Новосибирск: история градостроительства 1893 - 1945 гг. С.Н. Баландин

Сергей Николаевич БаландинГород Новосибирск, мощный индустриальный и административный центр социалистической Сибири, флагман сибирской науки, культуры и искусства, сформировался в годы Советской власти. Шаги его стремительного роста — это шаги пятилеток, каждый из которых, отмечен значительными успехами и победами. Слава молодого города вышла далеко за пределы сибирского края, его экономические и культурные связи создали ему международную известность. Новосибирск вошел в число городов-миллионеров нашей страны.

Несмотря на молодость, Новосибирск имеет интересную историю, в том числе и архитектурную, в которой прослеживаются периоды бурного развития и становления современного города. Эти периоды кратковременны, но они четко отражают процесс его формирования, начиная от поселка строителей железной дороги с бараками и землянками в конце XIX в. и провинциального торгово-буржуазного города России с деревянной одноэтажной застройкой, редкими каменными зданиями в начале нового века — до архитектуры революционного романтизма первого десятилетия Советской власти и первых пятилеток, когда закладывались основы современного промышленного и научно-культурного центра Сибири. В архитектуре города отразились периоды строительства военных лет и бурного роста строительной индустрии послевоенного мирного тридцатилетия, когда одновременно разрешались новые проблемы развития советского градостроительства.

Автор книги — кандидат архитектуры С. Н. Баландин — на основе большого числа различных источников — публикаций, архивных документов и натурных исследований рассказывает о возникновении и развитии крупнейшего сибирского города — Новосибирска.

В книге на широком социально-экономическом фоне поэтапно рассматривается градостроительство Новосибирска с 1893 по 1945 г.— период формирования основ его планировочной структуры, разработка которых продолжается и в современном архитектурном развитии города.

Книга может заинтересовать историков, краеведов, искусствоведов, архитекторов, работников культуры и просвещения, всех, кто любит свой город и изучает его историю. 


Глава I. РОЖДЕНИЕ ПОСЕЛЕНИЯ Глава I. РОЖДЕНИЕ ПОСЕЛЕНИЯ

История архитектуры Новосибирска начинается в последнем десятилетии XIX в. и тесно связана с сооружением Великого Сибирского железнодорожного пути. Начальником изыскательской партии на Западно-Сибирской дороге был назначен инженер-путеец Н. Г. Гарин-Михайловский, строителем Средне-Сибирской дороги — инженер-путеец Н. П. Меженинов, а начальником работ — инженер К. Я. Михайловский.

«Пункт этот, выросший с американской быстротой, предполагается назвать Обским...Расположенный при впадении маленькой речки Каменки в Обь, город, по-видимому, должен иметь солидное будущее как крупный торговый центр. В настоящее время он представляет кучу безобразных наживо сколоченных построек, занятых пришлым на железную дорогу рабочим людом и различными торговцами». Ю. А. Шмидт

«народы, стекавшиеся на постройку дороги, не имели никакого пристанища, железнодорожные бараки и помещения не давали возможности разместиться всем работающим на дороге людям, и, кроме того, неудобство приготовления пищи более всего отражалось на рабочем элементе. Ввиду подобных неудобств масса рабочих, складываясь по нескольку семейств, старались каждый построить какой-нибудь барак или хату. Строились бесконтрольно, кто где вздумал... Такое заселение поселка продолжалось более года, и лишь только в 1893 г. приехал окружной старший лесничий из города Барнаула и первоначально было решено им выдворить всех из бора... но выдворить было уже невозможно, т.к. настроено было более 500 домов». И. Г. Титлянов


Глава II. ОТ ПОСЕЛКА К ГОРОДУ Глава II. ОТ ПОСЕЛКА К ГОРОДУ 

С открытием движения через мост поселок Новониколаевский превратился в крупный торгово-распределительный центр Сибири. В 1898г. со станции Обь было отправлено свыше 2,5 млн. пудов грузов. В 1901 г. торговые обороты поселка достигли 20 млн. рублей. Новониколаевская пристань стала самой оживленной на реке Оби. С 1897 г. в поселении появляются промышленные заведения. Поселок быстро рос. В 1897 г. в нем насчитывалось 1404 дома. Население его увеличивалось за счет переселенцев из соседних старинных сибирских сел — Колывани, Сузуна, Бердска. Перепись зафиксировала в черте города 22 708 постоянных жителей.

«Изменение первоначального проекта — моя заслуга, и я с удовольствием теперь смотрю, что в постройке намеченная мною линия не изменена. Я с удовольствием смотрю и на то, как разросся на той стороне бывший в 1891 году поселок, называвшийся Новой деревней. Теперь это уже целый городок, и я уже не вижу среди его прежней кучки смиренных, мелкорослых вятичей, год-другой до начала постройки поселившихся было здесь»  Н. Г. Гарин-Михайловский


Глава III.  ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО СТАРОГО НОВОНИКОЛАЕВСКА Глава III.  ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО СТАРОГО НОВОНИКОЛАЕВСКА

Деревянная застройка Новониколаевска первых десятилетий. Жилые здания с усадьбами располагались в кварталах, небольших по площади,— в среднем от 1,5 до 2 га. Кварталы были рассчитаны на одноэтажную усадебную застройку полусельского типа с размещением хозяйственных построек и огорода в глубине участка. Усадебная площадь составляла от 1200 до 2000 м2. Еще и сейчас в старых кварталах города можно найти примеры такой застройки, когда на улицу был обращен фасад жилого дома и глухой торец амбара, а между ними располагались ворота с калиткой....... 


Глава IV. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА СТАРОГО НОВОНИКОЛАЕВСКА Глава IV. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА СТАРОГО НОВОНИКОЛАЕВСКА 

Стихийный быстрый рост Новониколаевска, неупорядоченность застройки привели к весьма значительным негативным явлениям в его развитии. Береговая полоса Оби оказалась занятой производственными, складскими и транспортными территориями, тяготеющими к воде в силу технологической необходимости.  К Оби выходили многие поверхностные стоки с больших прибрежных территорий города, сильно загрязнявшие речную воду. Как торговый город Новониколаевск имел соответствующий вид. Его главные улицы утопали в рекламных щитах и вывесках. Эстетика в строительстве по воле частного заказчика не признавалась или сводилась к декору прикладнического характера, допускаясь только в том случае, если приносила дополнительный доход, то есть служила рекламным целям.

«Несмотря на значительное, по сравнению с другими сибирскими городами, строительство, в Новониколаевске не было в то время не только архитектора, но даже техника-строителя. Проектировали сооружения землемеры, техники путей, агрономы. Архитектор городом приглашался в исключительных случаях для исправления запутанного проекта, обвалившегося при постройке или испорченного здания... Городом управляли некультурные люди из купцов, мещан и дельцов-спекулянтов, которым архитектура была далека и казалась ненужной и дорогой затеей...».  А. Д. Крячков


Глава V. ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВ, ЗА НОВЫЙ ГОРОД В СИБИРИ Глава V. ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВ, ЗА НОВЫЙ ГОРОД В СИБИРИ

Коммунальное хозяйство городов пришло в полный упадок, дома не отапливались, городские территории были завалены отбросами. Строительство города прекратилось, существующие постройки приходили в негодность. Без благоустроительных мероприятий от водной и ветровой эрозии разрушалась и территория города. На городских землях быстро росла овражная сеть. В июне 1921 г. в Новониколаевск переезжают из Омска Сиббюро ЦК РКП(б) и Сибревком. Город становится политическим и административным центром Сибири. Необходимость в государственных зданиях была большая, и город приступил к строительству, несмотря на первоначальный недостаток средств. К проектированию и руководству строительством был привлечен А. Д. Крячков, авторитет которого во всех вопросах строительства был очень высок.

«...Рабочие и крестьяне приступают, наконец, к хозяйственному строительству. Это значит, что за два года, прошедших с конца гражданской войны, мы далеко шагнули вперед... Постройка электростанций — одна из первых задач Советской власти... Мы знаем, коммунистический строй придет к нам не с неба. Его нужно установить, для него нужны материальные предпосылки... Электростанция увеличит наши материальные средства, инструменты, орудия производства,— она сделает труд более производительным. Мы будем не голыми руками увеличивать наши богатства, а вооруженными машиной...»  М. И. Калинин


Глава VI. ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 20-х ГОДОВ И АРХИТЕКТУРА РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОМАНТИКИ Глава VI. ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 20-х ГОДОВ И АРХИТЕКТУРА РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОМАНТИКИ 

А. Д. Крячков в течение трех лет возвел в Новониколаевске пять крупнейших для того времени зданий. Они достаточно разнятся между собой по архитектуре. Отчасти это можно было объяснить конкретными обстоятельствами их строительства, но все же главная причина была в другом. После Великой Октябрьской социалистической революции резке изменилась социальная направленность архитектуры. Она освободилась от частнособственнической зависимости и стала важной отраслью общегосударственной деятельности. Революция отвергла многие традиции буржуазной культуры, другие же элементы старой культуры подверглись переоценке. Процесс этот происходил и в архитектуре. Поиски новых выразительных форм в архитектуре, при новом ее идейно-функциональном содержании, проходили с большими трудностями через ошибки и находки. Особенно высокие требования предъявлялись в этот период к общественным зданиям: их архитектура должна была стать одним из выразительных и агитационно-действенных средств с пропаганде социалистических идей.

Архитектурная практика Новосибирска с 1926 г. получает конструктивистский оттенок. Этому способствует привлечение московских и ленинградских архитекторов к проектированию крупных общественных зданий в Новосибирске, а также широкая практика устройства местных и всесоюзных конкурсов на проектирование всех крупных сооружений, реализуемых в эти годы. Наступает новый качественный период в развитии зодчества Новосибирска, оставивший целый ряд сооружений, в значительной мере определивших архитектурное лицо центра города и закрепивших ряд планировочных элементов в его структуре — таких, как будущий центральный ансамбль Новосибирска — площадь им. В. И. Ленина и Вокзальная магистраль, без которых немыслим облик города в настоящее время.

«Вы поедете миме громадных зданий банков, магазинов с роскошными витринами, залитыми электричеством, вы увидите могучие контуры Дворца Труда, Дома Ленина, здания Исполкома... электричества — бездна. Оно не только сияет и переливается на самый западно-европейский лад в центре города, но и освещает все закоулки, придавая городу среди белоснежных снегов в общем крепкий и нарядный вид... серой чешуей проходят перед вами деревянные или вульгарно-кирпичные стройки, длинные пустыри, заставленные домишками, а потом вдруг вы опять выезжаете к великолепному зданию,— скажем, сельскохозяйственному техникуму который своим симметрическим фасадом, на манер какого-то дворца Липпи, доминирует над гигантской площадью». А. В. Луначарский


Глава VII. АРХИТЕКТУРА ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК Глава VII. АРХИТЕКТУРА ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК 

В этот период Новосибирск становится крупнейшим индустриальным центром не только Западной Сибири, но и всей страны. Развитие промышленности в Сибирском крае имело общесоюзное значение и являлось составной и необходимой частью осуществления плана индустриализации СССР и укрепления обороноспособности страны. 

«Мы дадим Сибири возможность развить использование своих сказочных богатств, и она должна будет перевернуть хозяйство всего Союза. По сути дела, мы в Сибири приступаем к строительству еще одной страны, страны, которая должна будет явиться становым хребтом не только нашей энергетики, но и защитой, нашим оплотом в мировой борьбе». Г. М. Кржижановский

«Еще не использованы для благоустройства и архитектуры Новосибирска богатейшие возможности, предоставленные природой: красивая полноводная река, разнообразный ландшафт с выгодным рельефом, зелень, окружающая город. Неудачно проложенная трасса железнодорожных путей отрезала большую часть Новосибирска от реки... Кроме штукатурки, у нас не знают других отделочных материалов, боятся применять кирпич и красивый местный гранит, забывая, что правдивость материала и тектоническая организация его в стене с учетом строения и формы данного материала имеют громадное значение в архитектуре... Один из основных недостатков в архитектуре города — монотонность общего вида... Разбросанность и бессистемность застройки кварталов и районов в целом — крупнейший недостаток правобережного Новосибирска. Ведь даже на главной нашей улице нет ни одного законченного квартала. Архитектурная увязка всех элементов, создание архитектурного ансамбля должны стать делом самых ближайших лет...». А. Д. Крячков


Глава VIII. ТЫЛ КАК ФРОНТ- ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ Глава VIII. ТЫЛ КАК ФРОНТ- ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ 

Вклад Новосибирска в дело разгрома врага был неоценим. «Все для фронта, все для победы!» — этим лозунгом жил город. Уже в первые 3—4 месяца войны на выпуск военной продукции были переведены всё сложившиеся крупные заводы и фабрики, предприятия машиностроения, деревопереработки, легкой и пищевой промышленности. С июня по ноябрь 1941 г. Новосибирск принял 50 эвакуированных заводов и вместе с ними десятки тысяч рабочих и членов их семей, население прифронтовых краев и областей. В труднейших условиях суровой сибирской зимы, при наличии сложнейших материальных и организационных проблем была совершена невиданная работа по воссозданию перемещенных заводов в Новосибирске и по досрочному выполнению заказов фронта. В течение первых пяти месяцев войны в Сибирь прибыло 322 промышленных предприятия, оборудование крупных электростанций. Большую роль в составлении и выполнении плана перестройки народного хозяйства на военный лад сыграли ученые страны.

Нового каменного строительства со второй половины 1941 г. не велось, заканчивались лишь начатые до войны здания. К концу 1942г. в городе оставались незаконченными каменные дома, начатые до войны, с общей жилой площадью в 50 тыс. м2. Но уже в 1942 г. наметился переход к более «культурным» видам упрощенных некапитальных жилых построек. Землянок и полуземлянок уже не строили. Наибольший процент застройки в 1942 г. приходится на деревянное брусчатое и рубленое двухэтажное (23%) и каркасно-засыпное барачное и квартирное одноэтажное строительство (47%). 20% жилой площади из всей введенной в строй было получено за счет приспособления чердачных пространств существующих жилых домов.

В военные годы велись благоустроительные работы по городу. Строились водопроводы в Кировском и Заельцовском районах. 18 сентября 1941 г. завершилось строительство наплавного моста через Обь. Несмотря на трудности военного времени, строились здания учреждений культуры и науки.

С первых дней войны недостроенное здание театра оперы и балета приняло в свои стены ценности Третьяковской галереи, ленинградских Военно-Артиллерийского и Этнографического музеев, музеев-дворцов городов Пушкина и Павловска, Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музеев Новгорода, Калинина, Севастополя (панорама «Оборона Севастополя» худ. Ф. А. Рубо, которую восстанавливали в Новосибирске реставраторы Третьяковской галереи). Все было бережно сохранено, и в 1944 г. культурные ценности стали возвращаться в свои города. Еще в самые тяжелые дни войны с фашизмом, осенью 1942 г., во время боев на Волге и на Кавказе, правительство решает завершить сооружение театра оперы и балета в Новосибирске и Совнарком включает это строительство в число первоочередных. 12 мая 1945 г., через три дня после Победы, театр открылся оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин». 

Архитектура Новосибирска - Новониколаевска: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)