Железнодорожный мост через Обь

Трасса железной дороги по берегам р.Оби с мостовым переходом у села Б.Кривощёково
Трасса железной дороги по берегам р.Оби с мостовым переходом у села Б.Кривощёково
Возведение пролётного строения железнодорожного моста через Обь
Возведение пролётного строения железнодорожного моста через Обь   
Железнодорожный мост через Обь

Со строительством моста было связано появление нового города, которому суждено было впоследствии стать одним из крупнейших в Сибири. День закладки первого камня в железнодорожный мост через Обь — 20 июля 1893 г. — считается датой рождения Новосибирска.

Следует отметить, что мосты Транссибирской железной дороги для своего времени были крупнейшими сооружениями такого рода в России. Например, известный мост через Енисей, построенный по проекту Л. Ф. Проскурякова в 1898 г., долгое время был одним из самых больших в мире по пролету простых балочных мостов (6 пролетов по 144 м. Модель моста удостоена золотой медали на Парижской выставке 1900 г.). Мост через Амур (1915 г., проект того же автора) имел уникальную длину — 2,6 км. Подъездная эстакада его в 6 пролетов по 33м (проект известного русского инженера профессора Г. П. Передерия) была построена из новейшего конструкционного материала — железобетона.

Мост через Обь у села Кривощеково на 1328-й версте Западно-Сибирской дороги строился по проекту профессора Николая Аполлоновича Белелюбского, выдающегося инженера-строителя и ученого в области строительной механики. Мост имеет девять пролетов. Пролеты лежат на каменных опорах из местного гранита, заложенных на гранитном ложе реки.

Н.А. Белелюбский в верхнем строении моста применил полупараболические фермы с опорной стойкой и одним криволинейным поясом, с двухраскосной системой решётки ферм. Двухраскосная система ферм, обладая высокой жёсткостью, уменьшает длину панели и облегчает вес частей моста, а присутствие опорной стойки в ферме упрощает устройство опорного узла и опорной рамы и облегчает конструирование сопряжений опорной поперечной балки с фермами. Кроме того, Н.А. Белелюбский внёс усовершенствование в конструкцию моста, заключающееся в устройстве «свободной проезжей части». Эта система стала известна в мировой практике мостостроения как «русская система».

Стальные конструкции мостовых ферм общим весом в 270 тыс. пудов были изготовлены на Урале, на Боткинском заводе, под руководством подрядчика инженера В.И. Березина. Фермы возвышаются над меженным (низким) горизонтом Оби на 17 м.

Мост строился 4 года и стоил около 2 млн. рублей. В 1896 г. проведено испытание моста, по которому прошли 4 паровоза, а 31 марта 1897 г. он был открыт для движения.

Начальником работ по постройке моста был инженер Г.М. Будагов. Он с благодарностью вспоминал время своего сотрудничества с Н.Г. Гариным-Михайловским при строительстве дороги, моста и станции: «Деятельность нашего остроумного, талантливого человека и превосходного товарища Николая Георгиевича Михайловского... делала всю внутреннюю жизнь строителей, их работу как-то особенно красочной и приятной».

В апреле 1984 г. на опорах первого железнодорожного моста через Обь завершился монтаж вторых русловых мостовых пролетов — металлических ферм. Мостоотряд № 429 Западно-Сибирской железной дороги возвёл эти пролеты из 15,7 тыс. металлических элементов общим весом 4,5 тыс. тонн. Строительство пролётов началось в 1974 г. Для этого были намыты основания для подходов к мосту, куда уложено 78 тыс. м3 грунта, и на них построена дорога длиной более километра к левобережной опоре моста для подвоза металла, бетона и других материалов. Для проверки надёжности существующих опор ленинградские специалисты пробурили тела опор моста и скальных оснований, на которых стояли опоры старого моста. Сделан вывод о возможности строительства на тех же мостовых опорах второго пролётного строения железнодорожного моста. Министерство путей сообщения СССР решило строить новый мост с последующей разборкой пролётного строения старого, который уже не удовлетворял железнодорожным переходам через него тяжёлых поездов.

Проект моста составлялся в московском институте Гипротранспуть. После пуска в эксплуатацию Новосибирской ГЭС весенние ледоходы в районе города прекратились, поэтому отпала надобность в существующих у опор («быков») старого моста ледорезах. Строители-мостовики возвели (нарастили) семь железобетонных опор на основаниях бывших ледорезов моста, соорудили две береговые опоры. Монтаж ферм пролётного строения между опорами пролётов в 100 метров провели методом навесной сборки, от опоры к опоре, при помощи кранов, проходящих по верху и внутри пролётной части ферм.

Новый металлический мост собирали на высокопрочных болтах, позволявших быстрее вести монтаж пролётного строения. Эффективный метод сооружения моста без вспомогательных лесов, наплавных средств применён впервые в Новосибирске. По проектной смете затраты равны 8 млн. руб. По своим эстетическим качествам новое пролётное строение моста, более мощное и крупное, уступает старому, который почти столетие хорошо «трудился» на великой Сибирской железнодорожной магистрали.

В настоящее время пролётные строения старого моста демонтированы. Как музейный экспонат сохранена одна пролётная конструкция.

С.Н. Баландин, «Новосибирск. История градостроительства 1893 – 1945 гг.»  / «Новосибирск. История градостроительства 1945 – 1985 гг.»

История возникновения новониколаевска была связана с двумя событиями, имевшими место в конце XIX века. Первое из них произошло в конце августа 1891 года, когда в Большом Кривощековском селе состоялось выездное совещание, в котороем приняли участие три крупных имперских чиновника: начальник Управления по сооружению железных дорог МПС К. Я. Михайловский, действительный статский советник, генерал В. И. Березин (будущий подрядчик) и командира изыскательского отряда Викентий-Игнаций Роецки. Они на месте рассмотрели гидрографические материалы, которые представил Роецки, и приняли окончательное решение рекомендовать линию пересечения Оби по местному броду для скота. Так было определено место под строительство первого железнодорожного моста через Обь в районе села Кривощековское.

Второе событие произошло в Петербурге 16 февраля 1893 г. во время второго заседания Комитета Сибирской железной дороги под председательством Великого князя Николая Александровича. Там было рассмотрено соответствующее предложение от Министерства путей сообщений. Цесаревич согласился с запланированным направлением прокладки Сибирской железной дороги в районе Оби как наиболее удобным в техническом отношении. С этого момента место перехода Сибирской железной дороги через реку Обь больше не обсуждалось.

30 апреля 1893 года в село Кривощековское прибыла первая партия рабочих-железнодорожников. Свой поселок они построили на свободном правом берегу, там же позднее выросла железнодорожная станция «Обь». 28 декабря 1903 года в рексрипте N 747-47 Государь Император Николай II издал высочайшее повеление, согласно которому «поселение Ново-Николаевск при станции Обь» возводилось в степень безуездного города с площадью 881 десятин 2260 квадратных сажень (Кривощековская слобода, располагавшаяся на противоположном берегу Оби, не вошла в его состав). Подлинник документа был подписан Исполняющим должность Управляющего Кабинетом Его Величества генерал-майором Рыдзевским.

Возведение каменных мостовых опор железнодорожного моста через Обь. На втором плане правый берег Оби и устье реки Каменки

Возведение каменных мостовых опор железнодорожного моста через Обь. На втором плане правый берег Оби и устье реки Каменки   

Общий вид железнодорожного моста через р. Обь

Испытание железнодорожного моста в 1896 году

Испытание железнодорожного моста в 1896 году   

Н.М.Тихомиров с инженерами-строителями моста через Обь (1894)

Н.М.Тихомиров с инженерами-строителями моста через Обь (1894)

Строительство железнодорожного моста через Обь

Строительство железнодорожного моста через Обь

Строительство железнодорожного моста через Обь

Строительство железнодорожного моста через Обь

Железнодорожный мост через Обь

Сохранившийся пролёт железнодорожного моста 1896 года

Сохранившийся пролёт железнодорожного моста 1896 года. Планировалось превратить его в ресторан, но вовремя передумали

Железнодорожный мост через Обь. Новосибирск. Фото: Степанов Слава

 Железнодорожный мост через Обь. Новосибирск. Фото: Степанов Слава

Железнодорожный мост через Обь. Новосибирск. Фото: Степанов Слава

 Железнодорожный мост через Обь. Новосибирск. Фото: Степанов Слава

Архитектура Новосибирска - Новониколаевска: 

Комментарии

Я совсем запуталась.Какой все таки железнодорожный мост считается первым? Тот,который на набережной,около которого стоит пролёт,или мост на северо-чемском массиве,около деревни Малокривощёково?Подскажите кто-нибудь.
Аватар пользователя admin

Первый мост - "Тот,который на набережной,около которого стоит пролёт"... А Кривощёково и Малокривощёково - разные нас. пункты. Тот мост, который у Малокривощёково - построен в 1931 году в связи с прокладкой трассы на Кузбасс

Если посмотреть с другой, там опоры, для чего они
Аватар пользователя admin

Пустые опоры железнодорожного моста через Обь - это те опоры, на которых изначально держался мост.... при реконструкции (замене пролетных конструкций) в конце 90-х годов обновленный мост был поставлен на новые опоры, имеющее со старыми одно основание. И дело тут скорее не в ветхости старых опор, а в том, что при реконструкции моста останавливать движение по Транссибу было нельзя - от этого и решили возвести дополнительные опоры...

А зачем нужно было менять мост если старый в своё время не смогли даже разрезать? И куда дели остальные пролёты?

Кстати, на старый пролёт неплохо было бы ещё поставить старый паровоз с парой вагонов (пассажирским и грузовым, к примеру, начала ХХ-века)
Аватар пользователя admin

Судя по всему, опоры, поддерживающие "музейный" пролет не рассчитаны на дополнительную нагрузку - не выдержат.... а так - идея хорошая

Пока один мост работает на оба направления от Левой оби к Правой оби и обратно. А я слышал, что планировалось на опоры старого моста ставить ещё один - чтобы через Обь спокойно ходили поезда в оба направления.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер