Глава IV. К СОЦИАЛЬНОМУ ПРОГРЕССУ И НОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ

XXVI съезд КПСС выработал основные направления социально-экономического развития СССР на одиннадцатую пятилетку и на период до 1990 г. Реализация намеченных программ должна была стать прямым продолжением ранее выработанных курсов, подкрепленных практически — жизненным опытом страны в семидесятые годы. Главная задача, поставленная на период 1981—1985 гг., состояла «...в обеспечении дальнейшего роста благосостояния советских людей на основе устойчивого, поступательного развития народного хозяйства, ускорения научно-технического прогресса и перевода экономики на интенсивный путь развития, более рационального использования производственного потенциала страны, всемерной экономии всех видов ресурсов и улучшения качества работы». (Материалы XXVI съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с. 139.)

Новосибирск и его область, как и прежде, являлись крупнейшим звеном Западно-Сибирского экономического района, на территории которого располагались предприятия союзного значения. На промышленно-экономическое развитие всего региона огромное воздействие оказывала наука. Удельный вес промышленного производства области в экономике Сибири в эти годы составлял более 11 процентов. Доля же промышленной продукции в ее совокупном общественном продукте к началу одиннадцатой пятилетки достигала 66 процентов, 44 процента этого объема составляла продукция металлообработки и машиностроения (а в целом по СССР эта доля равнялась 26). В области производилась почти половина электротермического оборудования страны, шестая часть генераторов к турбинам, десятая часть крупных электрических машин, которые служили основой развития топливно-энергетического комплекса Сибири.

Индустрия Новосибирска и области выполняет большие общественные функции, обеспечивая многие сибирские и дальневосточные регионы продукцией производственно-технического назначения и товарами народного потребления. На область приходится пятая часть всего машиностроения Сибири, которая получала из Новосибирска: около 40 процентов продукции энергетического машиностроения, около 30 — инструмента, 25 — станков, более 40 процентов литья для тяжелого машиностроения. Изделия, изготовленные в Новосибирске, отправлялись более чем в 80 стран мира.

28 сентября 1982 г. городу вручен орден Ленина. Выступая на совместном торжественном заседании городских комитета КПСС и Совета народных депутатов с участием партийного, советского, профсоюзного, комсомольского актива, представителей коллективов трудящихся и воинов Новосибирского гарнизона, посвященном этому событию, председатель Совета Министров РСФСР, депутат Верховного Совета СССР В. И. Воротников отмечал, что «по масштабам производства, объему и разнообразию выпускаемой продукции Новосибирск встал в один ряд с крупнейшими промышленными центрами страны...».

Повышение темпов развития всех отраслей народного хозяйства города, рост его экономической эффективности обеспечивались многими резервами, приводимыми в действие, но главным по-прежнему являлся его большой научный потенциал. Он сформировался под влиянием деятельности СО АН СССР, СО ВАСХНИЛ, СО АМН СССР, высших учебных заведений, научно-исследовательских отраслевых институтов, в которых концентрировалось более 70 тыс. человек, из них 16 тыс.— научных и научно-педагогических кадров. По насыщенности научными кадрами Новосибирск стоит за Москвой, Ленинградом и Киевом. За успехи в проведении научных исследований, подготовку научных кадров и большой вклад в развитие производительных сил Сибири Сибирское отделение АН СССР в год своего двадцатипятилетия (1982 г.)  было удостоено высшей награды Родины — ордена Ленина.

В одиннадцатой пятилетке в градостроительной деятельности жилищному строительству по-прежнему уделяется большое внимание. Председатель Совета Министров РСФСР В. И. Воротников, вручая городу орден, отмечал, что в нем «...осуществляется большая программа строительства жилых домов и объектов соцкультбыта...» Динамика роста жилого фонда выражалась в следующих цифрах: в 1950 г. весь фонд составлял 2,84 млн. м2, на 1 августа 1968 г. 8,0 млн., на начало 1978 г.— 16,52 млн., а в 1984 г. он достиг 19,20 млн. м2 общей жилой площади. Стоимость жилищного фонда составляла 25 процентов стоимости всех основных фондов города. Обобществленный жилой фонд на 96,5 процента был теплофицирован, свыше чем на 91 имел горячее водоснабжение, на 97 процентов оборудован водопроводом и канализацией.

Фрагмент жилой застройки Новосибирска. 70-е годы

Фрагмент жилой застройки Новосибирска. 70-е годы 

Широко ведется строительство жилых районов на левобережье. Юго-Западный массив располагается на землях Ерестнинской впадины (бывшем болоте с выходом грунтовых вод на поверхность). Для инженерной подготовки СУ № 483 треста Гидромеханизация намыл миллион м3 грунта площадью в 70 га. Было запроектировано и создано искусственное озеро площадью более 10 га и глубиной в 18 метров. Предусматривалось устройство водосбросного коллектора в Тулу, который обеспечивал бы регулирование уровня воды в озере, а также сток грунтовых вод из дренажной сети и подвалов жилых домов и ливневых стоков (пусковой объект 1983 г.). Впервые произведена столь большая инженерная подготовка территории для жилищного строительства.

Проект Юго-Западного микрорайона создан в архитектурно-планировочной мастерской № 2 Новосибгражданпроекта группой архитекторов под руководством Е. Б. Нагорской и Л. А. Чавдаровой, инженерами В. И. Жуковым, И. Б. Волковой, Т. С. Семеновой. Застройка массива производится домами серии 1—464-Д и 97, новой для Главнвосибирскстроя. Процесс возведения домов 97 серии еще отрабатывается, и с некоторыми трудностями, из-за перебоев с поставками изделий и некомплектности объектов. Застройка в основном девятиэтажная, но есть дома в пять этажей. В южной части массива со временем будут построены шестнадцатиэтажные здания. Здесь будет проживать 27 тыс. человек.

В 1983 г. планировалось ввести в эксплуатацию около 100 тыс. м2 жилья, в основном в домах 97 серии, детский, сад, продовольственный магазин. Но возведение жилья отставало от графика, медленно велось строительство водорегулирующего сбросного коллектора.

Второй крупный жилой массив левобережья — Северо-Чемской в Кировском районе. Проект его детальной планировки составлен в 1981 г. в Новосибгражданпроекте архитекторами Г. Н. Тумаником, М. Р. Колпаковой, О. А. Балыбердинвй, инженерами В. С. Кирш, М. Т. Гаврик и др. Он располагался по улице Комсомольской и набережной вдоль берега Оби, у Комсомольского железнодорожного моста и линии железной дороги за Бугринской березовой рощей. Его территория— 274 га с расчетным населением в 48,8 тыс. жителей, с жилым фондом в 896 тыс. м2. К вводу планируется в 2000 г. Здесь необходимо снести 60 тыс. м2 частных жилых одноэтажных домов. Общая стоимость строительства — 179 млн. рублей.

Весь массив подразделен на пять микрорайонов. Микрорайоны «Б» и «В» в основном уже построены. Проект разработан архитекторами Е. Н. Окунцовым, А. В. Наумовым, Л. Г. Сапсалевой, Г. Д. Араповой, инженерами А. К. Даниловой, Р. Б. Баталовой. В 1983 г. здесь уже проживало 21 тыс. человек (около 300 тыс. м2 общей жилой площади). В 1984 г. намечалось построить около 60 тыс. м2 жилья. Однако длительное время к жилым группам не было благоустроенных дорог, отставало строительство объектов соцкультбыта, все еще нет предприятий общественного питания, отстает и благоустройство.

В жилой застройке в проекте применены двенадцати- и шестнадцатиэтажные дома 97 серии, однако ДСК по-настоящему их еще не освоил. Домами этой серии застроен небольшой микрорайон (в девять этажей) на массиве. ЗЖБИ-1 не смог добиться качественного исполнения деталей для домов новой серии, а также и планируемого объема их выпуска.

Продолжал застраиваться в Ленинском районе жилой массив по улице Троллейной (с 1977 г.). Архитекторы М. Л. Каргальцева, Д. Д. Зырянова, Н. Н. Денисова, инженер Ю. И. Павлова (Новосибгражданпроект). Территория его 73 га для населения 37 тыс. человек. По периметральным магистралям — границам жилого массива — расставлены девяти- и двенадцатиэтажные дома, внутри застройки пятиэтажные, школы, детские комбинаты. Именно на этом массиве в 1982 г. возведен первый жилой девятиэтажный угловой дом 97 серии.

На запад от Троллейного массива, в жилых кварталах, входящих в состав крупнейшего Ерестнинского жилого района, строились жилые дома Западного поселка. Проект детальной планировки этого района создан в Новосибгражданпроекте в 1975 г. архитекторами А. В. Бондаренко, В. М. Галямовым, В. В. Пергаевым, инженерами В. С. Кирш, В. А. Миляевой. Этот крупнейший селитебно-планировочный район города рассчитан на 136 тыс. жителей. Он занимает территорию в 922 га, из которых 709,6 отведены под селитебную застройку. Жилая площадь района (по проекту) составляла 1630 тыс. м2, со средней этажностью застройки в 8,5 этажа. Этот проект разработан к 1979 г. и являлся наиболее удачно спроектированным, с крупными общественными комплексами, с четко спланированными скоростными транспортными магистралями. Основа его композиции — протяженная (почти два км) зеленая зона площадью в 60 га, включающая живописные искусственные акватории, вокруг которых формируются жилые образования и система общественных центров. Ядром центра селитеб-но-планировочного района (между улицами Титова, Порядковой, Порт-Артурской, Колхидской) станет группа общественных зданий с Дворцом культуры с театральным залом на 600 мест, клубной частью, танцевальным залом, с киноконцертным залом на 900 мест, библиотеками, музыкальной школой, с профилакторием санаторного типа завода «Сибтекстильмаш», со спортивной ареной и трибунами на 20 тыс. человек и Дворцом спорта (искусственный лед, плавательный бассейн, спортзалы и т. п.). Уже построены профилакторий и Дворец культуры (по проектам архитекторов СибЗНИИЭПа).

Однако массовая застройка Ерестнинского селитебно-планировочного района выходит за пределы двенадцатой пятилетки.

Жилые дома на улице Олеко Дундича. 70-е годы

Жилые дома на улице Олеко Дундича. 70-е годы 

Фрагмент застройки Кропоткинского жилмассива

Фрагмент застройки Кропоткинского жилмассива 

Кропоткинский жилмассив. 70-е годы

Кропоткинский жилмассив. 70-е годы 

С 1981 г. на правобережье застраивается Кропоткинский жилой массив. В нем уже заселено 12 девятиэтажных домов с общей жилой площадью в 121 тыс. м2. Построен детский комбинат на 320 мест с плавательным бассейном, строится школа на 1176 мест. Транспортную доступность массива должна разрешить постройка скоростной магистрали, для которой под железнодорожной магистралью возведен путепровод. В мае 1984 г. на жилмассиве с начала действия ДСК завершен монтаж пятого млн. м2 жилья.

Проекты Кропоткинских жилых микрорайонов составлены в Новосибгражданпроекте архитекторами Э. Г. Копа-Овдеенко, В. П. Блиновым, О. Д. Яненко, О. Л. Коротаевой, А. С. Михайловым (первая очередь на территории в 23 га с жилой площадью в 106,4 тыс. м2 и с населением в 12 тыс. человек) и архитекторами В. П. Блинковым, В. В. Пергаевым, при участии В. М. Галямова, Б. А. Жеребятьева, В. А. Бессонова, А. В. Бондаренко, Г. Н. Туманик (вторая очередь на территории в 250 га с жилой площадью в 557 тыс. м2 и населением в 46,5 тыс. человек). Строительство массива сопровождалось сносом индивидуального малоценного скученного жилого фонда района, изолированного от городской застройки. С южной стороны он ограничен Сибирской железнодорожной магистралью, с северной стороны широким каньоном Первой Ельцовки.

С возведением здесь комплексной застройки, с проведением благоустройства, устройства инженерных коммуникаций и транспортных магистралей разрешится одна из серьезных проблем, когда крупные жилые комплексы приблизятся к многочисленным местам работы в Дзержинском, Заельцовском и Центральном районах города.

Планировка жилой застройки по улице Челюскинцев. Арх. Г. В. Гаврилов, А. А. Воловик, Е. Б. Нагорская, А. С. Михайлов

Планировка жилой застройки по улице Челюскинцев. Арх. Г. В. Гаврилов, А. А. Воловик, Е. Б. Нагорская, А. С. Михайлов  

Макет застройки Челюскинского массива

Макет застройки Челюскинского массива 

Фрагмент застройки Челюскинского жилмассива по улице Нарымской

Фрагмент застройки Челюскинского жилмассива по улице Нарымской 

Фрагмент застройки Челюскинского жилмассива по улице Челюскинцев

Фрагмент застройки Челюскинского жилмассива по улице Челюскинцев 

В Железнодорожном районе жилое строительство большей частью сосредоточено на Челюскинском массиве, расположенном в центральной части города, наиболее плотно застроенной многоэтажными домами и крупными общественными зданиями. Его проект выполнен в десятой пятилетке в институте Новосибгражданпроект архитекторами Г. В. Гавриловым, А. А. Воловиком, Е. Б. Нагорской, А. С. Михайловым, инженерами В. П. Трибушевским, И. Б. Волковой, Г. Г. Забродиной. Площадь его составляет 54,7 га, население 30,5 тыс. человек, жилой фонд 424 тыс. м2. Формирование этого массива связано со значительным сносом старых деревянных одноэтажных индивидуальных домов. Первый экспериментальный крупнопанельный дом — «трехлистник» — в 1978 г. монтировала бригада СМУ-30 ДСК-1. Застройка массива осуществляется девяти- и двенадцатиэтажными жилыми домами серии 1—464-Д, хотя в проекте имелись специально разработанные и шестнадцатиэтажные дома 97 серии. Но строители не освоили еще технологию их возведения.

Застройка массива идет с расстановкой отдельных и сблокированных домов прежде всего по периметру комплекса, по огибающим его транспортным магистралям. Часть их располагается внутри массива, где также находятся все детские и школьные здания. Магазины и сооружения бытового обслуживания отдельными одноэтажными помещениями пристроены или встроены в первые этажи жилых домов, что неудобно для пользования ими. Как полагали авторы, «для создания индивидуального в архитектурно-планировочном и объемно-пространственном отношении микрорайона, с учетом рационального использования территории, потребовалась блокировка типовых жилых домов и блок-секций в индивидуальные жилые дома различной протяженности и конфигурации». Для этого между домами застройки использованы соединительные вставки под разными углами (30°, 60°, 90°, 180°), с проездами на два этажа. Авторы добились разнообразия открытых внутренних пространств микрорайона, композиционного и стилевого единства застройки путем разнообразной конфигурации сблокированных жилых домов, различной компоновки групп домов, путем введения в композицию фасадов жилых домов различного цвета (белая и коричневая терракотовая плитка при отделке поверхностей панелей), а также путем пластического обогащения тех же плоскостей фасадов рельефными деталями из шок-бетона.

Менее удачны элементы благоустройства: ограждения участков детских комбинатов, разнообразные формы игровых площадок.

За 1981—1982 гг. в Железнодорожном районе построено 170 тыс. м2 жилья и большей частью на Челюскинском массиве. В 1983 г. на нем проживало более 20 тыс. человек, хотя еще не была сформирована система социально-культурного и бытового обслуживания.

В Калининском районе строится так называемый 5-й микрорайон («Снегири»). Его проект создан новосибирскими архитекторами Г. А. Тюлениным, В. Н. Бурцевым, В. Б. Сергиевским, А. С. Михайловым. Располагается он у самой городской черты на плоском всхолмлении (гряде между долинами) и занимает территорию в 44 га, с населением (расчетным) в 20 тыс. жителей.

Все холмистое плато по периметру застраивается протяженными крупнопанельными домами серии 111—90, высотой в девять этажей, соединенными в местах поворота индивидуальными кирпичными вставками (их планировка неудачна, так как квартиры имеют северную и северо-восточную ориентацию в ряде домов и пятиугольные жилые комнаты). Территория внутри микрорайона подразделяется жилыми домами на ряд «дворовых» пространств, в центрах которых расположены детские сады, сады-ясли. Каждый «двор» (группа домов) получил свой колористический оттенок в виде облицовки домов плиткой в разбеленных «пастельных» тонах — сиреневом, охристом, розовато-бежевом (отсюда и название микрорайона— «Снегири»). Цветовые градации групп домов застройки устраняют некоторое ее однообразие, дают возможность психологической ориентации, визуальной фиксации пространственной динамики. Крупномасштабные ритмы, расположение домов и соотношения замкнутых пространств между ними найдены ' удачно и создают приподнятое, но несколько напряженное эмоциональное восприятие этого урбанизированного пространства. Ощущение усиливается из-за отсутствия крупномерных зеленых насаждений, и вообще насаждений, необходимых для создания полноценной жизненной среды. Значительно выраженный микрорельеф «обработан» малыми формами архитектуры — подпорными стенками, травянистыми откосами, пандусами, террасами.

Планировка жилого микрорайона «Снегири». Арх. Г. А. Тюленин, В. Н. Бурцев, В. Б. Сергиевский, А. С. Михайлов  

Планировка жилого микрорайона «Снегири». Арх. Г. А. Тюленин, В. Н. Бурцев, В. Б. Сергиевский, А. С. Михайлов  

Фрагмент жилой застройки 5-го микрорайона («Снегири»)

Фрагмент жилой застройки 5-го микрорайона («Снегири») 

Микрорайон «Снегири»

Микрорайон «Снегири» 

Фрагмент застройки 5-го микрорайона

Фрагмент застройки 5-го микрорайона 

Жилые дома серии 111—90, переработанные применительно к местным условиям, по своему масштабу достаточно монументальны. Для облицовки фасадных панелей использована керамическая плитка, полоска которой, иного цвета, чем поле панелей, оконтуривает по периметру панель, подчеркивая ее архитектонику как типа конструкции.

Красный лицевой кирпич применен в зданиях торговли, наряду с панельными вставками сине-сиреневого цвета в стенках ограждений игровых площадок детских садов, в соединительных вставках жилых домов. Красный цвет кирпича придает более мажорное звучание общей цветовой гамме застройки.

Особенностью проектирования и строительства 5-го микрорайона является то, что к этой работе с самого ее начала были привлечены художники-монументалисты, а также заказчик и строители треста Сибакадемстроя. Это позволило объединить всех специалистов и коллективы для градостроительного решения комплекса. Архитектор; Г. А. Тюленин заложил в финансовую смету проекта целевые средства на декоративное образно-художественное убранство массива. Были созданы четыре мастерских для работы художников-монументалистов и скульпторов, которых возглавил А. И. Голубев. Над мозаиками стен детских садов работал он сам. Рельефы на стенах другого детского комбината выполнял Н. Азекаев (по эскизу, разработанному А. Крутиковым, X. Кемрюговым, С. Биджаловым в соавторстве со студентами отделения декоративно-скульптурной пластики Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной). На пяти пилонах комбината изображены сюжеты сказок.

Детские комбинаты, построенные на основе типовых проектов, усовершенствованы и индивидуализированы с учетом размещения на их стенах-пилонах декоративных композиций, а в интерьерах — настенных тематических росписей. Несколько немасштабная величина рельефов и их сильная пластика не являются совершенными в общей композиции зданий, а надуманные декоративные формы игровых навесов и павильонов детских площадок снижают эстетический уровень синтеза искусства в композиции жилого района.

Однако комплексность застройки не нашла себе места и здесь. Не строятся заложенные в проекте шестнадцатиэтажные жилые «точечные» дома (из деталей серии 111—90), которые должны придать всему комплексу более живописный силуэт и еще большее разнообразие пространства. Это образование, достаточно крупное по числу жителей, еще не имеет удовлетворительного транспортного обеспечения. Его организация не связана и не согласована с градостроительной средой всего селитебно-планировочного района, обращена как бы «внутрь» своих пространственных построений (самодовлеющая архитектурно).

В январе 1984 г. выступил в печати главный архитектор Новосибгражданпроекта Г. Н. Туманик. Он писал о том, что «...город застраивается домами устаревших серий. Серия 1—464 в модернизированном, улучшенном виде — это все же вчерашний день отечественного индустриального домостроения», а о серии 1—468 даже «неловко как-то говорить». Ведь «первые жилые массивы» в Новосибирске «еще в шестидесятые годы застраивались «пятиэтажками» этой серии. А мы до сих пор из года в год добиваемся в Госстрое разрешения на строительство этих давно отмененных типовых домов, ссылаясь на трудности освоения новых серий...» Предметом «постоянной тревоги» архитекторов «является уровень развития строительной базы, качественный уровень возводимых индустриальными методами жилых и общественных зданий...»

«В городе еще... нет возможности строить полносборные жилые дома повышенной этажности. Изделия для таких домов стройиндустрия Новосибирска не выпускает». И далее. «...В ущерб градостроительной целесообразности и логике двенадцати- и шестнадцатиэтажные дома, предусмотренные проектами, заменяются на девятиэтажные, а девятиэтажные — на пятиэтажные» (еще в 1979 г. в первой архитектурно-планировочной мастерской СибЗНИИЭПа разработаны проекты крупнопанельных жилых домов в двенадцать и шестнадцать этажей на основе 97 серии применительно к условиям Новосибирска. Авторы проектов архитекторы В. А. Прошляков, С. Ф. Траутвейн, С. И. Белоус, инженеры П. И. Ушкевич, В. В. Кузнецова и др.). Ограниченные возможности предприятий Главновосибирскстроя долго не позволяли выйти на застройку ответственных участков в центральной зоне города, на территориях, приближенных к реке. «Здесь, по мнению Г. Н. Туманика, должны быть продемонстрированы новые возможности индустриального жилищного строительства, отвечающие не только требованиям сегодняшнего дня, но и в какой-то степени являющиеся заявкой на его дальнейшее развитие». «...Строительство на этих территориях предполагается вести в следующей пятилетке». Г. Н. Туманик обратил внимание на проблемы планирования перспективных проектных работ и планирования строительства, отмечая, что «недостатки в .планировании, которые в значительной степени связаны с «незапланированным» отставанием реконструкции домостроительного производства, являются серьезным тормозом в повышении эффективности проектирования и реализации планов строительства. Появление «авральных» объектов, как правило не подготовленных для проектирования, с одной стороны, и работа над проектами, которые в конечном счете не получают реализации,— с другой, все это — следствие слабого «планирования в Главновосибирскстрое...»

Партийные и советские органы постоянно уделяют большое внимание развитию строительной индустрии и совершенствованию жилищного строительства.

Председатель Совета Министров РСФСР В. И. Воротников, находясь в сентябре 1982 г. в Новосибирске, отметил, что «...вопросы дальнейшего повышения благосостояния жителей города требуют постоянного, пристального внимания... Строители обязаны сделать все возможное, чтобы безусловно выполнить запланированный на пятилетку объем промышленного, жилищного и социально-культурного строительства. Для этого, разумеется, придется использовать имеющиеся резервы, покончить с такими недостатками, как распыление сил и средств, с так называемым долгостроем, непростительной затяжкой ввода в эксплуатацию важнейших объектов. Следует строже подходить к оценке качества строительных работ, не допускать никаких скидок при приемке вводимых объектов, прежде всего жилья и культбыта... Только и только такой подход отвечает интересам государства».

11 апреля 1984 г. состоялась очередная сессия городского Совета народных депутатов. На ней был заслушан отчет о работе исполнительного комитета городского Совета и задачи местных Советов города, вытекающие из решений февральского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС.

На сессии еще раз отмечено, что «крайне напряженная обстановка сложилась в городе с выполнением планов жилищного строительства, особенно по титулу УКСа горисполкома». Были и объективные причины этого: недостаток в материально-техническом снабжении, нехватка рабочих кадров, неподготовленность площадок под стройки, неготовность проектной документации... Но главное — недостаточное внимание главка к жилищно-гражданскому строительству, отставание предприятий стройиндустрии и, прежде всего крупнопанельного домостроения от планируемых объемов строительства, отсутствие должной организации труда. Значительно ниже проектных мощностей работали еще заводы ДСК-1. Только за 1983 г. ДСК-1 недодал 48 тыс. м2 жилья.

По рассмотренным вопросам сессией приняты соответствующие решения. Горисполком и райисполкомы, члены постоянных комиссий Советов и депутатские группы должны были сосредоточить свои усилия на выполнении планов жилищного строительства, повышении качества благоустроительных работ, улучшении транспортного обслуживания населения и всех других видов обслуживания городского населения.

Планы экономического и социального развития города, а также жилищного и городского строительства на 1984 г. были напряженными. Составлены они в соответствии с заданиями одиннадцатой пятилетки и народнохозяйственными показателями, утвержденными сессиями Верховного Совета РСФСР и областного Совета народных депутатов. Общий объем государственных капитальных вложений, направленных на развитие городского хозяйства, составил свыше 170 млн. руб. В этом году необходимо было построить дома общей площадью в 645 тыс. м2, улучшить жилищные условия более чем 50 тыс. человек. 250 тыс. м2 жилья должны быть построены в новых сериях домов с улучшенной планировкой квартир.

На развитие коммунального хозяйства направлялось 47 млн. руб. Следовало проложить 8,5 км водоводов и разводных сетей,    продолжить строительство второй очереди очистных канализационных сооружений и ряда канализационных коллекторов, соорудить    десять    км магистральных теплотрасс, продолжить строительство ТЭЦ-5, котельной объединения «Сибэлектротерм».  На работу с «голубым»    топливом (газом) должны были перейти ТЭЦ-2 и ТЭЦ-4. Намечалось строительство нового моста через Тулу по    улице    Сибиряков-Гвардейцев, озеленение набережной Оби от Октябрьского моста до речного вокзала, озеленительные работы на замытой долине Каменки с разбивкой там парка им. 60-летия СССР. Необходимо было построить три общеобразовательные школы  (на 3500 мест)  и 12 детских дошкольных учреждений  (на 3280 мест). Планировался монтаж метромоста и эстакады правого и левого берегов.

В первые годы одиннадцатой пятилетки в Новосибирске возведены крупные инженерные сооружения, достроены многие здания, продолжалась работа по замыву оврагов, развитию транспортных магистралей.

В апреле 1984 г. на опорах первого железнодорожного моста через Обь завершился монтаж вторых русловых мостовых пролетов — металлических ферм. Мостоотряд № 429 Западно-Сибирской железной дороги возвел эти пролеты из 15,7 тыс. металлических элементов общим весом 4,5 тыс. тонн. Строительство пролетов началось в 1974 г...........

Железнодорожный мост через Обь Железнодорожный мост через Обь 

................В 1979 г. началось сооружение двух первых опор для путепровода — мостовой эстакады через замытую долину Каменки по Октябрьской магистрали (всего десять опорных рядов). Ряды железобетонных монолитных опор устанавливались на железобетонные ростверки, которые в свою очередь возводились на трубчатых сваях, забитых в намытый грунт долины. Округлая пластичная форма (в сечении) приобреталась опорами моста в сборной металлической опалубке без последующей их отделки. На опоры укладывались поперечные балки из монолитного железобетона в обычной деревянной опалубке. Пролетное строение собрано из мощных двутавровых в сечении железобетонных балок с последующей укладкой на них слоя железобетона и поверхностного слоя асфальта. Мост-эстакада поднялся на 12 метров над долиной Каменки. Его длина — 312 метров, а ширина — 36, Открыт он 5 ноября 1983 г.

Мост-эстакада строился параллельно с прокладкой открытым способом части перегона метрополитена от станции Октябрьская к станции Площадь им. В. И. Ленина через эту же долину. Строительство двух крупных транспортных сооружений в одной части города повлекло за собой большие изменения как геолого-топографического характера, так и в архитектурно-пространственной структуре застройки. Снесены сотни деревянных индивидуальных жилищ старой застройки (в том числе неисследованной старой, интересной с научной точки зрения), перемещены огромные объемы земли, убраны зеленые насаждения в бывшей застройке и детском парке им. С. М. Кирова. Изменилась характерная топография бывшего речного каньона Каменки, на больших территориях замытой и освобожденной от ветхой неблагоустроенной застройки.

С ростом населения города (в 1981 г. 1 млн. 340 тыс. человек), его территориальных размеров, развитием промышленности, науки, социальным совершенствованием жизни возникали сложные внутригородские транспортные проблемы, в том числе и при пассажирских перевозках. Еще при подготовке технико-экономических основ генерального плана (1962 г.) были сделаны проработки и предложения по развитию скоростных видов пассажирского транспорта в Новосибирске, в том числе и метрополитена..............

Новосибирский метрополитен Новосибирский метрополитен

..............С быстрым увеличением населения, уплотнением городской застройки, расширением территории Новосибирска возросло воздействие города на его окружающую природную среду. Загрязнение влияет на жителей и природу да и на сам город, приводит к преждевременному разрушению зданий, сооружений, промышленного оборудования, коммуникаций и т. п. Современные экологические проблемы особенно обостряются в миллионных городах, где особенно наглядно наблюдается все разнообразие отрицательных последствий антропотехногенных изменений окружающей среды. Из-за малоразвитой системы ливневой канализации и утечек (весьма частых), неисправных водонесущих коммуникаций во многих местах повышается уровень грунтовых вод, образовывается искусственный подпор. Грунты проседают, и здания иногда угрожающе деформируются. Строительство на искусственно созданных, насыпных или намытых территориях предъявляет новые технические требования и требует особого внимания к инженерным изысканиям и конструктивным решениям сооружений.

Сильно изменился рельеф города в последние десятилетия. Устроена набережная, дамба и подходы к Октябрьскому коммунальному мосту. На Красном проспекте, начиная от Оби, засыпаны понижения рельефа у устья Каменки, срезан грунт у железнодорожного перехода через проспект, засыпан овраг, идущий вдоль проспекта за путепроводом вплоть до Первой Ельцовки, расширена дамба у этой реки и т. д. Эти благоустроительные работы связаны с перемещением значительных объемов земли. При пробивке Вокзальной магистрали также срезаны значительные слои грунта. Ранее засыпан так называемый Михайловский лог, сделаны срезы грунта или насыпи подходов при устройстве путепроводов через железные дороги по улицам Трикотажной, Станиславского, Фабричной, при прокладке улицы Нарымской и устройстве комплекса депо метрополитена в долине Первой Ельцовки. Замыв долины Каменки и Первой Ельцовки неузнаваемо изменили облик города, а строительство метрополитена и больших коллекторов канализации значительно меняет структуру подземных глубин.

Природные земли Новосибирска, там, где происходят их перемещения (млн. м2) и большие территории освобождаются от природных покрытий, нуждаются в восстановлении и облагораживании. Поэтому актуальной становится проблема охраны городских природных почв и их облагораживания эффективными способами.

Охране воздушного бассейна в городе придается важнейшее значение. В течение последних пяти лет (до сессии) закрыто 113 котельных, не имеющих очистных сооружений и находящихся в основном в гуще жилой застройки. Снесено более семи тыс. амортизированного ветхого жилого фонда с печным отоплением. Для закрытия мелких отопительных котельных и повышения уровня теплофикации жилого фонда на ТЭЦ-5 введено в эксплуатацию три котла, закончена реконструкция ТЭЦ-3, велось строительство крупной котельной в Кировском районе. Несмотря на эти усилия, воздушный бассейн города остается загрязненным, так как из общего объема выбросов в атмосферу твердых и газообразных соединений только 65 процентов проходит очистку. Еще около 400 котельных не имеют газопылеулавливающих установок. Свыше 60 процентов газа (окиси углерода) выбрасывает на улицы города неисправный автомобильный транспорт, а также на 50 процентов загрязняет его углеводородами, особенно на ограниченном числе городских транспортных магистралей. Необходимо строительство новых дорог для рассредоточения автотранспортного движения, создание скоростных магистралей, способствующих уменьшению концентрации газовых выбросов автомобилей.

Охране природной среды большое внимание уделяют ученые Новосибирска. В научной программе «Сибирь», разработанной по инициативе СО АН СССР, одно из центральных мест отведено крупномасштабной долгосрочной подпрограмме  «Человек». В ней    человек исследуется как социально-биологический    индивид,    находящийся    в постоянном взаимодействии с природой и с продуктами своего труда. Сохранение и укрепление здоровья жителей Сибири в ее суровом климате — одно из важных условий увеличения здесь численности населения. Проблема трудовых ресурсов в регионе является первоочередной и основополагающей. Поэтому всесторонняя научная подготовка долгосрочных  государственных  программ — экономических,    демографических, медицинских и других — является необходимой. Чтобы ускорить рост трудовых ресурсов восточных районов, обеспечить сохранение и укрепление здоровья сибиряков, необходимо усилить фундаментальные медико-биологические и  санитарно-гигиенические исследования по созданию в Сибири систем жизнеобеспечения, которые охватывали бы город (населенное место) в целом, его жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, сферу обслуживания, охрану здоровья, образование, условия труда, быта и отдыха людей. Современные научные исследования в Сибири невозможны без взаимодействия видов знаний и научных дисциплин.

Уникальный научный потенциал Новосибирска создает мощную базу для использования достижений научно-технического прогресса во всех отраслях экономики. Выработана программа развития и интенсификации народного хозяйства Новосибирской области на двенадцатую пятилетку и на период до 2000 г.

Многое предстоит сделать в градостроительстве и архитектуре. В июле 1985 г. на областном и городском градостроительном совете рассматривался проект нового генерального плана Новосибирска. И хотя он еще не прошел все стадии утверждения, его основные положения приняты для решения градостроительных проблем.

Генеральным проектировщиком нового генплана Новосибирска стал московский институт Гипрогор, который разработал его в сотрудничестве с проектными институтами и плановыми организациями Новосибирска. Так, важнейший раздел генерального плана «размещение объектов промышленности» выполнялся специалистами новосибирского института Промстройпроект, в отделе генеральных планов и транспорта, где эту работу проводили инженеры Л. А. Воронин, В. К. Вахтеев, Е. Т. Свербейкина, К. В. Шеметова. Были разработаны предложения по перспективной застройке резервных территорий для промышленного строительства с учетом их функционального зонирования, застройки и реконструкции существующих промышленных площадок. В проработках раздела решались проблемы упорядочения существующих промышленных зон города в целях более эффективного использования занимаемых территорий, создания удобных транспортных (как грузовых, так и пассажирских) связей с селитебными зонами и другими промышленными территориями. В разработках предлагается автомагистраль, идущую от улица Мира к улице Петухова. продлить в Советский район (левые Чемы), в южном направлении и в северном направлении — в Октябрьский, через перспективный новый автодорожный мост в районе Бугринской рощи, автомагистраль от улицы Петухова вывести в северном направлении в створ улицы Станиславского. Улицу Олимпийскую в Ленинском районе из Юго-Западного жилого района провести к станции Клещиха, к предприятиям промышленной зоны — ряд других структурных транспортных направлений. Авторы предлагают создать в промышленных зонах крупные общественные центры, состоящие из различных объектов административного и общественного назначения, торговли и быта, спортивных и оздоровительных. Проработаны системы культурно-бытового, медицинского обслуживания, общественного питания для трудящихся предприятий. Разработаны также мероприятия по упорядочению влияния промышленных предприятий на санитарное состояние города, выносу и переносу отдельных производств на другие промышленные территории. Проработки Промстройпроекта явились основополагающими в градостроительных направлениях развития Новосибирска до 2000 г.

Группа сотрудников новосибирского НИИ гигиены под руководством А. А. Добринского разработала гигиенические обоснования комплекса мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды города. Они вошли в генеральный план развития Новосибирска до 2000 г. Проведено изучение состояния водоемов, воздушной среды в городе, шумового режима основных автомагистралей. Эти данные позволили проектировщикам генерального плана обеспечить достаточно оптимальное состояние окружающей среды Новосибирска.

Проблемы современной застройки и реконструкции города связаны как с охраной ряда исторически и архитектурно ценных зданий, являющихся памятниками русской культуры в Сибири, также и с проблемами сохранения всей историко-архитектурной среды, старейшего Центрального района города, хотя и не все еще специалисты в Новосибирске заинтересованно воспринимают эти проблемы. Но каковы бы ни были мнения проектировщиков, создававших и вновь корректирующих генеральные планы города, Закон об охране памятников истории и культуры СССР требует внимания к этой проблеме. Ибо, утверждая социалистическое новое, целеустремленно руководствуясь диалектико-материалистическим мировоззрением, революционным действием, необходимо обеспечивать позитивную культурно-историческую преемственность, бережное отношение к бесценным творениям человеческого гения, которые, несмотря на давность своего происхождения и «старость», не утрачивают актуального значения и составляют незаменимые кирпичи в фундаменте новой, коммунистической цивилизации.

Архитектурное наследие, накопленное городом, должно стать одной из форм опредмеченной коллективной памяти, средством укрепления определенного культурного типа поведения и деятельности человека. Архитектура призвана расширять фонд ценностей советского общества и одновременно служить воспроизводству самого общества, его культурных и социальных приобретений. С ростом города, уплотнением его застройки увеличивается отчуждение человека от природы, отступающей далеко за пределы урбанизированной среды, резко возрастают экологические проблемы, вместе с ними и проблемы «экологии культуры» (социальные и психологические). Возникает необходимость защиты культурного наследия. Будучи частью общей культуры архитектура развивается вместе с обществом, опираясь на достижения материальной и духовной деятельности людей, и сохраняет преемственность во всех периодах истории.

Постоянное обновление градостроительной среды свойственно любому городу. Неизбежны и качественные обновления. Нельзя бороться с любыми изменениями среды, но необходимо стремиться к сохранению единства системы, с ее многослойностью и ценностными уровнями. Среда должна сохраняться как организованная во времени система, показывающая период своего создания. При этом необходим отбор памятников, сохраняющий разновременно созданные сооружения и раскрывающие «связь времен». Понятие «памятник» (как устанавливают международные постановления) включает в себя не только образцы исключительной ценности, но и объекты, приобретающие культурное значение из-за времени их создания. «Памятник» (здание) — не замкнутый объект, а часть градостроительной структуры, всецело взаимосвязанный с системой застройки и местоположением города. Сохранение памятников должно осуществляться с сохранением окружения, которое с ним связано физически, функционально, визуально.

В 1993 г. Новосибирску исполняется 100 лет. И как бы быстро ни рос город, разнообразное и многогранное его формирование не могло не оставить заметных вех в его кратковременной истории. Архитектура Новосибирска еще недостаточно изучена, а на выявленных архитектурных памятниках еще редко проводятся реставрационные работы. В 1984 г. мастерская генерального плана Новосибгражданпроекта по заданию управления культуры Новосибирского облисполкома выполнила «Проект зон охраны памятников истории и культуры Новосибирска» (авторский коллектив: руководитель-архитектор М. Р. Колпакова, архитекторы О. А. Балыбердина, О. Г. Корчемкина). «Целью проекта явилась разработка организационных мероприятий, обеспечивающих сохранение памятников истории и культуры, соответствующее использование и вовлечение их в процесс культурно-просветительного, патриотического и эстетического воспитания населения» города. Проект стал самостоятельным разделом нового генерального плана Новосибирска, разработанного московским Гипрогором.

Полностью будет сдана в эксплуатацию ТЭЦ-5 и начато строительство ТЭЦ-6, которая во многом ее повторит.

К 2000 г. действующими будут 21 станция метрополитена, а общая его протяженность составит 28 км.

Из года в год будет расти число домов в двенадцать и шестнадцать этажей. В Октябрьском районе начнется строительство Восточного жилого массива, первоочередной объект которого — Молодежный жилой комплекс.

Будет развиваться общественный центр города в Октябрьском районе, формироваться набережная Оби. Должна завершиться реконструкция площади им. Н. Г. Гарина-Михайловского и им. В. И. Ленина. На площади Карла Маркса войдет в строй Дворец культуры «Сибсельмаша», гостиница «Турист», универмаг.

Вместе со всей страной Новосибирск вступает в новое пятнадцатилетие— важный исторический период на пути совершенствования социализма, строительства коммунизма, отмеченный работой XXVII съезда КПСС. Съезд выдвинул грандиозные планы ускорения социально-экономического развития страны, поставил задачи, превосходящие по своим масштабам все то, что приходилось решать в прошлом. «Высшей целью экономической стратегии партии,— говорится в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года»,— был и остается неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа. Реализация этой цели в предстоящем периоде требует ускорения социально-экономического развития, всемерной интенсификации и повышения эффективности производства на базе научно-технического прогресса» '. До 2000 года необходимо «обеспечить дальнейший подъем благосостояния всех слоев и социальных групп населения, глубокие перемены в сфере труда и условиях жизни людей», «всемерное ускорение научно-технического прогресса, повсеместное применение его результатов в производстве и управлении, сфере обслуживания и в быту».

Новосибирск трудом, работой по-новому отвечает на решения съезда. В области капитального строительства нужно покончить с «долгостроем», модернизировать базу строительства и перевести весь строительный комплекс на индустриальные рельсы, обеспечить комплексный характер застройки города, повысить качество строительства, расширить газификацию, обеспечить город централизованным тепло-, водоснабжением и канализацией, улучшить его благоустройство, озеленение и санитарное состояние. Будет развиваться и укрепляться материальная база культуры и искусства для повышения роли их в жизни людей, в формировании их коммунистического мировоззрения.

Трудящиеся Новосибирска — крупнейшего центра машиностроения на востоке страны, центра многоотраслевой и академической науки, высокой культуры, в атмосфере напряженного труда, обновления и поиска полны энергии и решимости придать ускорение социально-экономическому развитию своего города и своей страны.