался каменный уголь, мельницы освещались электричеством.

В 1913 г. из 24 фабрично-заводских предприятий города мукомолам принадлежало 7, а из 1202 рабочих на этих предприятиях работали 384. Из 396 городских складских сооружений 141 было занято зерном и мукой. В 1913 г. началось строительство элеватора. Паровые мельницы были сосредоточены в основном в районе пароходной пристани, на Фабричной улице, где были построены уже во время первой мировой войны макаронная фабрика, пивоваренный завод и находился крупный склад сельскохозяйственных машин.

К 1915 г. в мукомольной промышленности было занято уже 586 человек, а в среднем на этих предприятиях работало до 100 человек на каждом, в то время как среднее число рабочих на всех 87 предприятиях города равнялось 11. Мельничные здания были деревянными, однако значительными сооружениями — до пяти этажей высотой, например, крупчатая мельница «Ново-николаевского мукомольного товарищества», построенная в 1902 г. в районе пароходной пристани (рис. 18).

Крупчатая мельница «Новониколаевского мукомольного товарищества», построенная в 1902 г. 

Рис. 18. Крупчатая мельница «Новониколаевского мукомольного товарищества», построенная в 1902 г. 

В 1903 г. был построен крупный казенный военно-сухарный завод с производительностью 1 млн. пудов сухарей в год. Завод представлял собой солидную каменную постройку. Два параллельно поставленных одноэтажных кирпичных корпуса соединял третий, высотой в 2 этажа и с башней в 4 яруса по оси всей фасадной композиции здания. Высокая кирпичная труба дополняла ансамбль завода. Завод располагался за речкой Первой Ельцовкой в сосновом бору (рис. 19). О нем сохранилась память в названии улицы «Сухарная».

Военно-сухарный завод за р. Первой Ельцовкой 

Рис. 19. Военно-сухарный завод за р. Первой Ельцовкой. 

На основе переработки хлеба развилось в Новониколаевске винное производство. Спиртные напитки изготовлялись на заводах «Бр. Элленек и К°», «Прогресс», «Богемия». В 1910 г. продукция первых двух заведений оценивалась в 115 тыс. рублей. Казенные винные склады уже в 1904 г. представляли собой значительный комплекс кирпичных двухэтажных зданий с территорией, обнесенной глухой кирпичной стеной. В 1910 г. был построен солодовенный завод В. А. Пастухова, единственный в Сибири (Г. А. Бочанова. Экономическое развитие города Ново-Николаевска (Новосибирска) в начале XX в. В кн.: «Города Сибири», Новосибирск, «Наука», Сибирское отделение, 1974, с. 234).

Кирпич для начавшегося каменного строительства в городе вырабатывался в частных заведениях — «сараях», расположенных у глиняных карьеров вверх по речке Каменке. В 1910 г. существовало 38 таких «кирпичных сараев», в 1912 г. — 41 с общим числом работающих 890 человек.

В 1909 г. гражданский инженер (архитектор) А. Д. Крячков, служивший в городе Томске архитектором Западно-Сибирского учебного округа и преподававший архитектурное проектирование в Томском технологическом институте, и инженер-технолог М. И. Кошурников спроектировали и построили механизированный кирпичный завод с круговой гофманской печью, позволивший реализовать в последующие годы широкую программу каменного школьного строительства в городе под руководством А. Д. Крячкова (рис. 20).

Механизированный кирпичный завод, построенный в 1909 г. 

Рис. 20. Механизированный кирпичный завод, построенный в 1909 г. 

Металлопромышленность Новониколаевска до революции была представлена двумя чугунолитейными заведениями со 128 рабочими. Одно из них, завод «Труд», было построено предпринимателем Глотовым в 1904 г. в конце Трактовой (Большевистской) улицы в Закаменской части города. Завод размещался в небольших деревянных зданиях и имел литейный, кузнечный и механический цехи. Литейная завода выпускала ежегодно до 200 т литья, которое обрабатывалось в кузнечном и механическом цехах. Завод, насчитывающий несколько десятков рабочих, выполнял заказы на запасные части к сельскохозяйственным машинам, изготовлял оборудование для мельниц и маслодельных заводов. В заводских цехах размещалось 8 станков. Второй чугунолитейный завод принадлежал товариществу «Верман и Петерс».

В 1910 г. в Новониколаевске имелся один паровой маслодельный завод и несколько маслодельных заведений с конными приводами. Уже в годы первой мировой войны военным ведомством строилась крупная мясохладобойня за речкой Малой Ельцовкой, недалеко от сухарного завода. Махорочная фабрика Агеева и Проскурякова, перерабатывая местный листовой табак, ежегодно выпускала до 200 пудов курительной махорки.

Другие виды промышленности в Новониколаевске были представлены кожевенными ремесленными заведениями с 35 рабочими в них, пятью мыловаренными «заводами» с 37 рабочими, двумя лесопильными заводами с 245 рабочими. Энерговооруженность этих промышленных заведений была мизерна.

В 1908 г. городской думой был поднят вопрос о сооружении в Новониколаевске электростанции, но в городской управе не хватало средств для строительства электроцентрали. И все же в течение 1911 —1912 гг. была сооружена небольшая электростанция, разместившаяся в каменном здании городских базарных весов. Она дала ток 1 января 1913 г. Электростанция была оборудована локомобилями Мальцевских заводов и генераторами системы «Сименс-Гальске», «Сименс-Шукерт» и «Браун-Бовери» (В. В Алексеев. Электрификация Сибири, ч. I. Новосибирск. 1973). К станции подключались 540 абонентов. Но станция, мощность которой составляла всего 252 кВт-ч, не удовлетворяла и четверти потребности города в электроэнергии. Намеченная к строительству в 1914 г. вторая электростанция не была построена из-за начавшейся войны. С пуском электростанции стал обсуждаться вопрос о строительстве трамвая в городе, однако все проекты остались нереализованными.

Много рабочей силы требовало железнодорожное строительство. Еще на постройке Западно-Сибирской дороги ежегодно в среднем было занято до 22 тыс. рабочих, а на сооружении Средне-Сибирской дороги находилось уже до 37 тыс. рабочих. Вплоть до революции строительство в Новониколаевске железнодорожных сооружений почти не прекращалось. Оказались ошибочными расчеты пропускной способности железной дороги. Вместо 9,2 млн. пудов общих грузов в год по расчету уже за 1900 г. было перевезено 42 млн. пудов грузов и 1,25 млн. пассажиров (для сравнения: в 1897 г. — 609 тыс. пассажиров). Во время русско-японской войны движение по магистрали было крайне напряженным. В 1908 г. было заключено соглашение с железными дорогами европейских стран и введен прямой тариф для проезда из европейских городов до Владивостока. Поэтому было решено приступить к устройству второй колеи; оно происходило с 1907 но 1916 г. Строительство железных дорог продолжалось и во время мировой войны в 1914_1918 гг. Пришлось не только сооружать новые дороги и прокладывать второй путь, но и реконструировать первый, при строительстве которого в свое время допускались (в целях уменьшения единовременных затрат) упрощения технических условий: уменьшение ширины земляного полотна, строительство деревянных мостов через небольшие реки, использование облегченных рельсов, меньшая толщина балластного слоя под подошвами рельсов и т. п.

В 1910 г. началось строительство Алтайской железной дороги, оконченное к 1915 г. (конечные пункты — города Семипалатинск и Бийск). Железнодорожные пути этой дороги, ответвившись от Великой Сибирской магистрали в районе моста через Обь, прошли по Закаменской части Новониколаевска, для чего пришлось снести значительное число жилых усадеб. Дорога пролегла частью в выемке, по насыпи и мосту через Николаевский проспект, по путепроводу у начала улицы Мостовой, а затем мостом через речку Каменку и снова в выемке в южном направлении. Пути отрезали большую территорию Закаменской части города от Оби. У улицы Никитинской и около завода «Труд» возникла железнодорожная станция Алтайская с пассажирским каменным вокзалом, служебными и жилыми кирпичными зданиями дороги, водонапорной башней (рис. 21).

Вокзал железнодорожной станции Алтайская. 1912 г 

Рис. 21. Вокзал железнодорожной станции Алтайская. 1912 г. 

Новый вокзал на станции Обь, пристроенный к старому деревянному зданию вокзала 

Рис. 22. Новый вокзал на станции Обь, пристроенный к старому деревянному зданию вокзала. 

Со строительством Алтайской железной дороги в большой мере увеличился грузооборот всего Новониколаевского железнодорожного узла. Станционные пути в городе достигли свыше 90 км длины; были сооружены отдельная товарная станция и перевалочные устройства, прокладывались новые соединительные товарные ветки. К вокзалу на станции Обь пристроили новое пассажирское станционное каменное помещение (рис. 22).

Развитие железнодорожного узла стимулировало быстрый рост судоходства на Оби. Пристань Новониколаевска была расположена на среднем плесе реки, стоящем на первом месте в азиатской части России по оживленности грузового и пассажирского движения, и являлась почти исключительно начальным или конечным пунктом водных перевозок.

В Новониколаевск, торговый центр крупнейшего сырьевого района Сибири, стал притекать русский и иностранный капитал. С 1907 г. открываются отделения крупнейших российских банков — Государственного, Сибирского торгового, Русско-Азиатского, Русского для внешней торговли банка и др. Денежный оборот городских банковских отделений в 1910 г. достиг 250 млн. рублей.

Главная сибирская контора и главный склад сельскохозяйственных машин «Международной компании жатвенных машин», созданной американцем Морганом, находились в Новониколаевске. Отсюда машины отправлялись на Алтай и в другие земледельческие районы Сибири.

В городе открылось множество торговых фирм и заведений (в 1905 г. — 329, в 1913 г. — 1409). В середине второго десятилетия нашего века здесь действовало уже более полутора тысяч торговых заведений, объединенных фирмами, такими, как торговый дом «Жернаков и Лапшин» (продажа хлеба, кожевенных товаров, сала, мыла, галантереи и т. п.), торговый дом «Кухтерин и сыновья» (кожевенные товары), торговый дом Фоменко (готовое платье), торговый дом «Сабенников и Молчанов» (чай, сахар), товарищество «Россия» (аптекарские товары) и другие.

В 1913 г. в Новониколаевске (без пригородов) уже насчитывалось 62 608 человек. Благоустройство города значительно отставало от его экономического развития. Почти отсутствовало мощение на улицах, за исключением небольшого участка в южной части Николаевского проспекта. С 1911 по 1916 г. было замощено только 11,8 км улиц и 350 м подъездных путей. Устраивались деревянные тротуары примитивной конструкции, и то далеко не везде.

Единственным видом городского транспорта в городе был конный. В 1910 г. городской управой было выдано 289 знаков для легковых извозчиков, 1064 — для ломовых возчиков и 22 знака для водовозов.

В 1913 г. под железной дорогой был построен туннель-путепровод из монолитных рамных железобетонных конструкций. Путепровод соединил прибрежную часть города с его центром и длительное время служил наиболее надежным транспортным путем от пристани, переселенческого пункта и Фабричной улицы к другим районам города. Строительство путепровода осуществлялось под руководством инженеров С. М. Богашова, Б. П. Храповицкого и В. И. Петкова по проекту и силами фирмы «У. Любинский и Э. Векер».

Работы по озеленению улиц начались с 1910 г. по постановлению городской думы, которая обязала домовладельцев засадить деревьями участки улиц вдоль своих домовладений. С 1912 г. появились линейные посадки тополя, сохранившиеся еще кое-где и поныне в старых районах города.

В эти же годы закладываются бульвары Николаевского и Обского (Комсомольского) проспектов. Бульвар Николаевского проспекта шириной в 19 м с аллеей для прогулок начинался от моста Алтайской железной дороги и доходил до современной улицы Гоголя. Он был обсажен сибирским тополем и сразу выделил проспект как главную улицу города.

В городе никак не могли построить водопровод. В 1906 г. инженер Готлиб представил первый проект водопровода стоимостью в 59 тыс. рублей на 200 тыс. ведер суточного потребления. В 1909 г., после пожара города, с проектом городского водопровода выступила техническая контора Веризубова. Сметная стоимость строительства составила 801,6 тыс. рублей, при мощности водопровода в 420 тыс. ведер в сутки с источником воды из Оби. Но обещанной главой правительства Столыпиным суммы на строительство водопровода Новониколаевск так и не получил. В 1910 г. московская фирма «Нептун» предложила городской думе новый проект водопровода на 150 тыс. ведер в сутки с водозаборами из Оби (4 варианта), со сметной стоимостью в 643,6 тыс. рублей. Эти проекты носили только ориентировочный характер, и поэтому городская дума в 1911 г. создала специальную комиссию из профессоров Томского технологического института для выработки руководящей программы проекта городского водопровода. На конкурсе, объявленном комиссией в 1913 г., лучше других оказался проект Брянского завода со сметной стоимостью в 605,7 тыс. рублей, с емкостью сети в 300 тыс. ведер воды в сутки и с оборудованием станции водопровода на 150 тыс. ведер в сутки. Однако мировая война прервала дальнейшие действия городской думы по строительству водопровода в городе. Между тем население Новониколаевска использовало несколько артезианских скважин и колодцев в Центральной части, воду Оби и Каменки в других частях города. Надо сказать, что вода и Каменки и Оби в черте города была уже сильно загрязнена городскими стоками и хозяйственными отходами. Поэтому город часто переживал различные эпидемии: в 1908, 1909, 1910 гг. — холеры, в 1909 г. — брюшного тифа, в 1913 г. — натуральной оспы и др.

В Новониколаевске имелись 3 частные неканализованные бани номерной системы. Здания бань были двухэтажные, каменные. Существовала также баня при железнодорожной станции, питаемая железнодорожным водопроводом. В городе было 4 гостиницы со 135 номерами. Гостиницы были плохо оборудованы в санитарно-гигиеническом отношении. Три из них размещались в двухэтажных деревянных зданиях, одна — каменная трехэтажная под названием «Метрополитен» — находилась на Дворцовой улице (ул. Революции), примыкая к двухэтажному деревянному зданию почтово-телеграфной конторы и почты.

На низком уровне находилось медицинское обслуживание населения. В 1913 г. в городе работали амбулатория на Асинкритовской улице (ул. Чаплыгина), фельдшерский приемный покой в Закаменской части, городская больница на 40 мест по Кузнецкой улице (с терапевтическим, хирургическим, родильным и др. отделениями), городская инфекционная больница на 60 мест, построенная в 1910 г. на противочумные кредиты. На станции Обь были приемный покой и больница на 30 мест, обслуживающие служащих железной дороги и переселенцев, проезжающих через станцию в другие местности Сибири. Все медицинские учреждения размещались в случайных зданиях, чаще всего в жилых домах. В 1913 г. в городе насчитывалось лишь 12 врачей.