Генплан Новосибирска. Проект Б.А. Коршунова

Профессор Б. А. Коршунов (прим. Борис Андреевич Коршунов (1886—1961) окончил высшую политехническую школу в г. Карлсруэ и училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. С 1918 по 1923 г. работал над составлением плана «Новой Москвы» в качестве члена авторской бригады, возглавляемой архитектором А. В. Щусевым. Создал проект планировки г. Котельничи (Кировская обл.), генеральный план Новосибирска, проект здания Потребкооперации г. Уфы. С 1923 г. Б. А. Коршунов — профессор МВТУ и Московского архитектурного института.), один из первых авторов генерального плана Новосибирска, отмечал, что Новосибирском «за 22 года (1903—1925 гг.— С. Б.) были пройдены все стадии, начиная от безуездного города до краевого центра включительно». «Вряд ли в истории развития городов СССР,— говорит далее Б. А. Коршунов,— найдутся другие подобные примеры» («Советская Сибирь», 31  января  1928.).

Столь быстрый рост города должен был быть подчинен строгому плану его развития. Работы по составлению генерального плана города возглавили в 1926 г. Б. А. Коршунов — руководитель Московского планировочного бюро и профессор МВТУ, Ю. К. Гринвальд — главный инженер городских железных дорог (Ленинград) и архитектор Д. Е. Бабенков. Проект из Москвы был привезен в Новосибирск 18 января 1928 г. Работа по составлению генерального плана Новосибирска была выполнена на высоком научно-профессиональном уровне.

Экономические возможности развития Новосибирска в комплексе Урало-Кузнецкой проблемы изучал Николай Николаевич Колосовский, профессор, крупнейший советский ученый-экономгеограф, который также занимался изучением Ангаро-Енисейского комплекса и участвовал в разработке первых пятилетних планов.

Вооруженный данными исследований инженера Н. Н. Колосовского, Б. А. Коршунов предполагал в перспективе в Новосибирске строительство больших предприятий: металлургических (выплавка свинца, цинка), химических (сернокислый завод, заводы аммиачных солей, хлористых соединений, калийных удобрений), машиностроительного профиля (тракторосборочный завод, заводы сельскохозяйственных, дорожно-строительных машин и пр.), пищевой промышленности (мясокомбинат, маслозаводы). Б. А. Коршунов придавал большое значение в плане жилищному строительству и инженерному оборудованию города. По его расчетам, стоимость необходимого для города жилищного фонда превосходила в 2 раза стоимость промышленного и транспортного строительства города.

Генеральный план составлялся по этапам, начиная с тщательного изучения исторического прошлого города, ознакомления с состоянием его застройки, технического и санитарного оборудования, промышленности, торговли и транспорта. По результатам этих исследований прорабатывались все вероятные этапы его развития, возможности расширения коммунальных предприятий, создания новых промышленных объектов, переустройства его транспортного узла. После тщательного анализа первоначальной схемы планировки города и ее вариантов следовала уже более глубокая проработка плана города, учитывающая особо важные факторы, присущие конкретно Новосибирску. Б. А. Коршунов к таковым относил сложившееся административно-политическое значение города, стремительный рост его как транспортного узла, развитие в нем крупной индустрии, легкой и пищевой промышленности (на ближайшие 15 лет предполагалось сооружение 65 крупных предприятий с 38 тыс. трудящихся), местной промышленности и торговли, его культурно-просветительное значение, быстрый рост населения.

Исходя из анализа возможных перспектив развития города, Б. А. Коршунов принял следующую перспективную динамику роста населения Новосибирска по этапам: на 1942 г. — 500 тыс. жителей, на 1972 г. — 1,35 млн жителей. Как показало время, Б. А. Коршунов не обманулся в своих расчетах.

Коллектив планировщиков выполнил 5 вариантов планировки Новосибирска, площадь которого должна была занять 10000 га. Все варианты имели общую принципиальную схему и разнились только в деталях.

Часть важнейших положений первого генерального плана города вошла в последующие планы Новосибирска и была осуществлена при их  реализации  (застройка   левого   берега,   радиальные   магистрали старых центральных районах города, постройка второго железнодорожного и коммунального мостов, три городских центра — в Центральном, Октябрьском  и  Кировском  районах,  размещение втузовских  комплексов, трассировка основных транспортных магистралей).

29 июня 1929 г. президиум Крайисполкома утвердил схему планировки Новосибирска. План разрабатывался в течение двух лет, однако Б. А. Коршунов не довел работу до конца и отошел от проектирована генерального плана. Причиной этого шага явилось негативное отношение к некоторым положениям генерального плана, отстаиваемы Б. А. Коршуновым. Из анализа опорного плана города он нашел, 41 средняя плотность заселения по застроенным кварталам в Новосибирсске составляла 85 человек на га, а средняя плотность на всю городскую территорию Новосибирска — всего 15 человек на га. В генеральном плане города Б. А. Коршунов предполагал увеличить плотность заселенности по городу до 45 человек на га, а по селитебным территориям через 15 лет — до 90 человек на га. Предполагая (достаточно обоснованно) медленное развитие строительной базы Новосибирска, вместе с тем и «медленность перехода строительства в сибирских городах от одноэтажного (деревянного) к многоэтажному каменному Б. А. Коршунов установил в перспективе для Новосибирска низку этажность жилой застройки. Лишь Центральный район города должен был иметь 40% застройки в 4 этажа и 30% застройки в 3 этажа, остальное строительство планировалось в 2 этажа. Другие же районы города большей частью должны были застраиваться деревянными жилыми домами в 1—2 этажа.

Крупным просчетом плана Б. А. Коршунова считался недостаточный анализ социально-бытовых особенностей развития будущего города. Например, на левобережье им проектировалась малоэтажная застройка поселкового типа и отводилось до 10% под индивидуальное строительство, в то время как там возводился крупнейший в Сибири заводской комплекс и создавался «Социалистический город», в котором собирались возвести «первичные ячейки» города — дома-коммуны.

Б. А. Коршунов в генеральном плане бережно подошел к сохранению имеющегося жилого фонда города и не стремился к его быстрой замене, учитывая реальные строительные возможности. Он также сохранил трассировку железной дороги, проходящей через центральную часть города, учитывая всю сложность перестройки железнодорожного узла в системе сложившейся городской застройки. При сохранении этой трассы Б. А. Коршунову не удалось в композиции плана «раскрыть город к реке Оби, что особенно подвергалось критике. Заведующий окрздравом Шворин и зам. председателя крайплана Богуславский настаивали на новой трассировке линии дороги в обход центральной части города. Инженер И. И. Загривко предлагал в этом случае (ввиду устарелости железнодорожного моста) реконструировать мост под коммунальный. Критике подвергались также низкий процент озеленения и сохранение местоположения некоторых промышленных предприятий (кожзавода, хладобойни).

Поэтому, несмотря на признанные «несомненные ценности» генерального плана Б. А. Коршунова, договор с ним был расторгнут в 1930 г. Проектирование «Социалистического города» на левом берегу Оби, нахождение «более точного варианта будущего Новосибирска» было поручено Магнитогорской комиссии проектировщиков. Проект должен был учитывать все изменения, входящие в пятилетний план, перспективы развития хозяйства и промышленности Новосибирска, а также новые организационные формы общественной жизни и быта.

«Новосибирск: история градостроительства 1893 - 1945 гг.» С.Н. Баландин

Генеральный проект планировки и реконструкции Новосибирска. 1931

Архитектура Новосибирска - Новониколаевска: 

Комментарии

а подскажите , где можно найти такую же только с названиями улиц того времени ?

у меня. golod62@mail.ru

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер