Коммерческое собрание — Театр «Красный факел»
Здание Коммерческого собрания по Кузнецкой улице. Новониколаевск
Здание театра «Красный Факел» в 1937 году. Новосибирск
Здание Коммерческого собрания (Делового клуба), сейчас — театр «Красный факел» по ул. Ленина, 19 в Железнодорожном районе г. Новосибисрка. Здание признано памятником архитектуры регионального значения (решение облисполкома № 868 от 22.11.1960 г.).
В 1912-1914 гг. по проекту А.Д. Крячкова строится здание Коммерческого собрания (Делового клуба). Оно предназначалось для деловых и неофициальных встреч, банкетов и развлечений привилегированной части городской буржуазии.
В плане здания имелись зрительный зал для гастролирующих артистов, бальный зал, зал собраний, банкетный зал, фойе, вестибюль с гардеробом, буфет, «зимний сад», специальные клубные помещения и гостиные. Сооружение должно было быть представительным и вместе с тем обладать уютом изолированного замкнутого городского особняка или загородного дома, к которому должен был примыкать зелёный парк, принадлежащий зданию.
В соответствии с назначением здания место для него было выбрано несколько в стороне от основного массива жилой застройки, рядом с каньоном Михайловского лога в конце Кузнецкой улицы, у поворота ее к вокзальному комплексу через мост над логом. Здание примыкало к сохранившейся естественной роще (называемой также Михайловской), превращенной затем в сад (12 га). Такое местоположение здания и позволило в архитектуре решить сложную дилемму: соединения представительного городского здания и загородного особняка. Двухэтажное и отчасти одноэтажное (в зрительном зале) здание имело прямоугольный план и значительно выступающий на западном фасаде ризалит. Здесь ясно выраженная двухэтажность здания с окнами большого размера с трех сторон ризалита, с выходами через ризалит из фойе и зимнего сада на террасу, окруженную балюстрадой и далеко выдающуюся в сад, с которой в него спускалась трёхмаршевая лестница. Фасад открытый и приветливый, весь обращенный в пространство сада, ризалит увенчан треугольным фронтоном, придающим законченность композиции фасада. Здесь все напоминало традиционно сложившееся представление в русской архитектуре о загородном доме, обращенном к парковой зоне усадьбы.
К городу, на ул. Дворцовую (ныне ул. Революции), был ориентирован восточный фасад здания, за центральным ризалитом которого находился двусветный зрительный зал. В то время это было самое большое помещение клуба. В этот ризалит был вкомпанован четырёхпилястровый «портик» ионического ордера с антаблементом, над которым в стене ризалита была прорезана пологая арка, поддерживаемая двумя импостами. В портике были высокие прямоугольные оконные проемы, а над ними — овальные (с горизонтальной длинной осью овала). Пропорции пилястр ионического ордера не соответствовали канону и были вытянуты в высоту, что говорило о их намеренно декоративном характере. Центральный ризалит фасада в целом напоминал излюбленные композиции московского ампира. Трактовка ордерных форм небольшого рельефа была красива по рисунку и достаточно торжественна. Вход в здание на фасаде был выполнен в виде небольшого тамбура, украшенного двумя колоннами с фронтончиком и куполком. Он занял боковое положение, подчеркивая замкнутость сооружения, его «приватный» характер. Вся стилизация архитектуры была глубоко и красиво прочувствована зодчим и несколько осовременена. Об этом свидетельствовали и стройные окна со своеобразно прорисованными импостами, и лента меандра на ризалите с портиком, и оконные проемы восьмигранной формы, и (ритмические ряды оконных проемов по фасаду, расположенные по принципам архитектуры модерна... Тонкая нюансировка всех деталей здания делала его лучшим во всей дореволюционной архитектуре города.
Красивы были формы и детали архитектуры интерьеров, особенно фойе, зимнего сада, главной лестницы — дорические колонны с плоскими эхинами (эллинистическими), металлическая решетка ограждения лестницы, различной формы оконные проемы. Однако интерьеры, неоднократно перестроенные в 30-е, 50-е, 80-е годы (и очень грубо), утратили всю гармонию архитектуры, а реконструкция здания при его приспособлении к театру (в 1936—1937 годах) значительно исказила не к лучшему архитектуру его фасадов. авторы реконструкции архитекторы К.Е. Осипов и Н.И. Болотин.
С.Н. Баландин, «Новосибирск. История градостроительства 1893 - 1945 гг.». «А.Д. Крячков. Сибирский архитектор»
В 1918 году в здании разместился исполком Новониколаевского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, городской штаб Красной гвардии и Совет профсоюзов. Из Купеческого собрания переименовано в «Дом революции», использовалось для проведения митингов и собраний. С 16 по 24 января 1918 года состоялся III уездный съезд Советов крестьянских депутатов.
Во время контрреволюционного мятежа в Сибири, в ночь на 26 мая 1918 г., здание было захвачено белочешским отрядом а члены исполкома Совета были арестованы.
После окончательного установления власти Советов в декабре 1919 года «Дом революции» стал называться «Дворцом рабочих». Теперь кроме митингов и собраний начались самодеятельные постановки спектаклей. Позднее разместили Сибирский государственный театр музыкальной драмы.
В 1932 г. во Дворце рабочих проходила выездная сессия Академии наук СССР, посвященная проблемам Урало-Кузбасса. В докладах ученых были разработаны перспективы использования природных богатств Западной Сибири, развития энергетики, металлургии, горнодобывающей и химической промышленности и другие важные проблемы строительства экономики края.
1 ноября этого же года в здании бывшего Коммерческого собрания дал первый спектакль новый творческий коллектив города — театр «Красный факел». Во время Великой Отечественной войны здесь размещался старейший театр страны — Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы им. А. С. Пушкина.
Капитальный ремонт здания театра «Красный факел» завершён осенью 2007 года, а летом 2010 начался новый.
Коммерческое собрание — Театр «Красный факел». Новониколаевск - Новосибирск. Фото: Степанов Слава
Реконструкция здания для нужд театра проводилась в несколько этапов: в 1936-1937 гг. была возведена сценическая коробка с колосниками, окруженная артистическими комнатами в два этажа, построен репетиционный зал, реквизитные мастерские, за счет бывшей сцены удлинен зрительный зал, сделаны ложи во втором ярусе зала; по фасадам с севера пристроена полукруглая ротонда, ампирные фронтоны превращены в уступчатые парапеты. Проект реконструкции был выполнен архитектором К. Е. Осиповым. В 1952 г. тем же архитектором была проведена вторая реконструкция, коснувшаяся в основном декора зала. Была расширена сцена, заменен сценический портал, реконструирован балкон, заложены окна в зале.
Г-образное в плане здание, имеющее сложное объемно-пространственное решение, построено из кирпича, оштукатурено, имеет бутовые фундаменты, чердачную крышу с металлической кровлей.
Восточный фасад решен асимметрично: в южной части ризалит с большим объемом сценической коробки, центральную часть фасада украшает портик с трехчетвертными колоннами ионического ордера, завершённый аттиком с вписанным пологим арочным проемом и тонко прорисованными архитектурными деталями. Вход в здание выполнен в виде небольшого тамбура, чик украшенного двумя колоннами с фронтончиком и куполком. Главным элементом фасада, выходящего на ул. Ленина, является круглая ротонда, подчеркивающая местоположение лестницы и оконного витража. Центром композиции западного фасада является ризалит с балконом в уровне второго этажа с треугольным полуфронтоном. Парадная двухмаршевая лестница с балюстрадой завершает композицию. В декоре южного фасада использованы элементы классического стиля: гладкие и с каннелюрами лопатки, рустованная плоскость стены, профилированные наличники окон и аттик с прямоугольными филенками.
Первоначальные интерьеры были стилизованы зодчим в классическом стиле, но в результате неоднократных реконструкций они утратили гармоничность архитектуры А. Д. Крячкова, сохранив лишь детали ордерных систем классической архитектуры (колоны дорического ордера в фойе, сандрики на волютных кронштейнах над дверьми входов). Кроме того, сохранились кессонированные потолки в рекреационном помещении, смежном с фойе и выходящем непосредственно на террасу. В предгардеробном холле сохранилась первоначальная метлахская плитка (восьмигранная в сочетании с четырехгранной).
После капитального ремонта в 1980-е годы (по проекту института Новосибгражданпроект) зрительный зал значительно изменился: был ликвидирован балкон в результате размещения зрительских мест с наибольшим уклоном, ограждение лож закрыто деревянными щитами, перенесен гардероб для зрителей в помещение под бывшим балконом; кроме того, в отделке зрительного зала использована ахроматическая гамма, в фойе утрачены декоративные полуцилиндрические ниши, исчезли карнизы с кронштейнами и порталы, обрамляющие некоторые дверные проемы, утрачена часть лепных элементов потолка. Основные габариты здания: 31x65 м.
Использованы материалы каталога «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области». Новосибирск, Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, 2003.
Фото: Дмитрий Туаев. 2010 г.
Добавить комментарий