Генплан левобережья Новосибирска. Проект бригады ВОПРА
Генеральный план левобережья Новосибирска, разработанный арх. Д. Бабенковым, А. Власовым, Н. Поляковым (бригада ВОПРА) в 1931 г.
Широчайшее промышленное строительство в Новосибирске в годы первой и второй пятилеток со всей остротой требовало четкого плана развития города в социальном, планировочном и территориальном отношениях. Неудача с генеральным планом города, предложенным проф. Коршуновым, привела к замедлению планировочных работ, а потом к их дроблению и распределению заказов на планировку отдельных районов города между разными проектными учреждениями. Особое внимание было уделено проектированию плана левобережья города, где развивался завод-гигант машиностроения и где новый город, зарождающийся на индустриальной основе, должен был отразить социалистические формы общественной жизни и быта.
Планировка левобережья в Новосибирске бригадой проектировщиков под руководством архитекторов Д. Е. Бабенкова, А. В. Власова и Н. X. Полякова (бригада ВОПРА) явилась определенным достижением советской градостроительной науки и практики и как пример социально-экономической и бытовой организации города социалистического типа вошла в мировую теорию градостроительства.
В проекте было проработано четкое зонирование территории левобережья города с расчетной численностью населения в 150 тыс. человек. Выделена промышленная зона со значительным санитарным разрывом (в 600 м) от жилой зоны. Улицы и кварталы селитьбы были ориентированы с севера на юг и с запада на восток. Меридиональные улицы имели многочисленные выходы в промышленную зону. В широтном направлении через всю селитебную территорию трассировались две 200-метровые по ширине зеленые «ленточные» зоны, в которых равномерно размещались школьные комплексы с радиусом обслуживания не выше 750 м. На восточных окончаниях этих зон располагались комплексы вузов и техникумов, к которым примыкал большой зеленый массив Бугринской рощи. Фабрично-заводские училища размещались на предзаводских территориях.
Три районных центра, окруженные парками, имели клубы, здания связи, универмага и административные учреждения. На пересечении «диагональных» магистралей располагалась общественная площадь для демонстраций и массовых собраний. На этой площади проектировались здания Дворца культуры, музея и гостиницы.
В зеленой зоне вдоль речки Тулы размещались больничный городок, дом санпросвета и Дом матери и ребенка. На юг от селитьбы, также в парке, были запроектированы спортивные учреждения и стадионы. Склоны плато, спускающиеся к водной акватории Оби на северо-востоке от селитьбы, с возведением там краевого стадиона на 40 тысяч мест, Дворца спорта, ипподрома и т. п. превращались также в «спортпарк» для всего города. В итоге площадь внутренних зеленых насаждений по проекту должна была составить 30% всей территории левобережья.
Транспортные артерии Соцгорода были строго дифференцированы на грузовые и пассажирские. Предусматривались и пешеходные улицы. «Диагональные» магистрали связывали весь Соцгород с правобережьем Новосибирска через проектируемый мост на Оби. Эти магистрали, несущие функции «внегородских связей», были изолированы зелеными насаждениями значительной ширины. Промышленный район соединялся с селитьбой Соцгорода восемью переходами и переездами через пути Транссибирской железнодорожной магистрали.
Жилые кварталы по проекту застраивались «жилыми комбинатами» на 500—1000 человек, состоящими из нескольких жилых корпусов с пристроенными к ним общественными зданиями и детскими учреждениями. Жилые комбинаты, «связанные переходами по второму этажу», образовывали два ряда застройки, между которыми проходили внутренние хорошо озелененные аллеи-улицы, пересекаемые в поперечном направлении пешеходными аллеями.
Проектировщики стремились «уйти» от улицы-коридора, располагая «открыто и свободно» жилые здания в парках-бульварах, где они «ритмично чередовались с общественными секторами, детскими садами и яслями» (рис. 89).
Проект представлял большой теоретический и практический интерес, хотя в нем и находили еще отголоски «классицистического формализма» из-за диагонального расположения городских магистралей. Однако сходство было скорее внешним, так как эти транспортные связи были функционально необходимы. Речь шла не о формальном заимствовании градостроительных приемов классицизма, а о поиске кратчайших трудовых, культурных и общественных связей между важными элементами города. Четкость общей планировки, единообразие всех планировочных элементов и их взаимосвязанность придали плану города значительную цельность и эстетическую выразительность. 31 мая 1930г. на левобережье состоялась закладка Социалистического города. План в целом не был реализован, однако в последующей застройке левобережья Новосибирска (в Ленинском районе) от него сохранились трассировка четырех главных магистралей, комплекс жилых зданий, ряд отдельных сооружений (кинотеатр «Металлист»), а также местоположение общественного центра.
«Новосибирск: история градостроительства 1893 - 1945 гг.» С.Н. Баландин
План жилых комбинатов для левобережья Новосибирска, разработанный бригадой ВОПРА.
Добавить комментарий