Оперный. Реконструкция
7 августа 1981 г. Совет министров РСФСР принял решение о проведении в 1984–86 годах капитального ремонта театра. Проектирование было поручено московскому институту «Гипротеатр». Предполагалось провести полный комплекс работ, в том числе замену кровли купола, штукатурки фасадов, кресел партера и амфитеатра, обновление живописного плафона, лепных элементов декора, светильников, люстр и пр., заменить пришедшие в негодность сети, коммуникации, системы и оборудование, переоснастить сценический и зрительный комплексы.
В 1984 году научно‑исследовательская, архитектурная, технологическая и конструктивная, смежные части проекта прошли экспертизу и утверждение в Министерстве культуры3. Рабочую документацию поручили выполнить институту «Новосибгражданпроект». Главным архитектором проекта стал Геннадий Константинович Дергай. «Новосибгражданпроект» предложил схему поэтапного комплексного капитального ремонта, обеспечивающую проведение максимально возможных объемов ремонтно‑реставрационных работ без остановки сценическо‑зрительского комплекса. Проект выполнялся на основе проведенных в соответствии с реставрационными методиками научных изысканий и обмеров. Контроль за соблюдением реставрационных норм и правил при проектировании и производстве работ осуществляло производственное бюро по охране и реставрации памятников истории и культуры при управлении культуры облисполкома (с 1990 г. – научно‑производственный центр по сохранению историко‑культурного наследия), до 2000 г. возглавлявшееся Л.В. Тимяшевской (в 2000–2005 гг. – Г.П. Блукке).
В мае и октябре 1985 года институт выдал первые комплекты рабочих чертежей4. 30 октября 1985 года горисполком создал штаб содействия капитальному ремонту. Генеральным подрядчиком был назначен трест №30 Главновосибирскстроя. Решением Совета министров СССР в августе 1986 года был определен срок окончания ремонтно‑реставрационных работ – 1990 год.
В июне 1986 года приступили к земляным работам по прокладке коммуникаций. Однако открытие финансирования комплексного капитального ремонта было открыто лишь в 1987 г. Работы велись крайне низкими темпами и генподрядчик подвергался за это критике в печати. Названия статей говорят сами за себя: «Любим ли мы театр?», «Не оправдывая просчеты», «На стройке – тишина…», «Реконструкция или фикция?» Вот цитата из заметки в «Вечёрке» 20 октября 1987 г.:
«В тоне Николая Михайловича Сугатова (начальника СУ‑11, которое вело работы на театре – прим. А.Л.) я не уловила особого беспокойства за объект.
– Почему,– спрашиваю,– не сделана до сих пор кабельная трасса? Комсомольцы вручную копали траншею,– неужели весь труд насмарку?
– Да они её не докопали!
– А ваша часть работ?
– А у нас труб нет.
– Оконные проёмы почему не закрыты?
– „Отделстрой“ подводит.
– Крыша не сделана?
– Рубероида нет…»5
Пророческими оказались слова в одной из статей: «Складывается впечатление, что для организаторов и исполнителей работ 1990 год – срок их окончания, видится чуть ли не в следующем тысячелетии»6. В марте 1988 года группа ведущих артистов театра выступила в печати с открытым письмом, сетуя на крайне низкие темпы работ и затягивание сроков.
К 1990 году были закончены работы лишь по левому крылу здания: из него отселили жителей и приспособили под нужды театра. Срок окончания капитального ремонта был перенесен на 1992 год, но к этому времени отремонтировать смогли лишь правое крыло.
Не был решен вопрос с размещением труппы театра на время реставрации большого зала – предлагалось достроить для этого Дворец культуры «Сибсельмаш», разместить коллектив в зданиях Дома Ленина, театра музкомедии, Дорца культуры железнодорожников, ТЮЗа. Рассматривались экзотические варианты, вроде выступлений труппы оперного один день в неделю в музкомедии, один день – в ТЮЗе и три дня в ДК железнодорожников.
Серьезной проблемой являлось восстановление чешуйчатого покрытия купола НГАТОБ. Первоначальное покрытие было выполнено из кровельной стали: элементы выколачивались вручную по шаблонам. К 90‑м годам специалистов такого уровня просто не существовало в стране. Было принято решение изготовить чешую купола на производственном объединении им. Чкалова по технологии, применяемой при изготовлении самолетов. В 1992–94 гг. купол по деревянной обрешетке был покрыт алюминием, сверху на него «обратной клепкой» крепились алюминиевые же декоративные чешуйки. К сожалению, при этом полностью сохранить рисунок поверхности не удалось: он был упрощен, часть элементов оформления не реализована. Более того, технология, применяемая в авиации не оправдала себя в условиях строительства: из‑за разницы температур на поверхностях нижнего и верхнего слоев возникали линейные деформации, купол потек. Уже в 2004–2005 гг. по этой причине вновь пришлось снять покрытие и выполнить его по иной технологии.
В 1996 году с предвыборной поездкой Новосибирск посетил Президент России Б.Н.Ельцин. В числе щедро раздаваемых тогда обещаний было и обещание выделения средств на завершение реконструкции оперного театра (при условии паритетного финансирования со стороны Новосибирской области). После выборов деньги получены не были.
К концу 1990‑х годов были отремонтированы входной вестибюль, боковые крылья, малый зал театра. На тыльном фасаде появился предусмотренный проектом 1934–36 гг., но не реализованный в то время монументальный декоративный портал. Предстояла самая сложная часть работ: реставрация зала и кольцевого фойе перед ним, реконструкция сценической коробки, полное техническое переоснащение сценического комплекса, в том числе замена подъемно‑опускных механизмов, противопожарного занавеса, светового и акустического оборудования.
Весной 2001 года был подписан протокол о проведении работ по реконструкции театра между областной администрацией и министром культуры РФ М.Швыдким. Российский оргкомитет «Победа» включил празднование 60‑летнего юбилея театра 12 мая 2005 года в перечень мероприятий по проведению празднования юбилея Победы в Великой Отечественной войне. В рамках федеральной программы «Культура России 2001–2005» и из областного бюджета оперному было выделено свыше одного миллиарда рублей. Заказчиком работ стало созданное «Учреждение по реконструкции объектов культуры Новосибирской области федерального значения», которое возглавила супруга полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе Ирина Драчевская. Завершение работ планировалось на 2005 год. 24 апреля 2002 года в концертном зале оперного театра состоялась презентация проекта реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта НГАТОБ.
В декабре 2002 года театр получил декоративную подсветку.
31 марта 2003 года проект реставрации, приспособления и технического перевооружения здания Новосибирского театра оперы и балета был рассмотрен на заседании архитектурной секции Федерального научно‑методического совета Министерства культуры РФ под председательством директора НИИ искуствознания А.А.Комеча и был одобрен. В частности, члены совета посчитали «методически верным отказ от попыток реализации неосуществленных при строительстве театра элементов первоначального проекта (в частности, скульптурного декора фасадов)». 27 апреля проект согласован письмом Отдела (инспекции) охраны недвижимых памятников истории и культуры Министерства культуры РФ.
Фактически впервые театр получил комплексный проект реконструкции, учитывающий и увязывающий все технологические и реставрационные аспекты. В титуле работ появилось слово «реставрация», обуславливающее строго научный подход к работам, основанный на проведении серьезных научных исследований. Концепция реставрации была разработана московским институтом «Спецпроектреставрация» под руководством Ю.П. Калиниченко и А.И. Епифанова. Проект выполнил томский институт «Сибспецпроектреставрация», руководитель авторского коллектива П.П. Зыбайло, автор проекта Н.А. Савельева. Генпроектировщиком и генподрядчиком, разработчиком проекта реконструкции и технического перевооружения выступила Международная промышленно‑строительная ассоциация «Моссиб», известная своими работами по реставрации зданий дипломатических миссий России в Бельгии, Франции, Латвии, Польше, Турции, Германии, Венгрии, Испании, Великобритании. Опыт тщательной и сложной работы, увязки старой архитектуры и новых функций и технологий был перенесен на здание НГАТОиБ. Возглавил работу новосибирской дирекции «Моссиба» В.С.Матвеев, авторитетный специалист, проработавший много лет вице‑губернатором Новосибирской области по вопросам строительства и жилищно‑коммунального хозяйства.
Сложнейшими вопросами, решаемыми при реставрации и реконструкции зрительного зала, стало исправление проблем акустики и света. Зал новосибирского театра известен как один самых трудных для вокалистов. Воздух, который необходимо «раскачать» певцу своим голосом (без микрофона!), весит 35,5 тонн7. Это не позволяет приглашать в Новосибирск оперных звезд. Особенность театра такова, что находящиеся на сцене артисты крайне плохо слышат оркестр, вынуждены «жаться» на авансцене у края оркестровой ямы, оказываясь в практически полностью затененном пространстве. В театре нет фронтального света, две осветительные ложи способны охватить лишь 10% сцены. Смонтированная в середине прошлого века механизация сцены архаична, шумна и не позволяет режиссерам реализовывать их идеи.
К разработке смежных разделов проекта были привлечены ведущие российские и мировые компании, специализирующиеся на театральном оборудовании: компании SBS Buhnentechnik, Elseremo, USE, DOKA‑media, работавшие над оснащением Сиднейской и Пекинской опер, Венского драматического театра, Лондонского королевского театра, Чешского национального театра, Московского Дома музыки8. Новое технологическое оснащение позволило в значительной мере компенсировать недостатки объемно‑планировочной структуры НГАТОиБ. Эти работы МСПА «Моссиб» вело совместно с компанией «Сцена Сибири».
В июне 2003 года приступили к работам по замене 75‑тонного противопожарного занавеса. Новая конструкция вдвое легче и значительно мобильнее старой, позволяет отделить сцену от зала всего за 30 секунд.
В июле 2003 года реконструкцию театра посетил премьер‑министр России М.И. Касьянов. Во время его посещения был организован 50‑минутный концерт, для чего срочно были отозваны из отпусков артисты и подготовлен фильм, рассказывающий о бедственном положении театра9. Министр культуры М.Е. Швыдкой, комментируя на пресс-конференции предстоящие работы, заметил, что театр не следует закрывать более чем на полгода, поскольку в этом случае большую часть труппы сохранить не удастся и после завершения ремонта выступать будет просто некому.
14 апреля 2004 года большой зал, фойе 2‑го этажа и сценическая коробка оперного были закрыты на ремонт, реставрацию и реконструкцию. Весь сезон 2004–2005 гг. труппа театра могла работать лишь на сцене концертного зала. Одновременно шли работы в большом зале, кольцевом фойе, на сцене театра и куполе. Реставрация большого зала и реконструкция сценического комплекса – безусловно, кульминация и самый сложный этап проводимых работ. С одной стороны, производится научная реставрация живописи, скульптур, декоративного оформления, мебели, причем по состоянию на 1945 год, с сохранением всех подлинных элементов и минимальным внедрением новоделов; с другой – зал оснащается самым современным акустическим, оптическим, вентиляционным оборудованием, доводится по всем параметрам до уровня ведущих оперных и балетных залов мира.
В начале 2005 года к реставрации скульптур, установленных в зале, приступил скульптор Александр Крутиков вместе с группой профессиональных художников и студентов Архитектурно‑художественной академии. В зале были установлены леса и художники московского областного НХРУ начали тщательную реставрацию живописи потолочного плафона и фриза. Эти работы были завершены в марте. Одновременно.
При реставрации большого зала было решено максимально сохранить подлинные элементы интерьера, в том числе деревянные панели облицовки ограждений ярусов, кресла. Очевидно, что дешевле и, может быть, «красивей» было бы сделать новые детали, однако в них не было бы того духа истории, который отличает подлинные старинные вещи от современных новоделов. Деревянные панели облицовки ярусов и стен отправили на новосибирский завод «Большевик», где была проведена их тщательная реставрация. Также скрупулезно, но уже в Санкт‑Петербурге, ООО «Ладога» восстанавливало по архивным чертежам кресла партера и ярусов. Вместо конского волоса под новой обивкой внутри сидений и спинок теперь эффективный звукопоглощающий материал. Появятся и кресла третьего яруса, демонтированные по требованию пожарной охраны в 1990‑е годы.
Специалистами компании «Стекляр» была проведена полная реставрация большой и малых люстр зрительного зала и фойе I–II этажей. В апреле главную люстру театра подняли под купол.
Параллельно с реставрацией большого зала велись работы в кольцевых фойе I и II этажей. В большом зале настелили паркет в соответствии с историческими чертежами (перед войной в целях экономии от паркета отказались, обойдясь дощатым полом). Был также по старому проекту восстановлен паркет фойе II этажа.
В апреле группа специалистов компании «Сибирские фасады» приступила к завершающему этапу работы по реконструкции купола. На смонтированную осенью предыдущего года двухслойную кровлю начали крепить декоративные элементы, повторяющие рисунок оригинальной кровли, запроектированной в 1934 г. Биркенбергом, Куровским и Гордеевым. Были восстановлены утраченные элементы балюстрады (вазы и колонны), их изготовило по эскизам реставраторов ЗАО «ПОМ».
***
8 мая 2005 г. большой зрительный зал Новосибирского государственного академического театра оперы и балета распахнет свои двери для участников торжественного собрания, посвященного 60‑летию Победы и 60‑летию театра.
Работы по реконструкции и реставрации здания на этом не закончатся. В дальнейших планах – реставрация фасадов, благоустройство территории, строительство вспомогательного корпуса за зданием, превращение концертного зала в полноценный театральный зал.
В 1931 году, приступая к строительству невиданного доселе комплекса Дома науки и культуры, его авторы предполагали построить самое грандиозное и самое современное театральное сооружение своего времени. Хотя из их задумок воплотилось в жизнь немногое, в 1945 году Новосибирск стараниями сотен людей, через неимоверные муки, безвинные страдания и самоотверженный героизм получил действительно современный, самый совершенный, на тот момент, театр. Через 60 лет театр открывается вновь. Новосибирцы входят в знакомое, но, на самом деле, полностью обновленное здание. Бережно сохранив и восстановив плоды труда отцов и дедов, строители уже XXI века оснастили театр самым передовым оборудованием. «Родовые травмы», связанные со сложной историей проектирования и строительства здания, излечены, насколько это возможно. Получается, что сегодня, как и 60 лет назад, город получил действительно современный театр, самый совершенный по своему техническому оснащению в России, позволяющий ставить и классические, и авангардные спектакли, но в то же время – такой знакомый и родной.
Александр Ложкин. Источник: ПРОЕКТ СИБИРЬ
Добавить комментарий