Новосибирск: от прошлого к будущему. Б. И. Оглы
Автор книги — Б. И. Оглы — доктор архитектуры — в публицистической форме рассказывает о том, как шло формирование современного архитектурного облика Новосибирска, каким будет город в XXI веке. Бурный рост Новосибирска постоянно ставит градостроителей перед новыми проблемами: сохранение памятников истории и культуры, создание нормальной экологической обстановки, обеспечение удобными жилищными условиями и т. д. Показано, как эти проблемы решались, решаются и будут решаться в нашем городе.
Рецензент: кандидат архитектуры В. М. Пивкин
История Сибири свидетельствует о том, что на каждом этапе освоения этого края по мере создания основных транспортных путей формировались зоны и полосы интенсивного заселения, сети населенных мест различного ранга, среди которых тот или иной город обретал лидирующее значение как административно-управленческий, торгово-ремесленный, духовный, а позже промышленный, культурный и научный центр. Тобольск стал первым столичным градом на ранней стадии заселения русскими Сибири. Основанный в 1587 году, благодаря выгодному экономико-географическому положению, город вобрал в себя основные для того времени градообразующие функции и был широко известен во многих странах, имевших активные торговые связи с этим обширным краем.
К Тобольску и через него был проложен первый Сибирский тракт (Бабиновский путь), сыгравший важную роль в присоединении Зауралья к Руси, ибо, по выражению поэта, с присоединением Сибири старая «Русь вырастала в Россию», завершалось образование русского централизованного государства с единым общим рынком.
Петр I возлагал большие надежды на Сибирь, стремясь превратить сибирскую столицу в каменный город, имеющий представительный облик. Будучи дальновидным государственным деятелем, Петр концентрировал силы на строительстве городов, дающих выход России в стратегически важные для нее районы: Петербурга — новой столицы государства и важнейшего морского порта и Тобольска — столицы Сибири, имеющей выходы к побережью Тихого океана и северным морям.
Среди обширных пространств акваторий рек Иртыша и Тобола на могучем природном стилобате Троицкого мыса как достойный памятник русским землепроходцам, как неприступный оплот России в бескрайних сибирских землях возник «град Тоболеск» — первая сибирская столица. За много километров с разных направлений видны были изящные контуры белокаменного Тобольского Кремля, непривычной картины для таежного края рубленых острогов.
В первой половине XIX века в хозяйственно-экономической и социально-политической жизни Сибири происходят значительные изменения, которые во многом определили характер и возможности дальнейшего развития районов края, значение и роль отдельных городов. В 1822 году по проекту М. М. Сперанского Сибирь была разделена на Западную и Восточную. Были назначены генерал-губернаторы сибирских губерний, которые находились в Омске, Томске, Красноярске и Иркутске. Падает роль Тобольска как центрального города Сибири. Этому способствовала и перемена направления главного Сибирского тракта, который сместился на юг и прошел через Омск. К концу XIX века в Сибири резко возрастает лидирующее значение Иркутска благодаря развитию ленской золотопромышленности, торгово-посреднической роли в торговле со странами Средней Азии, Монголией и Китаем. Процветанию Иркутска способствовало в этот период наличие удобных сухопутных связей с районами севера, востока и запада Сибири, с соседними восточными странами, богатейших природных факторов, например, Байкала, просторных угодий и сырья.
Развитие капитализма в России в конце XIX столетия предопределило заметное смещение эконом-географических акцентов в южные районы Сибири. Значительную роль в этом и, в частности, в судьбах городов сыграла прокладка в 90-х годах Великой Сибирской железнодорожной магистрали, которая, способствуя в целом росту и процветанию края, вызвала экономический спад в одних районах и бурное освоение других. Великая магистраль, которая прошла южнее Тобольска, предопределила окончательное административно-экономическое угасание первой сибирской столицы. Проведение железной дороги и открытие Суэцкого канала, которые создали для торговли удобные связи Востока с Европейской Россией, подорвали кяхтинскую торговлю, имевшую большое значение для Иркутска. Лидирующая роль города уменьшилась также в связи с ослаблением его административного значения, с созданием ряда забайкальских областей и спадом в ленской золотопромышленности. В то же время с градостроительным упадком Тобольска, ослаблением роли Иркутска возникает новый очаг потенциального расселения в зоне южной части Западной Сибири в месте пересечения реки Оби с железнодорожной трассой. Здесь со строительством железнодорожного моста зарождается поселение, которому суждено было благодаря феноменальному росту уже через 30 лет стать историческим преемником столичного лидерства.
Действительно, Транссибирская магистраль не только вызвала экономическое оживление в исторически сложившихся районах расселения, но и определила новые районы активного хозяйственного освоения края. Так, в общей системе размещения сибирских городов, являющихся географическими узлами на основных водных и сухопутных путях, в течение длительного времени выпадало важнейшее звено на пересечении артерии реки Оби с Московско-Сибирским трактом. Поэтому исключительно быстрый рост Новониколаевска, зародившегося в результате прокладки Великой Сибирской железнодорожной магистрали, а несколько позже Алтайского направления Турксиба, был следствием чрезвычайно выгодного его географического положения, который возрастал по мере хозяйственного освоения юго-западной Сибири. Возникший здесь город связал с общероссийским и мировым рынком огромный район Сибири, направил его на производство товарного хлеба и масла, вызвал к жизни угледобычу и лесную промышленность, усилил приток населения в почти безлюдный край.
Лишь за десять лет существования Новониколаевска, с момента получения им в 1903 году права безуездного города, население его к 1913 году выросло до 62 тыс. и он становится третьим по величине городом Сибири, а через 24 года, к 1917 году, вторым городом после Омска с населением 69828 жителей. Новониколаевск широко раскинулся на обширных территориях правого берега Оби. Его быстрый территориальный рост объяснялся в известной степени составом населения города и сильными крестьянскими традициями в использовании усадебных участков и строительстве домов сельского типа, перевезенных частично из деревень. В силу этого, в отличие от старых сибирских центров, Новониколаевск не имел выраженного городского облика и состоял из мелких деревянных строений, среди которых выделялись собор Александра Невского, одиночные здания школ и транспортно-производственные постройки. Поэтому среди исторически сложившихся городов Сибири Новониколаевск нередко называли «большой деревней», хотя он обладал значительным для того времени экономическим и культурным потенциалом. По-настоящему бурное развитие город получает в советский период как новый индустриальный и административно-культурный центр, а его новое название — Новосибирск — становится своеобразным символом социалистической Сибири.
Сравнивая экономгеографическое положение Новосибирска и других сибирских городов, не трудно сделать вывод, что у этого города-богатыря не могло быть конкурентов. Он наилучшим образом отвечал новым условиям на всех исторических этапах, возникших после строительства Великой Сибирской железнодорожной магистрали — этой главной транспортной оси восточных районов. Будет построено еще много дорог, но ни одной по назначению не сравниться с ней. К тому же вообще географическая ситуация сложилась так, что у Новосибирска не было ограничений. Все условия не только не мешали его естественному развитию, но и предоставляли для этого все возможности. Вот почему Новосибирск стремительно преодолевал ступеньку за ступенькой иерархической лестницы, пока не достиг самой верхней.
Итак, с чего же начинался Новосибирск и как он формировался в своем стремительном развитии?
Рецензент: кандидат архитектуры В. М. Пивкин
История Сибири свидетельствует о том, что на каждом этапе освоения этого края по мере создания основных транспортных путей формировались зоны и полосы интенсивного заселения, сети населенных мест различного ранга, среди которых тот или иной город обретал лидирующее значение как административно-управленческий, торгово-ремесленный, духовный, а позже промышленный, культурный и научный центр. Тобольск стал первым столичным градом на ранней стадии заселения русскими Сибири. Основанный в 1587 году, благодаря выгодному экономико-географическому положению, город вобрал в себя основные для того времени градообразующие функции и был широко известен во многих странах, имевших активные торговые связи с этим обширным краем.
К Тобольску и через него был проложен первый Сибирский тракт (Бабиновский путь), сыгравший важную роль в присоединении Зауралья к Руси, ибо, по выражению поэта, с присоединением Сибири старая «Русь вырастала в Россию», завершалось образование русского централизованного государства с единым общим рынком.
Петр I возлагал большие надежды на Сибирь, стремясь превратить сибирскую столицу в каменный город, имеющий представительный облик. Будучи дальновидным государственным деятелем, Петр концентрировал силы на строительстве городов, дающих выход России в стратегически важные для нее районы: Петербурга — новой столицы государства и важнейшего морского порта и Тобольска — столицы Сибири, имеющей выходы к побережью Тихого океана и северным морям.
Среди обширных пространств акваторий рек Иртыша и Тобола на могучем природном стилобате Троицкого мыса как достойный памятник русским землепроходцам, как неприступный оплот России в бескрайних сибирских землях возник «град Тоболеск» — первая сибирская столица. За много километров с разных направлений видны были изящные контуры белокаменного Тобольского Кремля, непривычной картины для таежного края рубленых острогов.
В первой половине XIX века в хозяйственно-экономической и социально-политической жизни Сибири происходят значительные изменения, которые во многом определили характер и возможности дальнейшего развития районов края, значение и роль отдельных городов. В 1822 году по проекту М. М. Сперанского Сибирь была разделена на Западную и Восточную. Были назначены генерал-губернаторы сибирских губерний, которые находились в Омске, Томске, Красноярске и Иркутске. Падает роль Тобольска как центрального города Сибири. Этому способствовала и перемена направления главного Сибирского тракта, который сместился на юг и прошел через Омск. К концу XIX века в Сибири резко возрастает лидирующее значение Иркутска благодаря развитию ленской золотопромышленности, торгово-посреднической роли в торговле со странами Средней Азии, Монголией и Китаем. Процветанию Иркутска способствовало в этот период наличие удобных сухопутных связей с районами севера, востока и запада Сибири, с соседними восточными странами, богатейших природных факторов, например, Байкала, просторных угодий и сырья.
Развитие капитализма в России в конце XIX столетия предопределило заметное смещение эконом-географических акцентов в южные районы Сибири. Значительную роль в этом и, в частности, в судьбах городов сыграла прокладка в 90-х годах Великой Сибирской железнодорожной магистрали, которая, способствуя в целом росту и процветанию края, вызвала экономический спад в одних районах и бурное освоение других. Великая магистраль, которая прошла южнее Тобольска, предопределила окончательное административно-экономическое угасание первой сибирской столицы. Проведение железной дороги и открытие Суэцкого канала, которые создали для торговли удобные связи Востока с Европейской Россией, подорвали кяхтинскую торговлю, имевшую большое значение для Иркутска. Лидирующая роль города уменьшилась также в связи с ослаблением его административного значения, с созданием ряда забайкальских областей и спадом в ленской золотопромышленности. В то же время с градостроительным упадком Тобольска, ослаблением роли Иркутска возникает новый очаг потенциального расселения в зоне южной части Западной Сибири в месте пересечения реки Оби с железнодорожной трассой. Здесь со строительством железнодорожного моста зарождается поселение, которому суждено было благодаря феноменальному росту уже через 30 лет стать историческим преемником столичного лидерства.
Действительно, Транссибирская магистраль не только вызвала экономическое оживление в исторически сложившихся районах расселения, но и определила новые районы активного хозяйственного освоения края. Так, в общей системе размещения сибирских городов, являющихся географическими узлами на основных водных и сухопутных путях, в течение длительного времени выпадало важнейшее звено на пересечении артерии реки Оби с Московско-Сибирским трактом. Поэтому исключительно быстрый рост Новониколаевска, зародившегося в результате прокладки Великой Сибирской железнодорожной магистрали, а несколько позже Алтайского направления Турксиба, был следствием чрезвычайно выгодного его географического положения, который возрастал по мере хозяйственного освоения юго-западной Сибири. Возникший здесь город связал с общероссийским и мировым рынком огромный район Сибири, направил его на производство товарного хлеба и масла, вызвал к жизни угледобычу и лесную промышленность, усилил приток населения в почти безлюдный край.
Лишь за десять лет существования Новониколаевска, с момента получения им в 1903 году права безуездного города, население его к 1913 году выросло до 62 тыс. и он становится третьим по величине городом Сибири, а через 24 года, к 1917 году, вторым городом после Омска с населением 69828 жителей. Новониколаевск широко раскинулся на обширных территориях правого берега Оби. Его быстрый территориальный рост объяснялся в известной степени составом населения города и сильными крестьянскими традициями в использовании усадебных участков и строительстве домов сельского типа, перевезенных частично из деревень. В силу этого, в отличие от старых сибирских центров, Новониколаевск не имел выраженного городского облика и состоял из мелких деревянных строений, среди которых выделялись собор Александра Невского, одиночные здания школ и транспортно-производственные постройки. Поэтому среди исторически сложившихся городов Сибири Новониколаевск нередко называли «большой деревней», хотя он обладал значительным для того времени экономическим и культурным потенциалом. По-настоящему бурное развитие город получает в советский период как новый индустриальный и административно-культурный центр, а его новое название — Новосибирск — становится своеобразным символом социалистической Сибири.
Сравнивая экономгеографическое положение Новосибирска и других сибирских городов, не трудно сделать вывод, что у этого города-богатыря не могло быть конкурентов. Он наилучшим образом отвечал новым условиям на всех исторических этапах, возникших после строительства Великой Сибирской железнодорожной магистрали — этой главной транспортной оси восточных районов. Будет построено еще много дорог, но ни одной по назначению не сравниться с ней. К тому же вообще географическая ситуация сложилась так, что у Новосибирска не было ограничений. Все условия не только не мешали его естественному развитию, но и предоставляли для этого все возможности. Вот почему Новосибирск стремительно преодолевал ступеньку за ступенькой иерархической лестницы, пока не достиг самой верхней.
Итак, с чего же начинался Новосибирск и как он формировался в своем стремительном развитии?
Архитектура Новосибирска - Новониколаевска:
Добавить комментарий