Новониколаевский классицизм

Классицизм начала XIX века, создавший в России большое число замечательных ансамблей мирового значения, становится официально признанным направлением в архитектуре.

Благодаря работам крупнейших мастеров архитектуры России, многие здания, выстроенные в столицах и в провинции в стиле неоклассицизма, на общем фоне беспринципного эклектизма, выглядели весьма привлекательно в эстетическом отношении. Следуя этой тенденции А. Д. Крячков переходит в своих работах к тем же формам стилизации. Будучи государственным чиновником, то есть архитектором Западно-Сибирского учебного округа (с 1905 года) и преподавателем Томского технологического института (с 1902 года), он должен был следовать официальным установкам, исходящим от Министерства просвещения, и творческим представлениям, исходящим от императорской Академики художеств, где классицистические тенденции всегда были сильны. Андрея Дмитриевича особенно привлекают памятники Москвы первой половины XIX века (московский ампир). Он использует архитектурные мотивы и формы московской   школы   зодчества   (О.   Бове,   Д.   Жилярди, А. Григорьев), привлекающие своим лаконизмом, строгостью, монументальностью и выразительностью. Планы его сооружений становятся проще и целесообразнее, более отвечающие природным условиям Сибири, объемные решения сооружений выглядят более цельными и компактными. Глубокое проникновение в сущность русского классицизма и использование композиционных принципов этого зодчества повышают качество архитектурных сооружений А. Д. Крячкова. Все реализованные проекты и значительная часть конкурсных и других проектов в этот период (1911—1918 годы) осуществлены в этом стилизаторском направлении.

Здание коммерческого собрания. Новониколаевск.
Здание коммерческого собрания. Новониколаевск.
Здание торгового филиала Богородско-Глуховской мануфактуры. Новониколаевск.
Здание торгового филиала Богородско-Глуховской мануфактуры. Новониколаевск.
Народный дом. Фасад. Проект.
 Народный дом. Фасад. Проект.

 

Здание коммерческого собрания (или Делового клуба) в Новониколаевске предназначалось для деловых и неофициальных встреч, банкетов и развлечений привилегированной части городской буржуазии. ПОДРОБНО О ЗНАНИИ КОММЕРЧЕСКОГО СОБРАНИЯ - ТЕАТРА "КРАСНЫЙ ФАКЕЛ" В НОВОНИКОЛАЕВСКЕ И НОВОСИБИРСКЕ.

Построенное по проекту А. Д. Крячкова двухэтажное здание торгового корпуса Новониколаевского филиала Богородско-Глуховской мануфактуры известных московских текстильных фабрикантов Морозовых на ул. Кабинетской (ныне ул. Советской) имело монолитный внутренний железобетонный каркас и наружные ограждения из несущих кирпичных стен. ПОДРОБНО О ЗДАНИИ БОГОРОДСКО-ГЛУХОВСКОЙ МАНУФАКТУРЫ - ЗДАНИИ ГЛАВПОЧТАМПТА В НОВОНИКОЛАЕВСКЕ И НОВОСИБИРСКЕ

Два сооружения в Новониколаевске не были до конца реализованы по проектам А. Д. Крячкова. Проект здания Народного дома в городе был заказан ему в 1911 году городским обществом народного образования, видимо, после начала успешной реализации школьной программы. По проектному заданию в здании намечалось соорудить зрительный зал на 1000 мест, сцену с помещением для оркестра, фойе на 400 человек, вестибюль и гардероб на 1000 человек. По замыслу сцена имела колосниковую коробку для театральных декораций. Кроме того, в Народном доме планировалось разместить библиотеку с книгохранилищем и различные классы для занятий. Для строительства здания был отведен участок на ул. Воронцовской (ныне ул. Свердлова) между Николаевским проспектом и Кабинетской улицей (ныне ул. Советской) в том же квартале, где стояло реальное училище, рядом с небольшим деревянным зданием телефонной станции.

Андрей Дмитриевич запроектировал здание топологически близкое к театральному, в стиле неоклассицизма, с залом на 1188 мест в партере, на балконе и хорах, сцену с помещением для оркестра на 30 человек, вестибюль и фойе согласно программе. Крупный зрительный зал Народного дома в проекте перекрывался деревянным куполом диаметром в 18 м со световым фонарем в центре его; вариант е железобетонным куполом был отклонен из-за высокой его стоимости. Фасад здания, выполненный в стиле московского ампира,    представлял    собой композицию в виде плоскости, прорезанной огромной аркой, в которую была «вписана» колоннада из четырех коринфских колонн. На антаблементе арки был невысокий аттик со скульптурной группой в центре. Колоннада была слегка выпуклой, над ней за скульптурной группой имелся большой полуциркульный витраж с арочным обрамлением и с чередующимися по нему рельефными вставками. По сторонам арки, на ее фланкирующих пилонах, находились в трех ярусах оконные проемы: нижние— арочные с рустованным обрамлением и замковым камнем, средние — узкие и высокие, верхние — круглые, обрамленные лепниной, изображающей факела и обвивающие их ленты. Оконные проемы по вертикали красиво ритмически чередовались, а за аттиком фасада завершались небольшими декоративными куполками (над лестницами). Над фасадом возвышался купол над зрительным залом, а далее шла колосниковая театральная коробка. Стилизация была, естественно, по-современному модернизирована, но тонко и хорошо прорисовала, сооружение обладало хорошими пропорциями и хорошо найденным относительным масштабом.

11 января 1912 года правление Новониколаевского общества народного образования рассмотрело и утвердило проект, отозвавшись о нем следующим образом: «...проектируемое здание Народного дома представляется выдающимся по красоте архитектуры... одним из лучших украшений города». В том же году была выпущена серия открыток с изображением проекта сооружения. Строительство здания началось 15 августа 1912 года. Были заложены фундаменты, но в связи с начавшейся первой империалистической войной стройка приостановилась. Общее повышение цен сильно увеличило смету на постройку, которая осталась «незаконченной. Новониколаевск (Новосибирск) лишился специализированного театрального зала, вероятно единственного, на последующие тридцать лет (до 1945 года).

Не был реализован и другой проект А. Д. Крячкова для Новониколаевска, вызванный к жизни начавшейся войной,— здание Дома инвалидов. Проект заказало ему вновь возникшее в городе патриотическое Общество увековечения памяти героев войны. Это должно было быть здание-памятник жертвам первой мировой войны, включающее в себя церковь, инвалидный приют для солдат и музей истории войны. Андрей Дмитриевич составил проект в строгих формах петербургского классицизма, исключительно тонко и точно проработав во всех деталях симметричную композицию фасада, украшенную в центре шестиколонным портиком дорического ордера, с плоским куполом над портиком и с лестницей во всю его ширину. В торжественном и величественном проекте здания почти археологически воспроизводились канонические элементы архитектуры классицизма, доведенные даже до холодной рассудочности и академичности. Строительство этого здания растянулось на десять лет. По проекту А. Д. Крячкова оно было построено только до второго этажа. А завершено оно в 1925 году инженером Б. М. Блажовским, который значительно изменил первоначальный проект и весь характер архитектуры сооружения. Сейчас в этом здании находится окружной Дом офицеров, и только в его вестибюле ощущается первоначальная планировка. ПОДРОБНО О ЗДАНИИ ДОМА ИНВАЛИДОВ - ДОМА ОФИЦЕРОВ В НОВОСИБИРСКЕ

С.Н. Баландин.«А.Д.Крячков. Сибирский архитектор»

Архитектура Новосибирска - Новониколаевска: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)