Pеконструкция, реставрация, техническое перевооружение Новосибирского академического театра оперы и балета / МСПА «Моссиб», «Сибспецпроектреставрация»
ЗАО МСПА «Моссиб»,
СИ «Сибспецпроект-реставрация»,
ООО АТТА ,
ООО «Махаон»
главный инженер проекта
О.В. Криворотенко
архитекторы
П.П. Зыбайло,
Ю.П. Калиниченко,
Н.В. Савельева,
Е.В. Усова,
А.И. Епифанов,
С.В. Засыпкин
конструкторы
В.А. Чугаев,
В. Петров
инженеры
А.Н. Забылин,
Т.А. Метельская,
О.В. Колесникова,
М.М. Эпельдимов,
Н.В. Шелобкова,
В.А. Евдокимова
технология
О.В. Мельников,
О. Ульрих,
Я. Заводник,
С.А. Медный,
А.И. Кирпичев,
Д. Фомин,
Г. Шварц,
В. Ашуров,
А. Мюллер,
SBS Buhnentechnik GmBH,
Elsremo,
DOKA-Media,
USE,
ФГУП «Салют»,
ЗАО «Сензар»,
BBM GmBH
производство работ
ЗАО МСПА «Моссиб»
региональный директор В.С. Матвеев,
руководитель штаба по реконструкции и реставрации
Д.Б. Исхаков,
руководитель проекта
С.В. Володарский
технологический комплекс
«Сцена Сибири»
купол
«Сибирские фасады»
реставрация люстр и светильников
«Стекляр»
реставрация деревянных элементов
ОАО «Большевик»
реставрация мебели
ООО «Ладога»
изготовление деревянных конструкций лестниц, дверей
ООО «Сибхольц»
реставрация живописи
Межобластное НХРУ, Московская обл.
изготовление
одежды зала
Кемеровский художественный фонд
паркетные работы
ООО «Дом паркета»
колонны балюстрады
ОАО «ПОМ»
2003–2005
40663 м2
Проектом предусматривается проведение ремонтно-реставрационных работ и работ по техническому переоснащению сценического и зрительского комплексов театра.
Архитектурное решение фасадов и интерьеров сохранилось со времени окончания строительства с незавершенными архитектурными элементами и не установленной скульптурой на фасадах.
Здание имеет ряд серьезных проблем: толщина ограждающих конструкций не соответствует современным нормам по энергосбережению, не обеспечивается доступность маломобильных групп населения, технологическое оборудование и технические помещения для постановки спектаклей не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к театрам такого класса, размеры и форма зрительного зала, отражающих поверхностей не удовлетворяют акустическим требованиям.
Проектом предусматривается восстановление внешнего облика здания по состоянию на момент завершения всех строительных работ (1956 г.) с воссозданием утраченных и реставрацией существующих архитектурных элементов, произведений монументально-декоративного искусства и светильников. При этом выполнение элементов, присутствовавших в проекте 1934–36 гг., но не исполненных в натуре на момент завершения строительства, в соответствии с реставрационными методиками не предусматривается. Предполагается восстановить утраченные колонны и вазы в центральном барабане, очистить и покрыть защитным составом штукатурные поверхности. В экседрах главного фасада на месте, где по проекту Биркенберга планировали, но так и не установили скульптуры, предполагается установка жирандолей.
С целью устранения протечек кровли изменена ее конструкция, она выполнена двухслойной: нижний слой обеспечивает эффективную гидроизоляцию, верхний, уложенный по деревянной обрешетке, служит для крепления накладных алюминиевых элементов, воспроизводящих рисунок кровли 1945 года. Работа была проведена компанией «Сибирские фасады».
Восстанавливается первоначальное цветовое решение фасадов и интерьеров.
Интерьеры восстанавливаются по состоянию на момент окончания строительства (основные зрительской части – 1945 г., сценической части – 1945 и 1956 гг.). Производится реставрация произведений монументально-декоративного искусства, скульптуры, светильников, мебели и предметов внутреннего убранства. Вопросы технического и технологического перевооружения здания, обеспечения доступности для маломобильных групп населения решаются скрытно, без искажения облика исторических интерьеров зрительного комплекса.
Реставрация живописи производилась с максимальным сохранением авторской подлинной росписи.
Для исправления проблем сценического света проектировщики предусмотрели устройство двух дополнительных осветительных лож (в дополнение к двум существующим) на месте самых некомфортных зрительских мест третьего яруса. Над оркестровой ямой опускается «световой мост», оборудованный интеллектуальными приборами последнего поколения. Интеллектуальное световое оборудование, управляемое дистанционно, будет также установлено над входами на третий ярус. Чтобы прожектора не портили интерьер зала, их окрасят в цвет стен.
Светорегуляторная и звукооператорская ложи оборудуются в подъярусном пространстве точно по оси зрительного зала, что дает звуко- и светорежиссеру возможность полного обзора сцены и естественного восприятия звуковой картины спектакля. Вся система управления постановочным освещением базируется на компьютерной сети класса Ethernet, для передачи сигналов используется оптиковолоконный кабель. Для аудиозаписи спектаклей на 1 этаже оборудована студия звукозаписи.
По расчетам для исправления акустических проблем театра необходимо внедрение в поверхности зала около 1000 м2 звукопоглощающих материалов, что нарушило бы облик памятника архитектуры федерального значения. Там, где возможно, даже в спинках кресел и ограждениях ярусов, будет установлено 600м2 высокоэффективного звукопоглощающего материала. Будет полностью изменена отделка оркестровой ямы, над ней будет подвешен звукоотражающий козырек. Однако эти меры не позволяют полностью исправить акустику зала. Поэтому для озвучивания зала будет применено новейшее поколение акустических систем – «линейный массив», обладающих широкой диаграммой звукового поля в горизонтальной плоскости и очень узкой – в вертикальной и равномерностью звукового давления по мере удаления от источника звука. Эти системы изготовлены специально для новосибирского театра германской фирмой D&B.
Полностью обновляется механизация сцены. Крупнейшая в Европе площадка оркестровой ямы площадью 150 м2 и весом 12 тонн может быть поднята в уровень сцены и опущена на необходимую глубину при помощи 8 сцепных коробок Serapid. С помощью другой подъемно-опускной площадки инструменты оркестра могут быть убраны в специализированное помещение.
На отметке 33 м. установлено 120 новых бесшумных подъемных механизмов разной грузоподъемности, которыми можно управлять при помощи компьютеров по заранее составленным программам. Под новым планшетом сцены устроено 6 люков-провалов, способных осуществлять появление или исчезновение на сцене от 1 до 50 артистов в любой точке сцены.
При проектировании учтена необходимость автоматизации складских помещений и быстрой доставки машинистов сцены в машинный зал. Оборудованы 4 подъемные площадки в складе мягких декораций, устанавливается шахта бесшумного пассажирского лифта от планшета сцены до колосников.
Серьезной реконструкции подверглись подвальные помещения, пребывавшие в запущенном состоянии. Демонтирована рельсовая дорога, по которой в 40-е гг. вагонетками доставляли уголь в котельную театра. В подвале разместился гигантский костюмерный гардероб с подсобками и специальным лифтом для подачи костюмов наверх.
Произведена полная замена инженерных систем реконструируемой части: энергоснабжения, вентиляции помещений, здание оснащается современными системами пожаротушения, сигнализации и автоматики. Здание оснащается наиболее современными на сегодня системами, не имеющими аналогов в России.
После реконструкции число мест в театре уменьшится с 2010 до 1810. Будут убраны изначально некомфортные места с ограниченной зоной видимости. При этом появятся места для инвалидов, в том числе колясочников. Для них запроектирован отдельный вход в фойе 1 этажа, специальные гардеробы и санузлы. Подъем инвалидов в фойе 2-го этажа и зал будет осуществляться при помощи особого лифта.
Источник: ПРОЕКТ СИБИРЬ
Добавить комментарий