«Дом грузчиков» (Жилой дом работников речного флота)
«Дом грузчиков» (Жилой дом работников речного флота), Новосибирск, ул. улица Фабричная, 6. Был построен в 1936-1937 гг. по проекту архитектора Клавдия Елпидьевича Осипова в непосредственной близости от речной пристани. «Дом грузчиков» признан памятником архитектуры регионального значения (постановление главы администрации Новосибирской области № 1127 от 18.12.2000 г.)
Здание построено по предложению Сергея Александровича Шварца, в то время секретаря горкома ВКП(б), на примечательном месте. На Фабричной улице еще до революции располагались паровые мельницы, макаронная фабрика, пивоваренный завод, склад сельскохозяйственных машин, на которых было занято более 1200 работающих. Здесь же находился один из трех общественных садов города, самый большой и лучший, официально носивший название «Александровский» в память о царе Александре III, в обиходе известный как «Сосновка» (большую часть его территории занимают корпуса химзавода). После повторного установления советской власти в Новониколаевске, в саду, в летнем театре, революционный трибунал при огромном стечении публики судил «черного барона» Унгерна и его штаб, захваченный в Монголии красноармейскими частями под командованием П.Е. Щетинкина. В Новосибирске трудно было найти человека, который бы не посещал и тем более не знал это место. Менее известен другой факт, связанный с историей города и Фабричной улицей. 5 июня 1915 года здесь состоялась наиболее крупная из организованных большевиками забастовок, охватившая все мельницы и пароходные пристани. Грузчики прогнали наряд конной полиции и казаков, пытавшийся выгнать их на работу, и в конце концов добились повышения зарплаты. Руководил этой забастовкой не кто иной, как сам Шварц. В память о революционном прошлом новониколаевских рабочих-грузчиков, и назидание «старорежимникам», как символ непоколебимости, незыблимости новой власти и было решено возвести это здание.
Требовался дом-монумент, одновременно социально значимый в функциональном отношении, например, жилой дом для рабочих. И такой «монумент» был создан архитектурным языком силы, формами ордерной системы.
Мощная экстерьерная пластика достигается созданием в его центре колоннады на высоту трех этажей, завершенной аркадой, пространственной проработкой углов, подчеркнутым выделением первого, нежилого, этажа и тяжелого карниза с аттиком. Хроника строительства прослеживается по информации «Советской Сибири»:
«Шестиэтажный каменный дом для грузчиков строит в Новосибирске, на Фабричной улице (в районе мельниц) Западно-Сибирское управление речного транспорта. Объём площади всего дома — 19 тысяч кубометров. 60 процентов квартир будут состоять из двухкомнатных и 40 процентов — из трехкомнатных. Стоимость его определяется в 1 млн рублей» (14.01.34).
Четыре месяца спустя: «Новый дом для работников речного транспорта. Западно-Сибирское управление... приступает к сооружению... каменного дома грузчиков» (22.05.34).
Наконец: «Жилой дом для грузчиков сдан в эксплуатацию» (23.09.38). С этого момента фотографии здания многократно тиражируются средствами массовой и научно-профессиональной информации как выразительный, самобытный объект застройки нашего города.
Использован текст книги В.М. Пивкина «Новосибирские академисты. Очерки об архитекторах Т.Я. Бардте, В.М. Тейтеле и К.Е. Осипове»
Здание является наглядным примером нового направления в архитектуре Новосибирска 30-х годов, основанного на применении сверхмонументальных схематизированных форм ордерной архитектуры. «Дом грузчиков» — жилое здание одного из крупных ведомств — Речного флота.
5-6-этажный жилой дом главным западным фасадом выходит на ул. Фабричную. Значительный масштаб здания и его расположение обусловлено первоначальным (не завершенным позднее) градостроительным замыслом, суть которого заключалась в создании доминанты, фиксирующей ось «набережная Оби — Центр города».
П-образное в плане здание скомпоновано из нескольких различных по высоте и конфигурации объемов. Перепады по высоте сдвиги по горизонтали подчеркнуты мощным карнизом, ступенчатым аттиком и парапетными тумбами. Центр симметрии главного фасада подчеркивает доминирующий по высоте и выступающий из плоскости фасада парадный двухъярусный портик. Шестиэтажные угловые блоки размещены с отступом относительно фасадных плоскостей основных объемов. Углы по флангам здания выше первого этажа обработаны в виде трехгранных выемок с витражным остеклением лестничной клетки, завершающейся прямоугольным объемом с полуциркульным окном. Шестиколонный портик стилизованного колоссального дорического ордера в уровне 1-4 этажей, с уровня пятого этажа отделенный широким декоративным поясом, продолжается аркадой на колоннах, завершается карнизом и ступенчатым аттиком с надписью ММРФ. Рустованный первый этаж со скругленными углами трактуется как стилобат. Главный фасад украшен лопатками и филенками. Входы-порталы акцентированы декоративными шарами. Дворовой фасад решен в более сдержанной форме.
Конструктивно здание представляет несущие наружные стены и два ряда колонн внутри. Фундамент бутовый ленточный. Перекрытия деревянные. Крыша скатная металлическая. Планировка секционная с 2-, 3-, 4-комнатными квартирами, первый этаж занимают магазины. Габариты в плане: 88,4x40,2 м.
С архитектурной точки зрения здание интересно как переходный тип от конструктивизма к так называемому «сталинскому неоклассицизму». То есть, сама идея здания представляет из себя комунну, а архитектурное решение отвечает уже новым веяниям. К сожалению, в настоящее время улица Фабричная потеряла прежнее значение, и «Дом грузчиков» оказался в стороне от часто посещаемой части города.
Использованы материалы каталога «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области». Новосибирск, Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, 2003.
Фото: Дмитрий Туаев. 2007 г.
Добавить комментарий