Железнодорожная школа

Железнодорожная школа (улица Владимировская, 10). Новосибирск-Новониколаевск. Вид со стороны железнодорожных путей. Фотография начала 1900-х гг.

Здание трехклассного училища по улице Владимировская, 10 в Железнодорожном районе г. Новосибирска, признано памятником истории регионального значения (решение облисполкома № 282 от 18.07.1990 г.). Здание трехклассного училища для 50-ти детей железнодорожников было построено в 1905-1907 гг. (Инж. В.К. Жандр) на ещё формирующейся тогда улице Владимировской (10) в Вокзальной части Новониколаевска. Учебное заведение для детей железнодорожников было открыто по инициативе техника железнодорожных мастерских А. П. Комлева и модельщика Ф. А. Белорукова при станции Обь ещё в январе 1896 г. на средства рабочих и служащих. Сначала оно размещалось в казённом бараке на арендных началах, но позднее переехало в специальное одноэтажное здание. Вскоре выяснилось, что и эта школа не может охватить всех детей, живущих в пристанционных посёлках, поэтому было построено новое двухэтажное здание. В течение нескольких лет эта школа была самой большой в Новониколаевске. В настоящее время облик здания несколько изменён, оно приспособлено под административные функции.

Здание трехклассного училища по улице Владимировская, 10

Здание представляет интерес как образец деревянного общественного здания сибирского города начала XX века. Расположенный вблизи железной дороги, рубленый дом ориентирован главным северо-восточным фасадом в сторону станционного комплекса. Юго-западный фасад выходит на красную линию улицы Владимировской. Двухэтажный дом на ленточном бутовом фундаменте имеет прямоугольную форму плана с ризалитом и пятигранным эркером на главном фасаде. К северо-западному фасаду основного объема примыкает рубленая одноэтажная пристройка. Снаружи стены дома обшиты профилированной доской в разных направлениях: горизонтально, вертикально, «елочкой». Углы сруба закрыты тесовыми накладками и пилястрами.

Декор фасадов лаконичен. Наличники  больших окон первого и второго этажей оформлены прямым сандриком и подоконной доской криволинейного очертания. На главном фасаде по обе стороны от эркера расположены сдвоенные окна первого и второго этажей, украшенные в надоконной части декоративными треугольными фронтончиками со вставкой из пропильной резьбы. Карниз и декоративный пояс в уровне междуэтажного перекрытия украшены пропильной резьбой.

Перекрытия деревянные, плоские. Крыша двускатная вальмовая, чердачная. Кровля металлическая. На скате главного фасада имеется слуховое окно с полукруглым покрытием. Характерными деталями интерьера являются: конструкция колонн в холле первого этажа, собранная по замыслу инженера В. К. Жандра из двух соединенных болтами рельсов, скрытых под деревянным декоративным реечным коробом; колонны второго этажа, выполненные из бруса большого сечения. Внутренняя лестница двухмаршевая деревянная. Утрачена башенка над эркером. Основные габариты здания: 26x16,1 м.


Использованы материалы каталога «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области».  Новосибирск, Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, 2003.

Железнодорожная школа (улица Владимировская, 10). Новосибирск-Новониколаевск

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)