Все здания, построенные по проектам архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова в Новосибирске. А.Д. Крячков — АРХИТЕКТОР, который создал лицо города. Прошло 100 лет с создания первых зданий по его проектам, но до сих пор его творчество — самый выразительный акцент в архитектуре Новосибирска.
Андрей Дмитриевич Крячков не был сибиряком по рождению. Его родные места — Ярославщина, откуда вышли русские мастера, каменщики-строители (ваятели, живописцы), разнесшие славу своего высокого ремесла и искусства по всей Руси, а также на Урал, в Сибирь. Они работали и в Поволжье, украшая шедеврами архитектуры родные города: Ярославль, Ростов Великий, Переяславль-Залесский... А. Д. Крячков родился 24 ноября 1876 года в деревне Вахарево Ростовского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Дмитрия Иосифовича Крячкова.
В Томске, куда приехал Андрей Дмитриевич, имелся университет, был открыт технологический институт, существовали гимназии, реальные училища, семинарии... Это были «сибирские Афины», так называли Томск современники. Хотя при этом Томск «...никогда не отвечал самым элементарным требованиям благоустройства.., питьевые источники были загрязнены; болота, которых немало в окрестности, заселялись без предварительного их осушения, а улицы и площади в городе оставались в первобытном состоянии и часто оказывались непроезжими». Торгово-промышленный календарь за 1895 год, выпущенный в Томске, дополняет характеристику города: мостовых нет, и только главные улицы шоссированы, тротуары везде деревянные. Освещение керосиновое. Водопровода нет».
Исключительно деятельный и работоспособный, Андрей Дмитриевич, помимо широкой реальной проектно-строительной деятельности, интенсивно и постоянно участвует в разнообразных архитектурных конкурсах, объявляемых в Петербурге, Москве, в городах России и Сибири. Архитектурные конкурсы в России с начала века проводились в основном по частной инициативе и преследовали цель—получить лучший проект здания или комплекс сооружений для непосредственной реализации их в строительстве. За первые семнадцать лет XX века было проведено около 450 конкурсов сооружений, как для столичных городов (Петербург, Москва), так и для провинциальных российских городов.
К 1906 году относятся первые работы А. Д. Крячкова для Новониколаевска (Новосибирска) — города, с которым в дальнейшем он связал свою многогранную творческую деятельность и строительству которого отдал много сил и знаний. На его глазах этот город за пятьдесят лет из пристанционного поселения вырос в полумиллионный индустриальный центр Западной Сибири... А. Д. Крячков во многом способствовал развитию и становлению архитектурного облика Новосибирска. И в настоящее время, более чем через 40 лет после смерти зодчего, его здания все еще являются ведущими в архитектурном ансамбле центра города благодаря своей высокой архитектурной культуре и высокому профессионализму.
Обширная архитектурная практика Андрея Дмитриевича Крячкова позволяла ему постоянно пополнять свои знания новыми сведениями как практического, так и научного характера. При возникновении сложных проблем в строительстве путем опытов и экспериментов он сам старался отыскать полноценные ответы. Так, например, он посчитал, что проблема уменьшения толщины кирпичных стен сплошной кладки в Сибири является принципиальной и имеющей большое значение для сибирского строительства (экономия кирпича, раствора, рабочей силы, транспортных затрат, облегчение веса стен...). В то время толщина стен в три кирпича была традиционной и закрепленной в строительном законодательстве для Сибири.
Классицизм начала XIX века, создавший в России большое число замечательных ансамблей мирового значения, становится официально признанным направлением в архитектуре. Благодаря работам крупнейших мастеров архитектуры России, многие здания, выстроенные в столицах и в провинции в стиле неоклассицизма, на общем фоне беспринципного эклектизма, выглядели весьма привлекательно в эстетическом отношении. Следуя этой тенденции А. Д. Крячков переходит в своих работах к тем же формам стилизации. Будучи государственным чиновником, то есть архитектором Западно-Сибирского учебного округа (с 1905 года) и преподавателем Томского технологического института (с 1902 года), он должен был следовать официальным установкам, исходящим от Министерства просвещения, и творческим представлениям, исходящим от императорской Академики художеств, где классицистические тенденции всегда были сильны.
Три монументальных здания в период с 1911 по 1916 гг. А. Д. Крячков построил в Омске. Омск вначале XX века становится крупнейшим торговым российско-сибирским центром на Великом Сибирском железнодорожном пути, который здесь пересекал мощную сибирскую р. Иртыш. За первое десятилетие XX века население Омска возросло вдвое и превысило 100 тыс. человек (т. е. оно было больше, чем в Томске и Новониколаевске). Здесь обосновалось много российских и иностранных фирм по продаже сельскохозяйственных машин, скупки сибирского масла. Все они торопились строить конторы, склады, магазины, преимущественно в центральной части города, на Чернавинском (ныне Любинском) проспекте и прилегающих к нему улицах.
Андрей Дмитриевич Крячков в своей творческой деятельности никогда не прерывал участия в конкурсных работах, объявляемых во многих городах России и Сибири. В период с 1910 та 1919 год эта работа приобрела значительный размах. Он проектирует два варианта здания управления Омской железной дороги (1912 год); работает над проектом контрактового дома в Киеве (1912 год; девиз «Майдан»); проектирует дом Русского для внешней торговли банка в Петербурге. Получает первую премию за конкурсный проект здания общественного собрания в Екатеринбурге (1913 год), работает над зданием музея для Оренбурга (1913 год; девиз «Коричневый круг»); награждается второй премией за проект Народного дома в Бийске (девиз «Синий круг»); разрабатывает два варианта проекта общественного собрания для Читы (девизы «Меркурий», «Востоку»); разрабатывает проект больницы в Омске (1913 год) и получает первую премию за интересный проект здания кафедрального собора в Благовещенске.....
Помимо выполнения проектных разработок для Кузбасса, А. Д. Крячков работает в Институте исследований Сибири (ИИС), занимаясь теорией и историей архитектуры, проблемами сохранения архитектурного наследия Сибири. Работая в Кузбассе, Андрей Дмитриевич собирает материалы по народному деревянному зодчеству этого края, делает массу зарисовок крестьянских изб, их деталей, обмеряет планы жилищ и вычерчивает их фасады уже в ортогоналях, собирает старые фотографии, сам делает новые, проводит глазомерную съемку планов селений. В Новокузнецке зарисовывает монументальные культовые здания, крепостную каменную архитектуру. Работает в архиве Барнаула, в музее этого города, собирает материалы по промышленной архитектуре Алтайского горно-заводского округа XVIII—XIX веков, приобретает подлинные чертежи этих сооружений, осматривает, фотофиксирует строения Барнаула....
В советскую архитектуру А. Д. Крячков вошел как сложившийся мастер, с богатейшим практическим опытом, как высококомпетентный ученый, как ведущий педагог архитектурного образования в Сибири. В традициях российской интеллигенции всегда сохранялись такие черты, как верность профессиональному долгу, привязанность к своему делу, патриотизм. Строительство общественных зданий монументального характера в Сибири в 20-е годы в основном сосредоточивается в Новониколаевске, куда в июне 1921 года из Омска переезжает Сиббюро ЦК РКП (б) и Сибревком. Город становится политическим и административным центром всей Сибири. 25 мая 1925 года ВЦИК утвердил постановление об образовании Сибирского края с центром его в Новониколаевске.
Трудно было А. Д. Крячкову, имеющему большой практический опыт в архитектуре, прочный авторитет мастера своей профессии, переходить к рационалистическому направлению в архитектуре, к отрыву от традиционизма, к символике простых геометрических форм, к пуризму абстрактного архитектурного формообразования. В соответствии с тезисом одного из лидеров конструктивизма М. Гинсбурга — к методу функционального проектирования особенно предрасполагали промышленные сооружения и они же являются теми «типовыми организмами архитектуры, которые дадут нам отправную точку для дальнейшего развития» — А. Д. Крячков изучает новую промархитектуру. Он и сам занимается ею, работая для индустриализации Кузбасса.
В годы первой пятилетки Новосибирск продолжает стремительно расти. Все промышленные комплексы, жилые кварталы, крупные общественные здания строили новые рабочие силы, навербованные из сел и деревень. В этой пестрой и разнохарактерной массе строителей было крайне мало настоящих квалифицированных специалистов-строителей. Многие рабочие-строители в основном жили на правом берегу Оби и на работу (на левый берег) добирались по железной дороге. На левом берегу строители проживали в расположенных рядом деревнях или жили в барачном жилом фонде. Самой значительной проектной работой А. Д. Крячкова в первой половине 30-х годов было проектирование и строительство здания Крайисполкома (облисполкома) и жилого 100-квартирного дома крайисполкома.
В сентябре 1930 года было принято решение о создании инженерно-строительного института на основе инженерно-строительного факультета Сибирского (Томского) технологического института. Новый институт был передан в ведение Союзстроя ВСНХ СССР и получил название Сибирский строительный институт (Сибстрин). В 1931 году А. Д. Крячков становится штатным профессором кафедры архитектуры Сибирского строительного института. С организацией архитектурной специальности в институте он назначается заведующим архитектурной специальностью, заведующим архитектурным кабинетом, ответственным руководителем кафедры гражданских зданий, затем заведующим «фабрично-заводской специальностью» с сохранением всех прежних должностей. В 1935 году он назначен деканом архитектурного факультета, а в 1936 году — заместителем директора по научно-учебной части института.
Первое место занимает Новосибирск среди новых городов Советского Союза по своим размерам, хозяйственному и культурному значению. Строительство новых промышленных предприятий и развертывание научных и культурных учреждений превратило г. Новосибирск в мощный индустриальный и культурный центр. Город возник всего пятьдесят лет тому назад, стихийно развивался без влияния далеких культурных центров. Поэтому Новосибирск не имеет ни исторических памятников, ни прочных архитектурных традиций. Он весь в настоящем, в обещании большого будущего. Его облик сложился на глазах одного поколения, но в нем, как ни в одном другом городе, отразился контраст двух эпох, разделенных Октябрем: убожество одной – капиталистической и грандиозный размах строительства другой – социалистической.