Архитектура Новосибирска за 50 лет. Андрей Крячков

проф. Андрей Дмитриевич КрячковПервое место занимает Новосибирск среди новых городов Советского Союза по своим размерам, хозяйственному и культурному значению. Строительство новых промышленных предприятий и развертывание научных и культурных учреждений превратило г. Новосибирск в мощный индустриальный и культурный центр.

Город возник всего пятьдесят лет тому назад, стихийно развивался без влияния далеких культурных центров. Поэтому Новосибирск не имеет ни исторических памятников, ни прочных архитектурных традиций. Он весь в настоящем, в обещании большого будущего. Его облик сложился на глазах одного поколения, но в нем, как ни в одном другом городе, отразился контраст двух эпох, разделенных Октябрем: убожество одной – капиталистической и грандиозный размах строительства другой – социалистической.

Город расположен на обоих берегах мощной водной магистрали – это создает выгодное и своеобразное впечатление. Широкая гладь Оби и необъятные пространства Барабинских степей, упирающихся в высокий правый берег, поросший лесами, требуют в этом месте своего завершения и преодоления пассивного степного пространства в виде мощного городского организма с мостами, дымящими заводами, куполами зданий.

Для правобережного Новосибирска живописный рельеф и разнообразный ландшафт создают богатые возможности организовать архитектурные кассы, выразительные силуэты и красивые ансамбли города. Но эти элементы, к сожалению, еще мало использованы. Растянувшийся на два десятка километров по склонам правого берега Оби Новосибирск лучше всего виден с низменных просторов противоположного берега. Когда подъезжаешь к городу с запада по Сибирской магистрали, широко раскрывается городская панорама, видная издалека, в дымке, за частоколом заводских труб левого берега. Правобережная часть города несколько напоминает Ростов со стороны Батайска. Только в Новосибирске нет высоких зданий, башен и церквей.

Силуэт нашего города спокоен, даже монотонен. Лишь тяжелый массив оперного театра возвышается в центре, да длинный корпус вокзала белеет над темным множеством деревянных кварталов северной части города. С моста и его высоких насыпей раскрывается первый план панорамы прибрежных индустриальных и портовых кварталов, увенчанных на подъеме группой стройных зданий облисполкома, Запсибзолото, обкома ВКП(б) и дома облcнабов. Их крупные и выразительные формы архитектуры четко читаются среди мелких соседних зданий. Они доминируют над окружающими кварталами, выглядят парадными триумфальными воротами города и его главной улицы – Красного проспекта. Вправо, вверх по реке и дальше по Каменке, в резком контрасте с этим парадом стелются низкие деревянные кварталы закаменского района, замыкаемые далеко на юге могучими массами мельнично-элеваторного комбината. Его бодрый романтический силуэт удачно оживляет южный горизонт города.

Эта картина архитектурных контрастов старого и нового, мелкого и величественного, завершенного и незаконченного характерна для всего бурно растущего Новосибирска.
 

Облик дореволюционного Новосибирска

В 1895 году из глади безлюдной Оби выросли восемь мощных гранитных устоев для первого на этой реке моста, а через два года над рекой повисла легкая сетка изящных мостовых ферм. Побежали первые поезда по великой Сибирской магистрали. Это монументальное сооружение из местного серого гранита и металла имеет немалое значение в архитектурном ансамбле прибрежных частей Новосибирска и начала его магистрали – Красного проспекта. Оно выглядело доминантой западной индустриальной части города с правобережной ТЭЦ, мельницами, пароходными пристанями и соседними мостами Алтайской железной дороги и неплохо вязалось с гранитной набережной будущего города.

Каменное здание бывшего собора, построенное близ моста в 1897 году (под руководством инженеров-путейцев), удачно поставлено на склоне берега – в начале Красного проспекта и в свое время возглавляло эту часть города. Теперь его небольшие размеры, спокойные очертания псевдорусской архитектуры конца прошлого столетия не претендуют на архитектурную значимость в ансамбле высоких зданий Красного проспекта. Это здание служит неплохой завязкой острого угла сходящихся здесь Красного проспекта и Сoветской улицы. Мосту и собору суждено было надолго оставаться единственными каменными островами среди моря деревянных домов, лачуг и тесовых помещений для магазинов.

Первый план «поселка Новониколаевска» был составлен в 1896 году, удачная сетка которого являлась основой всех последующих планировок города. Направление строительства и архитектура города в первые пятнадцать лет предопределялись обилием строительного леса и широкими возможностями переноса готовых домов из окрестных деревень. При исключительно благоприятных условиях для торговли, как перевалочного пункта на пересечении железнодорожной и водной магистралей, поселок Новониколаевск быстро и стихийно рос. В 1903 году он получает права безуездного, а в 1910 году уездного города Томской губернии. И, несмотря на тяжелые условия аренды земельных участков у царского кабинета, население к 1910 году достигло 60 тысяч человек.

Пожаром в южной части города весной 1909 года было уничтожено 22 квартала с 800 деревянными домами. Пользуясь этим предлогом, городское управление получило большую, по тем временам, правительственную ссуду на школьное строительство в размере 560 тысяч рублей. К 1910 году было построено 11 каменных зданий для начальных школ и реальное училище.

Архитектурное течение «модерн» и неоклассицизм первого десятилетия текущего столетия за рубежом и в России не могло не отразиться на архитектуре Новониколаевска. Это объяснялось исключительно отдаленностью Новониколаевска от архитектурных центров. Бедность технических средств и сжатые сроки строительства, конечно, отзывались на упрощенном выражении стиля и технике выполнения.

От дореволюционного Новониколаевска сохранились два значительных, как по общей композиции, так и по деталям первых этажей, в ионическом ордере здания – почтамт и общественное собрание, теперь театр «Красный факел» (автор профессор А.Д. Крячков). Надстройка верхних этажей почтамта, выполненная другими лицами, груба по деталям.

С таким скромным архитектурным фондом, значительно обветшавшим в годы первой мировой и гражданской войн, вступает Новониколаевск в восстановительный период советского строительства. Общий вид города представлял море деревянных домов и лачуг с большими базарными площадями и редко разбросанными каменными постройками. Это была большая неблагоустроенная деревня. Формирование нового города, строительство, в полном значении этого слова, началось только при советской власти. Сказочное превращение уездного города в мощный центр необъятной страны от Урала до Байкала потребовало широко раздвинуть его улицы, кварталы и районы для новых промышленных, административных, жилых, общественных и коммунальных зданий в невиданных до того размерах.

В огромных масштабах строительства и отдельных сооружений Новосибирска отразились и широкий размах, и мощь сибирской природы. Не случайно, что именно в Новосибирске в первой пятилетке начались постройки крупнейшего в СССР вокзала, самого большого в мире театра, с залом, перекрытым огромным куполом в 60 метров пролета и 35 метров высоты. Размеры других общественных и жилых зданий: облисполком, учебные комбинаты НИВИТа и строительного института, жакты (например, «Сибирь на рельсах») – импонируют этим первым гигантам города. Смелость и энергия в строительстве этих огромных сооружений вызывают удивление. Это – большевистский стиль работы сибиряков.

Архитектура города имеет все характерные особенности новой эпохи. Это был период упорных исканий новых путей в советской архитектуре. Новосибирск на своих улицах последовательно отражал, вместе со всеми городами СССР, архитектурные направления: романтики, формализма, конструктивизма, символизма и социалистического реализма. Это вносило разнобой в стилях, создавало пестроту в характере его архитектуры. 

В напряженных темпах огромной стройки, в тяжелых условиях дефицита архитектурных кадров, техники и материалов рождалась архитектура молодого города. Но качественно архитектура города с годами сталинских пятилеток росла; общий уровень ее был выше большинства крупных зауральских городов СССР, а отдельные здания не испортили бы своим видом и столичные площади.

Не приходится возражать, что немало в молодой архитектуре Новосибирска дискуссионного, неувязанного, несовершенного. В некоторых зданиях видны недостатки архитектурной культуры и провинциальная примитивность, но при всем этом на фоне пестрой архитектуры Новосибирска нельзя не видеть общего, органически присущего ей колорита свежести, бодрости, стремления к новому. Архитектура Новосибирска ближе к новаторству и простоте, чем к декоративности и изысканности. Ее простота импонирует ясным горизонтам, открывающимся в пролетах улиц заречья, разлива огромной Оби, деловому характеру всей жизни города.

Посетивший Новосибирск в 1928 году А. В. Луначарский острым взглядом искусствоведа заметил эти положительные черты архитектуры нового города.
 

Архитектура восстановительного периода

В восстановительный период строительство в Новосибирске, начавшись с 1921 года, широко развернулось к 1924 году. Ярким показателем начавшегося хозяйственного подъема в Сибири было строительство в ее городах монументов в честь Великого Октября. Первыми такими сооружениями в Новосибирске были: памятник жертвам революции (сооруженный в 1922 году в сквере за домом Ленина) и Дворец Труда на улице Урицкого. Памятник жертвам революции выполнен из бетона в виде скалы с гигантской рукой, держащей факел; его окружает железная решетка мелкого рисунка.

Новая увлекательная для архитектора тема, выдвинутая советской жизнью, – Дворец Труда, к сожалению, не нашла в Новосибирске достойного архитектурного разрешения. Большое здание Дворца Труда, неудачно поставленное (под углом в 45 градусов) в разрез с окружающими зданиями, сложно по плану, силуэту и эклектическим примитивным формам. Последующая его реконструкция в годы второй сталинской пятилетки не могла существенно поправить неудачную архитектуру здания. Авторы были случайными людьми в архитектуре Новосибирска.

Более качественны и монументальны здания, достроенные в эти годы: Дом Ленина, здание госторга, кино им. Маяковского и здание областного комитета ВКП(б). Общей чертой их архитектуры является использование мотивов и форм несколько модернизированной классической архитектуры: симметрия фасадов, колонны, пилястры, русты. Среди этой группы выделяется грубоватый по деталям, но сильный по общему архитектурному выражению – Дом Ленина, построенный архитектором Н.А. Бурлаковым. В 1944 году фасады его реконструировал арх. В.М. Тейтель.

Закончено и тщательно выполнено здание обкома партии, построенное в 1925 году. По характеру архитектуры оно близко к Дому Ленина, почтамту и другим позднейшим представителям монументального зодчества в Новосибирске.

Здание Обкома ВКП(б) и кино им. Маяковского были первыми в Сибири постройками, поставившими рекорды скорости выполнения: первое было построено в 7 месяцев, второе – в 4,5 месяца зимних работ.
 

Архитектура первой сталинской пятилетки

Темпы строительства Новосибирска быстро растут в первой сталинской пятилетке. Архитектура в эти годы вместе со всем СССР развивалась в общем русле так называемого конструктивизма или «функционализма», сохраняя все его характерные черты: упрощенные формы домов-коробок, как их называли в общежитии. Примерами гигантомании в Новосибирске являются оперный театр, вокзал, облисполком, начатые постройкой учебные комбинаты втузов и т. п. Стекломанией и ленточными окнами страдают дом облснабов, фабрика имени ЦК швейников и другие здания; бескарнизные фасады и монотонный серый цвет сильно портят общее впечатление.

Большая часть крупных зданий в городе построена в этом стиле: оперный театр (до реконструкции), облисполком, облснаб, гостиницы, втузы, горбольница, промышленные и жилые комбинаты имеют общие отрицательные черты, свойственные этому, чуждому советской архитектуре, направлению, и технические недостатки в выполнении. К чести новосибирских архитекторов надо отметить, что конструктивизм этих зданий был достаточно культурен, без «левацких загибов», без вульгарности и нелогичности, какие можно найти на улицах других областных городов, как Свердловск, Молотов, Омск.

Среди серой массы скучных коробкообразных жилых домов печатников и Кузбассугля (на Красном пр.), медработников и МВД (на проспекте Сталина и ул. Ленина), среди схематических корпусов общественных зданий, транспортного и строительного институтов – в Новосибирске много зданий, которые не испортили бы улицы столичных городов. В простых и культурных формах, удачно выражающих их образ и назначение, построены здания центральной гостиницы (архитектор Фридман), гостиницы Советов, дом облcнабов (архитекторы С. П. Тургенев и Б. А. Гордеев) и др. С учетом климатических условий применен стиль конструктивизма в монументальных зданиях облисполкома, Госбанка и облсоюза (проф. А.Д. Крячков), 1-й поликлиники, горбольницы (apх. А.З. Гринберг).

Особую по архитектуре группу зданий, построенных или начатых в первой пятилетке, составляют вокзал, здание управления Томской железной дороги. Используя частично принципы и формы конструктивизма как дань времени (бескарнизные фасады, аскетизtм и скупость деталей), они сохранили в основе классическую концепцию в планировке и монументальных массах фасадов. Их можно отнести скорее к архитектуре «неоклассицизма», практиковавшегося в центрах старшим поколением советских архитекторов.

Новосибирский центральный вокзал – крупнейший из провинциальных вокзалов (по объему 110 тыс. куб. м) начат постройкой под сильным влиянием конструктивизма и закончен в начале третьей пятилетки. Как узловой – он рассчитан на многотысячные потоки пассажиров Сибирской магистрали, Турксиба и путей Кузбасса. Общие архитектурные очертания огромного растянутого корпуса и мощного входа производят сильное впечатление. Они внушительны и монументальны. Немного портят неудачные детали. Легкие и измельченные формы верхних этажей вокзала, неуверенные профили не вяжутся с размерами здания и сильным его низом. Хочется видеть их более выразительными для этого сооружения, являющегося монументальными воротами большого города. Архитектура вокзала в длительный период его постройки претерпела ряд изменений, связанных с неоднократной сменой авторов и заданий. В связи со столь сложными влияниями архитектура его фасадов потеряла остроту, характер и авторское лицо.

К проектированию общественных зданий первой пятилетки, кроме видных сибирских архитекторов Тургенева, Тейтеля, Осипова и автора этой статьи, привлекались и крупные столичные силы: проф. Фридман – проект центральной гостиницы, А.3. Гринберг – проект оперного театра и городской больницы, профессор Бархин и Малиновский – вокзал, архитектор Улинич – проект Промбанка (ныне здание горсовета).

На здания поликлиники (в 1928 году), городской больницы (в 1929 году) и Государственного банка (в 1930 году) объявленные всесоюзные архитектурные конкурсы привлекли крупных архитекторов столицы, давших солидные и оригинальные проекты.

По горбольнице премированы проекты: профессора А.3. Гринберга – первая премия, профессора А.Д. Крячкова – вторая премия, профессора В.И. Марковникова – третья премия и профессора Л.И. Ильина – четвертая премия. По зданию Госбанка: проф. Г.Б. Бархина – 1 –я премия, академика М.Я. Гинзбурга – 2-я, академика архитектуры Руднева – 3-я премия. По поликлинике премированы: архитектор Шилов – 1-я премия, проф. А.Д. Крячков – 2-я премия.

К концу первой пятилетки конструктивизм в архитектуре города начал изживать себя. Унылые серые дома-коробки, с глухими, тяжелыми балконами, с обмытыми дождями бескарнизными стенами не вязались с новым, радостным, восприятием жизни. Малый успех и кратковременность конструктивизма в архитектуре Новосибирска, как и во всем СССР, объясняются главным образом скудностью технических средств, недостатком качественных материалов, необходимых для новых конструкций и отделки зданий. Это требовало высокого качества выполнения, которое тогда было недоступно.
 

Архитектура социалистического реализма во второй и третьей пятилетках

Решительный поворот в советской архитектуре в 1932 году, в связи с постройкой Дворца Советов в Москве и с новыми творческими установками социалистического реализма в советском искусстве, по указаниям партии и правительства, благотворно отразился на развитии архитектуры Новосибирска. Наступил новый этап архитектуры под лозунгом сталинской заботы о человеке.

На первое место было поставлено широкое массовое строительство городских школ, яслей, детсадов, санаториев, домов отдыха и т. д. Новосибирск в этот период обогатился 38 школами и детсадами. Они достроены на лучших участках и украшают не только центральные улицы города, но и окраины.

Борьба за полноценную советскую архитектуру, за ее художественные качества охватила и новосибирских архитекторов. Отрицательные стороны конструктивистского наследства требовали решительных переделок. Эта работа началась с самого большого и неудачного детища конструктивизма – оперного театра.

Сухой схематизм архитектуры и тяжелый купол построенного вчерне театра были единодушно осуждены. После нескольких местных вариантов его реконструкция была поручена 2-й мастерской Моссовета, руководимой академиком А. В. Щусёвым, которая и выполнила окончательный проект. Были внесены значительные дополнения в объеме здания, и дано совершенно новое архитектурное оформление. Вместимость зала в 3500 мест сокращена до 2200. Купол над ним заменен плоским подвесным потолком, и зал получил свое изящное оформление. Площадь украсилась торжественной колоннадой богатого главного подъезда. Внешняя архитектура этого огромного здания в 230 тыс. куб. м, находящегося в центре города, дана в модернизированных формах Ренессанса. Она парадна и выразительна. Театр ныне является ведущим в архитектурном ансамбле центральной Сталинской площади и прилегающих кварталов. Ему должны быть подчинены и согласованы по высоте и характеру архитектуры окружающие здания. После их застройки по-сибирски грандиозная площадь Сталина, благодаря оперному театру, будет одной из величественных и красивых площадей в СССР. Интерьеры театра своеобразны и парадны.

Одновременно с театром был реконструирован ряд крупных зданий по Красному проспекту и на периферии: горсовет, быв. плановый институт, Запсибзолото, учебные корпуса транспортного и строительного институтов, 100-квартирный дом облисполкома и другие. Наиболее распространенным приемом архитектурной реконструкции фасадов было наложение на них более или менее модернизированного классического ордера. Этот прием в большинстве случаев давал удовлетворительные результаты.

Видное здание площади Сталина – плановый институт (ныне областная партшкола) реконструирован менее удачно. Детали его на фасадах проектированы не масштабно крупными. Это снижает общее хорошее впечатление от здания, оформленного профессором Игнатовичем.
 
Вокруг театра (панорама центра) расположена группа крупных зданий в центре магистрали Красного проспекта. Излишне мелкими деталями оформлено здание Запсибзолото архитектором В.М. Тейтелем – автору все же удалось дать убедительное решение административного здания. Большой стоквартирный дом облисполкома в 75 тыс. куб. м, занимающий видное место на Красном проспекте, проектировался еще в период конструктивизма, в 1932 году, строился же во второй пятилетке 1933–36 гг. профессором А. Д. Крячковым. Переходный период отразился в нем нечеткостью основных членений переднего фасада и увлечением лозунгом обогащения архитектуры. Архитектура здания мажорная, бодрая. В ней видно стремление отойти от шаблона, поиски новых форм социалистического реализма. Вызывает сожаление, что голая площадь перед домом не оформлена богатым сквером с террасами и фонтаном, как это показано на проекте. Здания облисполкома и обкома ВКП(б), Запсибзолото и 100-квартирного дома, несмотря на разницу их стилей, привлекают архитектурной культурой и тщательностью выполнения.

Третью значительную группу зданий на северном конце Красного проспекта образуют управление Сибирского военного округа, жилые дома на противоположной его стороне и в прилегающих кварталах. В этой части проспекта расположен жилой дом, построенный архитектором К.Е. Осиповым. Фасад в тяжелых, монументальных формах характера флорентийского ренессанса, несмотря на отдельные недостатки выполнения (немасштабность деталей и архаичность), выглядит убедительно на широкой улице. К тому же типу монументальных и культурно оформленных зданий относится дом артистов оперы, видный в глубине квартала с Красного проспекта. Он построен архитекторами С.П. Тургеневым и Б.А. Гордеевым в 1933–19З6 гг.

На центральных улицах: Советской, Мичурина, Урицкого – в последние годы перед войной появился ряд жилых домов достаточно высокой архитектурной культуры. Авторы – молодежь, недавно окончившая Новосибирский инженерно-строительный институт. В простых, но культурных формах построен один из жилых домов на улице Мичурина (архитектор И.П. Персиков) и на углу Советской и Челюскинцев (архитектор П.И. Сафронов). На ул. Урицкого интересный жилой дом Томской железной дороги, с хорошо прорисованными деталями, закончен архитектором А.И. Лоскутовым. Лишь изобилие балконов на уличном его фасаде, непривычное для Новосибирска с его суровым климатом, невольно останавливает внимание и вызывает сомнение в их целесообразности.

Вероломное нападение врага в 1941 году застало нашу Родину в разгар строительства. Города и предприятия были в лесах. Новосибирск должен был прервать ряд начатых и запроектированных строек, чтобы переключиться на промышленное строительство и размещение эвакуированных с запада предприятий, заводов и населения.

Не закончен большой дом Соцземледелия на углу Красного проспекта и новой южной магистрали, здание сельскохозяйственного института, группа зданий в северной части Красного проспекта, комплекс института геодезии и картографии, комбинат связи, управление Тяжстанкострой и т. д. Эти частично законченные сооружения и проекты, выполненные в 1940–1946 гг., свидетельствуют о настойчивых исканиях новосибирскими архитекторами форм социалистического реализма, о творческом росте и непрерывном повышении качества архитектуры.

Об архитектурных кадрах Новосибирска и Сибири вообще и об условиях их творческой работы необходимо сказать несколько слов. С 1911 года до начала первой пятилетки единственным источником подготовки архитектурных кадров был архитектурно-строительный факультет Томского технологического (ныне индустриального имени Кирова) института. С 1930 года при Новосибирском инженерно-строительном институте имени В.В. Куйбышева был создан архитектурно-строительный факультет. Для удовлетворения огромных запросов строительства в первой пятилетке этих кадров было недостаточно и в 1930–1935 гг. они широко пополнялись молодыми архитекторами из центров. Некоторые значительные здания и промпредприятия проектировались в Москве и Ленинграде. Но центральные проекты имели значительные недочеты, они недоучитывали специфику сибирских условий и местных требований (оперный театр, вокзал, горбольница). Неудобство было и в огромном расстоянии проектных организаций от строительных площадок. Поэтому в Новосибирске были созданы филиалы проектных организаций (Горстройпроект, Промстройпроект и др.) и местные проектные бюро.
 

Архитектура новых пригородов Новосибирска

В первый год Сталинской пятилетки по плану перспективного развития промышленности Сибири контуры Новосибирска вырисовывались как крупного промышленного центра, главным образом металлообработки.

С 1930 года началась постройка ряда крупных предприятий на левом берегу Оби и в северо-восточной части города. Строительство этих огромных предприятий, постепенно расширяемых, заканчивалось уже в период Отечественной войны. Планировка и архитектура большей части промышленных комплексов первой пятилетки не отвечали их темпам и размаху; они были утилитарны и стандартны. Но в сооружениях второй и особенно третьей пятилеток произошел решительный поворот к улучшению архитектурного оформления. Так, в 1938 году получило выразительное архитектурное оформление здание большой левобережной ТЭЦ.

Первые жилые кварталы левобережного Новосибирска, возникшие вместе с заводами, носят на себе все ошибки периода конструктивизма: гигантоманию кварталов, унылую строчную застройку, казарменный вид и неудачную планировку жилых зданий, упрощенные легкие конструкции.

Во второй пятилетке каменной архитектуре здесь было уделено больше внимания. Жилые корпуса 1934–1936 гг. (проект архитектора В.М. Тейтеля) живописной разбивкой крупных масс, спокойным ритмом оконных проемов и удачными пропорциями производят приятное впечатление, несмотря на упрощенные детали. Вторая группа жилых домов, построенных рядом, в том же квартале (по проектам Московского отделения Горстройпроекта, при участии академика И.В. Жолтовского), носит другой, типичный для мастера, стилевой прием, заключающийся в разработке стен с сильным венчающим карнизом. Гладкие фасады их с криволинейными перекрытиями окон плохо вяжутся с первой группой этого огромного квартала. Такая досадная неувязка характера архитектуры в этом центральном левобережном квартале будет надолго доминирующей среди окружающей малоэтажной застройки и пустырей. Малоэтажные здания левобережного города: кварталы двухэтажных крупноблочных, мелкоблочных и брусчатых стандартных домов, имея значительные достижения в технико-экономическом отношении, не могут считаться удачными по архитектуре и общей планировке. Тяжелые и сырые общие пропорции, беспокойная разбивка оконных проемов, примитивные, не масштабно крупные детали в двух- и трехэтажных блочных домах вызывают чувство скуки. Это углубляется отсутствием озеленения и благоустройства кварталов. То же следует отметить в архитектуре тесно размещенных брусчатых, стандартных домов и одноэтажных каркасно-засыпных корпусов. Эти два вида жилых зданий здесь наиболее распространены. В настоящее время левобережный город с разнотипно застроенными или вовсе пустыми кварталами, остающимися уже давно без озеленения и благоустройства, выглядит неуютно и бедно. Эти кварталы требуют завершения и приведения в порядок.

Правобережные промышленные предприятия: Трикотажстрой, обувная фабрика и другие, в связи с более поздним развитием на них капитального строительства и комплексным снабжением стройплощадок проектным материалом, избежали ошибок левобережного района. Так, весь жилой массив этих правобережных промышленных предприятий проектировался Новосибирским отделением Горстройпроекта, жилой массив трикотажного комбината – Ленинградским проектстроем НКЛП, а обувной фабрики – Запсибпроектом; капитальное многоэтажное строительство выполнено в конце второй и начале третьей пятилетки.

В 1934–1935 гг. в этом районе возведено 7 четырехэтажных «строчных домов». В 1938–1940 гг. построена группа в 7 пятиэтажных домов, составляющих центр жилого массива. Архитектура их, несмотря на общий ее стиль, несколько неспокойна и претенциозна: акцентированные, сильно скошенные углы, крупные окна и грубоватые детали. Дома кажутся громоздкими и картонными, неудобными и холодными для сибирского климата. К 1943 году здесь выстроено 20 пятиэтажных каменных домов и ряд общественных зданий. Деревянное строительство, начатое в 1931–33 гг. временными бараками и каркасными домами, развивалось более планомерно. С 1936 по 1940 год шла массовая индивидуальная стройка. Кроме того, выстроено 200 каркасных бараков, более 100 брусчатых 8-и 12-квартирных домов. Архитектура их получилась менее однообразной. Благоустройство и озеленение улиц и кварталов так же, как и на левом берегу, запоздали. Между тем, зелень сыграла бы здесь положительную роль, смягчив и обогатив примитивную стандартную архитектуру поселка.
 

Особенности архитектуры и строительства в Новосибирске

Бурный рост населения Новосибирска в первые же годы Отечественной войны вызвал огромный объем строительства. Условия военной экономики создали новые местные стройматериалы и новые виды зданий облегченных конструкций. С большой эффективностью новые методы и приемы строительства военного времени реализовались при возведении промышленных зданий. Эвакуированные предприятия в первое время размещались в приспособленных существующих зданиях непромышленного назначения: административных, учебных, торговых, зрелищных, складских. Одновременно началось упрощенное промышленное строительство. Снизившиеся требования строительных, сантехнических и противопожарных норм, дефицит ряда стройматериалов, рабсилы и транспорта – резко изменили характер зданий и методы строительства. Четкая работа мощной проектной организации Промстройпроекта под руководством инженера К.Т. Воскресенского, при участии крупных специалистов, научных организаций и втузов, сконцентрированных в Новосибирске, дала возможность своевременно обеспечить стройки новым проектным материалом.

Местные проектные бюро шли по такому же пути. Планомерное проведение в проектировании принципов типизации, модульности и стандарта элементов дало экономию до 50 процентов против довоенных проектных решений. Особое внимание уделялось экономичному использованию внутренних объемов цехов. Большая часть обычных конструкций, при использовании местных стройматериалов, заменена облегченными и упрощенными, в частности:

1) глубина заложения фундаментов на сухих песчаных и гравилистых грунтах уменьшена до 0,70 м – для наружных, до 0,50 м – для внутренних стен и деревянных зданий на 1 метр выше глубины промерзания;
2) железобетон и бетон в стенах заменен кирпичом. Уменьшена толщина кирпичных стен с 2 до 1 кирпича, широко применяются брусковые и каркасно-засыпные конструкции;
3) широкое распространение получили тесовые кровли с уклоном до 1/5; есть примеры таких покрытий даже с внутренними водостоками. Для основных производств применяются также глиносоломенные кровли (керамический комбинат), удобные для нешироких корпусов, причем они не требуют дополнительного утепления;
4) допущено употребление круглого леса на открытые стропила для небольших пролетов в 9 – 15 метров, нагельные деревянные соединения в сегментных фермах и в так называемых «гвоздевых» балках;
5) большие изменения внесены в конструкции полов промзданий: асфальтовые, метлахские и цементные заменены глиняными и глинобетонными в горячих цехах и деревянными в механических.

Характер жилищного строительства с первых дней войны резко изменился. Массы малоэтажных деревянных построек влились в центральные районы и сломали границы утвержденных планировок. Город вышел из своих границ. Требование быстрого расширения жилфонда в сибирских городах привело к упрощенному строительству землянок, полуземлянок, каркасно-засыпных бараков, мелких индивидуальных домов, к приспособлению подвалов и чердаков под жилые помещения. Широкое распространение этого последнего и эффективного вида жилья в тяжелых военных условиях следует поставить в особый актив архитекторам Новосибирска. Например, архитекторы А.М. Вексман и Г. Богуславский в самый критический период расселения эвакуированных масс осенью и зимой 1941 года дали в кратчайший срок сухие и теплые помещения площадью свыше 50.000 кв. м.

В 1942–1943 годах замечается переход к более культурным видам упрощенных построек. Почти исчезают землянки, заканчиваются недостроенные каменные сооружения. Усиленно продолжается каркасно-засыпное строительство, ведутся опытные постройки из грунтоблоков, и в 1943 году начинается новое каменное строительство при промпредприятиях.

В годы Великой Отечественной войны напряженно работали проектные и строительные организации города и эвакуированных предприятий. В порядке помощи фронту значительная работа по вопросам массового строительства и архитектуры военного времени, а также заменителям дефицитных материалов, в частности, по грунтоблочному строительству, в 1941–1942 гг. проведена членами группы Всесоюзной Академии Архитектуры: профессорами Л.А. Серк, В.Л. Гофман, И.В. и Н.А. Поповыми, А.Д. Крячковым и инженером В.Ф. Рамманом, под руководством уполномоченных Академии – архитекторов Е.Г. Чернова и А.И. Гегелло.


Перспективы строительства и архитектуры Новосибирска

Исключительное значение приобрел Новосибирск в обороне Родины как арсенал победоносной Советской Армии. Наш город вступил в разряд республиканских центров, в нем учрежден филиал Академии наук Союза Советских Социалистических Республик.

Такой невиданно мощный хозяйственный и культурный рост Новосибирска за последние годы привлекает к нему всеобщее внимание. Новосибирск и Новосибирская область в настоящий момент вступают в новый этап развития и роста. Расцвет строительства и архитектуры Новосибирска в ближайшие годы обеспечен мощной хозяйственной базой и большими материально-техническими ресурсами. В первую очередь должно быть развернуто капитальное строительство комплексов зданий для постоянного размещения 17 мощных промпредприятий, временно размещенных при эвакуации. Наряду с ним должно возникнуть строительство и расширение местных предприятий, вызываемых к жизни новыми требованиями города и кооперацией с прибывшими заводами и необходимостью развертывания новых отраслей хозяйства и т. д. Многочисленные кадры для них потребуют сотни жилых, управленческих и общественных зданий и сооружений.

Огромные задачи нового строительства требуют от города срочного разрешения ряда практических вопросов и подготовительных мероприятий. Прежде всего необходима стабилизация в решении генерального плана города. Детальная планировка отдельных районов, кварталов, архитектурное и техническое решение площадей и магистралей, строго организованная ансамблевая застройка их с архитектурным оформлением важных городских узлов посредством высотных объектов, озеленение и благоустройство города и много других задач – неотложно становятся перед городскими организациями. В их разрешении должна принять деятельное участие вся архитектурная общественность Новосибирска – Союз советских архитекторов, строительный институт, проектные организации.

Проблема развития промышленности и строительства в Новосибирске может быть разрешена при обеспечении ее не только материальными средствами, но и планомерно подготовленными кадрами. Подготовка квалифицированных архитектурно-строительных кадров должна быть ускорена и усилена путем расширения существующих учебных заведений, а также организацией новых. Новосибирский инженерно-строительный институт как источник архитектурных и строительных кадров в Сибири должен получить дальнейшее развертывание.

В связи с огромными задачами, стоящими перед городом Новосибирском и областью во всех отраслях хозяйства и культуры, необходимо максимальное развитие научно-исследовательских учреждений. Организацией в г. Новосибирске Зап.-Сиб. филиала Академии наук СССР заложен прочный фундамент в деле объединения научных сил Сибири и координации их работы.

В связи со столь большими предстоящими задачами строительства города Новосибирска, области и Сибири в целом, является необходимым учреждение филиала Всесоюзной Академии Архитектуры. Теперь должны строиться не разрозненные дома, а организоваться величественные ансамбли улиц и площадей в едином стиле в нашей необыкновенной, героической жизни. Тогда архитектура города поднимется на высокую ступень строгости, величия и красоты. Авторитетное руководство и помощь со стороны Академии Архитектуры в этот ответственный период строительства города и становления его архитектуры приобретают исключительно важное значение.

Архитекторы Новосибирска должны осознать великую ответственность лежащей на них задачи, направить всю свою творческую энергию к высокой цели – поднять архитектуру Новосибирска на степень, достойную Великой Сталинской эпохи. 

проф. Андрей Дмитриевич Крячков. Источник: Проект Сибирь

Архитектура Новосибирска - Новониколаевска: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер