Архитектор Т.Я. Бардт и «его» театр глазами современника
Из показаний свидетеля 7 мая 1939 года
«...Сказать что-либо о его общественно-политической благонадежности не могу за неимением знакомства, кроме чисто делового. В нижеизложенном я выскажу свое мнение относительно участия арх. Бардт в проектировании Новосибирского Дома Науки и Культуры.
Авторами проекта ДНК в г. Н-Сибирске являются архитектор Бардт и художник Курилко. Я считаю, что авторами основной идеи... [они] являются в равной степени, а в осуществлении, т.е. претворении идеи в проект - в большей мере арх. Бардт, так как разработка технического проекта велась непосредственно под [его] руководством... в Москве.
Идея театра заключается в следующем. Авторы хотели создать синтетический театр планетарно-панорамного типа, т.е. соединить в этом театре искусство с техникой. Для осуществления этой идеи потребовалось создать здание, в котором был бы зрительный зал в плане круглой формы, перекрытый куполом диаметром 60 м, который мог бы служить киноэкраном для проецирования специальными проекционными аппаратами специальных кинокартин. Я говорю специальными аппаратами и кинокартин, потому что в технике еще нет таких проекционных аппаратов и тем более кинопленок, которые могли бы давать изображение на сферу диаметром 60 м. Для осуществления ном же идеи необходимо было создание двух движущихся колец D = 60 м при ширине в 8 м и состоящих из отдельных платформ (фурок). Одно из этих колец должно было находиться в зрительном зале с заходом под амфитеатр и выхолим на сцену, а другое... находиться в задней части здания с выходом тоже на сцену. Назначение этих колец - создать движущиеся и быстро сменяемые декорации. Проектом было предусмотрено устройство в центре зрительного зала бассейна на 600 куб. м воды с поднимающейся и опускающейся из бассейна ареной. Арену предполагалось использовать в тех случаях, когда необходимо было бы показать цирковые номера. [А] для того, чтобы закрыть бассейн, находящийся в центре зрительного зала, был запроектирован движущийся партер на 400 мест, который мог уезжать на сцену. Для осуществления кинопроекций на сферу купола необходимо было устроить в центре купола (зрительного чана) специальную башню, в которой бы разместились проекционные аппараты. По идее авторов предполагалось, что в спектаклях будут принимать участие массы населения, ими для этой цели были запроектированы специальные пандусы шириной 8 м, расположенные с двух сторон зрительного зала.
...Предполагалось, что спектакли будут происходить в следующем виде. Игра артистов будет происходить частично па сцене и, главным образом, на задекорированном кольце и сильно развитом просцениуме при одновременном проецировании на сферу купола специальных кинокартин, сюжетно увязанных с идущим спектаклем на сцене и кольце. В случаях же, когда по ходу действия необходимо включить бассейн для показа водных пантомим и цирковую арену, то партер, заполненный зрителями, уезжает через оркестр на сцену, поворачивается на поворотном круге Сцены на 180 градусов и таким образом зрители, находящиеся в партере, могли бы смотреть происходящее действие в бассейне или арене. Так предполагалось вести спектакли в театре планетарно-панорамного типа.
Что же касается репертуара для такого театра, то этот вопрос был совершенно не разрешен. Если предположить, что театр предназначается для оперных спектаклей, то, во-первых, для этого должны быть созданы специальные музыкальные произведения, так как обычные общеизвестные оперы рассчитаны на театры нормального типа и использованы в ДНК быть не могут по той простой причине, что объем зрительного зала составляет 50000 куб. м, освоить который без усиления звука едва ли кто сможет (я имею в виду отдельных исполнителей). Использовать театр под драму тоже не представляется возможным в силу того, что в драматическом театре совершенно необходимо зримо видеть мимику актеров, слышать тихий разговор и даже шепот. Зрительный же зал имеет такие недопустимые размеры для драмы, что зритель, находящийся на расстоянии 60 м до... сцены, конечно же, ничего не услышит и мало что увидит. Если вести расчет на какие-то новые спектакли, как это и мыслили авторы проекта, с привлечением широких масс трудящихся к участию в спектаклях, то для этого следовало бы создать сначала спектакли и подготовить специальные актерские кадры.
Из всего вышеизложенного я считаю, что идея театра паланетарно-панорамного типа совершенно нереальна в наше время и никому, конечно, не нужна.
Как я уже говорил, проектирование велось в г. Москве различными организациями под непосредственным наблюдением арх. Бардт. Несмотря на то, что все основные технические моменты театра совершенно не были продуманы и проработаны, и не была проверена реальность осуществления их в действительности (акустика, оптика, механизации, кинопроекция и др.), было приступлено к проектированию основных строительных конструкций театра, а по мере изготовления строительного проекта на стройке проводилось осуществление последнего. В 1935 году все основные конструкции здания были возведены, и примерно к этому же времени выяснилось, что вся идея проекта, сам проект и возведенное здание театра нереальны.
Нереальность заключается в следующем: 1. Для г. Новосибирска с населением 400000 чел. иметь театр на 3500 чел. Слишком много, особенно, если учесть, что в [городе] уже в то время был театр «Красный факел». 2. Зрительный зал, Имеющий объем в виде полушария диаметром в 60 м и при необходимости иметь гладкую поверхность сферы, которая служила бы экраном для кинопроекций, имеет скверную акустику - дает троекратное эхо, избавиться от которого не могли все крупные специалисты Сов. Союза, привлеченные к разрешению этого вопроса. 3. Вопросы оптики, кинопроекции и механизации сцены оказались настолько сложными, что руководство стройки было вынуждено отказаться от осуществления последних. 4. Если предположить, что здание удалось бы осуществить точно по задуманному проекту и преодолеть все технические препятствия, то все же театр работать бы не мог из-за отсутствия специального репертуара и кадров.
В результате создавшегося положения, проектирование приостановлено, арх. Бардт... отстранен от проектировании, а стройка театра фактически поставлена на консервацию, и еще на далеко недостроенное здание стали составлять проект реконструкции театра. (Проектирование было передано 2-й архитектурно-планировочной мастерской Моссовета).
Я уже говорил, что к моменту реконструкции театра все основные конструкции здания были возведены, в силу чего авторам нового проекта пришлось считаться с существующими габаритами здания и основными моментами планировки старого театра, которые оказали существенное влияние на новый проект.
Вновь составленный проект театра коренным образом отличается от прежнего. Во-первых, театр имеет совершенно определенное направление, а именно - театр оперы и балета. Во-вторых, зрительный зал рассчитан на 2000 мест... В третьих, театр не имеет никаких фантастических идей, а отсюда - и в техническом отношении разрешен очень просто. При осуществлении нового проекта театра существующее здание... подверглось очень большим ломкам возведенных конструкций...
Я считаю арх. Бардт в области театрального проектирования и строительства специалистом, а посему не допускаю мысли, чтобы арх. Бардт впал в ошибку или какое-либо заблуждение при проектировании Новосибирского Дома Науки и Культуры. Арх. Бардт как автор проекта и как руководитель всего проектирования театра допустил начать стройку театра, не разработав прежде основных моментов театра таких, как обеспечение репертуаром, кадрами, оптика, акустика и механизация, допустил построить вчерне все здание, и только тогда выяснилась вся порочность его театра и вся нереальность идеи театра планетарно-панорамного типа. Квалифицировать подобную деятельность арх. Бардт, как ошибку, заблуждение или незнание, нельзя...».
[К сожалению, свидетель этими показаниями не только разъяснил идею нового синтетического театра М.И. Курилко и Т.Я. Бардта, определил роль и место архитектора в ее реализации, высказал свое профессиональное отношение к ней, но и фактически еще туже затянул энкэвэдэшную петлю на шее своего старшего коллеги. - В.П.].
Добавить комментарий