Глава IV. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА СТАРОГО НОВОНИКОЛАЕВСКА

Деревянный жилой фонд города часто страдал от пожаров. Множество зданий гибло в огне. И хотя первый пожарный обоз добровольного пожарного общества был «освящен» у молитвенного дома еще в 1897 г., пожары ежегодно свирепствовали в городе. Деревянное здание пожарного депо общества с наблюдательной вышкой было построено в 1903 г. в начале Николаевского проспекта, ближе к источнику воды— реке Оби, однако пожарники не в силах были противостоять бедствиям. Например, за 4 года (1908—1912 гг.) в городе произошло 150 пожаров, в которых погибло 949 дворов (Г. А. Бочапова. Экономическое развитие города Ново-Николаевска   (Новосибирска) в начале XX в..., с. 226.).

Пожар 11 мая 1909 г. превратился для Новониколаевска в общегородскую катастрофу. Он начался в центральной части города и быстро распространился в сторону Оби. Город горел четыре часа. По данным городской управы, выгорело 794 двора. «Недвижимого имущества погибло на 2,5 миллиона рублей, товаров в магазинах и складах на 1,5 миллиона рублей, а всего на 5 миллионов рублей...». В Новониколаевск прибыл томский губернатор Н. Л. Гондатти для осмотра пожарища. Ему представилась, как писали «Томские губернские ведомости» 17 мая 1909 г., «печальная картина погоревшего города... вместо 22 кварталов виднелась пустошь с безобразными остовами печей, с обгоревшими деревьями, с массой больших костров в волнах синего дыма». Без крова остались 8 тыс. человек. Новониколаевские городские власти подали в правительство ходатайство о выдаче из средств государственного казначейства 900 тыс. рублей долгосрочного 5% денежного займа. Но город получил только 150 тыс. рублей. 27 июля городская управа обратилась за помощью к съезду представителей страховых обществ С.-Петербурга. Оправдываясь в своей беспомощности в борьбе с пожаром, городские власти ссылались на топографическую сложность местоположения города и его несовершенную транспортную схему, которые не позволяют эффективно бороться с пожарами: «...Новониколаевск раскинут на пространстве 1137,25 десятины и пересекается естественными преградами в виде глубоких оврагов. Город имеет преимущественно деревянные постройки. При всем этом он плохо снабжен водой. Речка Каменка протекает через город, но маловодна и лежит в глубоком ложе. Речка Первая Ельцовка — вблизи города, но она, как и многоводная Обь, отделена от города полотном Сибирской железной дороги, которая имеет у города на протяжении семи верст только четыре переезда, причем один находится вблизи железнодорожного моста через Обь.

Линия Сибирской железной дороги со множеством ответвлений на своих пассажирских и товарных станциях совершенно загородила доступ к р. Оби жителям Центральной и Вокзальной частей города, которым приходится пробираться к речке по трем переездам, тратя на доставку одной бочки воды до часу времени. При доставке воды во время последнего пожара лошади выбивались из сил, бились телеги, бочки...». Так буржуазное городское управление расписалось в своем бессилии и бездеятельности, неспособности оградить город от стихийных бедствий. От страховых обществ город получил 2 млн. рублей. Городское управление просило также Кабинет об аннулировании оставшейся выкупной суммы за городскую землю в размере 403662 руб., но ему было отказано. Царь лишь разрешил отпустить из своего Алтайского имения лес на восстановление города на сумму до 100 тыс. рублей. В целом город смог собрать 2270 тыс. рублей — сумму, только наполовину покрывавшую понесенные убытки.

Тем не менее выгоревшие кварталы города через 2—3 года были полностью застроены «еще лучшими зданиями», по хвастливому заявлению городского головы В. Жернакова. Пожар хотя и принес городу большие убытки, но не смог замедлить темпов его экономического развития. Город скоро восстановился и продолжал расти с еще большею быстротой.

В связи с пожарной катастрофой стали очевидны многие недостатки планировки города. И это не удивительно, ведь межевщик Кузнецов не обладал профессиональными знаниями. Он следовал в своей работе сложившейся практике планировки городов Сибири, которая в большинстве случаев закоснело повторяла схемы планов городов России еще феодального времени, непригодных для новых условий капиталистического развития города, где появились железнодорожный транспорт и фабрично-заводское производство. Кузнецов, кроме того, не мог предполагать темпов экономического и демографического раз вития города, масштабов и качества его застройки в будущем, социальных аспектов жизни города и в силу этого не мог предусмотреть в плане элементарного функционального зонирования территорий
города.

Стихийный быстрый рост Новониколаевска, неупорядоченность застройки привели к весьма значительным негативным явлениям в его развитии. Береговая полоса Оби оказалась занятой производственными, складскими и транспортными территориями, тяготеющими к воде в силу технологической необходимости. По берегам реки разместились лесопильный, сухарный заводы, заведения «Нобель», «Мазут», мельницы, насосные станции железной дороги, мост, пароходная пристань и другие сооружения. За ними вдоль реки прошли пути Великой Сибирской железнодорожной магистрали, Алтайской железной дороги с ответвлениями, ведущими к сухарному и лесопильному заводам и пристани. Большие территории двух железнодорожных станций Обь и Алтайская также отделяли селитебные территории города от реки. К берегам Оби, к широкому зеркалу ее акватории, имеющей большое гигиеническое значение, не было свободных выходов из жилых кварталов города. Прибрежная полоса реки не была озеленена; напротив, крутые берега в районе города были заняты путаной трущобной застройкой («нахаловками»), пологие неорганизованно использовались в хозяйственных целях. К Оби выходили многие поверхностные стоки с больших прибрежных территорий города, сильно загрязнявшие речную воду.

Вытеснение леса с территории города при отсутствии мощения, ливневой канализации, организованного стока поверхностных вод, упорядоченной застройки по берегам Оби и Каменки привело к возникновению почвенной эрозии во многих местах города, к росту оврагов, загрязнению водоемов и их уничтожению. Город лишался травянистого покрова, зеленых массивов, увеличивалась площадь пылящих поверхностей городских территорий.

Отдельные части города были труднодоступны. В Закаменскую часть Новониколаевска преграждал путь каньон речки Каменки, через, который не было мостов,— проезд совершался по крутым «спускам» по берегам и через Каменку. Дорогу из Центральной части города в Вокзальную часть также преграждал Михайловский лог, и проехать на Михайловскую улицу можно было только через один мост или в объезд всего оврага по Сибирской улице. Переезды через железную дорогу находились на одном уровне с рельсовыми путями, что было небезопасно.

Сообщения между берегами Оби были также затруднены ввиду отсутствия моста. Городской перевоз через Обь принадлежал Кабинету и сдавался в аренду (в 1905—1910 гг.). В 1910 г. город приобрел пароход и баржи для организации переезда. Кроме того, перевозом через Обь занималось несколько частных транспортных контор, принадлежавших торговым фирмам.

При столь сложной и расчлененной планировочной структуре города, при значительных его территориальных размерах, малой плотности застройки и низком техническом качестве жилого фонда было трудно эффективно оборудовать город инженерными коммуникациями, благоустроить его, наладить транспортную связь, сделать город безопасным в пожарном отношении. Это начинали осознавать буржуазное управление города, торговцы и предприниматели. С 1910 г. в Новониколаевске появился первый городской архитектор — Ф. Ф. Рамман. Он не был архитектором по профессии, но занимал должность городского архитектора Новониколаевска до 1923 г. Ф. Ф. Рамман окончил в 1903 г. Рижский политехнический институт и получил диплом инженера-технолога, а затем, до переезда в Сибирь, служил на одном из рижских заводов в проектно-строительном бюро. Рамман был квалифицированным проектировщиком сооружений и инженером-строителем. Дальнейшее строительство в Новониколаевске проходило уже под наблюдением специалиста, и поэтому в городе стал повышаться технический и архитектурный уровень застройки.

Несколько возрос процент каменного строительства. Первые каменные дома в городе, помимо железнодорожных мастерских, паровозного депо, собора, водонапорных башен, появились еще до 1900 г. Это были одно-, двухэтажные небольшие здания, чаще всего коммерческого назначения, весьма примитивной архитектуры. До 1909 г. в городе можно было насчитать не более двух десятков каменных зданий из общего числа всех зданий около 7 тыс. После пожара каменными зданиями застраивались южная часть Николаевского проспекта и Кузнецкая улица — центральные в городе (рис. 45—49). В 1910—1913 гг. в Новониколаевске разместили два пехотных полка и артиллерийский дивизион. Для них в Закаменской части города, за пределами селитебной территории, было выстроено 37 каменных зданий — казармы, жилые здания, склады, церковь и др. Строительство комплекса, получившего название «Военные казармы», осуществляла специальная войсковая комиссия, в состав которой входили гражданские инженеры И. П. Соколов и А. П. Голубов. Такие комплексы, как Военные казармы, сухарный завод, мясохладобойни с жилыми корпусами и конторами, были построены из красного кирпича. Здания комплексов были в основном двухэтажными, однотипными по архитектуре, добротно построенными.

Наиболее крупные каменные здания города, такие, как торговый дом Маштакова, типография Литвинова, Новониколаевское подворье на Николаевском проспекте, здания городского управления, учительской семинарии на Кузнецкой улице, были однообразно невыразительны, эклектического характера, с мелким декором из кирпичной фигурной кладки (рис. 50). Попытки реставрировать в декоре здания «Отель Метрополитэн» ордерные формы архитектуры классицизма не дали эстетического результата в силу низкого профессионализма их воспроизведения и чрезвычайной усложненности общей композиции фасада.

Застройка Николаевского проспекта в первом десятилетии XX в. (в районе современной ул.  Свердлова) 

Рис. 45. Застройка Николаевского проспекта в первом десятилетии XX в. (в районе современной ул.  Свердлова). 

Застройка Николаевского проспекта в первом десятилетии XX в. (в районе современной Октябрьской ул.) 

Рис. 46. Застройка Николаевского проспекта в первом десятилетии XX в. (в районе современной Октябрьской ул.). 

Застройка Николаевского проспекта в первом десятилетии XX в. (в районе современной ул. Чаплыгина) 

Рис. 47. Застройка Николаевского проспекта в первом десятилетии XX в. (в районе современной ул. Чаплыгина). 

Застройка Николаевского проспекта в первом десятилетии XX в. (в районе современной ул. М. Горького) 

Рис. 48. Застройка Николаевского проспекта в первом десятилетии XX в. (в районе современной ул. М. Горького). 

 Каменный купеческий дом на ул. Гондатти (ныне надстроен и реконструирован под роддом № 1 на ул. Урицкого) 

Рис. 49. Каменный купеческий дом на ул. Гондатти (ныне надстроен и реконструирован под роддом № 1 на ул. Урицкого). 

Учительская семинария на Кузнецкой улице (ул. Ленина, здание не сохранилось) 

Рис. 50. Учительская семинария на Кузнецкой улице (ул. Ленина, здание не сохранилось). 

Об архитектуре Новониколаевска первого десятилетия XX в. архитектор А. Д. Крячков писал: «Несмотря на значительное, по сравнению с другими сибирскими городами, строительство, в Новониколаевске не было в то время не только архитектора, но даже техника-строителя. Проектировали сооружения землемеры, техники путей, агрономы. Архитектор городом приглашался в исключительных случаях для исправления запутанного проекта, обвалившегося при постройке или испорченного здания... Городом управляли некультурные люди из купцов, мещан и дельцов-спекулянтов, которым архитектура была далека и казалась ненужной и дорогой затеей...». Эстетика в строительстве по воле частного заказчика не признавалась или сводилась к декору прикладнического характера, допускаясь только в том случае, если приносила дополнительный доход, то есть служила рекламным целям.

В 1909—1912 гг. Новониколаевск обогатился 13 учебными каменными зданиями, построенными по проектам А. Д. Крячкова.

Вопрос о школах всегда стоял остро. Новониколаевск быстро рос, а школьное строительство было жалким и совершенно не достаточным для такого города. Газета «Сибирская жизнь» в 1906 г. писала: «...Тюрьма оборудована «крепко». Вертепов сколько угодно, но школ очень мало... Школою высшего типа в данное время является частная женская прогимназия П. А. Смирновой. Прогимназия четырехклассная открыта 20 сентября текущего года. В прогимназии сейчас 51 ученица. Цифра говорит за серьезную нужду в таком заведении. Нужда станет еще очевиднее, если принять во внимание плату за обучение — 70 рублей и 2 рубля в месяц за каждый из новых языков...». Та же газета сообщала: «Мужское железнодорожное училище на ст. Обь... переполнено так, что при настоящем помещении не может делать приема в наступающем учебном году, а детей школьного возраста за бортом училища у служащих от 150 до 200. Впереди отчаянная школьная голодовка».

В 1908 г. в Новониколаевске было 14 начальных училищ, 12 из которых находились в ведомстве министерства народного просвещения, а 2 — в ведомстве Св. Синода. Это были двухклассные училища и церковноприходские школы (отдельные для мальчиков и для девочек) и одно смешанное училище. Училищ не хватало. Из детей школьного возраста около 1160 (примерно 35%) не могли посещать школу.

К народному учителю со стороны городских властей сложилось весьма определенное отношение. Газета «Сибирь» в 1908 г. сообщала, что «2 мая в Ново-Николаевске произведены многочисленные обыски и аресты. Арестовали почти весь учительский персонал городских и железнодорожных школ. Всего за последние дни заключено в местную каталажную камеру до 40 человек, из них 17 женщин. Поводом к массовым арестам учителей послужил учительский союз, возникший в 1905 г., умиравший в 1906 г. и уже не существующий». Видимо, народное просвещение, по мнению местных властей, не способствовало укреплению самодержавия.

Демократическая часть общественности Новониколаевска неоднократно резко поднимала вопрос об открытии городского реального и технических училищ. Да и сами буржуа должны были учить своих детей. Городские власти стали опасаться даже оттока населения из города из-за невозможности дать детям начальное и среднее образование.

В 1910 г. городское управление смогло собрать 387 тыс. рублей для осуществления школьного строительства. На эти средства решено было построить 13 городских школ различной вместимости. 24 мая 1910 г. Новониколаевская городская управа в лице городского головы В. И. Жернакова заключила с А. Д. Крячковым договор, в котором он принимал на себя «общее заведывание техническим надзором, составление планов и смет для постройки Ново-Николаевским Управлением в городе Ново-Николаевске каменных зданий — базарного корпуса и тринадцати городских школ, базарный корпус строится на Базарной площади, а школы размещаются в разных частях города, по указанию Городского Управления». А. Д. Крячков принимал на себя «всю ответственность за техническую правильность» возводимых под его «наблюдением» построек, «ответственность за качество материалов».

Все школьные здания в плане А. Д. Крячков разрешил по одной простой принципиальной схеме, заключающейся в устройстве на каждом из двух этажей сооружения односторонне освещенного коридора шириной в 3,5 м и длиной от 20 до 30 м, в который выходили три или четыре класса. Классы имели высоту в 4,5 м и площадь от 50 до 60 м2.........

Школы А. Д.Крячкова в Новониколаевске (Новосибирске) Школы А. Д.Крячкова в Новониколаевске (Новосибирске)

........Одновременно с начальными школами А. Д. Крячков начал строительство в Новониколаевске здания реального училища. Частное реальное училище, существовавшее в городе с 1906 г., никак не могло удовлетворить нужд растущего торгово-промышленного центра Сибири. Ежегодная плата в 100 рублей с одного ученика была непомерно высокой для подавляющего большинства горожан. Преобразование частного училища в городское в 1910 г. еще не решило проблему развития среднего образования, так как отсутствовала необходимая материальная база — здание для училища. Приходилось арендовать частный неприспособленный дом (РАНО. ф. 97, оп. 1, д. 353, п. 2, д. 352.)...............  

Здание реального училища в Новониколаевске (Новосибирске) Здание реального училища в Новониколаевске (Новосибирске)

........Вторым крупным зданием на проспекте стал Городской (торговый) корпус, который было решено построить в центре Ярмарочной площади, напротив здания городских весов, по красной линии Николаевского проспекта, пересекающего площадь по направлению с юга на север. Городской корпус должен был представлять собой здание торгово-административного назначения, доходное в пользу города сооружение, в котором нижний этаж с 16-ю торговыми помещениями сдавался бы в аренду купцам-торговцам, а в верхнем этаже должны были разместиться городская управа, казначейство, отделение Государственного банка, городской зал.............

Здание Торгового корпуса в Новониколаевске (Новосибирске) Здание Торгового корпуса в Новониколаевске (Новосибирске)

........Архитектуру торгового корпуса, как и городских школ, построенных по проектам А. Д. Крячкова, можно отнести к архитектуре рационалистического модерна, в большой мере свободной от предвзятой стилизации под какой-либо «чистый» исторический стиль. Несмотря на декоративную перегруженность некоторых из этих зданий, в целом они правдивы в своем формообразовании, в них выразительно использован кирпич с его богатыми пластическими возможностями. Непринужденность асимметричных композиций зданий делает их живописными и исключает сухую холодность и казенную монументальность, свойственную многим официальным постройкам того времени.

Однако и в творчестве А. Д. Крячкова в 1910—1912 гг. наступают заметные перемены. Он переходит на иные художественные позиции в архитектуре. Уже в здании школы на Андреевской площади можно отметить строгую симметрию центральной части, появление некоторых деталей, взятых из арсенала архитектуры классицизма,— карниз с кронштейнами, пилястры, русты, замковые камни. В здании реального училища эти элементы декора получают прорисовку, более близкую к ордерным композициям классицизма, пластика стен становится более «чистой» и «абстрактной». Но интерьеры зданий реального училища и городского корпуса уже декорированы ордерными формами почти в чистом виде: ионические пилястры и карниз в актовом зале училища и коринфские колонны в зале городского корпуса.

Переход к таким историческим формам в творчестве архитектора не был индивидуальной прихотью художника. В архитектуре России формировалось направление, уже в 1910 г. названное «неоклассицизмом»; появление его было обусловлено общественно-политическим развитием страны, общим состоянием архитектурной практики в России.

После первой русской революции правящие классы России обращаются к идеализации прошлого, ретроспективизму, к поискам «стиля», могущего дать какое-то эстетическое единство архитектуре своего времени. Дворянско-помещичье и милитаристское окружение царского двора насаждает в этот период эстетику классицизма, эстетику эпохи расцвета дворянской империи в России, пытаясь создать идеологический и духовный фон своему пошатнувшемуся политическому и экономическому положению в стране. Во многих сферах искусства этого времени воспевается красота дворянской усадьбы, усадьбы-особняка в городе, архитектура Петербурга XVIII — начала XIX вв. В высших учебных заведениях и в Императорской Академии Художеств продолжает насаждаться академический псевдоклассицизм, устраиваются выставки, посвященные этой эпохе, издаются богатые труды по архитектуре классицизма. Подражание классицизму и ампиру становится официально признанным направлением в архитектуре.

Следуя общей тенденции, А. Д. Крячков переходит в своих работах к формам и композиционным приемам неоклассицизма. Все его проекты, выполненные в последующие годы для Новониколаевска, осуществлены в этом стилевом направлении.

В 1912—1914 гг. по проекту А. Д. Крячкова строится здание Коммерческого собрания (купеческого клуба). Оно предназначалось для деловых и неофициальных встреч, банкетов и развлечений привилегированной части городской буржуазии.........

Здание Коммерческого собрания (купеческого клуба) - «Театр Красный Факел» Здание Коммерческого собрания (купеческого клуба) - «Театр Красный Факел»

 .........В 1914—1916 гг. по проекту А. Д. Крячкова было построено здание торгового корпуса Новониколаевского филиала Богородско-Глуховской мануфактуры известных московских текстильных фабрикантов Морозовых. Это двухэтажное здание было примечательно уже тем, что оно имело внутренний монолитный железобетонный каркас и наружные ограждения из несущих кирпичных стен. Железобетонная стоечно-балочная система конструкций корпуса была осуществлена впервые в Новониколаевске...........

Здание торгового корпуса Новониколаевского филиала Богородско-Глуховской мануфактуры - Новосибирский Главпочтамт  Здание торгового корпуса Новониколаевского филиала Богородско-Глуховской мануфактуры - Новосибирский Главпочтамт

.........Начавшаяся мировая война прервала строительство целого ряда крупных сооружений в Новониколаевске. К ним относится здание Народного дома. Проект Народного дома был заказан А. Д. Крячкову в 1911 г. Новониколаевским обществом народного образования. Для него был отведен участок на Воронцовской улице (ул. Свердлова), в том квартале, где стояло реальное училище, рядом с небольшим деревянным зданием телефонной станции. 11 января 1912 г. Правление общества рассмотрело и утвердило проект, отозвавшись о нем следующим образом: «...проектируемое здание Народного дома представляется выдающимся по красоте архитектуры... одно из лучших украшений города».

В проекте здание, согласно программе, имело зрительный зал на 1188 мест в партере, на балконе и хорах, сцену с помещением для оркестра на 30 человек, фойе на 400 человек, вестибюль и гардероб на 1000 человек. Зрительный зал имел сценическую коробку с колосниками для театральных декораций. В доме размещались библиотека с книгохранилищем, различные классы для занятий и т. д.

Строительство здания началось 15 августа 1912 г. Были заложены фундаменты, но в связи с начавшейся войной стройка приостановилась. Общее повышение цен сильно увеличило смету на постройку, и она осталась неоконченной. Архитектура Народного дома являлась реминисценцией стиля «московский ампир» (русский классицизм) в модернизированном рисунке.

Последней работой А. Д. Крячкова для Новониколаевска в предреволюционные годы был проект Дома Инвалидов, заказанный ему вновь организованным в городе «Обществом увековечивания памяти героев войны». Это здание-памятник жертвам первой империалистической войны должно было включать в себя церковь, инвалидный приют для солдат, а также музей истории этой войны. Составленный А. Д. Крячковым проект Дома Инвалидов представлял собою композицию, выдержанную в канонических правилах архитектуры классицизма. Строго симметричный фасад имел выступающую повышенную центральную часть, увенчанную плоским куполом и украшенную шестиколонным дорическим портиком, с лестницей во всю ширину портика.

Строительство этого здания растянулось на 10 лет. Оно было окончено только в 1925 г. под руководством инженера Б. М. Блажовского, в значительной мере изменившего проект А. Д. Крячкова. Сейчас в этом здании, расширенном и реконструированном, находится Окружной дом офицеров Советской Армии.

Дом Инвалидов (Дом Офицеров) в Новониколаевске - Новосибирске Дом Инвалидов (Дом Офицеров) в Новониколаевске - Новосибирске 

Не был реализован проект здания «Всесибирского центрального союза кооперативных союзов и обществ Закупсбыт», выполненный для Новониколаевска томским архитектором-художником К. К. Лыгиным (рис. 62). Фасад здания высотой в 5 этажей представлял собой весьма пышную композицию, декорированную всем арсеналом элементов ордерных форм архитектуры Возрождения. Колонны, портики, фронтоны, аттики, античные мифологические скульптурные группы, сфинксы с торшерами, балюстрады, вазы, сандрики и т. п. нашли себе место в достаточно строгом и величавом строе фасада. Вся декорация фасада была, видимо, «безразлична» к внутренней объемно-планировочной структуре здания, и в этом проявилось типичное для эклектики использование ордерных форм в чисто декоративных целях — явление, весьма распространенное в архитектуре начала века, когда возводились добротные сооружения с механическим применением декора из элементов античной архитектуры.

Проект здания «Всесибирского центрального союза кооперативных союзов и обществ Закупсбыта» для Новониколаевска. Арх.-худ. К. К. Лыгин. 

Рис. 62. Проект здания «Всесибирского центрального союза кооперативных союзов и обществ Закупсбыта» для Новониколаевска. Арх.-худ. К. К. Лыгин.

Несмотря на ряд монументальных зданий, выстроенных в городе во втором десятилетии века, Новониколаевск в целом представлялся глубоко провинциальным «окраинным» городом царской России. Редкие новые каменные здания были окружены морем деревянных строений. Стихийность роста поселения, «сползание» жилой неблагоустроенной застройки в овраги речек Каменки и Первой Ельцовки, отсутствие мощения улиц, водопровода, канализации, уничтожение зелени на берегах Оби не способствовали ни созданию здоровой городской среды, ни формированию эстетических качеств внешнего вида города.

В облике города отразились все негативные стороны социальной жизни. Почти не было школ, но уже к 1907 г. существовало 7 православных церквей, из которых 4 «горожане соорудили на средства, собранные путем пожертвований» (Краткая   история   города   Новониколаевска   Томской   губернии,   1913.). Архитектура деревянных церквей, решенная весьма усложненно по объемным композициям, с пышным, но безвкусным «казенным» декором, не представляла интереса. Церковные здания не были удачно поставлены в городе и не оказали на его облик большого воздействия. Часть их находилась при кладбищах. (Церковь во имя святого пророка Даниила, Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Богородице-Казанская (Закаменская) церковь, Церковь Воскресения Христова (Старокладбищенская)). Католики возвели в Новониколаевске каменный костел в «готическом» стиле, протестанты — деревянную кирху, евреи — деревянную синагогу, мусульмане — деревянную мечеть, даже австрийцы, «окружники», успели возвести молельный дом. При пересыльной тюрьме, недалеко от железнодорожного вокзала, находилась церковь, названная позднее «Турухановской».

Как торговый город Новониколаевск имел соответствующий вид. Его главные улицы утопали в рекламных щитах и вывесках. Стоит взглянуть в местные газеты, например за 1910 г., чтобы представить достаточно ярко повседневную жизнь города. Прежде всего и там торговая реклама: «В каменном магазине Федора Даниловича Маштакова к предстоящему осенне-зимнему сезону получена масса новостей заграничных и русских фабрикантов... цены на все товары вне конкуренции»; «Винно-колониальный и гастрономический магазин М. В. Можарова»; «На Новобазарной площади в собственном помещении специальный посудный магазин Российского коммерческого собрания»; «Торговый дом Н. И. Кетов и К° в Ново-Николаевске: сахар, чай, папиросы и табаки, венская мебель, посуда эмалированная» и т. д.

Кино в Новониколаевске было открыто в 1904 г. с приобретением Ф. Ф. Махотиным аппарата братьев Люмьер, который он водворил в деревянный барак на Ярмарочной площади. Фильмами Махотина снабжали прокатная фирма братьев Каплун из Омска и дальневосточная фирма «Донателло и Алексеев», имевшая филиал в Иркутске. После пожара Махотин построил новый «синематограф» на Николаевском проспекте, названный потом первым электротеатром. Затем открылись и новые кинотеатры — «Художественный», «Диана», электротеатр «Заря» (в апреле 1910 г. на Николаевском проспекте в доме Ф. Д. Маштакова), «Образцово первоклассный электротеатр «Фарс» на Тобизеновской улице, в доме Ерофеева на Ярмарочной площади и др.

Фильмы демонстрировались весьма разнообразные и своеобразные. В синематографе Махотина: комедии — «Сочельник в мастерской художника», «Пренсу хочется спать», «научная» картина «Сормовские заводы», тяжелая «трогательная» драма «Долг умереть, а хочется жить». В электротеатре «Москва» (в доме Вишнякова на Николаевском проспекте): видовые «Новый дирижабль графа Цеппелина», «Отцы и дети», «Очень комическая», «Первая ночь новобрачных». Электротеатр «Заря»: десять комических картин — «На траве», «Эй, извозчик», «Интимная сторона г. Парижа», «Матрена на прогулке», «Смех и плач» и др.

Признаки театральной жизни в Новониколаевске появились рано, но так и не стало до революции настоящего театра в городе. Еще в 1897 г. здесь шли гастрольные спектакли, и «публика воспринимала их оживленно», как отмечал журнал «Театр и искусство». Уже тогда журнал выразил надежду, что со временем в Новониколаевске «дело дойдет и до театра». В 1902 г. «пьесы ставились на сцене при железнодорожной станции Обь и в здании Общественного собрания». И снова высказывается надежда, «что с утверждением Ново-Николаевска городом здесь может утвердиться приличная труппа». Но этого не случилось и после утверждения Новониколаевска городом. В 1910 г. в Общественном собрании шли гастроли драматической труппы П. А. Рудина. Там же 19 и 21 февраля 1910 г. артисты Петербургской оперы по одному разу исполнили «Демона» и «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В 1909—1910 гг. Новониколаевск посетили В. Комиссаржевская и группа актеров Малого театра (с В. Пашенной). Гастроли театра проходили в полуресторанном заведении «Яр» (затем «Альгамбра») на углу Сибирской и Нарымской улиц. В 1913 г. местные газеты жаловались: «Недостаток театра у нас ощущается сильно. Да и само собой понятно, что при 75—80-тысячном населении одна сцена в Общественном собрании — этого чересчур мало». В деревянном здании цирка Стрепетова гастролировала оперетта.

Не была разрешена в городе и проблема школьного образования. В 1915 г. во всех учебных заведениях города занимался 5891 учащийся. Было 37 начальных школ, 2 приходских училища, 2 начальных, женская гимназия (основанная в 1907 г.), реальное училище, женская прогимназия (основанная в 1913 г.), мужская гимназия (основанная в 1914 г.) и мужская учительская семинария (основанная в 1911 г.). И тем не менее 63 процента населения города оставалось безграмотным. Даже невысокий уровень культуры, который сложился в городе, был недоступен большим массам населения, не оказывал влияния на жизнь окраин города, «нахаловок», расположенных по берегам Оби и в долинах речек Каменки и Первой Ельцовки. Культура была привилегией буржуазии и других материально обеспеченных слоев населения города.