Глава VII. АРХИТЕКТУРА ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК

«Стремительное сибирское строительство», начало которого приветствовал А. В. Луначарский, получило еще более широкий размах в годы первых пятилеток. В этот период Новосибирск становится крупнейшим индустриальным центром не только Западной Сибири, но и всей страны. Развитие промышленности в Сибирском крае имело общесоюзное значение и являлось составной и необходимой частью осуществления плана индустриализации СССР и укрепления обороноспособности страны.

При обсуждении плана развития промышленности Сибири на 1928/29—1942/43 гг. в Президиуме Госплана СССР Г. М. Кржижановский говорил: «Мы дадим Сибири возможность развить использование своих сказочных богатств, и она должна будет перевернуть хозяйство всего Союза. По сути дела, мы в Сибири приступаем к строительству еще одной страны, страны, которая должна будет явиться становым хребтом не только нашей энергетики, но и защитой, нашим оплотом в мировой борьбе» (Цит. по: А. С. Московский. Промышленное освоение Сибири в период строительства социализма.., с. 127.). Быстрое развитие промышленности в Сибири являлось прямым осуществлением заветов В. И. Ленина, который неоднократно говорил о необходимости развертывания необъятных возможностей Сибири после победоносной пролетарской революции.

Создание прочной металлургической, базы в Сибири открывало большие перспективы для машиностроения и металлообработки. Проектировались машиностроительные предприятия в наиболее крупных городах Сибири — Новосибирске, Красноярске, Омске и др.

Большой толчок экономическому росту города (как и всей Сибири) дало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги, начатое в 1927 г. и законченное в январе 1931 г. Новосибирск стал пунктом, где Турксиб соединился с Сибирской железнодорожной магистралью. Лес, уголь, металл, кокс, хлеб пошли в Среднюю Азию, а в Сибирь направился поток хлопка, сельскохозяйственного сырья, риса, различных продуктов.

В решениях ЦК ВКП(б) от 15 мая 1930 г., одобренных XV съездом партии, указывалось, что «индустриализация страны не может опираться в дальнейшем только на одну южную угольно-металлургическую базу». Жизненно необходимым условием быстрой индустриализации страны явилось «создание на Востоке второго основного угольно-металлургического центра СССР путем использования богатейших угольных и рудных месторождений Урала и Сибири» (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. II. 86 изд. 7. М., 1954, с. 587.).

Новосибирск стал важнейшим звеном создаваемого Урало-Кузнецкого комбината,  крупнейшим центром машиностроения всего края. Все ведущие предприятия города выросли на базе каменноугольной промышленности черной и цветной металлургии Кузбасса. Концентрация машиностроительной промышленности в Новосибирске была предопределена его расположением в узле транспортных магистралей, по которым подвозились сырье, полуфабрикаты и отправлялась готовая продукция во все концы Сибири.

Экономические связи с Кузбассом были укреплены с постройкой железнодорожной линии Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий в 1934 г Одновременно был построен второй Обской железнодорожный мост на 7 км выше первого. Сооружение моста, получившего название «Комсомольский»,— героическая страница труда молодых сибиряков. Не стройку пришли ударные комсомольские батальоны. В особо трудные времена объявлялись штурмовые ночи, массовые воскресники. Двух путные опоры и арочные фермы моста через Обь были сооружены в течение 9 месяцев. Осенью 1931 г. по мосту прошел первый поезд, а к 1934 г. было завершено строительство всей железнодорожной магистрали на Кузбасс.

Строились паровозоремонтные и вагоноремонтные предприятия для сибирских железнодорожных магистралей. Все это особенно увеличивало значение Новосибирска в транспортном развитии Сибири.

Профессор Б. А. Коршунов (прим. Борис Андреевич Коршунов (1886—1961) окончил высшую политехническую школу в г. Карлсруэ и училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. С 1918 по 1923 г. работал над составлением плана «Новой Москвы» в качестве члена авторской бригады, возглавляемой архитектором А. В. Щусевым. Создал проект планировки г. Котельничи (Кировская обл.), генеральный план Новосибирска, проект здания Потребкооперации г. Уфы. С 1923 г. Б. А. Коршунов — профессор МВТУ и Московского архитектурного института.), один из первых авторов генерального плана Новосибирска, отмечал, что Новосибирском «за 22 года (1903—1925 гг.— С. Б.) были пройдены все стадии, начиная от безуездного города до краевого центра включительно». «Вряд ли в истории развития городов СССР,— говорит далее Б. А. Коршунов,— найдутся другие подобные примеры» («Советская Сибирь», 31  января  1928.).

Столь быстрый рост города должен был быть подчинен строгому плану его развития. Работы по составлению генерального плана города возглавили в 1926 г. Б. А. Коршунов — руководитель Московского планировочного бюро и профессор МВТУ, Ю. К. Гринвальд — главный инженер городских железных дорог (Ленинград) и архитектор Д. Е. Бабенков. Проект из Москвы был привезен в Новосибирск 18 января 1928 г. Работа по составлению генерального плана Новосибирска была выполнена на высоком научно-профессиональном уровне............

Генплан Новосибирска. Проект  Б.А. Коршунова Генплан Новосибирска. Проект  Б.А. Коршунова

...............В 1929 г. Совнарком СССР вынес решение о строительстве в Новосибирске завода комбайнов, тракторных сеялок, сенокосилок и других сельскохозяйственных машин. Завод проектировался как «величайший в мире» с 12 тыс. рабочих и должен был производить в год 25 тыс. комбайнов («Катер-Пиллер» № 36), 30 тыс. тракторных сеялок (дисковых 24-рядных), 35 тыс. сенокосилок — всего продукции на ПО млн. рублей. Проектировалось потребление заводом 270000 т металла и 60000 м3 лесного материала в год. Полная сметная стоимость строительства завода составила 76 млн. рублей. Экономическая необходимость сооружения столь крупного заводского комплекса, как «Сибкомбайн» (сейчас «Сибсельмаш»), определялась целым рядом причин, главные из которых заключались в большой потребности края в сложных сельскохозяйственных машинах, отдаленности многих районов Сибири (Восточная Сибирь, Дальний Восток) от промышленных машиностроительных центров, транспортировка машин из которых стоила очень дорого, в наличии около Новосибирска сырьевой и топливной базы, необходимой для изготовления сельскохозяйственных машин. Строительство в Новосибирске завода по выпуску сложных сельскохозяйственных машин должно было сократить их ввоз из европейской части СССР с 86% до 9%, то есть почти удовлетворить потребности развивающегося сельского хозяйства Сибири, где сложных сельхозмашин до этого вообще не производилось. Строительство завода планировалось окончить методом ударной стройки к маю 1932 г. Объем работ и затрат на 1929 — октябрь 1930 гг. был утвержден в 20 млн. рублей. Так как производство комбайнов было еще не полностью освоено в СССР, то с целью заимствования зарубежного опыта первый директор строящегося завода А. И. Морин был командирован в европейские страны и США. Он писал из Чикаго: «Путешествую по Европе и Америке... Ищу чудес заморских, а их... нет. Пока что больше разговоров о них, чем дела. Таких заводов, какой мы строим, в Америке нет» (Сибсельмаш. Новосибирск, 1965, с. 10).

В декабре 1929 г. был проведен общегородской субботник рабочих, служащих и красноармейцев по расчистке площадки в 250 га для будущего завода. В начале января 1930 г. приступили к постройке временных сооружений и складов. 2 мая 1930 г. на многотысячном митинге горожан был заложен первый камень в фундамент основного сооружения завода. Весной 1930 г. на «Сибкомбайнстрое» работало более тысячи человек, пришедших на стройку из разных районов Сибирского края. Большинство из них впервые участвовало в строительных работах. Одновременно с цехами завода сооружали школу Ф3У для подготовки строительных кадров и будущих рабочих «Сибкомбайн-сельмашстроя». Проектирование завода началось в ноябре 1929 г., планировалось продолжать его до самого пуска завода.

За строительный сезон 1930 г. были построены заводоуправление, гараж, главный магазин, ряд цехов — ремонтно-механический, ремонтно-строительный, инструментальный, деревообделочный, железозаготовительный, кузнечно-прессовый и цех комбайнов. Невиданные в Сибири темпы строительства стали возможными лишь в результате массового трудового энтузиазма строителей. В сентябре 1930 г. был объявлен «месячник штурма», благодаря которому были преодолены отставание сроков строительства. И все это в условиях острой нехватки рабочей силы, инженерно-технических работников, строительных материалов при низкой механизации работ. Комсомольцы города, считая себя мобилизованными, пришли сооружать «Сибкомбайн». Коммунисты встали в первые ряды строителей.

Возникли сложности на стройке гиганта завода и в 1931 г. Работы почти приостановились в связи с многочисленными трудностями и принятием в ноябре 1930 г. «Союзсельмашем» и Президиумом ВСНХ СССР решения об отсрочке пуска завода до 1933 г. Однако краевые партийные и советские органы настояли на пересмотре этого решения и строительство осталось в числе ударных. Но потерянное время не дало возможности выстроить «Сибкомбайн» в первую пятилетку. За вод был построен к концу 1932 г. лишь на одну треть. В ноябре 1932 г правительство решило переориентировать «Сибкомбайн» на производство текстильных машин, в которых нуждалась возникающая текстильная промышленность Сибири и Средней Азии. Турксиб связал эти районы, создав предпосылки для развития отрасли. «Сибкомбайн» стал называться «Союзтекстильмашстрой», но при этом он должен был вы пускать и комбайны—до 5000 в год. Уже в 1932 г. цехи завода стали выдавать промышленную продукцию на миллионы рублей; через год после начала строительства был собран первый пробный комбайн. В 1933 г. завод перешел в подчинение Главмашпрома Наркомата тяжелой промышленности и стал называться «Сибметаллстроем».

Помимо «Сибкомбайна» в Новосибирске на правобережье вырос новый крупнейший машиностроительный комплекс. Развивающемуся Кузбассу нужны были горные машины и шахтное оборудование, которые еще недавно завозили из-за границы (конвейеры, транспортеры, электролебедки) или с крупных заводов Украины и Урала (копры, кабестаны, погрузочно-разгрузочные устройства). ЦК ВКП(б) в своем постановлении о положении угольной промышленности в Кузнецком бассейне от 10 декабря 1930 г. записал: «Признавая безусловно необходимым скорейшее сооружение завода горного оборудования в Сибири, ЦК предлагает ВСНХ СССР предусмотреть в контрольных цифрах 1931 г. достаточные ассигнования на постройку этого завода» (История индустриализации Западной Сибири  1926—1941 гг. Новосибирск, 1967, с 143.). Завод горного оборудования (ЗГО) заложили 4 июня 1931 г. на северо-восточной окраине города возле железной дороги (ст. Ельцовка), в непосредственной близости от кирпичных заводов с большими запасами глины, что способствовало быстрейшему снабжению стройки кирпичом. Завод должен был выпускать валовой продукции на 120 млн. рублей, иметь 10 тыс. рабочих, потреблять 165 тыс. тонн металла в год. Полная стоимость завода ориентировочно определялась в 80—100 млн. рублей. По проекту завод должен был производить ежегодно 1500 врубовых машин, 1350 лебедок, подъемные машины, оборудование для обогащения угля, для коксохимических заводов. За 1931 —1932 гг. были сооружены ремонтно-механический цех, лесосушка, начато строительство заготовительных цехов — кузнечного, литейного. При заводе строилась школа ФЗУ. Но за 1,5 года в строительство завода было вложено всего 23,4 млн. рублей, вместо 34 млн. по плану.

При сооружении этого завода были те же трудности, что и при строительстве «Сибкомбайна». Не хватало строительных материалов и рабочей силы, низкой была механизация труда — основными инструментами оставались кирка и лопата, а транспортом — телега и лошадь. Однако желание людей возвести завод-гигант, так необходимый сибирской промышленности, было непоколебимо. «Сибмашстрой», так же, как и «Сибкомбайн», стал флагманом промышленности Новосибирска.

Третий машиностроительный завод был построен в конце ул. Большевистской. Это был один из первенцев станкостроения в Сибири. Завод возник на базе мастерских Сибдеткомиссии, представляющих собой металло- и деревообрабатывающий комбинат с чугунолитейным цехом на 600 т и механическими мастерскими. Общая валовая продукция мастерских по металлообработке на 1931 г. составила плановую сумму в 856 тыс. рублей. В мастерских работало 910 рабочих, в том числе 450 учеников. Завод быстро рос и развивался. 15 мая 1931 г. он дал первый чугун, из которого отлили настенную доску с надписью: «Чугуномеднолитейный и механический завод Запсибкрайдеткомиссии. Заложен 3 июля 1930 года. Пущен в действие 15 мая 1931 года. Построен на средства производственно-учебных мастерских при Запсибкрайдеткомиссии». Уже в 1932 г. молодые рабочие (бывшие беспризорники) создали первый в стране продольно-строгальный станок, и импорт таких станков в нашу страну был значительно сокращен. А в 1934 г. новосибирские станки демонстрировались на Всемирной выставке в Париже. Предприятие скоро получило новое название — Станкостроительный завод им. XVI партсъезда, так как начало строительстве новых заводских корпусов совпало с днями работы XVI съезда ВКЩб).

В первую пятилетку широко развернулась и реконструкция существующих предприятий. Более чем в 4 раза увеличились основные фонды реконструированного завода «Труд». К 1932 г. завод был доведен до мощности 2000 т литья и исполнял на 1,54 млн. рублей механических и котельных работ. Завод также загружался заказами на трансмиссионное оборудование для Кузбасса.

Дальнейшее развитие машиностроения в городе происходило во второй и третьей пятилетках. Если брать всю Сибирь, то в 1937 г, рабочие-машиностроители составляли пятую часть ее промышленных кадров, а машиностроение было сосредоточено в основном в Западной Сибири (40,2% выпуска продукции отрасли), где более развитым центром машиностроения был Новосибирск, имевший уже в это время значительные инженерно-технические и рабочие кадры. Развитие машиностроения в городе происходило более высокими темпами, чем в целом по Западной Сибири. Так, если по плану третьей пятилетки предусматривалось увеличение выпуска продукции машиностроения в Западной Сибири в 4 раза, то в Новосибирске — в 8 раз.

Наряду с тяжелой индустрией в Новосибирске развивались и другие отрасли промышленности. Текстильно-швейная промышленность занимала в 1933 г. первое место по количеству работающих в нег (28,3%) и второе место по валовой продукции (20%). Была реконструирована швейная фабрика «Автомат», получившая затем наименование Первой Сибирской государственной швейной фабрики имени ЦК профсоюза швейников. До 1929 г. фабрика размещалась в двухэтажном каменном здании бывшей бани; в 1930—1931 гг. к этому зданию бы/ пристроен новый корпус из железобетона в три этажа современной конструктивистской архитектуры с цехами, залитыми светом. В 1935 г в Новосибирске началось строительство трикотажного комбината с проектной годовой выработкой в 300 млн. рублей.

В 1935 г. было завершено строительство обувной фабрики им. С. М. Кирова, но еще за год до окончания стройки фабрика начала давать продукцию. Проектная мощность ее составляла 8 млн. пар обуви в год. Для фабрики перестроили здание бывшего сухарного завода а также возвели новый большой корпус. Фабрика разместилась в про мышлением районе, который начал формироваться еще в дореволюционное время на правом и левом берегах речки Первой Ельцовки при впадении ее в Обь. Здесь же располагались действующие заводы хромовых кож, маслобойный и спирто-водочный и шорно-седельная фабрика. Все эти предприятия были связаны железнодорожной веткой со станцией Новосибирск (Сухарная ветка).

В 1934 г. строится кондитерская фабрика «Красная Сибирь» на улице Фрунзе. На базе мыловаренного производства создается большой жировой комбинат, в состав которого входит гидрогенизационный и маргариновый заводы и цех по производству синтетических кислот и др. В 1935 г. комбинат выпускал продукции на 24 млн. рублей.

В Закаменском районе, в конце улицы Большевистской, продолжает складываться промышленный район, где, помимо заводов «Труд» и имени XVI партсъезда, стал развиваться элеваторно-мельничный комбинат, состоящий из мощного элеватора в 150 тыс. тонн и макаронной фабрики. Рядом строится мебельная фабрика «Стандарт».

Проектировалось развитие стройиндустрии. По всем кирпичным заводам выпуск кирпича намечалось довести до 200 млн. штук в год с общей стоимостью продукции в 2,3 млн. рублей. Предусматривалась постройка шлакобетонного завода на шлаке «Сибмашстроя» с ежегодным выпуском продукции на 3 млн. рублей.

В 1936 г. принимается решение о строительстве камфарного завода и создании кинокопировальной фабрики, которая разместилась в помещении клуба «Металлистов» (бывшего рабочего клуба Закаменского района).

Только в первую пятилетку в Новосибирске начинают действовать 38 промышленных предприятий. В 1931 г. имелось уже 55 предприятий с числом рабочих в 12443 человека, то есть на больших современных предприятиях города уже трудилось в 10 раз больше рабочих, чем в 1913г. Быстро увеличивалось и население города: в 1917 г. оно составляло 69,8 тыс., в 1928 г.— 133,5 тыс., в 1931 г.— 176,9 тыс., в 1934 г.— 294 тыс. человек.

Развитие промышленности требовало немедленного разрешения проблем электроэнергетики города. В 1931 г., например, дефицит мощности электроэнергии равнялся 4,5 тыс. кВт. Продолжалось наращивание мощности правобережной ТЭЦ. 24 января 1933 г. был окончен монтаж первого котла и турбины в 6 тыс. кВт, а 7 марта турбогенератор ТЭЦ принял первую промышленную нагрузку.

В феврале 1930 г. правительство приняло решение о строительстве Новосибирской ГРЭС мощностью 44 тыс. кВт для снабжения электроэнергией создающихся машиностроительных гигантов города (сметная стоимость станции 55 млн. рублей). В 1931 г. развернулись работы по строительству корпуса станции, первая очередь которой должна была войти в строй в 1932 г. Однако работы шли очень медленно из-за недостатка средств, оборудования, задержки проектной документации. Нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе помог в снабжении материалами и электрооборудованием. На стройку пришли сотни коммунистов. Осенью 1933 г. строительство было выведено из прорыва и вновь широким фронтом возобновились работы. 6 ноября 1935 г. начала действовать первая очередь ГРЭС мощностью в 24 тыс. кВт. В мае следующего года государственная комиссия приняла станцию в промышленную эксплуатацию. Новосибирская ГРЭС стала одной из первых в Союзе районных электростанций, полностью оснащенных отечественным оборудованием.

С пуском ГРЭС в городе образовалась энергетическая система, которая объединила левобережную и правобережную электростанции. Энергосистема снабжала электроэнергией свыше 60 предприятий. Основными потребителями были машиностроительные заводы, которые уже к 1935 г. использовали одну пятую всей электроэнергии, расходуемой на нужды промышленности. Новосибирская ГРЭС (ТЭЦ-2) непрерывно наращивала силы и к 1941 г. достигла мощности в 49 тыс. кВт.

Развивается железнодорожный узел Новосибирска. В 1932 г. уже имелось 4 коммерческие (товарные) железнодорожные станции (Главная, Алтайская, Товарная и Кривощеково). Улучшилось обслуживание железнодорожным транспортом предприятий города в результате строительства ряда веток общего пользования: 3,2 км на мясокомбинат, мылзавод и ЦЭС; 9,1 км на другие предприятия; 12,5 км — к станции Мочище. Общее количество железнодорожных веток к 1935 г. возросло до 28, а длина их — до 40 км.

С 1931 по 1935 г. в речном порту строилась причальная набережная из камня и железобетона. Создание фронта набережной позволило начать постройку в порту большеемких складов и приступить к механизации погрузочно-разгрузочных работ.

На железнодорожной линии в Кузбасс развернулось сооружение одной из крупнейших в Союзе станции — Инской-сортировочной со 169 км маневровых путей, а рядом с ней поселка на 15 тыс. жителей.

Появился в Новосибирске и воздушный транспорт. На севере города, в восьми км от Оби по трассе Красного проспекта, возник аэропорт гражданской авиации площадью в 100 га, обслуживающий транзитные рейсы Москва — Иркутск, а также местные линии до Барнаула, Бийска, Кузнецкстроя, Кемерова, Свердловска, Магнитогорска, Колпашева и др.

В 1934 г. в Новосибирске проложены трамвайные пути. С 1935 г. установились маршруты. Первый прошел от вокзала через центр на улицу Большевистскую до завода «Труд»; длина этой трамвайной линии составляла 8 км. Второй рейс шел от центра через Ипподромскую площадь по Каменскому шоссе до «Сибмашстроя». Третий маршрут длиной 7 км соединял «Сибмашстрой» с вокзалом. Трамвай (совместно с автобусным транспортом) во многом разрешил проблемы пассажирских перевозок в городе. Трассы трамвайных путей согласовывались с основными положениями генерального плана города и его общей транспортной схемой.

Широчайшее промышленное строительство в Новосибирске в годы первой и второй пятилеток со всей остротой требовало четкого плана развития города в социальном, планировочном и территориальном отношениях. Неудача с генеральным планом города, предложенным проф. Коршуновым, привела к замедлению планировочных работ, а потом к их дроблению и распределению заказов на планировку отдельных районов города между разными проектными учреждениями. Особое внимание было уделено проектированию плана левобережья города, где развивался завод-гигант машиностроения и где новый город, зарождающийся на индустриальной основе, должен был отразить социалистические формы общественной жизни и быта.

Планировка левобережья в Новосибирске бригадой проектировщиков под руководством архитекторов Д. Е. Бабенкова, А. В. Власова и Н. X. Полякова (бригада ВОПРА) явилась определенным достижением советской градостроительной науки и практики и как пример социально-экономической и бытовой организации города социалистического типа вошла в мировую теорию градостроительства.............

Генплан левобережья Новосибирска. Проект бригады ВОПРА Генплан левобережья Новосибирска. Проект бригады ВОПРА 

............С начала пятилетки в Новосибирске стало развиваться крупное жилищное строительство. Первый комплекс жилых зданий с соответствующей социальной и планировочной организацией предложил проф. Коршунов как образец конкретизации застройки города по генеральному плану. Проект комплекса трактовался как типовой квартал, какими должна была застраиваться центральная часть Новосибирска. Реализация этого проекта принадлежала жилищному кооперативу «Печатник». Местоположение квартала ограничивалось Красным проспектом, улицами Советской, Потанинской, Трудовой..........

Жилой комбинат ЖАКТа «Печатник» Жилой комбинат ЖАКТа «Печатник»

.............В целом жилищное строительство в городе в годы пятилетки резко возросло. Капиталовложения (государственные) в него характеризуются следующими цифрами: в 1927—1928 гг.— 5,5 млн. рублей, в 1929 г. — 10,6 млн., в 1930 г. — 44 млн. рублей.

Помимо «сада-квартала», в  1928 г.  началось строительство четырех каменных жилых домов в 4 этажа в районе старого железнодорожного вокзала, на улице Челюскинцев, с расчетной численностью населения в 2 тыс. человек. Здания оборудовались всеми видами инженерных сетей. В жилых секциях весьма экономно и полезно был использован каждый квадратный метр площади и впервые применены встроенные шкафы для домашних вещей. Внутри квартала был разбит значительный по площади сад. В домах устроена прачечная, а рядом с домами построена столовая. Комплекс строился по проекту архитектора Б. А. Гордеева, ведущего специалиста в Новосибирске в 30-е годы.

Комплекс жилых зданий в квартале пересечения улиц Ленина и Челюскинцев Комплекс жилых зданий в квартале пересечения улиц Ленина и Челюскинцев

В 1931—1933 гг. на Красном проспекте по проекту архитекторов Б. А. Гордеева, Д. М. Агеева и Б. А. Биткина строится жилой комбинат «Кузбассугля». Комплекс характеризуется теми же чертами, но он также не был доведен до конца, лишь половина зданий была воз ведена в квартале. Детский сад, магазины, бытовые помещения быт встроены в первые этажи зданий, выходящих на Красный проспект. С 1930 г. развернулось и кооперативное жилищное строительство. ЖАКТ «Рабочая пятилетка» строит по улице Каменской жилой дом на 250 человек, первый (но так и оставшийся единственным) и; намеченных восьми домов-коммун. Два жилых дома в 4 и 5 этажей по улице Ленина построил кооператив «Медик». Два четырехэтажны; дома на 250 человек возвел на улице Д. Ковальчук кооператив «Красный кожевник». В целом в 1930 г. жилищные кооперативы построил; 11 жилых домов на 1300 квартир, из них 7 каменных многоэтажных, 4 дома деревянных в 2 этажа. В сумме с 13 деревянными домами, по строенными в 1929 г., жилкооперация получила около 250 комнат: 65 кухонь в деревянных зданиях. Большинство квартир имело по жилые комнаты и общие кухни на 2—3 квартиры.

Кузбассуголь. Жилой комбинат Кузбассуголь. Жилой комбинат
Школа комбината «Кузбассуголь» Школа комбината «Кузбассуголь» 
Дома жилищного кооператива «Медик» Дома жилищного кооператива «Медик»

Идея жилых домов с обобществленным бытом владела умами архитекторов. Жилые дома стремились проектировать с общественным развитым сектором, со столовыми, механизированными кухнями, товарораспределителями, ванными и душевыми, залами для физкультуры, библиотеками. Детей отделяли от родителей, проектируя в доме 01 дельные комнаты для грудных детей от года до двух лет, для занятий с детьми в возрасте до восьми лет, спальни для детей до 13 лет и дл молодежи до 16 лет. Далеко не всегда удавалось осуществить таки проекты, однако попытки были, например, при строительстве дома на углу улиц Ленина и Революции.

Подобного рода жилые комплексы и здания неквартирного типа оказались нежизненными в условиях Новосибирска. Они не соответствовали ни социальному состоянию населения города, ни экономическому укладу жизни того времени и перестраивались в ближайшие же годы в жилища квартирного типа, но, конечно, без удовлетворительных результатов. А встроенные в первые этажи культурно-бытовые помещения занимали какие-либо учреждения. Тем не менее в начале 30-х годов среди новосибирских архитекторов идеи домов-коммун были исключительно популярны, и некоторые проектировщики упорно боролись за проведение их в жизнь.

Каким же было общественное мнение об образной и эстетической стороне нового жилищного строительства, новой архитектуре? В местной печати появлялись такого рода отзывы: «Как и во всех областях жизни, в строительстве и архитектуре вырабатываются новые нормы, применяются новые методы, более дешевые — упрощенные. Вводится принцип рационализации производства. В частности, обращается больше внимания на удешевление и упрощение внешней отделки зданий. Отброшены ненужные детали, вычурная отделка — вообще все то, что загромождало и удорожало работы» («Советская Сибирь», 15 августа  1927 г.).

Однако низкое качество строительных работ (из-за нехватки квалифицированных строительных кадров), применение недолговечных строительных материалов (дерево в перекрытиях, лестницах, балконах, штукатурка фасадов), минимальные параметры всех планировочных элементов квартир, упрощенная внешняя и внутренняя отделка зданий в значительной мере дискредитировали новую архитектуру Новосибирска. Благоустройство территорий нового строительства почти отсутствовало или было сведено к минимуму, что еще более порождало негативное отношение горожан к новым сооружениям.

Старожильческая часть населения города, воспитанная в течение десятилетий на пластическом строе и декоративном изобилии деревянной городской архитектуры и традиционном «богатстве» архитектурной эклектики и модерна, затейливых и красочных, с ярко выраженными фактурными свойствами строительных материалов (камень, кирпич, керамика, дерево), эстетически не воспринимала беленые штукатурные объемы и плоскости фасадов новых зданий, называя такую архитектуру «коробочной» или «картонной».

В среде специалистов-архитекторов Новосибирска не было единства взглядов на творческие проблемы архитектуры. Поэтому в архитектуре города в период первой пятилетки обозначились разные направления. Находили, что «конструктивизм... в массе зданий стандартен и скучен», и только лишь некоторые сооружения, выстроенные «по индивидуальным, тщательно проработанным проектам», представляют «характерные памятники своей эпохи». При этом отмечали, что «в Новосибирске это направление, быть может, вследствие климатических особенностей, не получило тех крайних выражений в отношении стекломании, особенно надуманных, не логичных форм, как клуб Текстильщиков Голосова и Наркомлегпром в Москве. Конструктивизм здесь (в Новосибирске.— Ред.) был умеренным, рациональным  и  несколько своеобразным» (Доклад проф. А. Д. Крячкова на собрании архитекторов Новосибирска в  1935 г).

В целом конструктивизм определялся как «крайнее упрощенчество с отсутствием образности и выразительности». Положительным в архитектуре города находили новые «смелые приемы функциональной планировки, облегченные конструкции, внедрение в архитектуру новейших достижений науки». Вместе с тем отмечали в городе ряд зданий, «которые могли бы не испортить улиц столичных городов». Некоторые и этих оценок были достаточно близки к действительности. В годы пяти летки, помимо крупнейших комплексов заводских цехов и инженерных сооружений, были построены архитектурно интересные общественные и жилые здания, например, такие, как здания Крайисполкома по проекту А. Д. Крячкова, Б. А. Гордеева и С. П. Тургенева и Госбанка по проекту А. Д. Крячкова, комплекс городской больницы по проекту профессора А. 3. Гринберга, архитекторов Н. Ф. Гофмана, А. Г. Климухина, жилого дома Крайснабсбыта, здания гостиницы «Советов», жилого дома «Динамо» и спортивного клуба «Динамо» архитекторе! Б. А. Гордеева, С. П. Тургенева, инженера В. Н. Никитина. Проекты многих зданий были созданы в результате конкурсов, к которым привлекались московские, ленинградские, новосибирские и томские архитекторы.

Так, крупные архитектурные силы страны привлек конкурс на здание Государственного банка в Новосибирске, объявленный Сибирской краевой конторой Госбанка СССР. В открытом Всесоюзном конкура участвовали такие известные мастера, как Л. В. Руднев, О. Р. Мунц Я. Свирский, М. Я. Гинсбург, Г. Б. и М. Г. Бархины и др. (всего по ступило 25 проектов — 13 из Москвы, 6 из Ленинграда и 6 из других городов)...............

Здание Госбанка в Новосибирске Здание Государственного банка в Новосибирске

..........А. Д. Крячков, которому в 1931 г. было поручено проектирование и строительство здания краевых учреждений в Новосибирске, также предложил провести конкурс среди архитекторов Томска и Новосибирска. Помимо получения проектных материалов, конкурс выявил авторов, которые вошли в коллектив проектировщиков этого здания (сейчас облисполкома),— архитекторов Б. А. Гордеева и С. П. Тургенева (рис.94).

Здание крайисполкома на протяжении 30—40-х годов оставалось крупнейшим административным сооружением в городе (400 служебных комнат с площадью в 10 тыс. м2, зал заседаний, 5 залов собраний)..........

Администрация Новосибирской области. Крайисполком. Дом Советов. Администрация Новосибирской области. Крайисполком. Дом Советов

..........В первой пятилетке целый ряд зданий в Новосибирске был запроектирован творческой группой, состоящей из архитекторов Б. А. Гордеева, С. П. Тургенева и инженера В. Н. Никитина. Их содружестве принесло значительные результаты и выдвинуло членов группы в ряды ведущих проектировщиков в Новосибирске в начале 30-х годов.

К лучшим работам группы нужно отнести комплекс «Динамо» состоящий из гостиницы с рестораном (ныне гостиница «Сибирь») магазина «Динамо» и жилого корпуса квартирного типа. Весь комплекс разрешен в духе асимметричных композиционных приемов конструктивизма, но с разработкой некоторых пластических элементов, таких, как рельеф стен (лопатки третьего — пятого этажей) глухие ограждения балконов, разнообразные формы эркеров (полу круглые в лестничной клетке и прямоугольные в торце гостиничной корпуса). Тонкая нюансная цветовая композиция от шоколадного тон; через высветленные светло-коричневые тона к белым ленточным ограждениям балконов, подчеркивая тектоническую структуру здания, придавала всему сооружению мажорный облик.

Комплекс «Динамо» Комплекс «Динамо»

Этими же авторами был выполнен проект комплекса зданий клуба им. Ф. Э. Дзержинского, который не был реализован полностью. Из трех корпусов клубного комплекса был построен только спортивный клуб «Динамо» в 1928—1933 гг. Игровой зал клуба и в настоящее время является крупнейшим в Новосибирске. Здание имеет внутренний железобетонный монолитный каркас и кирпичные стены, а большепролетное перекрытие примыкающего к корпусу одноэтажного игрового зала выполнено из деревянных конструкций в виде двухшарнирной арки пролетом в 22,5 м с фанерной стенкой высотой всего лишь в 0,7м. Эта конструкция перекрытия игрового зала и сейчас считается оригинальной (Ю. А. Дыховичный. Н. В. Никитин — инженер, ученый, исследователь. «Бетон железобетон», 1973, № 10.).................

Спортивный клуб «Динамо» Спортивный клуб «Динамо»

..................Близким по архитектуре к зданию комплекса «Динамо» был запроектированный той же группой авторов жилой дом Крайснабсбыта, построенный в 1931 —1934 гг. («Дом с часами»). Здание оригинально для Новосибирска по своей планировочной структуре. Это дом галерейного типа, занимающий угол квартала на Красном проспекте. В угловой, повышенной части дома устроен лифт, обслуживающий 78 квартир. Крупные витрины магазина в первом этаже и стеклянные завесы пешеходных галерей верхних этажей придают ему и в настоящее время масштаб, характерный для современного здания.

«Дом с часами». Крайснабсбыт «Дом с часами». Крайснабсбыт

Энтузиазм и желание новосибирцев видеть свой город центром индустрии, науки и культуры нашли яркое воплощение в строительстве «большого театра Сибири», идея сооружения которого возникла еще в 1925 г...................

Новосибирский Государственный Академический Театр Оперы и Балета Новосибирский Государственный Академический Театр Оперы и Балета

................Здание железнодорожного вокзала претерпело почти идентичную театральному зданию трансформацию в течение своего строительства...............

Вокзал Новосибирск Главный Вокзал Новосибирск Главный

................На общий характер декоративных приемов в здании вокзала оказала влияние архитектура здания театра оперы и балета. И естественно, что оба этих крупнейших сооружения Новосибирска первых пятилеток, в проектировании которых участвовали ведущие архитектурные силы, оказали, в свою очередь, влияние на всю архитектуру города 30-х годов.

Освоение «классического наследия» в архитектуре Новосибирска отразилось не только в проектировании новых зданий в формах классицизма или античной архитектуры, но и в придании уже построенным в первую пятилетку зданиям конструктивистского характера новой выразительности в формах ордерной архитектуры. Так, здание «Запсибзолото», построенное по проекту архитектора А. И. Боброва в 1931 —1932 гг., уже к 1936 г. было реконструировано и получило новую внешнюю декорацию по проекту архитектора-художника В. М. Тейтеля. Лишенное первоначально каких-либо декоративных элементов, сооружение впоследствии богато украсилось филенками и пилястрами, декоративными кронштейнами и скульптурными рельефами (автор — скульптор С. Р. Надольский), рустами по первому этажу и балюстрадами. Все основные декоративные элементы выполнены при помощи штукатурки, наносимой на металлические сетки, либо путем устройства аттиков на стенах или наклейки рельефов на глади стен.

Был реконструирован жилой дом «Союззолото» (архитектор Б. А. Гордеев), на фасаде которого появились русты по первому этажу и рельефные эмблемы-медальоны на высоком аттике, венчающем дом. Аттик опирается на лопатки, проходящие на высоту пяти этажей. Реконструируется жилой дом «Сибстройпути» на Красном проспекте (рис. 120). Первоначальный вид дома, построенного по проекту архитектора И. Т. Воронова, с гладкими стенами, уже в процессе строительства был усложнен по фасадам рустованными пилястрами, карнизными тягами, обрамлениями окон в виде пилястр и карнизов (автор реконструкции В. М. Тейтель).

Надстраиваются и реконструируются дом Госучреждений и театр «Красный факел» — бывший коммерческий клуб.

В процессе возведения 100-квартирного жилого дома облисполкома (1932—1937 гг.) была перепроектирована вся внешняя его декорация в сторону усложнения и обогащения. В проектировании фасадов здания, возводимого по проекту проф. А. Д. Крячкова, принимал участие архитектор В. С. Масленников, в значительной мере перегрузивший сооружение декоративными элементами. А. Д. Крячков в общем строе нового «оформления» здания руководствовался приемами композиций французского мастера Огюста Перре (дом на улице Ренуар в Париже). Хотя здание имеет излишнюю декоративность, тем не менее высокий профессионализм архитекторов, культура прорисовки деталей, колористический строй этого сооружения придают ему внешнюю значимость и привлекают внимание к нему и в настоящее время. Как в Москве в этот же период дом на Моховой И. В. Жолтовского вызывал восхищение высоким строительным качеством архитектуры и тем самым, быть может, способствовал ускорению принятия многими специалистами ретроспективных форм в архитектурном творчестве, так и в Новосибирске 100-квартирный дом стал предметом подражания в проектировании. Например, жилой дом СибВО по улице Крылова, построенный в 1939—1940 гг. по проекту архитекторов Д. М. Агеева и И. С. Персикова, во многих своих элементах и декоре повторяет декоративные формы и общий строй композиции 100-квартирного дома облисполкома.

100-квартирный дом облисполкома 100-квартирный дом облисполкома

В поисках новой эстетики и архитектурной выразительности в 30-е годы в Новосибирске можно различить некоторые направления. Во-первых, решение архитектурной композиции (чаще асимметричной) с применением преувеличенно монументализированных, но схематичных ордерных элементов, без воспроизведения архитектурных ордеров полностью. Чаще всего это мощные карнизы с модульонами, балконы с лепными кронштейнами, аттики или парапеты с балясинами, широкие вертикальные лопатки или столбы во всю высоту фасадов, русты.

Примеры — жилые дома Соцгорода «Сибмашстроя» (по ул. Жданова) архитекторов К. Е. Осипова, А. В. Баранского, жилые дома Соцгорода «Сибметаллстроя» в Кировском районе архитекторов В. М. Тейтеля, Б. А. Биткина, Д. И. Кузьмина, Б. П. Дмитриева, Н. Г. Васильева, Ф. Ф. Раммана, И. С. Самойлова и т. д. (рис. 124, 125). Жилой дом Томской дороги на улице Урицкого архитектора А. И. Лоскутова, построенный в 1939—1940 гг., жилой дом облоно на Красном проспекте (1935—1941 гг.) архитектора Н. С. Кузьмина также являются примерами этого направления. Дом Грузчиков на Фабричной улице (1936—1937 гг.) архитектора К. Е. Осипова и здание техникума сов-торговли (1935—1937 гг.) архитектора К. Г. Глуде отличаются сверхмонументальностью схематизированных форм ордерной архитектуры, применением полукруглых пилястр и колонн в композиции фасадов, которые придают зданиям излишнюю пластичность (рис. 126).

Жилой дом Соцгорода «Сибмашстроя» по ул. Жданова. Арх. К.Е. Осипов и А.В. Баранский

Рис. 124. Жилой дом Соцгорода «Сибмашстроя» по ул. Жданова. Арх. К.Е. Осипов и А.В. Баранский. 

Жилой дом Соцгорода «Сибметаллстроя» по ул. Станиславского. Арх. В.М. Тейтель, Б. А. Биткин, Д. И. Козьмин, Н. Г. Васильев и др.

Рис. 125. Жилой дом Соцгорода «Сибметаллстроя» по ул. Станиславского. Арх. В.М. Тейтель, Б. А. Биткин, Д. И. Козьмин, Н. Г. Васильев и др. 

Жилой дом Грузчиков на Фабричной  ул., № 6. Арх. К.Е. Осипов.

Рис. 126. Жилой дом Грузчиков на Фабричной  ул., № 6. Арх. К.Е. Осипов. 

Здание управления железной дороги. Арх. А.В. Ширяев и Венгеров

Рис. 127. Здание управления железной дороги. Арх. А.В. Ширяев и Венгеров. 

Жилой дом Томской дороги по ул. Урицкого. Арх. А.Н. Ширяев.

Рис. 128. Жилой дом Томской дороги по ул. Урицкого. Арх. А.Н. Ширяев. 

Здание Центральной сберкассы на Красном проспекте. Арх. Д. А. Агеев и Я. Е. Кузнецов

Рис. 129. Здание Центральной сберкассы на Красном проспекте. Арх. Д. А. Агеев и Я. Е. Кузнецов. 

Жилой дом  СибВО на Красном проспекте, № 62. Арх. К. Е. Осипов

Рис. 130. Жилой дом  СибВО на Красном проспекте, № 62. Арх. К. Е. Осипов. 

В таких архитектурно-декоративных формах возвел ряд крупных зданий в Новосибирске архитектор А. Н. Ширяев в 1934—1936 гг.: жилой дом «Сибирь на рельсы» и жилые дома Томской дороги, здание Управления Томской дороги (в соавторстве с архитектором Венгеровым), здание Военного округа и другие (рис. 127, 128).

Другое направление выразилось в стремлении более точно воспроизвести ордерные формы архитектуры эпохи Возрождения или классицизма. В жилых зданиях композицию фасадов стремились приблизить к типу «палаццо» Возрождения, с применением ордерных форм в лоджиях, рустов, профильных междуэтажных тяг, карнизов с кронштейнами, сандриков окон и порталов входов. Характерным образцом подобной архитектуры является жилой дом СибВО (1939—1940 гг.), построенный по проекту архитекторов Д. М. Агеева и И. С. Персикова по улице Советской, здание Центральной сберегательной кассы с пристроенным к нему жилым корпусом (1936 г.) (рис. 129). Здание сберкассы декорировано ярусами пилястр дорического и коринфского ордеров, а. жилую часть здания с двориком перед ним отделяет от тротуаров Красного проспекта декоративная колоннада (авторы проекта Д. М. Агеев и Я. Е. Кузнецов).

К этому же направлению поисков «классической» архитектурной эстетики относятся «палладианские» мотивы «большого ордера». В 1935—1937 гг. было надстроено на два этажа и реконструировано под Плановый институт здание Госучреждений. Архитектор С. И. Игнатович применил во внешней декорации здания пилястры высотой в три этажа, поставив их на рустованный первый этаж, и увенчал здание высоким аттиком. Сооружение приобрело необычную «барочную» тяжеловесность и преувеличенную монументальность из-за большой величины пилястр, высокой рельефности рустов и схематичности в рисунке ордерных форм.

Из наиболее удачных примеров зданий в этом плане можно отметить жилой дом СибВО на Красном проспекте, построенный по проекту архитектора К. Е. Осипова в 1937—1941 гг. (рис. 130). Здание по типу дворцов Возрождения увенчано тяжелым карнизом и декорировано по главному фасаду сдвоенными филенчатыми пилястрами, поддерживающими декоративные арки, на которые опирается фриз карниза. Здание относительно удачно по пропорциям и рисунку деталей; оно имеет монументальный облик «сибирского палаццо». Его внушительные массы и песочный колорит цветной штукатурки фасадов создают приятное впечатление уюта и теплоты жилого дома.

Мотивы «большого ордера» часто фигурируют в проектах сооружений для Новосибирска во второй половине 30-х годов, причем декоративные мотивы «большого ордера» приобретают все более монументальный характер, что видно на примерах конкурсных проектов зданий горсовета, дома Соцземледелия, Сибторга (рис. 131).

И третий путь поисков заключался в отказе от декорирования фасадов ордерными формами. Профилированные или гладкие лопатки и столбы, кессонированные окна составляют декоративные композиции фасадов. Таковы жилой дом артистов (архитекторы Б. А. Гордеев и С. П. Тургенев, окончен строительством в 1938 г.), морфологический корпус городской больницы (архитектор Н. С. Кузьмин, 1936 г.), окончательный вариант дома Соцземледелия (архитекторы Н. С. Кузьмин и Н. Г. Васильев, 1939 г.) (рис. 132).

Один из конкурсных проектов на фасад здания Горсовета

Рис. 131. Один из конкурсных проектов на фасад здания Горсовета. 

Жилой дом артистов по ул. Романова, № 35. Арх. Б. Гордеев и С. П. Тургенев.

Рис. 132. Жилой дом артистов по ул. Романова, № 35. Арх. Б. Гордеев и С. П. Тургенев. 

Творческим поискам новой выразительности в архитектуре сопутствовало много сомнений и опасений. Архитекторам порой не хватало опыта и высокой профессиональной культуры. Иногда авторы скатывались к простому копированию из архитектурных изданий старых лет: «... в этом увлечении классическими формами кроется также опасность упрощенного, эклектического, реставраторского подхода к классическому наследству вместо сознательного, критического подхода к нему. При таком упрощенном подходе страдает образность и выразительность нашей архитектуры, прививается архаическая тенденция к копированию старых образцов, к новому своеобразному формализму»,— так была охарактеризована председателем Новосибирского отделения Союза архитекторов СССР А. Д. Крячковым в 1938 г. творческая практика ряда архитекторов на одном из заседаний отделения.

Изменившемуся характеру формирования города, «штучному» проектированию и строительству отдельных зданий, не «сводимых» в целостные ансамбли, без общей проработки их местоположения в системе квартала или территории застройки города соответствовали и градостроительные принципы, заложенные в новый генеральный план города, составленный бригадой «Гипрогора» под руководством инженера Л. Е. Розенберга — архитекторами Д. Е. Бабенковым, Д. М. Пиллером, С. М. Готлибом и инженером-экономистом Г. М. Ситко............

Генплан Новосибирска 1935 г. Проект бригады «Гипрогора» Генплан Новосибирска 1935 г. Проект бригады «Гипрогора»

.............Подводя итоги развития города и его архитектуры в 30-е годы нужно отметить большие градостроительные достижения, которые определили на многие годы большинство городских параметров, создал? своеобразие архитектурного облика его центра и в целом силуэта, создали то градостроительное начало, которое продолжало органически развиваться в последующие периоды.

Коренным образом  была преобразована социально-экономическая основа города, превратившегося в индустриальный центр на востоке страны. Были возведены крупнейшие в Сибири здания культурного, промышленного, медицинского, транспортного, учебного назначения. За вторую пятилетку в Новосибирске введено в эксплуатацию 450 тыс. м2 жилой площади, за 3 года третьей пятилетки — более 400 тыс. м2, а к 1940 г. весь жилой фонд города достигал 1 млн. 440 тыс. м2 (против 598,9 тыс. м2 в 1930 г.), то есть увеличился почти в 2,5 раза, хотя еще по-прежнему в городе преобладали одноэтажные деревянные дома, лишенные инженерного благоустройства.

В течение 30-х годов непрерывно повышалось качество строительства и строительных материалов, увеличились численно строительные и архитектурно-инженерные кадры. Архитекторы Новосибирска Б. А. Биткин, А. Д. Крячков, Д. И. Козьмин, Б. В. Удонов, Д. И. Агеев в 1934 г. выступили инициаторами организации Новосибирского отделения Союза архитекторов СССР. В основу организации Союза было положено постановление ЦК ВКП(б) о перестройке работы художественных группировок и объединении всех архитектурных сил в единый творческий союз. Вскоре союз собрал все архитектурные силы города, и это сыграло положительную роль в проектировании и строительстве Новосибирска.

В то же время архитекторы Новосибирска достаточно четко осознавали и недостатки своей работы. Перед городской конференцией по строительству и архитектуре в феврале 1940 г. профессор А. Д. Крячков выступил в газете «Советская Сибирь» с обзором архитектуры Новосибирска. Отметив значительные успехи в строительстве города за годы третьей пятилетки, А. Д. Крячков справедливо писал, что еще не использованы «для благоустройства и архитектуры Новосибирска богатейшие возможности, предоставленные природой: красивая полноводная река, разнообразный ландшафт с выгодным рельефом, зелень, окружающая город. Неудачно проложенная трасса железнодорожных путей отрезала большую часть Новосибирска от реки... Кроме штукатурки, у нас не знают других отделочных материалов, боятся применять кирпич и красивый местный гранит, забывая, что правдивость материала и тектоническая организация его в стене с учетом строения и формы данного материала имеют громадное значение в архитектуре...». Далее А. Д. Крячков писал: «Один из основных недостатков в архитектуре города — монотонность общего вида... Разбросанность и бессистемность застройки кварталов и районов в целом — крупнейший недостаток правобережного Новосибирска. Ведь даже на главной нашей улице нет ни одного законченного квартала. Архитектурная увязка всех элементов, создание архитектурного ансамбля должны стать делом самых ближайших лет...» («Советская Сибирь», 18 февраля 1940.).