Сибдальгосторг (новосибирская консерватория им. М. И. Глинки)
Сибдальгосторг (консерватория им. М.И. Глинки). Новосибирск, ул. Советская, 31. Архитектор А.Д. Крячков. 1923 г.
Архитектор А. Д. Крячков был привлечен к проектированию здания Сибдальгосторга, начатого в Новосибирске еще в 1923 году. Он предложил предварительно провести конкурс проектов среди городских специалистов, которых к этому времени было уже значительное число (более 100 инженеров-строителей и архитекторов, выпускников томских и других учебных заведений страны). Однако конкурс не дал необходимых результатов, и тогда Андрей Дмитриевич сам приступил к проектированию здания. Он предложил здание прямоугольной конфигурации с простейшей планировочной системой. Вход был расположен по оси симметрии сооружения и вел в распределительный вестибюль с широкой, хорошо освещенной лестницей, идущей на последующие этажи (2 этажа). По обе стороны вестибюля располагались торговые залы, разделенные по длине здания продольной внутренней стеной. Залы первого этажа, выходящие на Кабинетскую улицу (ныне ул. Советскую), имели еще и входы прямо с тротуара. Верхний этаж функционировал как служебно-административный. Схема плана в принципе напоминала планировочный прием тех торговых помещений, которые А. Д. Крячков проектировал для Новониколаевска и Омска.
Первоначально здание по периметру окружала ионическая колоннада высотой в два этажа, типа «периптера» с обходной галереей вокруг здания. Однако Андрей Дмитриевич отказался от периптера (что удорожало смету сооружения) и ограничился трехчетвертными круглыми парными пилястрами по фасаду и круглыми спаренными колоннами, фланкирующими осевой вход в здание. Третий этаж в общей композиции трактовался как аттиковый, в центре которого находился оконный проем с полукруглым завершением и архивольтом в виде рустованной арки. Здесь снова видны отголоски присущих автору композиций в стиле московского ампира, какие он часто применял в предреволюционные годы при возведении общественных сооружений. Здание было хорошо освещено большими окнами-витринами, как и рядом стоящее здание бывшей Богородско-Глуховской мануфактуры. Это обстоятельство побудило А. Д. Крячкова добиваться единства масштаба вновь создаваемого здания и его архитектурных форм с масштабом и архитектурой здания бывшей Богородско-Глуховской мануфактуры. Это привело к определенному единству фронта застройки западной стороны Ярмарочной площади. Оба здания были равнозначны по функциональному назначению, почти тождественны по объему и ориентации своих фасадов. Поэтому, стремясь к ансамблевости застройки, он использовал в композиции ордерные формы, аналогичные формам соседнего здания, что особенно хорошо было видно на первоначальном проекте: тот же рисунок колонн, карниза, балюстрады над ним, мотив сдвоенных декоративных ваз на балюстраде. Но затем декор в неоклассицистическом характере упростился, здание приобрело более строгий облик. Оно производило сильное впечатление на население города и получило хорошие отзывы в местной печати. В настоящее время архитектура здания искажена малограмотной надстройкой и расширением для размещения в нем консерватории им. М. И. Глинки.
С.Н. Баландин, «Новосибирск. История градостроительства 1893 – 1945 гг.». «А.Д. Крячков. Сибирский архитектор»
Добавить комментарий