Глава V. ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВ, ЗА НОВЫЙ ГОРОД В СИБИРИ
После победы Великой Октябрьской социалистической революции перед советскими и партийными органами на очередь встала важнейшая задача организации управления городом и уездом. И первый опыт непосредственного управления производством приобретался в органах рабочего контроля. В Новониколаевске 4 января 1918 г. Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов решил создать ряд комиссий: продовольственную, финансовую, по борьбе со спекуляцией, следственную (для реформы суда), редакционную (для издания газеты «Дело Революции»). Были назначены комиссары Совета в банках, на железной дороге и мельницах. Рабочий контроль был установлен «над производством, хранением и куплей-продажей продуктов и сырьевых материалов». Были национализированы частная типография Литвинова, мельницы Чернышева, Алтайской фабрично-промышленной компании, Южно-Алтайской мукомольной компании, речной флот Западно-Сибирского пароходства, Богословского горного округа, пароходы и баржи торговых домов Плотникова, Фуксмана.
Исполком Совета организовал отправку продовольствия голодающему населению Москвы и Петрограда, образовал уездный комиссариат по народному просвещению на основе декрета СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Но начавшаяся созидательная работа Советской власти в городе была прервана восстанием чехословацкого корпуса совместно с белогвардейцами. Белогвардейское правительство отменило все мероприятия Советской власти, проводившиеся в области экономической политики, восстановило решением от 28 июня 1918 г. частную собственность на землю, фабрики и заводы. Буржуазия, вновь вернувшаяся к власти, стала хищно растрачивать народное богатство. Вовсю развернулся белый террор, во время которого погибли многие новониколаевские большевики. Власть Колчака, по определению В. И. Ленина, была «самая бешеная, хуже всякой царской» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 39, с. 127.).
Трудовые массы, руководимые подпольными комитетами РКП (б), оказали сопротивление власти Колчака. Широко развернулось партизанское движение в Сибири, происходили забастовки и восстания в городах. Сопротивление колчаковскому режиму в тылу облегчило освобождение Сибири Красной Армией.
14 декабря был освобожден Новониколаевск. 15 декабря В. И. Ленин прислал телеграмму в Омск, Реввоенсовету: «Поздравляю со взятием Новониколаевска. Позаботьтесь всячески о взятии в целости Кузнецкого района и угля...» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 51, с. 92.).
17 декабря 1919 г. Новониколаевский Революционный Комитет в приказе № 1 объявил о низложении власти Колчака и о переходе всей полноты власти в руки Ревкома, обязывая население города выполнять все распоряжения Советской власти. Партийные, комсомольские, советские и профсоюзные организации города, трудящиеся массы, бойцы Красной Армии в сложных условиях периода военного коммунизма приступили к восстановлению города и транспорта, развитию городского хозяйства и производства.
Трудно представить тот разгром, который учинили колчаковцы. За полтора года белогвардейцы и интервенты разорили Сибирь, разрушили ее города. Они взорвали 167 железнодорожных мостов, в том числе и через Обь. После ухода колчаковцев линии сибирских железных дорог не работали, были забиты сожженным и поврежденным подвижным составом. Было разрушено водное и топливное хозяйство дорог, испорчено, разбито или увезено оборудование депо и мастерских, бездействовали телеграф и телефонная связь. Убытки по Томской и Алтайской дорогам составили более 87 млн. рублей.
Коммунальное хозяйство городов пришло в полный упадок, дома не отапливались, городские территории были завалены отбросами. Летом 1919 г. в городе вспыхнула эпидемия азиатской холеры. Страшным наследием колчаковщины стала сыпно-тифозная эпидемия. В Новониколаевске зимой 1919—1920 гг. погибло от тифа несколько тысяч человек. При освобождении Новониколаевска были обнаружены тысячи больных людей. Горы трупов лежали по улицам города, их не успевали хоронить.
И без того хилая промышленность города во время колчаковщины совершенно пришла в упадок. Одни производства были закрыты, другие разграблены интервентами и белогвардейцами, эвакуировавшими промышленное оборудование на восток. Часть рабочих покинула город, уйдя на заработки либо в деревни, либо в кустарные и частные заведения.
Строительство города прекратилось, существующие постройки приходили в негодность. Без благоустроительных мероприятий от водной и ветровой эрозии разрушалась и территория города. На городских землях быстро росла овражная сеть.
Население города сократилось. По переписи 1920 г. в Новониколаевске проживало 67054 человека (против 69828 человек в 1917 г.). Еще более обострился жилищный кризис, который существовал с самого основания города. Во времена белогвардейщины, в период острого топливного голода, когда из-за отсутствия угля и дров не могли работать производственные заведения, больницы, школы, часть жилых домов была разобрана на топливо. Суровой зимой 1920—1921 гг. город потерял почти 20 процентов жилой площади. В 1922 г. жилой фонд Новониколаевска составлял 66291 кв. сажень (251574 м2), т. е. в среднем на каждого жителя приходилось 0,8 кв. сажени (3,8 м2)—менее половины нормируемого строительным уставом жилищного минимума. По данным Новониколаевского коммунхоза, в городе насчитывалось 8427 домовладений, в которых имелось 11863 жилые квартиры: 8598 из них состояли из одной комнаты, 1666 — из двух, 1058 — из трех и только 546 квартир имели 4 и более комнат. Одна комната с кухней имела среднюю населенность 6—8 человек. 99,9 процента жилищ были деревянными, без канализации и водопровода, с печным отоплением. Люди селились не только там, где можно было жить, но и там, где жить было нельзя: в подвалах без дневного света, землянках, банях, конюшнях, сараях, вагонах. К 1922 г. 27626 вагонов на Сибирской железной дороге было занято под жилье и склады. Еще в 1920—1921 гг. на окраинах города усиленно строили землянки. Перевозились и сплавлялись из ближайших деревень дома и устанавливались на городских участках.
Методом народной стройки восстанавливался железнодорожный мост через Обь, который оказался взорванным в двух местах. Уже через 10 дней после освобождения города, несмотря на сильные морозы, мост был восстановлен и 26 декабря сдан в эксплуатацию. Насколько это было важно, говорят призывы ЦК РКП (б)—«На транспорт!». Все силы и средства мобилизовывались на ликвидацию разрухи на транспорте. В. И. Ленин неоднократно говорил, что быстрейшее восстановление транспорта — одна из основных задач Республики. Трудящиеся Новониколаевска отдали много сил и труда решению этой задачи. В «неделю фронта» в городе было «отремонтировано сто восемьдесят четыре паровоза и 52 вагона, оборудовано 150 теплушек, отправлено 48 поездов, разгружено 254 вагона, очищено от снега пути 61 тысяча 720 квадратных сажен» (Сибирский революционный комитет (Сибревком). Новосибирск, 1959, с. 124.).
В результате героических усилий рабочих, железнодорожников, бойцов Красной Армии уже к середине 1920 г. установилось регулярное движение поездов по всей Сибирской магистрали, и в центр двинулись эшелоны с хлебом и топливом. Ликвидация разрухи на транспорте продолжалась. Метод субботников, воскресников, «недель помощи» широко был использован и при восстановлении речного транспорта на Оби. Уже в летнюю навигацию 1920 г. речной флот перевез десятки миллионов пудов грузов, в том числе 12,3 млн. пудов хлеба.
К осени 1920 г. топливный кризис в Западной Сибири в основном был ликвидирован, что явилось важнейшим условием дальнейшего улучшения работы транспорта, промышленности, нормализации работы и жизни трудящихся масс. Был побежден и тиф, без ликвидации которого нельзя было начинать социалистическое переустройство Сибири. В. И. Ленин говорил: «В стране, которая разорена, первая задача — спасти трудящегося. Первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся. Если он выживет, мы все спасем и восстановим» (В. И Ленин. Полн. собр. соч., т. 38, с. 359.). К лету 1920 г. тифозные эпидемии были ликвидированы.
В июне 1921 г. в Новониколаевск переезжают из Омска Сиббюро ЦК РКП (б) и Сибревком. Город становится политическим и административным центром Сибири. Превращению Новониколаевска в краевой центр способствовало его географическое положение. Он находился почти в центре всего Сибирского края, занимающего территорию от Урала до Байкала. Город стал крупным узлом железных дорог и водных сообщений с Алтаем, Кузбассом, Обским севером. Вокруг Новониколаевска находились обширные районы сельскохозяйственного производства.
25 мая 1925 г. ВЦИК утвердил постановление об образовании Сибирского края. Со становлением Новониколаевска как административного центра, в котором разместились Сибирская плановая комиссия, Сибкрайсоюз, общесибирские объединения государственной торговли и промышленности, приступившие к руководству социалистическим строительством, шел бурный рост населения города. В 1926 г. в Новониколаевске жило уже 120 128 человек. Деятельность партийных и советских организаций была направлена на восстановление промышленности города, ремонт жилищ, реконструкцию коммунального хозяйства, строительство новых жилых домов и административных зданий краевого значения.
|
Рис. 64. Памятник на братской могиле 104 погибших от колчаковского террора. Авторы художник В. Н. Сибиряков и инженер А. И. Кудрявцев. Сквер Героев Революции |
22 января 1920 г. в Новониколаевске состоялись похороны борцов за власть Советов, жертв колчаковского террора. Два года спустя на братской могиле, расположенной в Центральной части города, был сооружен памятник из бетона в виде прорвавшей скалу мускулистой руки, сжимающей горящий факел, — символ бессмертия революционного подвига погибших (авторы — художник В. Н. Сибиряков и инженер А. И. Кудрявцев). Торжественное открытие памятника состоялось 7 ноября 1922 г., в пятую годовщину Октябрьской революции. Монумент памяти жертв революции является одним из произведений, созданных в плане ленинской монументальной пропаганды в первые годы Советского государства. Несомненна и его художественная значимость в архитектуре города (рис. 64).
Необходимость в государственных зданиях была большая, и город приступил к строительству, несмотря на первоначальный недостаток средств. К проектированию и руководству строительством был привлечен А. Д. Крячков, авторитет которого во всех вопросах строительства был очень высок. 10 декабря 1921 г. Государственным ученым советом А. Д. Крячков был утвержден в ученом звании профессора по кафедре архитектуры Томского технологического института. И снова А. Д. Крячков часто приезжает в Новониколаевск для руководства и наблюдения за строительством зданий по своим проектам. Он проектирует и строит в 1923—1924 гг. здание Сибдальгосторга (рис. 65)..................
Здание Сибдальгосторга по Советской ул. Арх. А. Д. Крячков (реконструировано под здание консерватории). |
............В период новой экономической политики одной из основных проблем, стоящих перед Советской властью, являлось развитие торговли. В. И. Ленин выдвинул задачу — научиться торговать, овладеть торговым аппаратом, вытеснить частный капитал. В Сибири, как и по всей стране, стали возникать советские торговые организации: Сибдальгосторг, Текстильный синдикат, Резинотрест, Нефтесиндикат, Сибмедторг и др. Эти торговые объединения открывали свои представительства в Новониколаевске, и для них нужны были здания и помещения.
Кинотеатр «Первый Совкино» - им. Маяковского |
В 1924 г. за 4,5 месяца зимних работ по проекту А. Д. Крячкова на углу улиц Октябрьской и Красного проспекта (В дальнейшем даются современные названия улиц.— Ред.) был построен кинотеатр «Совкино» на 800 мест (рис. 66). В плане кинотеатр представлял собой компактное здание с параллельным расположением зрительного зала и фойе. Архитектура кинотеатра была выдержана в формах неоклассицизма с пилястрами коринфского ордена на всю высоту здания и по своей стилевой направленности перекликалась со зданием Сибдальгосторга и некоторыми другими сооружениями А. Д. Крячкова, построенными в более раннее время.........
Созданная в феврале 1920 г. Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) приступила к разработке единого хозяйственного плана, главная задача которого состояла в реконструкции хозяйства страны с целью построения фундамента социалистической экономики. В плане была дана ориентация на преимущественное развитие тяжелой индустрии на базе опережающих темпов роста энергетических мощностей. План ГОЭЛРО определил для Сибири ведущей Урало-Кузнецкую проблему, в связи с чем встала необходимость электрифицировать крупные торгово-промышленные города Западной Сибири— Тюмень, Омск, Томск, Новрниколаевск. В 1920—1921 гг. была построена электростанция в Омске. 7 ноября 1923 г. вступила в строй электроводопроводная станция — ЦЭС в Барнауле.
Новониколаевск, ставший крупнейшим городом Сибири, остро нуждался в электроэнергии. Существующая станция не удовлетворяла и трети потребности города. Возникали различные проекты электростанций. Например, было предложено строить ГЭС на реке Бердь. Находили также эффективным снабжать Новониколаевск от Бийской ГЭС, проектируемой у Телецкого озера для снабжения электричеством го родов Кузбасса. Остро дискутировался вопрос о постройке тепловой электростанции в самом Новониколаевске. Наконец, было принято решение строить в городе электростанцию средней мощности. Несмотря на огромные финансовые трудности, СНК РСФСР в июне 1923 г. по ходатайству партийных и советских органов Сибири выделил на постройку ТЭЦ в Новониколаевске 500 тыс. рублей. Секция энергетики при Госплане СССР в апреле 1924 г. выдала городу с этой целью 153 тыс. рублей (А. С. Московский. Промышленное освоение Сибири в период строительства социализма 1917—1973 гг. Новосибирск, «Наука». Сибирское отделение, 1975, с.107.). Кроме того, 260 тыс. рублей золотом отчислили различные городские организации.
Для строительства ТЭЦ в Новониколаевск был приглашен инженер А. Ф. Ильин, который успешно руководил строительством Барнаульской ЦЭС, за что ему было присвоено по постановлению барнаульских горсовета и губсовета профсоюзов звание Героя Труда. А. Ф. Ильин составил проект новониколаевской электростанции и смету на строительство в сумме 1 000070 рублей.
Закладка станции состоялась 10 мая 1924 г. Она была приурочена к приезду М. И. Калинина в Новониколаевск. М. И. Калинин совершал поездку по стране, помогая партийным и советским организациям в укреплении работы местных органов Советской власти и упрочении их связей с трудящимися массами.
Выступая на десятитысячном митинге, посвященном закладке станции, М. И. Калинин сказал: «...Рабочие и крестьяне приступают, наконец, к хозяйственному строительству. Это значит, что за два года, прошедших с конца гражданской войны, мы далеко шагнули вперед... Постройка электростанций — одна из первых задач Советской власти... Мы знаем, коммунистический строй придет к нам не с неба. Его нужно установить, для него нужны материальные предпосылки... Электростанция увеличит наши материальные средства, инструменты, орудия производства,— она сделает труд более производительным. Мы будем не голыми руками увеличивать наши богатства, а вооруженными машиной...» (Сибирский революционный комитет (Сибревком). Новосибирск, 1959, с. 176.). М. И. Калинин заложил первый камень в фундамент станции.
Работы по строительству станции были возложены на «Энергострой», организованный губисполкомом 15 марта 1924 г. В течение года было выстроено здание станции и перекрыт железобетонными конструкциями машинный зал. В 1925 г. производился монтаж оборудования. 27 февраля 1926 г. строительство было окончено, и 14 марта в 17 часов состоялось торжественное открытие станции. В городе вспыхнул свет. М. И. Калинин и Ф. Э. Дзержинский телеграммами поздравили строителей с большой победой на мирном фронте.
Оборудование станции было изготовлено в Ленинграде: два турбогенератора по 500 кВт и котлы поставил металлический завод, трансформаторы— «Электросила», материалы для электросетей — «Севкабель». Новониколаевская электростанция (сейчас ТЭЦ-1), которой присвоили имя М. И. Калинина, явилась первой крупной электростанцией Сибири, спроектированной и построенной при Советской власти, оснащенной отечественным оборудованием. Ее мощность составляла 1 тыс. кВт; к 1928 г. мощность ее достигла 2 тыс. кВт.
Восстановление и развитие промышленности города происходило по этапам. Сначала была необходима организационная перестройка и концентрация наиболее крупных предприятий в руках государственных органов. Затем происходил процесс развития предприятий путем реконструкции, обновления и наиболее рационального и максимального использования старых производственных фондов. «...Чтобы победить разруху,— говорил В. И. Ленин,— надо не начинать сызнова, не перестраивать направо и налево, а суметь в наибольшей степени использовать уже созданное» (В.И. Ленин. Полн.собр.соч., т. 40, с. 142.).
В Новониколаевске в 1920 г. были национализированы все производства, представлявшие хоть какую-то ценность. Часть предприятий была законсервирована или ликвидирована из-за ветхости и устарелости технического оборудования. Другие подвергались полной реконструкции с вложением в их переоборудование больших средств.
К 1928 г. в городе были построены и новые предприятия: швейная фабрика «Автомат», завод по переработке растительного масла, шорная фабрика, завод хромовых кож, хлебокомбинат.
Швейная фабрика «Автомат» (ул. Серебренниковская) возникла из мастерской, основанной в 1917 г. рядовым Сибирского стрелкового полка Ф. Еремеевым, ротным портным. Мастерская шила армейское обмундирование. В конце 1922 г. эта мастерская была реорганизована в чулочную фабрику «Автомат» с шапочным цехом и мастерской пошива одежды. Фабрика находилась в двухэтажном каменном здании бывшей городской бани. Оборудование ее состояло из швейных машин «Зингер» без механических приводов.
Продолжал действовать завод «Труд» в составе литейного, механического, медно-котельного и модельного цехов. Завод изготовлял трансмиссионное и маслодельное оборудование и машины для золотодобывающей и лесной промышленности.
В 1925 г. начал работать винзавод № 7 с ректификационным и машинным отделениями. Мельницы № 1, №3, №37 с 1 июля 1928 г. объединяются в «Союзхлеб» (ул. Фабричная). «Союзхлеб» имел мукомольное, гречеобдирное и зерносушильное производства. Государственный маслобойный завод № 1 вырабатывал растительное масло, жмыхи и олифу в двух цехах — производственном и механическом (ул. Ногина).
«Хлебокомбинат ЦРК» (ул. Фабричная) объединил хлебозавод, хлебопекарню № 2, макаронную фабрику, мельницу ЦРК, крупорушку и зерносушилку.
В 1928 г. была построена раскройно-посадочная фабрика, вошедшая затем с кожзаводом № 6, шорной фабрикой, обувной фабрикой «Соревнование» и другими производствами в кожкомбинат. К этому времени построена была также трикотажная фабрика «Динамо» (ул. Коммунистическая) с красильным, мотальным, вязальным, швейным цехами.
Хладокомбинат, развивающийся на основе холодильника, имел при себе колбасный, кишечный и салотопенный заводы, техническую часть, скотоприемный двор, бойню.
Вся промышленность Новониколаевска получала электроэнергию от ТЭЦ-1, кроме того, в городе действовало еще 28 мелких электростанций при отдельных предприятиях (на 1 октября 1927 г.). До начала первой пятилетки в городе развивалась, в основном, легкая промышленность, перерабатывающая сельскохозяйственное сырье.
В первой половине 20-х годов Новониколаевск по составу своего населения еще не был городом преимущественно рабочих и служащих. До революции процент рабочих и служащих в городах Сибири был меньше, чем в общем по России. С победой Октябрьской революции в социальной структуре населения начались коренные преобразования. Все меньше оставалось в городах мелких собственников и кустарей, росло число рабочих и служащих. В 1926 г. в Новониколаевске было уже 35 тыс. рабочих и 44,2 тыс. служащих. В 1931 г. рабочих было 74,2 тыс., а служащих — 54,3 тыс. К 1931 г. удельный вес этих групп городского населения достиг 68 процентов. Исчезли в городе заводчики, фабриканты, торговцы, подрядчики, кулаки, а также безработные.
С 1923 г. оживляется жилищное строительство. Строятся, в основном, частные деревянные одноквартирные жилые дома в Центральной части Новониколаевска. В период нэпа ряд частных жилых домов занимали различные учреждения и торговые заведения.
В 1925 г. в городе было построено 260 частных домов, 90 процентов из которых были деревянными, одноэтажными, с жилой площадью от 4 до 20 кв. сажен (от 18 до 90 м2). Застройка разрасталась вдоль берегов Оби, по долинам речек Каменки и Первой Ельцовки, перешла через Первую Ельцовку, растянулась вдоль линий железной дороги. Застройку невозможно было контролировать, так как не было еще генерального плана города и были неизвестны, даже весьма ориентировочные, цифры и положения перспективного развития города. Число самовольных строений возросло до 1500 домов в год.
В Центральной части города на средства госучреждений и горсовета строились двухэтажные шестиквартирные дома. Они имели общие кухни и общий вход. Набор квартир состоял из двух однокомнатных, трех двухкомнатных и одной трехкомнатной. Площадь квартир была соответственно в 4,6 и 10 кв. сажен (от 18 до 45 м2). В зданиях были теплые санузлы, каждая квартира имела самостоятельную печь-контрамарку. В кухне устанавливались русская печь, духовой шкаф, плита с расчетом по конфорке на каждую квартиру. Дворы таких домов обносили забором с калиткой, во дворе располагали надворные постройки. В строительные сезоны 1925—1926 гг. были возведены 63 двухэтажных деревянных дома с кубатурой 22 тыс. м2 и населенностью в 6 тыс. человек.
В 1926 г. горсовет построил 9 жилых домов с жилой площадью в 4050 м2; госучреждения возвели 10 домов с жилой площадью в 6690 м2; жилищная кооперация построила 24 дома с жилой площадью в 6200 м2. Индивидуальные застройщики возвели около 400 жилых зданий общей кубатурой в 200 тыс. м3.
В 1927 г. жилищная кооперация построила 33 деревянных двухэтажных дома с 8—12 квартирами в каждом, с отдельными кухнями. Дома заселило 350 семей. С этого же года кооперативный жилсоюз решил вести квартальное типовое строительство. Кооперативные кварталы должны были представлять собой «самостоятельные городки», обстроенные по периметру двухэтажными жилыми домами. Внутри кварталов должны были размещаться квартальный сад, детская площадка, баня, клуб, школа, столовая. Такие кварталы уже не могли быть запроектированы в границах существующих отдельных кварталов. Необходимо было объединение 2—3 старых кварталов для строительства новых с полным коммунальным обслуживанием.
Был объявлен всесоюзный конкурс на лучший проект кооперативного типового квартала с деревянными четырехквартирными домами в два этажа. Места строительства первых кооперативных кварталов были намечены в Закаменском и Ипподромском районах. Однако конкурс не дал ожидаемых результатов. Тем не менее можно уже в идее устройства подобного конкурса видеть, как зарождалась и утверждалась в жилом строительстве города идея микрорайонов, нашедшая впоследствии широкое распространение в градостроительстве.