Школы А.Д. Крячкова
В 1909-1912 гг. Новониколаевск обогатился 13 учебными каменными зданиями, построенными по проектам А.Д. Крячкова.
Вопрос о школах всегда стоял остро в Новониколаевске. В 1908 году в нем было 14 начальных училищ, 12 из которых находились в ведомстве Министерства народного просвещения, а 2 — в ведомстве Святейшего Синода. Это были двухклассные училища и церковно-приходские школы (отдельные для девочек и для мальчиков) и одно смешанное училище. Из детей школьного возраста около 1160 (около 35%) не могли посещать школу. Газета «Сибирская жизнь» в 1906 году писала: «Мужское железнодорожное училище на станции Обь переполнено так, что при настоящем помещении не может делать приема в наступающем учебном году, а детей школьного возраста за бортом училища у служащих от 150 до 200. Впереди отчаянная школьная голодовка». Все существовавшие в городе школы (кроме строящегося реального училища) находились в деревянных зданиях, а ряд из них размещался в частных домах.
Городская управа Новониколаевска была вынуждена заняться школьным строительством. Этого настоятельно требовала сама жизнь молодого города, экономически уже конкурирующего со старыми городскими центрами Западной Сибири. Для финансирования строительства городская управа запросила пособие от Кабинета еще в 1907 году, но вопрос о ссуде на строительство был решен лишь в 1910 году. Капитал состоял из 387 тыс. рублей, в который вошли ссуды Министерства народного просвещения из специального фонда им. императора Петра I сроком на 20 лет, небольшого безвозвратного пособия того же министерства и отчисления от ссуды, полученной городом в связи с бедствием, причиненным пожаром в 1909 году.
На эти средства было решено построить 12 городских школ различной вместимости. По полицейской переписи от 25 января 1910 года число жителей Новониколаевска составляло 52695 человек. При среднем приросте населения на 6% в год ориентировочное число жителей на 1911 год составило бы 59000 человек. Расчет количества детей школьного возраста четырех возрастных групп от 8 до 11 лет был взят в 7% (для городов), это составило 4130 человек. Из них, по данным городской управы, школьной сетью начального обучения должно было быть обеспечено 3776 человек. Строительство намеченного числа школьных зданий вполне удовлетворяло этому расчету даже при односменных занятиях в них. По условию, под которое давалась ссуда из Петровского фонда, строительство должно было осуществиться в рекордно короткие сроки — за два строительных сезона.
Обское железнодорожное училище по ул.Владимировской. Новониколаевск |
Школа №12 по ул. Александровской (Серебренниковская). Новониколаевск |
Школа №19 ул. Б. Богаткова. Новониколаевск |
План здания городского (Андреевского) училища в Новониколаевске. Второй этаж. |
Школа на Андреевской площади (ул.Сибирская). Новониколаевск |
24 мая 1910 года городская управа в лице городского головы В. И. Жернакова заключила с А. Д. Крячковым договор, в котором он принимал на себя «общее заведывание техническим надзором, составление планов и смет для постройки Новониколаевским управлением в городе Новониколаевске каменных зданий — базарного корпуса и тринадцати городских школ... базарный корпус строится на Базарной площади, а школы размещаются в разных частях города, по указанию городского управления». Андрей Дмитриевич принимал на себя «всю ответственность за техническую правильность» возводимых под его «наблюдением» построек, «ответственность за качество материалов».
Опираясь на опыт школьного строительства в России и за рубежом, он энергично и талантливо организовал подготовку всей проектно-сметной документации, после чего строительство было начато. В ходе осуществления намеченный план несколько изменился по форме, но не по существу. За 1911—1912 годы выстроено двенадцать двухэтажных зданий, обеспечивающих классными комнатами 76 комплектов учащихся (комплект — 50 учащихся на одного учителя по нормам Министерства народного просвещения). Радиус обслуживания населения одной школы определился в 500—800 м. Наиболее густо сеть школ покрыла Центральную часть — 5 школ — как наиболее старую и плотно заселенную; затем Вокзальную — 4 школы. В местах, тяготеющих к линии железной дороги и в направлении военного городка, а также в прибрежной части Закаменского района построено 3 школы. Из общего числа 8 зданий были трехкомплектные, т. е. с одновременным приемом 150 учащихся, 2 здания — четырехкомплектные и одно здание — пятикомплектное, с соответствующими площадями классных комнат.
Так как все эти здания строились в одно время и были предназначены для одной цели, совершенно естественно решены они были по одной принципиальной схеме, хотя архитектором были использованы два варианта планов для трехкомплектных школ, а четырехкомплектные и пятикомплектные строились по планам, разработанным для каждой школы отдельно.
В планировочном решении зданий школ А. Д. Крячков применил «план романовского типа» для городской школы, разработанный в строительном комитете МНП различными специалистами. Типовая схема предназначалась для массового строительства в городах России небольших школьных зданий («училищных домов»). Называлась она так потому, что, в связи с готовящимся в России введением всеобщего начального образования, для массового строительства городских школ был создан специальный фонд (к 300-летию дома Романовых).
Основной прием организации планов всех школ (за исключением здания на бывшей Андреевской площади) заключается в том, что на каждом из двух этажей здания устраивался односторонне освещенный коридор (шириной около 3,5 и длиной от 20 до 30 м), на который выходили три или четыре классные комнаты с высотой помещений в 4,5 м и площадью от 50 до 60 м2. В трехкомплектных школах этот коридор служил местом отдыха детей во время перерыва занятий, в то время как в четырехкомплектных были предусмотрены специальные комнаты-рекреации и комнаты-библиотеки. Данная типовая схема позволяла автору разработать варианты объемно-композиционных и архитектурно-эстетических решений.
Все школьные здания имели по две лестничных клетки, расположенные в огнестойких конструкциях (кирпичных стенах). На металлические косоуры были уложены железобетонные ступени, огражденные металлическими коваными решетчатыми ограждениями. Одна из лестничных клеток, с широкими и пологими лестничными маршами, была главной, другая — служебной (эвакуационным «запасным» выходом).
К запасным лестничным клеткам примыкали санитарные узлы и гардеробные. Все школы были хорошо благоустроенны: при отсутствии общегородского водопровода и канализации в них был внутренний водопровод и система центрального водяного отопления с котлами и отопительной арматурой, выписанной из Варшавы. Ко всем зданиям были пристроены одноэтажные квартиры для заведующих училищами.
Одни школы были выстроены полностью из кирпича, другие — с кирпичными стенами, но с отштукатуренными элементами и деталями, такими, как карнизы, оконные обрамления, русты нижнего этажа и башенные объемы лестничной клетки. Многие сибирские зодчие (К. Лыгин, Ф. Гут, Г. Розен) вслед за петербургскими и московскими архитекторами (В. Шретером, И. Китнером и др.) применяли кирпич без оштукатуривания его как строительного материала, обладающего хорошими прочностными качествами, красивым цветом я пластической выразительностью в конструкциях.
Примечательной была схема размещения школ в плане Новониколаевска, определенная городской управой. Большинство школ (9 из 12) были построены на углах кварталов и поэтому хорошо просматривались с больших расстояний по многим улицам города. Школы, со своими живописными силуэтами, ярким цветовым (красно-белым) строем, более крупным, по сравнению с преобладающей городской одноэтажной деревянной застройкой, масштабом, контрастно выделялись в общей панораме города, привлекая к себе внимание. Они придавали некоторое стилевое единство городской архитектуре, еще не имеющей устойчивых традиций.
Постройки А. Д. Крячкова привлекают своей правдивостью. Зодчий свободно компанует объемы, выявляя внутреннюю структуру здания, назначение отдельных его частей. Даже при беглом наружном обзоре четко смотрится, как основной, тот объем, где расположены классные комнаты. Размеры окон, их ритм и декоративное обрамление объединяют эту часть в одно целое. Четко выделены большой высотой и выступом по отношению к плоскостям фасадов главные лестничные клетки, подчеркивающие вход в здание. Тому же назначению, выделить входной блок, служат башенки, которыми завершаются лестничные клетки (в них находились баки для воды), с шатровыми или изящной и сложной формы купольными покрытиями, и сплошные ленты остекления лестниц, порталы с овальными нишами и разные у каждого здания детали украшений входов. Служебные лестничные клетки с линией крыши, повторяющей уклон марша, и узкими, ступенчато расположенными окнами, чаще всего примыкают к основному зданию под прямым углом. Жилая часть здания во многих школах оставлена одноэтажной. Эта свободная, но всегда практически оправданная, игра объемов разной высоты и этажности с асимметричным выделением входной части как композиционного центра придает этим зданиям индивидуальность и своеобразие. Здесь стилевые основы модерна нашли себе применение, как в общем планово-объемном построении, так и в сдержанном декоре сооружений.
С.Н.Баландин, «А.Д. Крячков. Сибирский архитектор»
Школы Андрея Дмитриевича Крячкова в Новониколаевске. Смотреть на карте
Комментарии
Константин Ощепков
сб, 02/27/2010 - 11:13
Постоянная ссылка (Permalink)
"Обское
admin
вс, 02/28/2010 - 18:38
Постоянная ссылка (Permalink)
Железнодорожная школа
Дмитрий
вт, 05/24/2016 - 19:08
Постоянная ссылка (Permalink)
Школа
Добавить комментарий