Первые работы А.Д. Крячкова в Новониколаевске

К 1906 году относятся первые работы А. Д. Крячкова для Новониколаевска (Новосибирска) — города, с которым в дальнейшем он связал свою многогранную творческую деятельность и строительству которого отдал много сил и знаний.

На его глазах этот город за пятьдесят лет из пристанционного поселения вырос в полумиллионный индустриальный центр Западной Сибири... А. Д. Крячков во многом способствовал развитию и становлению архитектурного облика Новосибирска. И в настоящее время, более чем через 40 лет после смерти зодчего, его здания все еще являются ведущими в архитектурном ансамбле центра города благодаря своей высокой архитектурной культуре и высокому профессионализму.

Этот город никто не основывал, он возник .по воле и логике развития капитализма в Сибири, куда он «(пришел» по железной дороге, и которая сама явилась крупнейшим капиталистическим предприятием в этом крае. Город неминуемо возник бы в том месте, где железнодорожная магистраль должна была пересечь р. Обь и где возник бы центральный узел транспортной инфраструктуры для ряда регионов Западной Сибири.

Новониколаевск. Здание реального училища на Николаевском (Красном) проспекте.
Новониколаевск. Здание реального училища на Николаевском (Красном) проспекте.
Новониколаевск. Городская начальная школа на улице Серебренниковская
Новониколаевск. Городская начальная школа на улице Серебренниковская
Новониколаевск. Городская начальная школа по ул. 1905 года
Новониколаевск. Городская начальная школа по ул. 1905 года
Новониколаевск. Городская начальная школа по ул. Якушева
Новониколаевск. Городская начальная школа по ул. Якушева
Новониколаевск. Городской Торговый корпус. Архитектор А.Д. Крячков
Новониколаевск. Городской Торговый корпус. Архитектор А.Д. КрячковИнженер-лутеец Н. Г. Гарин-Михайловский, инженер В. И. Раецкий, совместно с геологом А. П. Карпинским, директором Геологического комитета, проводившего исследования вдоль строящегося Великого Сибирского железнодорожного пути, отстояли в 1890 году кривощековское сужение р. Оби как место для постройки железнодорожного моста. «На 160-верстном протяжении это — единственное место, где оба берега и ложе скалистые. И это самое узкое место разлива: у Колывани разлив реки 12 верст, а здесь 400 сажен», — писал Н. Г. Гарин-Михайловский.

«Железнодорожный мост через реку Обь был краеугольным камнем, положенным в основание города Новониколаевска»,—заметил еще в первое десятилетие XX века колыванский купец В. И. Жернаков, один из первых жителей города (с 1894 года) и впоследствии глава его буржуазного самоуправления. Этот дальновидный и оборотистый предприниматель, увидевший у нового населенного пункта большое будущее, был совершенно прав — Новониколаевск оказался крупнейшим центром вывоза сельскохозяйственного сырья в узле железной дороги и полноводной р. Оби. В 1898 году со сталции Обь было отправлено свыше 2,5 млн. пудов грузов, в 1901 году торговые обороты поселка достигли 20 млн. рублей. Новониколаевская пристань стала самой оживленной на р. Оби, IIQ которой уже совершали рейсы около 100 пароходов с 200 баржами.

В конце 1903 года поселок Новониколаевский стал «безуездным городом Томского уезда и Томской губернии». Отныне Новониколаевск развивался уже не стихийно, а по схеме плана, созданной землемером Алтайского округа (Кузнецов) в 1896 году. Главные улицы по его территории (рассеченной на три части каньоном р. Каменки и Михайловским логом) трассировались параллельно р. Оби в Закаменской части и линии железной дороги в привокзальной части. Их пересекали перпендикулярные улицы, образующие сеть мелких прямоугольных кварталов с предполагаемой их усадебной застройкой. Главная улица — Николаевский проспект (будущий Красный проспект) — прошла в центральной части между р. Каменкой и Михайловским логом на север по ранее существующей просеке в густом сосновом бору, и прямоугольные кварталы этой части города были ориентированы сторонами почти по частям света. К р. Оби и железной дороге тяготели промышленные предприятия: чугуно-литейные заведения, кузнечно-слесарные, пищевые предприятия (мельницы, фабрики), лесопильные заводы. Весь десятиверстный берег р. Оби в пределах городских границ заняли пароходные пристани, причалы, складские территории, затруднив выходы горожал к акватории этой великой сибирской реки.

Линии железных дорог, ас 1910 года началось строительство Алтайской железной дороги, пути которой ответвлялись от Великой Сибирской железнодорожной магистрали на территории Новониколаевска в районе моста через р. Обь и проходили по Закаменской части города на юг (к Бийску и Семипалатинску), проходили то по выемкам, то по насыпям или мостам через р. Каменку, или через Николаевский проспект, отделяя большую часть растущего города от реки Оби, затрудняя снабжение его водой. Жителям Центральной, Вокзальной и Закаменской частей города приходилось перевозить воду конным транспортом по трем переездам через железную дорогу, затрачивая часы на ее доставку в городские кварталы.

Перепись 1905 года зафиксировала в черте города 22708 «постоянных жителей», отметила и постоянное наличие временно прибывающих людей в городе — до 1000 человек. Особенно много людей приезжало во время строительных сезонов, т. е. с начала весны и до поздней осени — до 1500 плотников, каменщиков, печников и других рабочих-строителей («ввиду массы построек»). Совместно со строителями прибывало и много «возчиков, носильщиков и разных чернорабочих». И естественно, что был развит извозный промысел, было много ломовых лошадей, а всего в городе находилось более 4000 голов скота, в том числе 2655 лошадей, что не способствовало общей гигиене поселения.

Уже в 1910 году в Новониколаевске проживало 52695 человек. Быстро росла и стоимость недвижимости города: в 1900 году она оценивалась суммой в 280760 рублей, а в 1909 году —суммой в 3224845 рублей. В 1906 году по сумме стоимости недвижимого имущества Новонико-лаевск занял второе место в Сибири после Томска.

Застройка города в первое десятилетие была преимущественно деревянной, одноэтажной и отличалась обывательской примитивной архитектурой. Было мало каменных домов. Улицы были депрофилированы, немощеные... И только здание собора св. Александра Невского, паровозное депо, комплекс пассажирской станции, железнодорожный мост составляли монументальные сооружения Новониколаевска.

«Каменное здание собора,— писал в одной из статей А. Д. Кряччков, характеризуя архитектуру города,— построенное близ моста в 1897 году (под руководством инженеров-путейцев), удачно поставлено на склоне берега...и в свое время возглавляло эту часть города... Теперь его небольшие размеры, спокойные очертания псевдорусской архитектуры конца прошлого столетия не претендуют на архитектурную значимость в ансамбле высоких зданий Красного проспекта».

Так как в это десятилетие в социальном составе жителей города преобладали крестьяне, то и в застройке его главное место занимали жилища народного типа с традиционными планировочными, конструктивными и декоративными элементами. В город приплавлялось много домов (или срубов для домов) по р. Оби из старинных сибирских поселений: Колывани, Бердска, Сузуна и др. Только из Колывани в период с 1896 по 1901 год переселилось свыше 3 тыс. человек, и многие приплавляли свои деревянные дома в новое селение.

Дерево было излюбленным материалом в народном строительстве из-за его хороших теплотехнических и гигиенических качеств, доступности в обработке и в цене. Плотники не были сезонными рабочими, так как они занимались строительством круглый год. Обладая традиционным мастерством и организационными навыками, плотничьи артели в короткие сроки ежегодно возводили значительное число жилых и хозяйственных построек в городах Сибири, в том числе и в Новониколаевске. Город ежегодно получал сотни жилых деревянных домов, сараев, конюшен и т. п. Велико было их разнообразие в типах, конструкциях, декоре, и все это было естественно для растущего города, где еще не сложилось каких-либо традиций, а строительный бум в условиях частновладельческой анархии не позволял достигать архитектурного единства застройки. Со временем застройка городских кварталов изменялась, особенно в центральной части, где  происходила  концентрация  коммерческих,  зрелищных, церковных и учебных сооружений, а также доходных жилых домов и городских особняков. Стирается намеченное четкое разделение в кварталах на отдельные усадебные участки, они плотно застраиваются по периметру; для разделения примыкающих друг к другу деревянных домов сооружаются кирпичные или каменные брандмауэрные стены, В городском деревянном доме устраиваются входы с улицы — «парадные».  Дома  возводятся иногда с первым каменным этажом и вторым деревянным. Это были уже многоквартирные дома городского типа, .помещения которых   сдавались в наем. Они имели высокие этаж!и, большие окна и богатое декоративное убранство фасадов. Домовая резьба в Новониколаевске в начале века достигла большой сложности, изобретательности и достаточно    высокой    художественной меры. Но весь деревянный жилой фонд был лишен инженерно-технического оборудования: водопровода, канализации,  центрального  отопления,    в  большой    части — электроосвещения. Отсюда — появление надворных уборных, выгребных и мусорных ям, свалок да территориях внутри кварталов. Отсутствие общегородского благоустройства, большое количество хозяйственных сооружений в жилых кварталах   (сараев, конюшен, сеновалов, дровяных и угольных складов, ремесленных помещений) снижало   санитарно-гигиенический   уровень   жилого   фонда Новониколаевска.

Об архитектуре Новониколаевска первого десятилетия XX века А. Д. Крячков писал: «Несмотря на значительное,   по сравнению с другими сибирскими городами, строительство, в Новониколаевске не было в то время не только архитектора, но даже техника-строителя. Проектировали сооружения землемеры, техники путей сообщения,  агрономы.  Архитектор  городом  приглашался  в исключительных случаях для исправления  запутанного проекта, обвалившегося при постройке или испорченного здания... Городом управляли некультурные люди из купцов, мещан и дельцов-спекулянтов, которым архитектура была далека и казалась ненужной и дорогой затеей...». Но уже в конце первого десятилетия XX века в городе, как и в Томске, появляются деревянные жилые здания, построенные по проектам приглашенных из Томска архитекторов или гражданских инженеров. Это были более сложные в планах и в объемном формообразовании сооружения, разрешаемые; в стиле модерн или с элементами декора в характере архитектуры модернизированного классицизма. Они возводились на высоком техническом уровне, отличались стилевой законченностью, крупным масштабом как общих объемов, так и отдельных элементов архитектурного декора.

Итак, первый проект для Новониколаевска А. Д. Крячков составил в 1906 году. Это было здание общественного собрания, за проект которого он получил первую премию на конкурсе, но которое, однако, не было построено. Даже проект не сохранился, и неизвестно, каким было это сооружение, уже как архитектор Западно-Сибирского учебного округа в 1908 году Андрей Дмитриевич получил от Новониколаевского городского управления заказ на составление проекта и постройку здания Реального училища. - СМОТРЕТЬ ПОДРОБНО

Большой пожар 11 мая 1909 года превратился для Новониколаевска в общегородскую катастрофу. Пожар начался в центральной части города и быстро распространился в сторону р. Оби. Город горел четыре дня и три ночи. По данным городской управы выгорело 794 двора с жилыми домами, хозяйственными сооружениями, складами, постройками для скота, конюшнями.. «Недвижимого имущества погибло на 2,5 млн. рублей, товаров в магазинах и складах — на 1,5 млн. рублей, а всего — на 5 млн. рублей...». «Томские губернские ведомости» от 17 мая 1909 года писали о печальной картине «погоревшего города... где вместо 22 кварталов виднелась пустошь с безобразными остовами печей, с обгоревшими деревьями, с массой больших костров в волнах синего дыма». Без крова осталось около 8 тыс. человек. Оправдываясь в своей беспомощности в борьбе с огнем, буржуазное городское управление ссылалось на топографически  сложное  местоположение  города,  усиленное  несовершенством  транспортной  схемы,  что    не позволяло эффективно бороться с пожарами, которых, например, за  1908—1912 годы произошло    более    150: «...Новониколаевск  раскинут  на   пространстве     1137,25 десятины и  пересекается  естественными  преградами  в виде глубоких оврагов.  Город имеет  преимущественно деревянные постройки. При всем этом он плохо снабжен водой.  Речка  Каменка  протекает через город,  но маловодна и лежит в глубоком ложе. Речка Первая Ельцовка — вблизи города, но она, как и многоводная Обь, отделена от города полотном Сибирской железной дороги, которая имеет у города на протяжении семи верст только четыре переезда, причем один находится вблизи железнодорожного моста через Обь. Линия Сибирской железной дороги со множеством ответвлений на своих пассажирских и товарных станциях совершенно загородила доступ к р. Оби жителям Центральной и Вокзальной частей города, которым приходится пробираться к речке по трем переездам, тратя на доставку одной бочки воды до часу времени. При доставке воды во время последнего пожара лошади выбивались из сил, бились телеги, бочки...».

Новониколаевские городские власти на восстановление города запросили у правительства долгосрочный 5%-ный денежный заем в сумме 900 тыс. рублей, но получили только 150 тыс. рублей. 27 июля 1909 года городская управа ходатайствовала средства у съезда представителей страховых обществ Санкт-Петербурга и получила 2 млн. рублей. Городское управление просило также и Кабинет его Величества об аннулировании оставшейся выкупной суммы за городскую землю в размере 403662 рубля, но Кабинет отказал городу в этом. Царь лишь разрешил из своего Алтайского имения отпустить лес на восстановление построек на сумму до 100 тыс. рублей. В целом город сумел собрать 2270 тыс. рублей — сумму, лишь наполовину покрывающую понесенные убытки. Но выгоревшие кварталы города через 2—3 года были полностью застроены «еще лучшими зданиями», по заявлению городского головы В. Жернакова. Пожар не смог замедлить темпов экономического развития города, который восстанавливался и продолжал быстро расти.

После  пожара   город  увеличил    темпы    каменного строительства.   Каменными   жилыми,   торговыми,   деловыми зданиями застраивались южная часть Николаевского    проспекта   и    Кузнецкая    улица — центральные улицы города. В   1910—1913 годах в  Новониколаевске разместили два пехотных полка и артиллерийский дивизион. Для них в Закаменской части города, за пределами  селитебной территории,  было  выстроено  37  кирпичных    зданий:    казармы,    жилые    здания,    склады, церковь и др. Комплекс этих сооружений получил название  «военные  казармы»   (военный  городок).  Из   красного кирпича были выстроены сухарный завод,    мясохладобойни с жилыми корпусами и конторами. И наиболее крупные здания города, такие как торговый дом Маштакова,  типография  Литвинова,   Новониколаевское подворье  на  Николаевском  проспекте,  учительская  семинария на Кузнецкой улице и др. были построены в кирпичном «стиле» с измельченным декором из кирпичной  фигурной   кладки,   однообразно    невыразительной, эклектического  характера.   Немногочисленные    кирпичные «сараи», возведенные за городом в долине р. Каменки, были не в состоянии сократить постоянный дефицит  кирпича  в  городском  строительстве.    Учитывая столь   быстрый  рост  капитального  кирпичного    строительства в  Новониколаевске и полагая его развитие в перспективе, А. Д. Крячков проектирует и строит в сотрудничестве с инженером  М.  Н.  Кошурниковым   (инженером-технологом)   в   1909    году    механизированный кирпичный завод с  круговой  гофманской  печью,  перекрытой «шатром» из деревянной каркасно-срубной конструкции, под которым на стеллажах сушился кирпич-сырец. Этот завод производил миллионы штук кирпича и действовал в городе свыше 50 лет.

В 1910 году городское управление смогло собрать некоторые средства для осуществления школьного строительства. ПОДРОБНО О ШКОЛАХ А.Д. КРЯЧКОВА В НОВОНИКОЛАЕВСКЕ И НОВОСИБИРСКЕ

Одновременно со школами в центре Ярмарочной площади по красной линии Николаевского проспекта (западная сторона), напротив здания городских весов, был выстроен Городской Торговый корпус. ПОДРОБНО О ГОРОДСКОМ ТОРГОВОМ КОРПУСЕ В НОВОНИКОЛАЕВСКЕ И НОВОСИБИРСКЕ

Архитектуру Городского корпуса, как и городских школ, построенных по проектам А. Д. Крячкова, нужно отнести к архитектуре рационалистического модерна, свободной от предвзятой стилизации под какой-либо «чистый» исторический стиль. Несмотря на декоративную перегруженность некоторых из этих сооружений, в целом они правдивы в своем формообразовании, в них выразительно использован кирпич с его богатыми пластическими возможностями. Непринужденность асимметричных композиций зданий делает их живописными, исключая сухую холодность и казенную монументальность, свойственную многим официальным постройкам того времени.

С.Н. Баландин.«А.Д.Крячков. Сибирский архитектор»

Архитектура Новосибирска - Новониколаевска: 

Комментарии

Пожалуйста. Если есть такая информация подскажите кто был владельцем первого кирпичного завода в Новониколаевске. Есть ли в Истории Новониколаевска имя Абрамова П.И.?!
Аватар пользователя admin

Про господина Абрамова пока ничего не знаю, а вот совладельцем первого крупного кирпичного завода в Новониколаевске был сам архитектор Андрей Крячков, который его и спроектировал. Так что в продвижении Крячковым "кирпичного стиля" был весомый коммерческий интерес. Крячков - молодец! Быть архитектором, поставщиком и производителем основного стройматериала одновременно - предложение вне конкуренции!

СПАСИБО ЧТО ОТВЕТИЛИ. САМ ТО Я НЕ ОЧЕНЬ ЗНАЮ ИСТОРИЮ НО ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕРЕСНА ЕЩЁ И ТЕМ ЧТО Г. АБРАМОВ БЫЛ МОИМ ПРЕДКОМ И ПОКА ЭТО ВСЁ ЧТО Я О НЁМ ЗНАЮ.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)