Генплан Новосибирска 1952 г. Проект «Горпроекта»
Развитие жилищного строительства в Новосибирске в послевоенное десятилетие проходило без генерального плана города. Это чрезвычайно затрудняло руководство его застройкой. Невозможно было соблюдать элементарную градостроительную дисциплину, не ошибиться в размещении промышленных объектов, общественных зданий, в застройке отдельных территорий, площадей и магистралей.
Проектирование генерального плана являлось сложным многообразным процессом, обусловленным иногда трудноразрешаемыми проблемами социально-экономического, исторического, географо-природного, демографического и другого характера. Градостроительная ситуация, которая принималась за исходные позиции составления генерального плана, была чрезвычайно сложна. В ней четко выявилась расчлененная планировочная структура. Части города, входящие в городскую черту, отстояли часто далеко, в отрыве от основного селитебного района города, как, например, Инская (Первомайский район), поселки оловозавода, «Тяжгидропресса» (по улице Мира) в Кировском районе, район «Красной горки» и др. Разбросанность территорий города, разобщенность его основных районов (Октябрьского, Кировского, Заельцовского, Первомайского и других) приводила к длительной незавершенности их застройки, слабому развитию инженерного благоустройства. Транспортные связи между ними были затруднены, так как районы разобщены не только значительными расстояниями (измеряемыми многими километрами), но и природными препятствиями: реками и их широкими долинами или глубокими каньонами, мощными оврагами, затапливаемыми поймами рек и болотами, а также развитой сетью железных дорог и их различных сооружений и станций. Расчеты основных параметров генерального плана продвигались с трудом из-за быстрого роста города, изменения его промышленного потенциала, роста его населения, некоторой неопределенности социально-экономических перспектив развития, из-за отсутствия проектов районной планировки для Западно-Сибирского экономического региона. Необходим был пересмотр довоенного генерального плана, перерасчет его основных параметров. Эту работу проделали новосибирские архитекторы под руководством архитектора И. И. Соколова-Добрева. Сначала были разработаны «технико-экономические основы развития Новосибирска» и представлены в Госплан СССР, который не согласился с расчетным количеством населения на 1970 г. в миллион человек и предложил снизить эту цифру до 850 тыс. Но цифра в миллион человек была взята не эмпирическим путем. Именно такую численность населения давали расчеты, основанные на реальных условиях развития города, которые новосибирский обком партии и горисполком представили проектировщикам. Однако Госплан настаивал на своем решении, определяя расчетную численность населения города в. 850 тыс. человек.
На основе этого исходного параметра в архитектурно-планировочной мастерской Горпроекта при городском отделе по делам строительства и архитектуры под руководством И. И. Соколова-Добрева архитекторами А. Ф. Якусевичем, А. Я. Куселиовичем, О. А. Штальи др. к 1952 г. был разработан генеральный план Новосибирска. Над ним в течение трех лет работал коллектив в 30 человек. К консультациям и разработке отдельных специальных вопросов привлекались профессора А. Д. Крячков, Н. С. Макеров, Еврейсков, В. А. Пулькис и другие. Для консультаций по генплану в город неоднократно приезжали действительный член Всесоюзной Академии архитектуры архитектор С. Е. Чернышев, член-корреспондент Академии наук начальник Главного управления градостроительства при Совете Министров РСФСР В. В. Бабуров, член-корреспондент А. И. Гегелло. Также была сделана точная подоснова для плана, по которой регулировалась городская застройка и одновременно составлялась схема размещения жилищного строительства, решающая основные вопросы строительства первой очереди. Эта схема была первой попыткой проведения планировочных мероприятий по реконструкции города и регулированию его застройки периода 1946—1950 гг. При проектировании генерального плана был увеличен планируемый процент малоэтажной жилой застройки, который резко менял структуру застройки и ее плотность. Для этого городу требовались новые территории. В генеральном плане общая территория расширялась с 30 тыс. га до 60, а застроенные территории с 9347 га до 18689. Поэтому в схеме размещения первой очереди жилых зданий предусматривалось стремление к застройке центральной части города многоэтажными домами и размещению малоэтажной и индивидуальной застройки на свободных территориях. Поскольку в объеме широко развернувшегося в этот период массового жилищного строительства основная роль принадлежала малоэтажному, то оно размещалось на лучших территориях, ранее резервировавшихся под многоэтажную застройку. Строительство в отдельных районах города в это время осуществлялось по проектам планировки и застройки отдельных кварталов. Эскизные проекты были выполнены для центральной части города. Новые территории для массового жилищно-коммунального строительства определяли сложившееся расположение существующих промышленных комплексов в ситуационном плане города и вновь отводимых участков для новых промышленных предприятий.
Сам генеральный план Новосибирска 1952 г. в основном развивал градостроительные принципы, заложенные в более ранних проектах. В нем предусматривалось интенсивное освоение левобережья (Кировский район). Основная идея планировки, к которой стремились авторы генерального плана,— максимальное объединение архитектурно-планировочными средствами застройки различных районов города, которые в большей мере уже имели самостоятельные планировочные решения. По проекту застраивались главные магистрали, пронизывавшие все части города и составлявшие непрерывную структуру, обстроенную многоэтажными зданиями с двух сторон. Однако далеко не все магистрали удавалось обстроить быстро, их трассировка и габариты закреплялись некоторыми капитальными сооружениями. Отдельные здания (спортивный комплекс клуба «Динамо», дом Соцземледелия, девятиэтажный жилой дом на углу Красного проспекта и «новой» магистрали) закрепили положение Октябрьской магистрали. Другие здания (управление железной дороги, жилые дома на Вокзальной площади и углу улицы Трудовой и Советской) зафиксировали трассировку Вокзальной магистрали. В генплан были внесены коррективы и дополнения в сетку магистралей левобережья с учетом роста города на юг, по направлению к строящейся Новосибирской ГЭС. Но генеральный план не был утвержден до конца десятилетия.
В период составления генерального плана в Новосибирске велось сооружение двух крупнейших инженерных сооружений, коренным образом изменивших его ситуационную основу.
Одно из них — гидроэлектростанция на Оби — было включено в пятилетний план развития народного хозяйства Новосибирской области. Другое важнейшее инженерное сооружение того времени — коммунальный мост через Обь.
«Новосибирск: история градостроительства 1945 - 1985 гг.» С.Н. Баландин
Добавить комментарий