Глава II. ЗА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕШЕНИЕ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ. 1955-1870 гг.

В последующее пятнадцатилетие развитие Новосибирска проходило на фоне общего поступательного развития всей страны. В эти годы была построена первая в мире атомная электростанция, запущен первый в мире искусственный спутник Земли, советский человек впервые в истории вышел в космос. В Западной Сибири открываются новые залежи железных руд, каменного угля, алмазов, нефелинов. Продолжается поиск и разработка месторождений    нефти и газа.  Ускоренными темпами  развивалась    и    промышленность   Новосибирска,   выводя город в число крупнейших индустриальных центров страны. Темпы  промышленного  развития  были  значительно  выше,  чем  в  целом по  стране.  Например,  если за  1960—1967 гг.  объем промышленного производства по стране увеличился на 84 процента, то по Новосибирской области он увеличился на 95, а основные производственно-промышленные  фонды  возросли  почти  в  два   раза.  Быстрыми темпами развивались ведущие отрасли.   Машиностроение  и  металлообработка увеличили выпуск продукции в 2,3 раза, химическая промышленность — в 3,2, производство электрогенераторов к паровым и гидравлическим турбинам возросло в 3,3, электропечей — в 2,2, крупных электромашин— в 3,5 раза и т. д.

В 1965 г. тяжелая промышленность города по-прежнему занимала ведущее положение, и группе «А» (производство средств производства) принадлежало 67 процентов в общем выпуске продукции (машиностроению и металлообработке — до 40). Крупнейшие машиностроительные предприятия осваивали новую продукцию. Завод «Тяжстанкогидропресс» выпускал горизонтально-расточные станки весом до 140 тонн, на которых обрабатывались детали длиной до шести метров при точности обработки в 0,03 мм. Впервые в стране здесь были сконструированы уникальные гидропрессы с усилием в 12 тыс. тонн, предназначенные для  штамповки алюминиевой оболочки кабеля.

На «Сибэлектротяжмаше» создавались для Братской ГЭС мощные гидрогенераторы в 225 тыс. кВт, самые мощные в мире асинхронные двигатели в восемь тыс. кВт, строились турбогенераторы мощностью в 300 тыс. кВт. С 1960 по 1967 г. объем производства здесь вырос более чем в четыре раза, производительность труда увеличилась в 2,5 раза. Продукция завода экспортировалась в 37 стран мира.

Завод электротермического оборудования («Сибэлектротерм»), созданный в мае 1955 г., выпускал электропечи для производства ферросплавов, газовой цементации и обжига сталей различных марок; 100-тонные дуговые сталеплавильные электропечи (первые в нашей стране); осваивалось производство печей емкостью до 200 тонн.

Развивались мощности нового завода тепловозного электрооборудования (строился с 1957 по 1966 г.). В 1966 г. он изготовил свыше 250 комплектов электрооборудования для тепловозов. Шестая их часть по всей стране в эти годы была оснащена заводской аппаратурой.

Завод «Сибсельмаш» выпускал совершенные секционные сельскохозяйственные машины с переменной широтой захвата (тяжелые бороны, дисковые лущильники и др.), которые могли работать с тракторами разной мощности. Каждые две минуты из его цехов выходили машины, а всего за послевоенные годы предприятие выпустило свыше 1,5 млн. разнообразных сельскохозяйственных машин.

Металлургический завод им. А. Н. Кузьмина давал сталь разных марок (трансформаторную, нержавеющую), производя за смену десятки ее тонн. На том же оборудовании и на тех же производственных площадях завод перекрыл к 1955 г. в два раза свою проектную мощность за счет повышения производительности труда, квалификации рабочих и инженерных кадров, повышения коэффициента использования оборудования. 15 июня 1960 г. вошел в строй трубный цех с трубосварочным станом «20—102» (первый в Сибири и на Дальнем Востоке) и был налажен выпуск цельносварных труб для нефтяной и газовой промышленности. Затем построен второй цех с трубосварочным станом «20—114», дающий трубы большего диаметра, строился и третий для выпуска труб диаметром в 220 мм.

Особо чистое олово (99,9999 процента — содержание его), приравниваемое к валюте на мировом рынке, давал стране оловозавод. Из отходов производства здесь извлекали многие ценные металлы (вольфрам, индий, марганец и др.). Продолжались поисковые работы по дальнейшему получению из отходов олова и других редких элементов, необходимых народному хозяйству.

Завод «Сиблитмаш» (литейных машин и автоматических линий, основан в 1954 г.) производил для химической промышленности большое количество оборудования, машин для литья под давлением. В октябре 1957 г. была изготовлена первая литейная машина, а в 1968 г. завод полностью перешел на выпуск этих машин и автоматических линий. Его продукция отправлялась в 25 стран мира. На «Сиблитмаше» постоянно внедрялись новая техника и технология, как, например, импульсные гидропрессы «Сибирь», сконструированные в СО АН СССР.

Химические заводы давали полихлорвиниловые пластики, заменяющие свинец, электроизоляционные материалы, формалин, формальдегидные смолы и пр. Полихлорвиниловая лента применялась для изоляции кабелей на Асуанской гидростанции в Египте, на строительстве газопровода в Эфиопии, поставлялась во все социалистические страны.

Заводы транспортного машиностроения и строительных машин продолжали выпуск своей продукции. Стрелочный завод перешел на изготовление новых типов железнодорожных стрелочных переводов повышенной стойкости. Завод «Труд» поставлял горно-добывающей промышленности различное оборудование. В городе производились ткацкие станки, машины и оборудование для химической промышленности, телевизоры, радиоприемники, радиолы и магнитолы, различные точные приборы и многое другое.

Высокими темпами развивалась электроэнергетика. С 1960 по 1967 г. мощность новосибирской энергосистемы возросла почти в 1,5 раза, а выработка электроэнергии удвоилась. В 1966 г. в области было выработано свыше шести млрд. кВт-ч. Линиями высоковольтных передач напряжением в 500, 220 и 110 кВт новосибирская энергосистема объединялась с кузбасской, барнаульской, томской, красноярской и омской. Центром объединенной системы центральной Сибири стал Кемерово.

Производство предметов потребления (группа «Б») за первую половину шестидесятых годов возросло на 36 процентов и продолжало расти. По-прежнему давало разнообразную продукцию высокомеханизированное предприятие — швейная фабрика им. ЦК профсоюза швейников. На основе нескольких небольших предприятий была создана швейная фирма «Северянка». Трикотажные фабрики в большинстве своем были объединены в фирму «Сибирь», производящую верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные изделия. Миллионы метров тканей ежегодно выпускал хлопчатобумажный комбинат, обувные предприятия в 1966 г. давали до 5,9 млн. пар обуви. Постоянно расширялось и модернизировалось производство мебели.

Продолжала развиваться пищевая промышленность: хлебопекарная, кондитерская, мукомольно-крупяная, мясомолочная и другие.

В общем объеме выпуска промышленной продукции доля пищевой индустрии достигла в 1965 г. 21 процента. Значительно увеличен выпуск продукции за годы семилетки: мяса — в 1,4 раза, цельномолочной продукции — в 1,7, животного масла и кондитерских изделий — в 1,5 раза.

В период с 1956 по 1966 г. в городе строятся опытный завод СО АН СССР, завод медицинских препаратов, мебельная фабрика № 11, Кировский молкомбинат, заводы строительной индустрии.

В целом в  1965 г. предприятия Новосибирска выпустили в 26 раз больше продукции, чем в 1940-м.

Продолжалось и развитие новосибирского комплексного транспортного узла, крупнейшего в стране. Одна из важнейших его магистралей — Западно-Сибирская железная дорога. На долю ее в грузообороте всех железных дорог страны падало около девяти процентов, На дороге было построено 1200 километров новых линий, и за период с конца пятидесятых по начало шестидесятых годов магистраль полностью была реконструирована и перевооружена технически. Подвижной состав ее был оснащен электровозами и тепловозами, постоянно росла ее пропускная способность и увеличивалась скорость движения поездов. За трудовые достижения Западно-Сибирская магистраль награждена в 1966 г. орденом Ленина.

После сооружения Новосибирской ГЭС и образования Обского водохранилища интенсивно развивается речной транспорт. Новой техникой оснащаются речные порты и причалы, где механизируются погрузка и выгрузка.

Значительное развитие получил автомобильный транспорт, который с 1960 по 1967 г. по дорогам области и города перевез 124 млн. тонн грузов. Однако по-прежнему развитие автомобильного транспорта сдерживалось короткой сетью хороших дорог, хотя и строились шоссе с битумно-гравийным покрытием через Искитим на Черепаново, на Ордынское, Мошково, Болотное и на ряд других районных центров.

В 30 километрах от Новосибирска был создан аэропорт Толмачево, который принимал самолеты всех классов, в том числе ТУ-104, ИЛ-18, ТУ-114 и другие. С 1960 по 1967 г. перевозки грузов самолетами увеличились в 3,3 раза, а пассажироперевозки — в 6,5.

В 1956 г. в Новосибирске началось строительство телецентра, который постоянно технически совершенствовался, расширяя диапазон телевизионных передач (в том числе из Москвы). Металлическую башню его, по предложению инженера С. Г, Третьякова, воздвигали монтажники треста Стальмонтаж-3 при помощи самоподъемного крана, управляемого с земли. Этот новый метод монтажа впервые в стране осуществила бригада верхолазов Д. С. Санькова. 192-метровая телебашня была установлена к 20 мая 1957 г., а 7 августа того же года была показана первая программа местного телевидения. С 1967 г. при помощи системы «Орбита», а затем и по радиорелейным линиям, демонстрируются программы из Москвы.

Решения XX съезда КПСС предусматривали ускоренное развитие производительных сил восточных районов страны с их богатыми природными ресурсами, создание здесь крупнейшей топливно-энергетической базы, мощного металлургического производства, химической промышленности, новых машиностроительных центров. Реализация их была невозможна без использования новейших достижений науки и техники в промышленных производствах Сибири и Дальнего Востока, требовала значительного увеличения научного потенциала этого края.

Видные советские ученые академики М. А. Лаврентьев, С. Л. Соболев, С. А. Христианович предложили организовать в Сибири крупный научный центр с институтами разных направлений. Эта идея получила широкий отклик научной общественности, многие известные ученые объявили о своем желании поехать работать в Сибирь................

Новосибирский Академгородок. История создания Новосибирский Академгородок. История создания

...........Непрерывно развивалась в Новосибирске система высшего и среднего профессионального образования. В 1967 г. в 13 высших учебных заведениях города занималось 68 тыс. студентов, с 1959 по 1965 г. в них было подготовлено 32 тыс. специалистов. Число высших учебных заведений дополнилось филиалами и отделениями всесоюзных заочных институтов: политехнического, энергетического, машиностроительного, экономического, юридического и других. Многочисленные техникумы и профессионально-технические училища ежегодно выпускали десятки тысяч специалистов-техников и высококвалифицированные кадры рабочих.

В связи с бурным ростом промышленности, развитием науки, образования растет и численность населения города, обгоняя все плановые контрольные цифры. В 1958 г. в городе зафиксировано 805 тыс. жителей, через год — 887 тыс. человек, а в 1960 г.— 918 тыс. человек, на первое января 1964 г. население города составило 1 млн. 28 тыс. человек, в 1967 г.— 1 млн. 64 тыс. чел., в то время как расчетная норма (850 тыс.), установленная проектом генерального плана, достигалась только в 1970 г.

Росла и территория города. Если в 1958 г. площадь города составляла 36822 га, то с включением территорий Академгородка и поселка гидроэлектростанции городская площадь возросла до 47700 га.

Стремительный рост населения, опережающее развитие промышленности и отставание строительной базы стали причинами значительной нехватки жилья, несмотря на все возрастающие темпы жилищного строительства. За три десятилетия (начиная с 1927 по 1957 г.) население увеличилось на 570 процентов (механический прирост при этом составил 54), в то время как жилой фонд увеличился только на 400 процентов. Доля малоэтажного индивидуального фонда в жилой застройке достигла 37 процентов, а количество технически амортизированного жилья составляло 21. Городские селитебные территории использовались неэкономично: 54 процента от общей жилой площади составляла одноэтажная застройка; 20 — двух- и трехэтажная, и только 25 процентов — четырех- и пятиэтажная застройка. Водопроводом и канализацией было обеспечено около 40 процентов государственного жилого фонда. С огромных территорий сточные неочищенные воды сбрасывались во внутригородские овраги, в малые реки и Обь. В 1957 г. общий объем капиталовложений в строительство жилых и культурно-бытовых зданий составил 340 млн. руб., или в 1,5 раза больше, чем в предыдущий год. На жилищное строительство было выделено свыше 275 млн. руб. Но стоимость одного м2 жилой площади была высока и составляла 1800 руб. Удельный вес многоэтажного строительства (в основном в пять этажей) повысился до 70 процентов от общего количества сданной в эксплуатацию жилой площади. В малом количестве велось крупноблочное строительство. Значение индустриализации в жилищном строительстве было низким. Применялось множество типовых проектов. Например, двухэтажные дома строились по 21 проекту, пятиэтажные дома — по 11, Если в 1955 г, применялась 21 серия типовых проектов жилых домов, то два года спустя — уже 41, С 1957 г. в практику застройки начали входить серии 418 и 419 с крупноразмерными сборными элементами. В том же году управление совнархоза строило 95 домов в 69 местах города, а объем переходящего жилищного строительства достигал 300 процентов от объемов, вводимых в эксплуатацию. Чрезвычайно неразвитой была база строительной промышленности. В 1956 г. для выполнения годового плана жилищного строительства недоставало около 23 млн. штук условного кирпича (около 8 процентов).

В декабре 1957 г. сессия городского Совета депутатов трудящихся постановила ликвидировать острую нехватку жилой площади в ближайшие три-четыре года и разрешить жилищную проблему в Новосибирске в течение 10—12 лет. По заданию городского отдела по делам архитектуры мастерская генплана выполнила проект застройки города на ближайшие три года (1958—1960 гг.), по которому новые жилые массивы с определенным количеством жилой площади размещались: на правом берегу 943 тыс. м2, на левом 410 тыс., в Первомайском районе 101 тыс. м2 и оставалось 400 тыс. м2 переходного строительства в Дзержинском и Кировском районах. Одновременно разрабатывался семилетний план развития жилищного строительства, в котором определялась наиболее целесообразная схема застройки Новосибирска по генеральному плану для достижения в ближайшие 10—12 лет нормы заселенности в девять м2 на человека (в этот период фактическая обеспеченность составляла около четырех м2).

Для оптимальной организации нового строительства большое значение имел бы генеральный план города как руководящий и организующий документ при реализации новых объемов жилищного строительства. Но такого плана, отвечающего данным условиям, в Новосибирске не было. Последний вариант генерального плана, выполненный в 1952 г. архитектурно-планировочной мастерской Горпроекта под руководством архитектора И. И. Соколова-Добрева, не был утвержден. Однако отсутствие других градостроительных документов вынуждало архитекторов использовать в застройке города все же основные положения, которые развивались на всех стадиях разработки планов, начиная с 1927 г. Застройка отдельных районов в это время выполнялась по проектам детальных планировок, согласованных с планом 1952 г., и тем самым способствовала постепенной реализации генплана. В данный период основная роль в застройке города принадлежала малоэтажному жилью, которое захватило лучшие территории, зарезервированные в генплане под многоэтажную застройку. В результате уже к 1958 г. селитебные территории Новосибирска достигли границ, намеченных генеральным планом на 1970 г. Жилого фонда здесь разместилось меньше, чем предусматривалось.

Корректировка   (в соответствии с Постановлением  ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. и согласно указанию Госстроя РСФСР) неутвержденного генерального плана в 1956 г. не изменила кардинально его основные положения и не привела к его утверждению. В генеральном плане укрупнялись кварталы, упорядочивалась их конфигурация, в застройке преодолевалась разбросанность, но концентрация жилищного строительства в первую очередь реализовалась по-прежнему по главным магистралям и площадям, что вновь вело к некоей «парадности» в приемах периметральной застройки мелких по размерам городских кварталов. И в новых районах жилищного строительства при мелких кварталах территория улиц и площадей достигала 38 процентов от площади брутто городской территории района, вместо нормальных—18—20. В этой «парадности» скрывались более значительные резервы снижения стоимости жилой застройки, чем в архитектурных излишествах.

В целях быстрого увеличения жилого фонда в Новосибирске, по мнению специалистов, было необходимо ограничить строительство промышленных объектов, прекратить механический прирост городского населения, увеличить объем государственного строительства, начиная с 1959 г., в три-четыре раза (с допустимым сносом аварийного жилого фонда в 1960—1961 гг., когда этот снос будет экономически оправданным). Были сделаны выводы о необходимости резкого изменения технической политики в жилищном строительстве, широкого внедрения типовых проектов (при уменьшении количества применяемых серий), развития методов индустриального строительства, концентрации жилищного строительства, всемерного развития его базы. Требования экономичности, состояние инженерного оборудования города и ряда отраслей строительной промышленности определяли применение различных по комфорту типов жилищ — однокомнатных, двух- и трехкомнатных квартир со средней площадью 41—43 м2 (жилой 28—29 м2), оборудованных ваннами длиной 155 см. Такие жилища должны были составлять 60 процентов от общего объема многоэтажного строительства. Снижение высоты этажа до трех метров (2,7 м), сокращение подсобных площадей в малометражных квартирах позволяло уменьшить стоимость одного квадратного метра в двух-трех-, четырех- и пятиэтажных домах с полным инженерным оборудованием до 10 процентов по сравнению со стоимостью жилой площади в домах, строящихся по прежним типовым проектам. Переход к новым сериям типовых домов планировалось завершить к 1959 г. Они должны были стать стабильными на ближайшие три-четыре года.

Для увеличения жилого фонда и обеспечения жителей жилой площадью по установленной норме в течение 10—12 лет в Новосибирске необходимо было построить ее в два-три раза больше имеющейся в 1958 г. Первоочередной задачей стала замена аварийного фонда и обеспечение населения города жилой площадью по шесть м2 на человека. При этом темпы жилищного строительства следовало увеличить в 2—2,5 раза. Этот план-расчет явился исходным социальным заданием для планировщиков-архитекторов (градостроителей) и главного архитектора города.

В конце 1956 г. Совет Министров РСФСР принял постановление об укреплении строительных и проектных организаций Новосибирска, На базе строительных трестов Минстроя СССР образуется территориальное строительное управление, а на основе Горпроекта создается институт Новосибгорпроект по жилищно-гражданскому проектированию (до его создания для города проектировали 19 городских и 18 иногородних проектных организаций). Все средства на жилищное и гражданское строительство города сосредоточиваются в городском Совете, что должно было улучшить проектирование и позволить перейти на индустриальные методы в жилищном строительстве.

Масштабы его требовали развитую индустриальную базу, которая начала создаваться. В 1957 г. вводится в строй первая очередь завода железобетонных изделий № 1. Затем строятся цехи гипсопрокатных перегородок, газобетона и цехи крупнопанельного домостроения серии 1-468. Позже завод достигает годовой мощности в 300 тыс. м2 жилой площади в домах этой серии. В шестидесятых годах завод № б  реконструируется в домостроительный комбинат. В конце следующего года завершается реконструкция первой очереди комбината сборного домостроения с выпуском 140 тыс. м2 жилой площади в год. Выпуск сборного железобетона постоянно увеличивался. Расход его на миллион рублей возрос с 3800 м3 в 1962 г. до 4240 м3 в 1969.

В 1959 г. проведена специализация строительных организаций. Создан трест Жилстрой, а затем и второй специализированный трест — Жилстрой-2. На базе этих трестов в составе совнархоза в Новосибирске было образовано управление строительства, а в 1963 г.— Главзалсибстрой, в состав которого вошли новосибирское, омское, томское управления строительства и промышленности строительных материалов. В 1967 г. на базе строительных организаций Минстроя СССР создано новосибирское управление строительства, подчиненное Главзапсибстрою. Три года спустя на базе новосибирского управления строительства образован Главновосибирскстрой.

27—29 января 1958 г. в Новосибирске состоялся пленум правления Союза архитекторов СССР, посвященный вопросам развития жилищного строительства в городах Сибири и Кузбасса. В нем участвовало свыше 300 архитекторов Сибири, Кузбасса, Москвы, Ленинграда, Баку, Киева и других городов. В резолюции пленума говорилось, «...что быстрые, опережающие и все возрастающие темпы жилищного строительства, рост городского населения особенно обострил в Сибири нуждаемость в жилищах и усложнил решение жилищной проблемы ...имеются и другие трудности, так, например, до сих пор резко отстает от темпов жилищного строительства выполнение работ по благоустройству и инженерному оборудованию городских территорий. Городское благоустройство в свою очередь осложняется из-за того, что в крупных городах Сибири до последнего времени была широко распространена экстенсивная застройка. Так, Новосибирск в настоящее время занимает территорию в 360 км2, из которых 160 являются селитебными с незначительной плотностью расселения — по 40 человек на гектар брутто». Пленум определил и важнейшую задачу жилищного строительства для городов Сибири: «...наиболее рациональное, экономически оправданное размещение больших объемов жилищного строительства с учетом максимального сохранения существующего жилого фонда и экономического использования благоустроенных городских территорий».

В результате проведенных мероприятий темпы жилищного строительства города приобрели невиданные до этого масштабы. Если в 1956 г. было построено 150 тыс. м2 жилой площади, в следующем—-306, то через два года — уже 504 тыс. м2. В период семилетки (1959— 1965 гг.) намечалось построить около 3100 тыс. м2, то есть в среднем по 450 тыс. м2 жилой площади в год.

Жилой фонд за этот период должен был удвоиться и опережать рост населения. В период 1956—1965 г. в два раза возросла средняя жилплощадь на человека.

В связи с большим государственным жилищным строительством изменяется и структура жилого фонда города. Обобществленный государственный жилой фонд занимает все больший удельный вес: в 1956 г.— 54 процента, в 1960 г.— 61, в 1966 г.— 75 процентов. Однако доля индивидуального малоэтажного строительства все еще была велика. Так, например, в 1958 г. строилось малоэтажных и индивидуальных домов до 70 процентов от общего количества жилья, неэффективно занимались большие селитебные территории, создавая при этом значительные трудности в выборе площадок для государственного многоэтажного строительства. В 1960 г. малоэтажные жилые дома содержали 79 процентов жилой площади города, а многоэтажные жилые дома только 21. К 1966 г. доля жилой площади в домах в четыре, пять и более этажей достигла уже 48 процентов. Средняя этажность жилой застройки постепенно возрастала: с 2,18 в 1960 до 3,2 в 1966 г. В этот период многоэтажная жилая застройка чаще всего велась домами в четыре и пять этажей, что для такого крупного города, как Новосибирск, было неэкономичным (малые плотности застройки) и создавало большие трудности в благоустройстве территорий и развитии городского транспорта. Процент капитальности городской застройки оставался еще низким. Так, к 1966 г. только 60 процентов жилой застройки города было в долговечных строительных материалах (кирпич, камень, бетон). Также был еще низким процент жилищ с инженерным оборудованием. На тот же год только 50 процентов жилых домов имели все виды инженерно-технического оборудования: водопровод, канализацию, центральное отопление, горячую воду. Около , 13 процентов домов имели водопровод и канализацию, три — только водопровод. При этом треть жилищ не имела никакого санитарно-технического оборудования, так что инженерное оборудование жилищ оставалось насущной проблемой городского строительства.

В застройке города применялись типовые проекты ленинградской серии 405 (с продольной стеной), затем серии 418 и 419 с унифицированной секцией, универсальной конструктивной схемой (поперечная и продольная система опор) и высокими показателями сборности. Двухэтажные дома строились по типовым проектам, разработанным горьковским Горпроектом, и по серии 1-247-1. С 1957 г. в практику застройки входили дома с малометражными квартирами и высотой этажа 2,5—2,7 м (серия 1-447), созданные на основе материалов Всесоюзного конкурса. Их планировка была неудачной, с проходными комнатами, узкими и удлиненными в глубину дома, затесненными кухнями и входными узлами.

Осваиваются методы полносборного строительства жилых домов, и крупнопанельное домостроение становится основным направлением развития жилищного строительства в городе. В 1959—1960 гг. на заводе ЖБИ-6 стендовым способом изготовили детали для первого крупнопанельного дома. Его конструкции крупных панелей, наружных и внутренних стен и технология их изготовления разрабатывались московской архитектурной мастерской (конструктор Дыховичный), институтом Новосибпроект и новосибирским трестом Железобетон. Крупные панели размером 560X280 см, толщиной 40 см изготавливались конвейерным способом. Это был пятиэтажный 80-квартирный дом, возведенный в 1960 г. по улице Космической № 12/1 бригадой Л. К. Путренкова. Для постройки других крупнопанельных жилых сооружений был выбран проект дома каркасно-панельной конструкции из серии 1-335, разработанный инженером Л. Г. Юзбашевым в Ленгорстройпроекте.

На Мочищенском заводе сборного железобетона Минтрансстроя СССР к существующему цеху сборного железобетона был пристроен пролет и в нем изготовили конструкции этих домов (начальник цеха инженер Г. Б. Тынкевич). Их возвели в поселке Мочище и на улице Сибирской. Управление Сибакадемстрой реконструировало завод под выпуск домов серии 1—464, более перспективной в отношении этажности и прочностных характеристик отдельных узлов. В 1961 г. строители Академгородка уже возводили первый четырехэтажный дом этой серии. В том же году пятиэтажные дома возводились бригадами монтажников Н. И, Рябкова и Г. М. Савченко на жилмассиве по улице Гоголя. Уже в 1961 г. новосибирские строители сдали в эксплуатацию 135 тыс. м2 жилья, или 54 новых 80-квартирных панельных дома. В следующем году уровень сборного домостроения к общему объему жилищного строительства составил 21 процент, в 1967 г.— уже 65. На базе завода КПД-6 был образован ДСК-1 (1962 г.), который выпускал панельный пятиэтажный секционный дом (железобетонная «пятиэтажка»). За седьмую пятилетку ДСК-1 выпустил деталей на 1250 тыс. м2 общей площади, из которых 670 тыс. м2 было смонтировано силами самого комбината. На монтаж и отделку 80-квартирного крупнопанельного дома в 1962 г. затрачивался год. На сборку такого же дома через шесть-семь лет требовалось уже только три-четыре месяца. Затем перешли на строительство и 119-квартирных домов, внешний вид и планировка которых были несколько лучше.

Таким образом, крупнопанельное домостроение становилось в Новосибирске основным и решающим видом жилищного строительства, что предъявляло к нему не только новые конструктивные, технологические и производственные требования, но также типологические, архитектурные и градостроительные.

Первые жилые массивы домов новых серий возникли на главных магистралях Дзержинского, Центрального и Кировского районов. Застройка жилого массива по улице Богдана Хмельницкого продолжалась исключительно по типовым проектам с полным внутриквартальным благоустройством. Многие кварталы имели периметральную застройку из групп домов, что определило и застройку улицы стеной жилых домов по красным линиям. В 1956 г. архитекторы Горпроекта на основе крупноблочного строительства разработали для «Красной горки» новый проект, для которого приняты пятиэтажные 40-квартирные жилые дома из крупных блоков серии 1—419—16 (два рядовых и один угловой тип). В кварталах создавались замкнутые дворы, которые защищали их пространства от ветров и снеговых заносов, выделялись детские игровые площадки и хозяйственные дворики.

Застройка проспекта Карла Маркса. Новосибирск. Арх. А.Ф. Якусевич,  Р.М. Окунева. Конец  50-х  годов 

Застройка проспекта Карла Маркса. Новосибирск. Арх. А.Ф. Якусевич,  Р.М. Окунева. Конец  50-х  годов 

Те же приемы планировки (периметральные группы застройки кварталов) были использованы при строительстве на проспекте Карла Маркса — новой магистрали левобережья, идущей от коммунального моста к центральной части района (длиной 1,5 км). На свободных территориях, прилегающих к магистрали, планировалось разместить около 700 тыс. м2 новой жилой площади, а также комплексы зданий двух учебных институтов (электротехнического и советской кооперативной торговли). Проект детальной планировки этого района во многих вариантах разрабатывался Ленгорпроектом с кварталами площадью до 15 га и застройкой по типовым проектам четырех- и пятиэтажных жилых и общественных зданий. Проект во всем базировался еще на старых принципах «магистральной» застройки, где большее внимание уделялось внешней стороне архитектуры, чем рациональной планировочной организации. Хотя дальнейшая разработка проектов постройки массива на проспекте Карла Маркса принадлежала уже архитекторам Новосибгорпроекта, их реализация осуществлялась на основе общей структурной планировки, заложенной в ленинградском проекте. В 1958 г. началось строительство двух укрупненных кварталов (5 и 6) площадью по 16 га по обеим сторонам проспекта (архитекторы А. Ф. Якусевич и Р. М. Окунева).

Второй массив жилых домов заложили в 1961—1962 гг. на месте бывшего поля и деревянных сооружений городского ипподрома по улице Гоголя в Центральном районе Новосибирска.

Станиславский жилмассив. Новосибирск. Арх. Е.И. Засядь-Волк, И.К. Ершова. 1963  г. 

Станиславский жилмассив. Новосибирск. Арх. Е.И. Засядь-Волк, И.К. Ершова. 1963  г. 

Через год по проекту архитекторов Е. И. Засядь-Волк и И. К. Ершовой начали строить Станиславский жилой массив. Здесь применялись дома серии 1—447-С в пять этажей и дома из крупных панелей серии 1—464-Д. Позднее возводились кирпичные девяти- и двенадцатиэтажные дома. Общая территория массива составила 48,6 га, а жилая — 28,8 га, с плотностью застройки 20 процентов.

Жилые дома серий  1—468,  1—447,  1—464-А были    одинаковыми по размерам, длине, ширине, высоте  (пять этажей). Кирпичные дома по размерам не отличались от крупнопанельных домов. Поэтому появился единый масштаб застройки в значительных по размерам жилых комплексах, но воспринимался он с навязчивым однообразием и монотонностью, без какой-либо силуэтной и пластической образности, без разнообразия в пространственных композициях. Схемы планировки и  застройки кварталов  претерпевали со временем  некоторые изменения — от  элементарных  периметральных  групп  застройки    кварталов (по улице Богдана Хмельницкого и проспекту Карла Маркса), через функционально   оправданные   ряды   «строчной»   застройки   (по   улице Гоголя), до более результативной в функциональном и эстетическом отношениях, так называемой «свободной» планировки больших территорий    (межмагистральных).   Пример   этого — Станиславский   массив, где сделана попытка целесообразно использовать рельеф    территории, более точной ориентации жилых домов, с продуманной организацией внутренних пространств  микрорайона  и рациональным    расположением детских учреждений, школ и зеленых насаждений. Типовые общественные сооружения во всех массивах не способствовали их композиционной  «оживленности»,  по  архитектуре были  мелкомасштабными и невыразительными  и  носили  название  «вставок», так как устанавливались в общий ряд жилых домов, без всякого пространственного акцентирования или расставлялись индифферентно по периферии. Постепенно на практике в Новосибирске начинает осуществляться идея микрорайона  как  структурной  единицы  города  с определенным  социальным обслуживанием на его территории, с    увеличением    численности населения до шести-десяти тыс. человек и более.

За десятилетие  (1958—1967 гг.)  в городе построено 4300 тыс. м2 жилья. В новые дома вселилось почти 600 тыс. человек. Появились новые жилмассивы: Гусинобродский, Затулинский, Западный, Кропоткинский, Ботанический и т. д. С 1963 г. пятиэтажными панельными домами застраивается улица Объединения.

Крупным и интересным градостроительным экспериментом не только для Новосибирска, но и для всей Сибири стало строительство городка Сибирского отделения Академии наук СССР,  в котором проявился новый подход к системе функциональной организации жилой застройки и современным планировочным приемам................

Новосибирский Академгородок. История создания Новосибирский Академгородок. История создания 

..................Опыт проектирования и строительства Академгородка оказал большое влияние на практику застройки всего Новосибирска.

Размещение нового жилого фонда в городе показывало необходимость разрешения перспективных задач градообразования, с тем чтобы не допустить конъюнктуры в организации общей застройки, экономии городских территорий, развития интенсивной застройки во всех ее организационных формах (государственной, самодеятельной и индивидуальной) и концентрации массового жилищного строительства..........

Генплан Новосибирска 1959-1968 гг. Проект «Новосибгражданпроекта» Генплан Новосибирска 1959-1968 гг. Проект «Новосибгражданпроекта»

..........В  шестидесятые годы одновременно со строительством    Академгородка и в период составления генерального плана совершенствовалась пространственно-планировочная структура города. После постройки коммунального моста через Обь реконструкцией    была    охвачена вся центральная часть города. С конца пятидесятых годов рождается улица Восход  (бывшая Сузунская), расширяясь более чем  втрое,  с устройством   бульвара между двумя проезжими частями.  Асфальтируется улица Кирова. После сноса старого кирпичного   одноэтажного универмага и барачной жилой застройки в створе улицы Восход по направлению к улице Кирова началось строительство здания Государственной  публичной  научно-технической    библиотеки  СО  АН  СССР, проектирование которого  вела  группа   архитекторов  Новосибпроекта. Реконструировалась и расширялась улица Большевистская   (дорога в Академгородок)  с постройкой второго полотна. На стыке ее и Красного проспекта в 1957 г. построен железобетонный мост длиной в 42 метра и шириной почти равный проезжей части улицы. При этом ликвидирована часть старейшей в городе овражной трущобной застройки, существовавшей с начала века; спрямлена и плавно    закруглена значительная часть главной транспортной магистрали города — Красного проспекта, ведущая в Октябрьский район и    на    коммунальный мост. Вдоль улицы Большевистской по берегу Оби от устья Каменки развернулось строительство бетонной подпорной стенки, сходов к воде и благоустройство прибрежной территории с организацией    вдоль Оби парковой зоны. Были снесены жилые деревянные   дома,    водноспортивная база со спортивным залом, каменная спасательная станция на водах и другие. Проект набережной в 1955 г. составлен в Новосибпроекте архитекторами Р. М. Окуневой,    А. Г. Скоробогатько. Строительство набережной по Оби окончено в 1964 г. от устья Каменки до  Октябрьского  моста.  Значительной    реконструкции    в  течение шестидесятых  годов  вновь  подвергся  Красный  проспект,  начиная  от нового моста через Каменку. Строится железнодорожная эстакада по алтайскому направлению железной дороги со сносом ряда прижелезнодорожных устройств и строений в полосе ее отвода, что значительно расширяет проезжую часть проспекта. От улицы    Сибревкома    до путепровода   (3,5  км)   укладывается  третий  слой  асфальта,  строятся ливневая  канализация,  асфальтированные тротуары вдоль  проспекта, асфальтируются также улицы, пересекающие проспект:  Достоевского, Писарева, Максима   Горького.  Откосы  около  путепровода  одерновывались. Через мочищенскую промоину   строилась    дамба.    В    1956_ 1957 гг. в конце восьмикилометрового проспекта    возводится    здание городского аэровокзала. Типовой проект «привязан» и доработан архитекторами Н. И. Углицких, и О. И. Жигаловой. Аэровокзал замкнул перспективу проспекта от Второй Ельцовки.

В этот период за путепроводом формируется новая застройка проспекта, отличающаяся от ранее сложившейся такими сооружениями, как техникум (бывший совнархоз) архитектора Н. Ф. Храненко (1954 г.), общежитие водного института архитектора В. А. Добролюбова (1953 г.), жилые дома на пересечении Красного проспекта улицей Достоевского архитекторов Н. Ф. Храненко и К. П. Зайцева. В архитектуре этих зданий творческая ориентация на стилизацию под псевдоклассицизм вылилась в огрубление ордерных форм, чрезмерную их монументализацию (в здании техникума), самопроизвольную и малопрофессиональную трактовку (прорисовку) приемов архитектурной композиции и форм классицизма. Тяжеловесные, массивные сооружения не составляют целостного архитектурного ансамбля, хотя здания возведены в одно время и в одном архитектурном направлении.

Застройка Красного проспекта за путепроводом. Арх. А. А. Сабиров, М. Н. Стародубов. 1965—1969 гг. 

Застройка Красного проспекта за путепроводом. Арх. А. А. Сабиров, М. Н. Стародубов. 1965—1969 гг. 

Новая часть застройки проспекта за путепроводом в 1965—1969 гг. осуществилась по проекту архитекторов А. А. Сабирова и М. И. Стародубова. Авторам удалось достичь здесь определенной ансамблевости и архитектурной целостности. Проектировщики своеобразно использовали существующий рельеф и профиль проспекта. Они поставили сооружения (жилые дома в пять и девять этажей с магазинами, ресторанами, библиотекой, салоном-парикмахерской и др. в первых этажах) не по красной линии проспекта, а отнесли их на высокие точки рельефа (бровки откосов). Вдоль тротуаров и между линией застройки оставлены зеленые партеры и озелененные (травянистые) откосы с лестницами-подъемами или подпорные каменные стенки у мостового перехода железной дороги и у улицы Кропоткина, пересекающей проспект. Асимметрия застройки по сторонам проспекта усилила ее ритмику, а высотный контраст придал ей разнообразие и торжественность. Ощущение пространственной свободы и в то же время городского уюта присущи данной части проспекта. Подобный опыт был пока единственным в городе. Архитектура застройки лишена какой-либо декоративности или нарочитой стилизации. Высокий уровень композиционного решения достигнут за счет удачно использованной градостроительной ситуации, единства масштаба зданий и их архитектурной трактовки.

В эти же годы оформляется площадь им. М. И. Калинина — транспортная развязка на пересечении двух структурообразующих магистралей, определяющих всю планировку Заельцовского района, улицы Дуси Ковальчук и Красного проспекта............

Площадь Калинина Площадь Калинина 

..................Крупнейшим   градостроительным   явлением    шестидесятых    годов стала пробивка Вокзальной магистрали от площади им. В. И. Ленина до площади им. Н. Г. Гарина-Михайловского  (Вокзальной)..............

Вокзальная магистраль Вокзальная магистраль

....................В 1968 г. строится проезжая часть проспекта Димитрова. Основной   задачей   в   благоустройстве   шестидесятых   годов   было создание новых транспортных магистралей, завершение комплекса работ по асфальтированию, устройству искусственного    освещения    на существующих маршрутах транспорта и улучшению санитарного состояния города. В Центральном районе для разгрузки Красного проспекта от транспорта прокладывалась магистраль по улице Каменской от улицы Гоголя до улицы Сибревкома с выходом ее к мосту через Каменку. Магистраль расширялась и асфальтировалась по всей длине. Новая транспортная магистраль сооружалась по улице Кропоткина от Красного проспекта до улицы Крупской (1,5 км).

Построены путепроводы-развязки с железными дорогами в двух уровнях — по улице Станиславского в Ленинском районе и по улице Сибиряков-гвардейцев в Кировском, транспортные переходы по дамбам через Каменку по улице Кошурникова и в створе улиц Орджоникидзе и Покатной. Эти магистрали кратчайшими путями соединяли Октябрьский район с центральной частью города.

Заасфальтированы улицы Дуси Ковальчук от площади имени М. И. Калинина до Сухарной дамбы, Трикотажная от проспекта Дзержинского до путепровода. Капиталовложения на благоустройство города на семилетие составили около 400 млн. руб. В 1968 г. протяженность городских улиц достигла 1300 км, из них 660 км имели асфальтовые и бетонные покрытия.

С 1966 г. начаты работы по замыву оврагов от устья Каменки в глубину центральной части города. Эта овражная зона была самой разветвленной (из 220 оврагов города 65 находилось здесь), разобщала Центральный, Октябрьский и Дзержинский районы. Строился железобетонный коллектор, состоящий из двух труб, собираемых из отдельных блоков на свайном основании, со средним уровнем воды в искусственном русле в 0,5 метра. Через каждые 120—130 метров находились смотровые камеры, которые оборудовались лестницами для выхода наружу.

Глубина залегания коллектора местами доходила до 25 метров. К началу семидесятых годов (девятая пятилетка) выстроено до километра коллектора и намыто более трех млн. м3 грунта, снесены сотни ветхих домишек. В этой же пятилетке работы продолжались. На них было ассигновано 15 млн. руб. Построено еще более километра коллектора, снесено 714 ветхих домов и переселено в благоустроенные жилища более тысячи семей. Всего же за десять лет после начала работ было намыто более шести млн. м3 грунта, который забирался со дна Оби. Общая площадь намыва составила 36 га. Полностью было ликвидировано 37 оврагов, а длина коллектора достигла почти 2,5км. За это время снесено более 2,5 тыс. ветхих жилищ, переселено около 11 тыс. человек, которым предоставлено 80 тыс. м2 новой, благоустроенной жилой площади.

С 1966 г. в Новосибирске и Бердске создается канализационная система. Организован новосибирский участок Тульского специализированного управления треста Союзшахтоспецпромстрой, в который съехались проходчики из Подмосковья, Новокузнецка, Тулы для строительства подземных тоннельных магистралей. Подземный коридор диаметром 2,56 м удлинялся на 90—100 м каждый месяц.

С 1955 по 1970 г. в Новосибирске построено много общественных зданий, формирующих облик города. Проектировалась и строилась Государственная публичная научно-техническая библиотека. Проект разрабатывался в Новосибпроекте авторским коллективом: архитекторы А. А. Воловик, Г. Н. Бурханов, Е. В. Амосов, консультант московский архитектор Ф. Н. Пащенко, инженеры Н. Б. Лившиц, В. П. Трибушевский, В. П. Галилеев, Г. Р. Грязнов и другие. Здание проектировалось как первая очередь комплекса. Оно размещалось на высоких отметках Октябрьского района, на замыкании улицы Восход, идущей в центр района (а в будущем и общегородской центр)...........

Государственная публичная научно-техническая библиотека Государственная публичная научно-техническая библиотека 

.................Другим крупнейшим сооружением Новосибирска стал цирк, строительство которого растянулось на все шестидесятые годы. Цирк как здание нового типа проектировался в московском институте Гипротеатр архитекторами С. Гелфер, и Г. Наприенко, конструктором В. Корниловым...............

Новосибирский цирк Новосибирский цирк

..............12 февраля 1971 г. празднично засияли огни нового цирка. Его строительством начиналась реконструкция старейшего района города— Железнодорожного, вдоль улицы Челюскинцев. Сама улица расширялась и благоустраивалась. На ней строился Дворец культуры железнодорожников.

В течение шестидесятых годов по проекту архитекторов А. А. Воловика, Ю. А. Захарова и М. М. Пирогова, победителей городского конкурса, сооружался речной вокзал, местоположение которого было определено в створе улицы Добролюбова..................

Речной вокзал Речной вокзал 

.............Строительство здания речного вокзала затянулось, и он был принят в эксплуатацию только в апреле 1974 г.

В 1969 г. построен Дворец культуры завода им. В. П. Чкалова (архитектор М. М. Пирогов). Автор проекта не был свободен в своих композиционных решениях, так как ему пришлось использовать уже существующие фундаменты и части ранее строящегося клубного здания....................

Дворец Чкалова Дворец Чкалова 

.............В этот период Новосибирск обогатился рядом кинотеатров. В 1958 г. институт Новосибпроект разработал проектное задание на строительство широкоэкранного кинотеатра на 960 мест, с размерами зрительного зала 18X36 м, высотой 9 м, с экраном 6x15 м. Проект составляли архитекторы Г. Ф. Кравцов и Г. П. Зильберман. Кинотеатр был построен к 1959 г. Он представлял собой пристройку к существующему зданию кинотеатра «Победа», без какого-либо изменения его общей композиции. Таким образом, кинотеатр стал двухзальным с общим фойе и служебными помещениями, существовавшими ранее. В 1967 г. новый зал кинотеатра был перестроен частично для показа широкоформатных фильмов.

В восьмой пятилетке в городе возведено семь кинотеатров. Самым крупным из них был кинотеатр им. В. В. Маяковского на 1200 мест, (зрительный зал длиной 36 метров и шириной 30 метров), с экраном размерами 11 на 22 метра. Здание строилось по типовому проекту на месте снесенного старого кинотеатра, построенного А. Д. Крячковым в 1924 г. и носившего первоначально название «Совкино», а затем переименованного в кинотеатр им. В. В. Маяковского с установкой горельефной скульптуры поэта над входом в здание (скульптор Н. Рапопорт)..................

Кинотеатр им. Маяковского Кинотеатр им. Маяковского

........С некоторой различной трактовкой внешнего облика, цвета и деталей построены в 1962 г. по типовому проекту здания кинотеатров «Космос» по улице Богдана Хмельницкого и в Академгородке «Москва» (с залами на 800 мест). В 1969 г. на проспекте Карла Маркса сооружен широкоформатный кинотеатр «Аврора» (также по типовому проекту). Все эти здания, построенные в разных районах города, стали играть большую роль в культурно-просветительной и политической работе, поднимая значение одного из важнейших видов искусства на более высокий уровень.

Академгородок, общественный центр. Кинотеатр «Москва» 

Академгородок, общественный центр. Кинотеатр «Москва» 

Крупные научные и общественные сооружения строились в Академгородке. Первым общественно-зрелищным зданием стал клуб строителей (и кинотеатр) «Юность» (1962 г.) у начала проспекта академика М. А. Лаврентьева. Построен по типовому проекту со зрительным залом на 800 мест.

Центральным зданием зоны институтов является главный корпус Института ядерной физики, расположенный в точке сочленения Т-образного соединения магистралей, на которые выходят научные институты..............

Институт ядерной физики Институт ядерной физики

В первой половине шестидесятых годов формируется ансамбль центра Академгородка. Наиболее крупным его сооружением стал общественно-торговый комплекс (1964 г.), проект которого разработан в Институте экспериментального проектирования (НИИЭП) Академии строительства и архитектуры СССР под руководством архитекторов А. Образцова и К. Карташевой (архитекторы А. Анисимов, Л. Кононова, И. Милашевская, Э. Озол, инженеры А. Лурье, М. Конгридзе, Б. Антонов)........

Торговый комплекс Академгородка. Гостиница «Золотая долина» Торговый комплекс Академгородка. Гостиница «Золотая долина» 

........Этой же авторской группе, а также архитекторам Л. Лаврову, М. Левину, А. Ротинову принадлежит и здание Дома ученых   (начало строительства  1963 г.), включающее театральную часть со зрительным залом на 800 мест, клубную с библиотекой и кулуарами для выставок и отдыха, зимним садом на высоте двух этажей,  столовой-рестораном  с  баром,  спортивным ядром............

Дом Учёных. Академгородок Дом Учёных. Академгородок

.............В Новосибирске в эти годы созданы мемориальные ансамбли и сооружения, пластическими композициями и высоким историческим и социально-политическим содержанием обогатившие общественные городские центры и в целом городскую среду.

Окончательно оформлен мемориал в сквере Героев революции, формирование которого началось на бывшей площади Революции (превращенной затем в сквер) захоронением в январе 1920г. борцов за власть Советов — жертв колчаковского террора и последующим сооружением памятника-монумента памяти 104-х (ноябрь 1922г.). В 1957 г. в сквер перенесены со старого городского кладбища и перезахоронены останки большевиков — членов Новониколаевского исполкома: А. И. Петухова, Ф. П. Серебренникова, Ф. И. Горбаня, Ф. С. Шмурыгина, погибших от рук белочехов в 1918 г. Тогда же было решено реконструировать сквер с созданием мемориала Героев революции, включающего все памятники сквера: захоронение П. Е. Щетинкина — партизанского полководца, героя гражданской войны (похоронен в 1927 г.), могилу Адриена Лежена — последнего ветерана Парижской коммуны, умершего в Новосибирске в 1942 г. Четыре года спустя перехоронен в сквере; в 1971 г. прах его перенесен на парижское кладбище Пер-Лашез. Проект мемориала был составлен архитектором Э. Гороховским и скульптором М. Меньшиковым. В 1957 г. установлены на аллее сквера мраморные постаменты и скульптурные бюсты сибирских революционеров П. Е. Щетинкина, В. Р. Романова, А. И. Петухова, Ф. П. Серебренникова (остальные скульптуры — Ф. И. Горбаня, Ф. С. Шмурыгина, Д. М. Полковникова и Е. Б. Ковальчук — установлены через 20 лет, в октябре 1977 г.). На могиле Адриена Лежена была плита с соот­ветствующими надписями и беломраморная стела с бронзовым рельефом профиля лица коммунара. Через три года (1960 г.) ансамбль мемориала завершен монументальным (40 метров в длину) панно из бетонных плит с высеченной на них многофигурной композицией на тему торжества Революции и скорби по ее погибшим борцам, на котором были слова (автор А. И. Смердов): «Жизнь безымянных — подвиг, факел свободы и правды...», «Мужество ваше и доблесть чтут благодарно потомки...» и др. Автор панно — художник-монументалист А. С. Чернобровцев, при участии Е. Александровой, Д. Обуховского, Н. Навроцкого. К сожалению, панно смонтировано на стене сарая для театральных декораций, низкокачественной постройки и, кроме того, остались неосуществленными некоторые его элементы, что снижает его эстетическое качество и содержание.

Мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941—1945 гг.»

Мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941—1945 гг.» 

6 ноября 1967 г. в Кировском (ныне Ленинском) районе открыт мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941—1945 гг.». (монумент Славы), сооруженный по проекту А. С. Чернобровцева, архитекторов М. М. Пирогова, Б. А. Захарова, скульптора Б. Л. Ермишина, (автора скульптуры Скорбящей Матери). Монумент-мемориал построен на окончании бульвара, который был распланирован в середине тридцатых годов в составе проектируемого тогда «социалистического города» (ширина 200 м). Он состоит из прямоугольной площади Торжеств, замыкаемой с востока пятью десятиметровыми пилонами, символизирующими годы войны. На них имеются соответствующие символике лет фигурные рельефы, атрибуты и надписи. У подножия пилонов — урны, где хранится земля с мест сражений (под Ельней, с Бородинского поля, с Мамаева кургана, с мест сражений 19-го Гвардейского Сибирского добровольческого корпуса). За пилонами — площадь Скорби и Печали со скульптурой Скорбящей Матери и чашей с Вечным огнем, зажженным от металлургической печи завода им. В. П. Чкалова, работавшей все военные годы. На пилонах со стороны этой площади более 30 тыс. фамилий воинов-новосибирцев, погибших в годы войны. Площадь ансамбля занимает почти два га. Его окружают березы. 9 мая 1970 г. у мемориала установлен пост № 1 — почетный комсомольско-пионерский караул.

В 53-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции и 100-летнюю годовщину со дня рождения В. И. Ленина, 5 ноября 1970 г., открыт памятник В. И. Ленину на площади его имени по оси симметрии театра оперы и балета и на замыкании улицы Ленина, выходящей на площадь. Многофигурная (бронза) композиция памятника придала площади определенную законченность, новые масштабные соотношения, обогатила ее пространственное содержание. Авторы ансамбля памятника — скульптор И. Ф. Бродский, московский архитектор И. Г. Покровский, новосибирские архитекторы С. П. Скобликов и Г. Н. Бурханов.

Герб Новосибирска23 декабря 1970 г. горисполком утвердил герб Новосибирска. Проект его сделан художником-гравером В. Н. Узбеком. На прямоугольном щите с закругленными нижними углами на зеленом поле изображен горящий факел как символ революционных преобразований, который окружают шестерня, колос и орбиты движения электронов — символы индустрии, науки, культуры в целом, символы единства рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Вверху золотом по черному фону выполнена надпись «Новосибирск». Зеленое поле и синяя полоса внизу щита — символы богатства Сибири.