Сибревком (Новосибирская картинная галерея)
Здание Сибревкома (сейчас - здание Новосибирской картинной галереи) по Красному проспекту, д. 5 в центральном районе г. Новосибирска построено архитектором А.Д. Крячковым в 1925-1926 гг. Здание признано памятником архитектуры федерального значения (постановления СМ РСФСР №624 от 04.12.74 г.; №236 14.04.1976 г.).
7 февраля 1925 года Сибревком вновь поручает А. Д. Крячкову составить проект и сметы на здание для самого Сибревкома в Новосибирске, а также организовать работы по возведению этого сооружения.
Архитектор А.Д. Крячков и скульптор Р.С. Надольский у моделей скульптур для здания Сибревкома
Андрей Дмитриевич энергично взялся за работу: уже в мае 1925 года он составляет проект здания и начинает его строительство, к декабрю этого же года оканчивает его постройку. Всего семь месяцев, притом, что часть строительства приходилась на зимние месяцы! Здание компактное, прямоугольное в плане, простое по плановому и объемному решению, с симметричным фасадом. По силуэту оно очень выразительное, завершено в центральной части (по оси симметрии) куполом красивых очертаний, с хорошими пропорциями, тщательной прорисовкой деталей и высококачественным их исполнением в натуре. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, оно достаточно монументально. В композиции плана, объема и фасада еще просматривается неоклассицизм, но в деталях можно видеть приемы модерна. Подобный симбиоз, в общем, привел к эклектичности решения, но профессиональная культура удержала автора на высоком архитектурном уровне. Причем, модернистский характер деталей и общей композиции преобладает на торцевых фасадах, в то время как главный фасад своими членениями и пропорциональными соотношениями ближе к неоклассицизму. Красив вход в здание, слегка выгнутый из плоскости центральной части фасада с двумя «египетскими» колоннами, поддерживающими антаблемент над нишей входа. Эти колонны представляют собой гранитные монолиты (исключая капители), привезенные с Алтая, из Колыванской камнешлифовальной фабрики.
Под куполом нет помещений, он сооружен из композиционных соображений, но придает завершенность всей композиции сооружения.
Стремясь подчеркнуть общественное и правительственное назначение здания, автор применил в композиции фасада объемную структуру, хотя и несколько странно разместив её. Замечательный сибирский скульптор Р. С. Надольский изваял для этого здания фигуры рабочего и крестьянина в полтора человеческого роста, с атрибутами их труда. Фигуры имеют реалистическую трактовку, энергичную моделировку, лишены мелких деталей и по отношению друг к другу являются парными, так как связаны сюжетно и композиционно. Но установленные на значительной высоте (выше третьего этажа), опираясь, в своем движении на аттик центральной части фасада, лишенные пьедесталов они представляются случайно поставленными и близкими к их натуралистической трактовке. С трудом просматривается их моделировка, возникают трудности с пониманием их сюжетного содержания.
Интерьеры здания сдержанны в декоре, но красивы по рисунку и пропорциям полотна дверей по сторонам продольного коридора, куда эти двери выходят из служебных кабинетов и рабочих комнат.
Перед входом устроены столбы для освещения вкомпонованных в лестницу и скругленных пандусов, позволявших автомобилям подъезжать к входу. Перед зданием находится разгрузочная площадь полукруглой формы, огражденная (как и вся территория) металлической невысокой решеткой красивого, хотя и скромного, рисунка, с каменными (гранитными) столбами и литыми картушами на ее звеньях. Градостроительная законченность во всех отношениях долго отличала это здание в Новосибирске и делала его даже особым (исключая здания А, Д. Крячкова) среди других монументальных сооружений города (В начале 50-х годов к зданию Сибревкома сделана пристройка корпуса по ул. Свердлова. Проект архитектора С. П. Скобликова ничего общего не имеет с архитектурой А. Д. Крячкова.)
С.Н. Баландин, «Новосибирск. История градостроительства 1893 – 1945 гг.». «А.Д. Крячков. Сибирский архитектор»
Прямоугольное в плане, симметричное по композиции здание отличается масштабностью, гармоничными пропорциями и запоминающимся обликом. Центральная ось главного фасада подчеркнута куполом, который возвышается над ризалитом, завершенным ступенчатым массивным аттиком. Торцовые плоскости здания выделены ступенчатыми парапетами с полукруглыми окнами в центре. Стены первого этажа всего здания рустованные, стены крыльев второго и третьего этажей оформлены плоскими прямоугольными пилястрами в два этажа.
Ризалит, имеющий более высокий второй этаж, фланкирован небольшими выступами, обрамленными в уровне второго и третьего этажей широкими плоскими пилястрами со стилизованными капителями. Центральная часть ризалита оформлена в уровне второго и третьего этажей частым ритмом вытянутых по вертикали оконных проемов, разделенных изящными полуколоннами.
Главный вход, размещенный в нише ризалита, подчеркнут монолитными гранитными колоннами, поддерживающими небольшой балкон над входом. Лестница перед парадным входом фланкирована столбами в виде обелисков, первоначально служивших для освещения входного узла.
Планировка здания построена на основе коридорной системы с комнатами по обеим сторонам. Интерьеры здания сдержаны в декоре, но красивы по рисунку и пропорциям. Во входном вестибюле сохранились полы из метлахской плитки образца 1927 года. Зрительный зал украшен пилястрами и колоннами с лепными капителями, кессонированными потолками и люстрами.
К сожалению, утрачены парапеты над карнизом по крыльям здания, надпись на аттике под гербом «Сибирский краевой исполнительный комитет советов», надпись над входом «1926», светильники на столбах перед входом. Основные габариты: 19x64 м; купол диаметром: 12,5 м.
Использованы материалы каталога «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области». Новосибирск, Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, 2003.
Фото: Дмитрий Туаев. 2007 г.
Добавить комментарий