Глава I. АРХИТЕКТУРА НОВОСИБИРСКА ПОСЛЕВОЕННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ. 1945-1955 гг.

9 мая 1945 г. Незабываемый день в истории нашего государства: победой завершилась борьба советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Вместе со всей страной праздновали и новосибирцы, много сделавшие для победы в тяжелые годы войны: тысячи жителей города ушли на фронт, а оставшиеся в тылу самоотверженно трудились, приближая ее.

Эти праздничные майские дни были ознаменованы большим культурным событием в жизни не только Новосибирска, но и всей Сибири. 12 мая 1945 г. поднялся занавес в новом театре Сибири, ставшем впоследствии Государственным академическим театром оперы и балета. Новосибирцы и их гости услышали оперу М. И. Глинки «Иван Сусанин». Спектакль был поставлен режиссером Н. Г. Фридом, художественное оформление выполнил народный художник РСФСР К. Ф. Юон. Оркестром дирижировал И. А. Зак.

Наступили мерные дни, о которых еще недавно мечтали сибиряки. Вернувшиеся с фронта солдаты вставали к станкам, шли на стройки, железную дорогу, транспорт. Город рос невиданными темпами. Еще в годы войны возрос его промышленный потенциал. Сюда были перебазированы заводы «Электросигнал», приборостроительный им. В. И. Ленина, Кусковский химзавод, инструментальный и другие. Ряд предприятий выдал первую продукцию: оловозавод, «Тяжстанкогидропресс», металлургический, которому впоследствии присвоили имя А. Н. Кузьмина — первого директора, а затем министра черной металлургии СССР.

В мирное время продолжалось развитие промышленности Новосибирска, и он по-прежнему являлся крупнейшим индустриальным и транспортным центром Западной Сибири. Валовая продукция его промышленности увеличилась в 1955 г. по сравнению с 1940-м в 10,7 раза. Темпы ее развития были выше средних темпов развития промышленности по СССР. В 1955 г. удельный вес промышленного производства Новосибирска в Западной Сибири составил 20 процентов.

Город развивается прежде всего как машиностроительный центр с преобладанием станкостроительного и инструментального производства. По сравнению с 1940 г. объем продукции машиностроения к 1955-му вырос в 28 раз.

Одним из крупнейших станкостроительных предприятий города стал завод им. А. И. Ефремова («Тяжстанкогидропресс»), выпускающий свыше 50 наименований уникальных тяжелых станков и гидравлических прессов. Он освоил производство карусельных станков с диаметром планшайбы в семь метров, весом 360 тонн, горизонтально-расточных станков с диаметром шпинделя 750 мм, трубоиспытательных прессов, ковочных гидравлических прессов мощностью 800 тонн, прессов для пакетирования хлопка. Насосно-аккумуляторные станции, выпускаемые заводом, могли приводить в действие оборудование большого цеха или даже целого завода.

Станкостроительный завод им. XVI партсъезда выпускал металлорежущие комбинированные станки, на которых выполнялись токарные, сверлильные, расточные, фрезерные и другие виды работ. Завод создавал быстроходные полуавтоматы для предприятий с массовым производством.

Инструментальный завод, давший первую продукцию в декабре 1941 г., производил специальный контрольно-измерительный, режущий и зажимный инструмент. В серийном и крупносерийном плане он освоил выпуск около 580 видов специального и многих видов нормализованного инструмента. (Как оружейный завод основан в 1721 г. в Сестрорецке Петром I. В июле 1941 г. ему исполнилось 220 лет. В декабре 1941 г. эвакуирован в Новосибирск.).

Другим важнейшим направлением индустриального развития Новосибирска явилась электро- и радиотехническая промышленность. Город стал крупнейшим ее центром в Сибири, дающим сложную и разнообразную продукцию: турбо- и гидрогенераторы, оборудование для электростанций и угольных шахт, а также аппаратуру и средства связи. В ней нуждалось большое энергетическое строительство Сибири и многие отрасли отечественной промышленности. Крупнейшим предприятием стал завод «Сибэлектротяжмаш» (турбогенераторный завод), строительство которого началось в 1950 г. Уже через три года он выпустил первые асинхронные машины мощностью в две тыс. кВт, а через пять лет — первые турбогенераторы мощностью в 30 тыс. кВт, С 1956 г. начал поставлять гидрогенераторы мощностью в 82 тыс. кВт для Иркутской гидроэлектростанции. В следующей пятилетке по плану завод должен был повысить свою производительность в пять раз.

Заводы «Электросигнал» и радиодеталей представляли радиотехническую промышленность. Новосибирский приборостроительный завод им. В. И. Ленина производил оптические приборы различных классов и типов, микроскопы к резбошлифовальным станкам (Основан в 1905 г. в Риге). На базе строящегося трикотажного комбината создается завод точного машиностроения.

Развивается и сельскохозяйственное машиностроение. Ведущим предприятием этой отрасли был завод «Сибсельмаш», выпускавший почвообрабатывающие, уборочные, сортировочные машины. Его 42 поточно-конвейерные линии имели протяженность 12 км. В 1948 г. завод собирал до 700 сеялок в месяц, в 1955 — до пяти тыс. Лущильниками, дисковыми боронами, кусторезами, тракторными сеялками и многими другими машинами оснащалось сельское хозяйство Западной Сибири, Казахстана, Дальнего Востока.

Другие специализирующаеся отрасли промышленности Новосибирска: производство горного оборудования, транспортное машиностроение, химическая промышленность. Завод «Труд» в годы войны изготавливал газогенераторные установки для автомобильного транспорта, обогатительное оборудование для золотодобывающей промышленности, а после войны обслуживал горно-добывающую промышленность, выдавая горно-обогатительное и горно-шахтное оборудование. Стрелочный завод производил железнодорожные стрелочные переводы повышенной стойкости; завод строительных машин — высокопроизводительные растворо- и бетономешалки и другие механизмы для строительного производства.

На базе эвакуированного Кусковского химического завода в октябре 1941 г. началось строительство химического завода, который в феврале следующего года уже дал первую продукцию. В 1954 г. к нему присоединили камфарный завод. Новосибирский химико-фармацевтический завод, организованный на базе нескольких московских, в марте 1942 г. выпустил крайне нужную для фронта продукцию: настойку йода. Предприятия химической промышленности производили пластмассы, лаки, медицинские препараты, камфару, карбид, скипидар.

Легкая и пищевая промышленность, значительно развитая в Новосибирске, была тесно связана с сельским хозяйством Западной Сибири и опиралась на его продукцию.

Трикотажная промышленность города по объему производства занимала первое место в крае, снабжая своими изделиями всю Сибирь и Дальний Восток. В 1955 г. выпускалось верхнего трикотажа до 785 тыс. штук, бельевого — до 2,6 млн. штук, чулочно-носочных изделий — восемь млн. пар. Изготавливались они из пряжи, привозимой из Барнаула, Красноярска, Каиска, Ярославля и других городов страны. Миллионы метров ткани в год производил хлопчатобумажный комбинат, построенный в годы Великой Отечественной войны. Он вырабатывал до 55 млн. метров паковочной сорочки и диагонали, с окончательной отделкой тканей в Канске. В его состав входили прядильная и ткацкая фабрики. Семь швейных фабрик работали в Новосибирске, среди них старейшая и крупнейшая — им. ЦК профсоюза швейников. Швейная промышленность, одна из ведущих в городе, ежегодно выпускала продукции на сумму до 900 млн. руб. Валовая же продукция этой отрасли по сравнению с 1940 г. возросла к концу пятой пятилетки более чем в три раза.

Объем производства кожевенно-обувной промышленности по сравнению с 1940 г. к концу пятой пятилетки также возрос более чем в 2,5 раза. В 1955 г. на основе обувных фабрик, завода жестких кож и хромового создается кожевенно-обувной комбинат им. С. М. Кирова, который к концу года изготовил 4,2 млн. пар обуви.

Сформировалось крупное механизированное мукомольно-крупяное производство. Мелькомбинат № 5 становится одним из самых мощных в Сибири, ежесуточно выпуская десятки тысяч пудов сортовой муки. Работала также крупнейшая в Сибири макаронная фабрика, вырабатывавшая ежегодно свыше 10 тыс. тонн макарон и других изделий. Действовало несколько хлебозаводов, кондитерская фабрика «Красная Сибирь», шоколадная фабрика им. Героев Сталинграда, Мукомольно-крупяная, хлебопекарная и кондитерская промышленность по стоимости валовой продукции среди отраслей пищевой промышленности города занимала первое место и имела общесибирское значение.

В Новосибирске развивалось и мясомолочное производство. За смену мясоконсервный комбинат перерабатывал свыше тысячи единиц крупного рогатого скота. Вступил в строй новый колбасно-кулинарный завод, расстраивался холодильник комбината. В 1945 г. мясокомбинат вырабатывал 6,9 тыс. тонн мяса, а десять лет спустя — 23,1 тыс. тонн. Выпуск технических жиров, в 1948—1953 гг. увеличился в восемь раз.

В состав жиркомбината входили четыре завода: гидрогенизационный, глицериновый, маргариновый, мыловаренный. Производительность его постоянно возрастала. Например, в 1953 г. комбинат выпустил в три раза больше продукции, чем в 1950-м.

В 1955 г. маслобойная промышленность выработала 6,4 тыс. тонн растительного масла, семь тыс. тонн искусственной олифы. Молочный комбинат не обеспечивал потребностей растущего населения, хотя он расширялся и оснащался новой техникой. В годы пятой пятилетки в Кировском районе построен крупный молочный комбинат. Валовая продукция пищевой промышленности по сравнению с 1940 г. к концу пятой пятилетки возросла более чем в 2,5 раза.

На базе отходов крупной промышленности (металлы, текстиль, кожевенный лоскут, химикаты, отходы дерева и т. п.) и использования местного сырья развивается местная и кооперативная промышленности, которые представляли свыше 50 предприятий города. На них изготавливается мебель, швейные изделия, галантерея и другие товары. В 1950—1955 гг. продукция этих предприятий увеличилась в два раза, а по стоимости.валового производства местная и кооперативная промышленности Новосибирска занимают пятое место в РСФСР.

26 сентября 1941 г. СНК СССР принял постановление «О мероприятиях по строительству электростанций в Новосибирске и Кузбассе». В августе 1942 г. вошла в строй крупная ТЭЦ-3. В 1955 г. мощность городских электростанций по сравнению с 1940-м возросла в 6,8 раза, а производство электроэнергии увеличилось почти в девять раз.

Дальнейший ее рост в планах развития индустрии города предусматривал не только расширение действующих тепловых электростанций, но и ввод в эксплуатацию Новосибирской ГЭС, которую высоковольтными линиями электропередач предполагалось связать в одну энергосистему со всеми новосибирскими ТЭЦ и электростанциями Кемеровской области. Считалось, что дешевая электроэнергия ГЭС расширит возможности промышленности города, электрифицирует транспорт, создаст резервы мощностей, обеспечит бытовые нужды постоянно растущего города на Оби.

Новосибирск в послевоенные годы продолжал развиваться и как крупнейший в Сибири комплексный транспортный узел. В 1957 г. в пределах городской черты эксплуатационная длина железных дорог достигла 92 км. В городе имелось семь погрузочных станций, несколько пассажирских платформ. Самая большая на востоке страны Инская железнодорожная сортировочная станция с автоматической горкой ежесуточно перерабатывала десятки составов. Структуру грузопотоков железнодорожного транспорта города определяла прежде всего его тяжелая индустрия: прокат черных металлов, машиностроение, радиотехнические изделия, а также легкая промышленность (текстиль, обувь и т. п.). В Новосибирск же прибывали металл, уголь, кокс из Кузбасса, станки и машины — из центральных областей страны, сырье для олово-промышленности и лес — из Восточной Сибири, хлопок и сырье для масложировой промышленности — из Средней Азии и т. д.

Речной флот Обь-Иртышского бассейна играл значительную роль в транспортировке различных грузов. Речной порт был оборудован портальными кранами, механизированными складами. Речные грузовые линии проходили на Алтай, в Томскую область, на север по Оби. Новосибирский порт стал важнейшим звеном смешанных железнодорожно-водных перевозок. На левобережье был построен лесоперевалочный комбинат.

В послевоенное десятилетие строился новый большой аэропорт, через который получали и отправляли во многие края и области нашей страны тысячи тонн различных грузов.

В эти же годы совершенствуется автомобильный транспорт города, рост которого сдерживало отсутствие усовершенствованной транспортной внутригородской сети, асфальтированных дорог.

Наряду с быстрым ростом промышленности, в Новосибирске развивается наука: создаются новые научно-исследовательские институты, лаборатории, конструкторские бюро. Каждое крупное промышленное предприятие, как правило, имело в своем составе специализированные научные подразделения, работы которых имели значение не только для Данной отрасли, но и в целом для страны.

Крупнейшим научным учреждением города становится Западно-Сибирский филиал АН СССР, состоящий из четырех институтов: горно-геологического, химико-металлургического, транспортно-энергетическо-го и медико-биологического. Решение о его организации было принято 21 октября 1943 г. В состав президиума филиала и руководства институтов в феврале 1944 г. входили известные советские ученые: академики И. П. Бардин, В. А. Обручев, В. Н. Образцов, Г. П. Передерни, А. А. Скочннский (председатель президиума), А. Д. Шевяков, а также профессора, доктора наук И. Н. Бутаков, В. Н. Геблер, Н. А. Добролюбов, А. Д. Крячков, Н. А. Чинакал, К. Н. Шмаргунов и другие ученые Новосибирска и Томска. Новосибирский обком и горком партии выделили филиалу необходимые земельные участки (квартал 98—108 между Красным проспектом и стадионом по улице Мичурина) для постройки зданий институтов, территорию для ботанического сада в Заельцовском районе, передали областную химическую лабораторию, два трехэтажных здания. В создании филиала участвовали томские научные учреждения и высшие учебные заведения. Оттуда прибывали научные кадры и целые лаборатории. Промышленные предприятия Кузбасса и Алтая оказали значительную материальную помощь. В 1944 г. под руководством профессора А. Д. Крячкова началось реконструктивное проектирование и перестройка здания учебного характера по улице Фрунзе (типовая средняя школа, построенная в 1937 г.) под первые научные и административные учреждения филиала. Перестройка закончена в 1947 г. Так в Новосибирске появилось первое здание Академии наук СССР.

За десять лет работы Западно-Сибирский филиал АН СССР много сделал по комплексному изучению богатых природных ресурсов Западной Сибири и Красноярского края. Были разработаны эффективные средства механизации добычи полезных ископаемых, созданы новые технологии переработки ряда видов местного сырья, проведены изыскания эффективных способов использования энергетических ресурсов края, изучена флора и фауна Сибири, разработаны некоторые разделы теоретической физики, электроники и т. п.

Помимо филиала АН СССР и его институтов значительным научно-исследовательским учреждением города был Сибирский институт животноводства с двумя лабораториями и восемью подразделениями по видам животноводства, механизации, экономики и организации сельского хозяйства. Институт имел опытное хозяйство, крупное стадо продуктивного скота.

Научная работа, наряду с подготовкой кадров высшей квалификации, велась и в ряде высших учебных заведений: институте инженеров железнодорожного транспорта, инженерно-строительном, медицинском, сельскохозяйственном и педагогическом институтах. В послевоенные годы открыты новые вузы. При этом в большинстве своем они имели технический профиль, что отражало роль крупной промышленности в экономике Новосибирска и всей Западной Сибири. В 1951 г. основан институт водного транспорта с тремя факультетами: гидротехническим, судомеханическим и эксплуатационным. Он готовил инженеров для речного флота. Два года спустя начал функционировать электротехнический институт с радиотехническим, электромеханическим и машиностроительным факультетами. Его развитие должно было осуществляться и в дальнейшем. В том же году начались занятия еще в одном учебном заведении — электротехническом институте связи, готовящем инженеров и инженеров-экономистов по связи.

В 1956 г. открываются торгово-экономический институт (институт советской кооперативной торговли Центросоюза), выпускающий экономистов и товароведов высшей квалификации; консерватория им. М. И. Глинки; новосибирская партийная школа преобразовывается в высшее учебное заведение. Всего в городе стало 12 высших учебных заведений, половина которых возникла в послевоенное время. С 1951 по 1958 г. они дали народному хозяйству более 12 тыс. специалистов.

Наряду с вузами, в 1957 г. в городе имелось 30 техникумов: электротехнический, станкостроительный, радиотехнический, сельскохозяйственного машиностроения, строительный, автодорожный, химической промышленности, геологоразведочный нефтяной промышленности, советской торговли и др. В них обучалось более 19 тыс. учащихся.

Новосибирск после Великой Отечественной войны продолжал развиваться и как центр музыкального, изобразительного, театрального искусства. В 1955 г. театр оперы и балета отметил десятилетие. Радовали своих почитателей новыми спектаклями драматический театр «Красный факел» и театр юного зрителя, созданные в тридцатые годы. Кроме них в городе функционировали областной драмтеатр, театр кукол и  филармония, в состав которой входили симфонический оркестр, Сибирский народный хор, струнный квартет, театр чтеца и музыкально-литературный лекторий.

Художники, писатели, композиторы и архитекторы объединяются в творческие союзы. Работает межобластная студия кинохроники, выпускающая киножурнал «Сибирь на экране», широковещательная радиостанция РВ-76, обслуживающая население Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Алтайского края. Создается телевизионный центр, имеющий две стационарные телевизионные студии. В городе было 534 библиотеки (в их числе 107 школьных, 318 технических, учебных и ведомственных), с книжным фондом в шесть млн. томов.

Развитие города в годы войны как промышленного и научного центра края создает социально-экономическую основу для нового этапа в градостроительстве, которое в последующие десятилетия становится важным фактором развития советского общества. «Практика его огромна»,— отмечал в трудах по архитектуре профессор М. Г. Бархин. И это хорошо видно на примере Новосибирска.

В мирное время предстояло освободить ряд учебных и административных зданий, где размещались промышленные предприятия. Возникают сложные задачи по реконструкции и перестройке многих промышленных цехов и зданий, построенных ранее из некапитальных конструкций и материалов, по упрощенным техническим схемам; по строительству новых заводов; по переводу заводского оборудования в новые помещения.

Быстро растет население Новосибирска. На 1943 г. численность населения составляла около 600 тыс. человек (на 1 января 1941 г.— 450 тыс.), в 1945 г. —605 тыс., в 1950 г.—640 тыс., в 1956 г. — 731 тыс. человек. По численности населения в 1956 г. Новосибирск занимал девятое место среди городов СССР и пятое — в' РСФСР. По темпам же роста населения он вышел на первое место среди крупнейших городов страны. В нем было сконцентрировано до 70 процентов городского населения Новосибирского административного и экономического района.

Исключительно важное значение приобрела в послевоенные годы жилищная проблема. Недостаток жилья город получил в наследство от старого строя и до начала войны не успел его ликвидировать. До войны жилой фонд Новосибирска составлял 1480 тыс. м2 жилой площади. В годы войны было построено всего 374 тыс. м2 жилплощади, и фактическая норма заселения на одного человека в среднем снизилась до двух м2. Большей частью жилой фонд военных лет состоял из каркасно-засыпных, брусчатых бараков, индивидуальных деревянных жилых домов и землянок. Множество людей проживало в подвальных и чердачных помещениях. Одноэтажная жилая застройка барачного или усадебного типов занимала обширные территории, лишенные инженерного благоустройства и транспортных связей, часто находилась в оврагах, на подтопляемых территориях и т. п.

Из-за войны в Новосибирске осталось много недостроенных и законсервированных жилых зданий, причем в различной степени. Например, были сооружены только фундаменты (дом № 64 по Красному проспекту), возведены первые этажи без перекрытий (дом № 8 по улице Ленина); не были оштукатурены фасады на зданиях, не сделаны балконы, лоджии и другие элементы (дом № 1 на улице Салтыкова-Щедрина и т. д.). Ряд таких домов начал разрушаться.

Слабость строительной  базы  и промышленности стройматериалов сдерживала решение жилищной проблемы. В городе работало десять небольших предприятий и цехов по производству железобетонных конструкций и деталей общей мощностью 190 тыс. м3, что было совершенно недостаточно. Коренной реконструкции требовали кирпичные заводы. Два лесопильных завода, выпускающих пиломатериалы, постоянно нуждались в сырье.

За годы четвертой пятилетки сдано в эксплуатацию около 300 тыс. м2 жилой площади. Преобладала при этом индивидуальная, усадебная застройка для рабочих промышленных предприятий. В 1950 г. в Новосибирске 88,5 процента всей застроенной территории в основном было занято одноэтажными» деревянными домами (61,7 процента от всей застройки). И это строительство продолжалось еще многие годы. Так, за 1951—1955 гг. было возведено 3270 одноэтажных индивидуальных жилых домов общей площадью 129 тыс. м2.

В апреле 1951 г. горком ВКПб, отделение Всесоюзного научного инженерно-технического общества и отделение Союза советских архитекторов провели техническую конференцию. На ней отмечалось слабое развитие строительной индустрии города, отсутствие новых эффективных стройматериалов и конструкций. Все это сдерживало возведение многоэтажной жилой застройки. Участники конференции рекомендовали запретить строительство недостаточно благоустроенных поселков с домами в один-два этажа и предложили в первую очередь сооружать крупные жилые многоэтажные здания на основных магистралях города.

Новый главный архитектор Новосибирска Г. Ф. Кравцов выступил в печати с программными проблемами градостроительства. Он отметил, что в застройке города «...было немало стихийности и неорганизованности. Новосибирск раскинулся на громадной территории. В связи е этим на сооружение подземных коммуникаций — водопровода, канализации, электрокабелей, — а также дорог затрачивается много лишних средств... В последние годы особенно интенсивно застраивались окраины. Здесь появилось много поселков с малоэтажными домами..;

...Такая практика привела к тому, что, затратив на жилищное строительство очень крупные средства, мы не имеем ни одного полностью завершенного архитектурного ансамбля... Поселковое строительство из-за неудобств ни в коей мере не является пригодным для большого индустриального центра. Да и, помимо того, потребность в жилищах наших промышленных кадров нельзя обеспечить, строя маленькие дома. Задача может быть решена только путем  строительства многоэтажных зданий в более короткие сроки при значительно лучшем благоустройстве и меньшей затрате средств...»

Г. Ф. Кравцов подтвердил рекомендации конференции о преимущественной застройке городских магистралей, особенно в Кировском районе, в северной части Красного проспекта. Он считал, что в Новосибирске нет «...ни одного полностью завершенного архитектурного ансамбля...» и поэтому «...назрела необходимость сконцентрировать новые крупные жилые дома на основных улицах, площадях и магистралях...», что архитекторы «...обязаны обеспечить целостное архитектурное оформление площадей, магистралей, набережных, парков». Он призывал «...использовать при строительстве жилых и общественных зданий лучшие образцы классической и советской архитектуры, а также все достижения архитектурно-строительной техники».

На сессии городского Совета в мае того же года Г. Ф. Кравцов вновь выступил против ошибочной тенденции ряда хозяйственников строить в заводских поселках малоэтажные дома. Однако это строительство продолжалось. Так, например, уже в 1958 г. было возведено около 70 процентов таких домов.

Одноэтажная, разнородная по материалу стен и покрытий, архитектурной характеристике эта застройка занимала обширные периферийные районы, там, где возникли новые промышленные комплексы, затрудняла развитие капитальной застройки города на свободных территориях. Малоиндустриальное индивидуальное строительство было и малоэкономичным. При этом городские территории использовались экстенсивно. Малоэтажная застройка, занявшая территории, требовавшие инженерной подготовки (ликвидация оврагов и болот, намыв грунта на подтопляемые места) или связанные с реконструкцией транспортно-дорожной структуры города (постройка дамб, мостов, транспортных развязок с железными дорогами, прокладкой трамвайных линий), была слишком дорогой из-за проведения подобных работ в условиях неизбежного сноса ее части. Она была и архитектурно невыразительна, не соответствовала масштабу крупного индустриального города. Небольшие по размерам его кварталы застраивались по периметру, без каких-либо композиционных замыслов, без свободных внутриквартальных пространств, оставляя в качестве общественных рекреаций только узкие улицы. В эту застройку включались редкие и невыразительные по архитектуре общественные сооружения, здания социально-культурного и бытового назначения.

Наряду с индивидуальной одноэтажной застройкой развивалось и жилое строительство в два-три этажа. Таких домов к 1950 г. было 18 процентов от общего числа всех жилых зданий города. Они занимали 6,7 процента всей селитебной территории. Двух- и трехэтажное жилищное строительство, как и многоэтажное, было государственным и велось вблизи вновь возникших промышленных предприятий и выборочно по основным магистралям города. В 1945 г. в поселке оловозавода строилось пять двухэтажных шлакоблочных домов по 12 квартир каждый. Десять шлакоблочных зданий возводилось в поселке завода «Тяжстанкогидропресс». В Октябрьском районе сооружался поселок инструментального завода площадью в шесть га, где расположились. 28 четырехквартирных жилых домов и детский сад на 125 мест.  В северо-восточной промышленной зоне, вдоль будущей главной районной магистрали (улица Богдана Хмельницкого), в 1947 г. застройка велась небольшими кварталами, названными «Красной горкой». Они включали двух- и трехэтажные дома и обслуживающие учреждения: ясли, детсады, размещенные внутри кварталов; продовольственные и промтоварные магазины, столовую, встроенные по периферии их в первые этажи угловых зданий. Кварталы имели относительно высокий Уровень благоустройства, хорошее озеленение в виде естественных крупномерных многолетних деревьев, сохранившихся при строительстве. Окружены они были естественным зеленым массивом, но уже лесопаркового характера. Планировка кварталов имела «рисуночную» структуру, строго симметричную композицию, при которой не всегда соблюдались условия инсоляции квартир. Авторы планировки были озабочены симметричной расстановкой жилых домов по магистрали, что придавало ей условный композиционный строй, а не созданием требуемого комфорта жилой среды квартала. Плотность жилого фонда в них была невысокой, но территория застройки достигла 30 процентов, в то время как площадь зеленых насаждений не превышала 25. Над проектами застройки этой части города работали архитекторы А. Ф. Якусевич,  А. Я. Куселиович, В. И. Нуждин, Н. Ф. Котов, В. А. Касаткин, Н. Г. Дмитриева, Е. А. Кравчук, С. П. Скобликов, В. К. Петровский, И. С. Солдатов и др.

План жилого квартала по улице Богдана Хмельницкого:  1—3 —дома  со  встроенными  магазинами;  4 — жилые  дома; 5 — детские дошкольные учреждения.  

План жилого квартала по улице Богдана Хмельницкого:  1—3 —дома  со  встроенными  магазинами;  4 — жилые  дома; 5 — детские дошкольные учреждения.  

При дальнейшей застройке улицы Богдана Хмельницкого (до 1955 г.) повышается высота жилых зданий до четырех-пяти этажей и немного увеличиваются их размеры, но принципы квартальной планировочной организации остаются прежними. Там, где из-за рельефа сокращается территория квартала, тыловой фасад (от улицы Богдана Хмельницкого) периметриальной обстройки квартала формируется зданиями ясель, детского сада и школы. Фасадами и территориями они выходили в долину, которая по плану в будущем превращалась в городской парк с большим спортивным комплексом, что, к сожалению, не осуществлено. Авторы данной застройки — архитекторы А. С. Михайлов, А. В. Чернышев, А. Л. Щербинин, М. Ю. Петухов, В., С. Внуков и др. Значительное время жилой район «Красная горка» планировочно был изолирован от селитебных территорий города. Постройка дамбы через Сухой лог позволила, наконец, надежно связать этот район с центром города.

Второй качественно организованный архитектурно-планировочный жилой комплекс возник в Кировском районе по улице Мира, в районе завода «Тяжстанкогидропресс».........

Жилой комплекс завода «Тяжстанкогидропресс» Жилой комплекс завода «Тяжстанкогидропресс» 

...........Застройка улицы Мира продолжалась и после 1955 г., однако не столь целостно и комплексно, как первых двух кварталов.

Повышение этажности и капитальность жилой застройки позволяли по-новому и более эффективно организовать процессы строительства. Еще в 1949 г. каменщик А. А. Дьяков (совместно с учеными Новосибирского инженерно-строительного института А. А. Пичугиным и В. И. Пушкаревым) предложил и практически осуществил поточно-комплексный метод строительства жилых домов. Это позволило почти вдвое сократить сроки возведения зданий, повысить на 150 процентов производительность труда, снизить себестоимость строительства. Метод был применен при возведении малоэтажных домов. Создана укрупненная поточно-комплексная бригада из каменщиков, плотников, штукатуров, маляров с оплатой труда всех рабочих по одному комплексному наряду. За единицу выполненной продукции приняли сдаваемый жилой дом. Распределение зарплаты внутри бригады проводилось в соответствии с достигнутой производительностью труда и присвоенным разрядом каждому рабочему. В 1951 г. на строительстве в поселке оловозавода бригада каменщиков А. А. Дьякова, досрочно выполнив план по всем показателям за 3,5 месяца, сдала в эксплуатацию три 12-квартирных жилых дома, детские ясли и сад, магазин. В 1950—1951 гг. на левобережье Новосибирска работало несколько таких бригад. Но, к сожалению, этот эффективный метод организации труда не внедрился из-за распыленности многоэтажного строительства в городе.

Жилой квартал в Кировском (Ленинском) районе Новосибирска 1952 г. 

Жилой квартал в Кировском (Ленинском) районе 1952 г. 

Еще с довоенных времен сооружение многоэтажных домов сосредоточивалось в правобережной части в соцгороде завода им. В.П.Чкалова, а в левобережье — в соцгороде заводов «Сибсельмаша» и металлургического и было рассеяно по центральным районам и главным улицам города. В 1950 г. оно составляло 19,9 процента от общего объема строительства и занимало всего лишь 3,8 процента от всей территории селитьбы. Здания в четыре-пять этажей в существующей структуре города строились выборочно, что вело к большой индивидуализации архитектуры каждого сооружения. Авторы стремились выделить свое здание в ряду других, что приводило к разнохарактерной их детальной декорировке и создавало общую стилизаторскую пестроту архитектуры жилых домов. Другой отрицательный момент в сооружении таких жилых зданий города — это общая направленность градостроительства на создание в кратчайшие сроки «фасадов» главных улиц-магистралей. Улица-коридор оставалась главным объектом внимания проектировщиков и градостроителей и в последующие годы.

Новые пятиэтажные жилые дома размещались беспланово, по временно разработанным схемам, а не по проектам детальных планировок города, которых не было. Отсутствовал при этом и генеральный план Новосибирска. Хотя уже к концу 1945 г. были закончены работы по составлению исходных данных для его проектирования и намечена предварительная схема архитектурной реконструкции города. Однако руководящие документы для повседневной практики застройки города отсутствовали.

Имелась только программа реконструкции центральной части.............

Программа реконструкции центра Новосибирска 40-х годов Программа реконструкции центра Новосибирска 40-х годов 

...............В последующие годы темпы жилищного строительства, в том числе многоэтажного, неуклонно возрастают. Так, на Каменском шоссе в Дзержинском районе в квартале 1-м в 1951 г. сооружаются 69-квартирный дом с магазином в первом этаже и 96-квартирный. Далее у трамвайного кольца по тому же Каменскому шоссе возводились два четырехэтажных жилых дома. Трехэтажный 24-квартирный жилой дом с магазином на первом этаже строился по улице Жданова. Принят в эксплуатацию по Каменскому шоссе пятиэтажный жилой дом, а на улице Фабричной закладывается фундамент такого же дома для работников Обского речфлота с 73 квартирами, магазином и клубом (архитектор О. И. Жигалова). В том же году в Октябрьском районе, по улице Кирова, развертывается постройка квартала жилых домов по проекту архитектора Н. Ф. Храненко. В октябре там был заселен 32-квартирный жилой дом. По улице Добролюбова в том же районе строится здание но проекту архитектора Н. Г. Васильева. По улице Дуси Ковальчук возводится жилой дом для работников НИИЖТа, заканчивается строительство пятиэтажного дома по улице Свердлова и Революции. В это же время в Кировском районе началось возведение двух 200-квартирных жилых домов. Всего в 1951 г. планировалось сдать в эксплуатацию 100 тыс. м2 жилой площади, однако сдано было только 54710, а из отпущенных средств на жилищное строительство освоено всего 78,4 процента.

18 декабря 1951 г. в горисполкоме открылось совещание по проблемам массового жилищного строительства городов Урала и Сибири. В нем участвовали представители Всесоюзного правления Союза советских архитекторов, Академии архитектуры СССР, управления по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР, архитекторы и строители Новосибирска, Свердловска, Челябинска, Новокузнецка, Кемерова, Омска и других городов. Совещание отметило, что за послевоенные годы в Новосибирске было построено 210 тыс. м2 жилой площади, что значительно больше, чем в предвоенные годы. Тем не менее имелись большие недостатки в многоэтажном жилищном строительстве. Во-первых, на периферии основного городского ядра застройки в значительных объемах продолжало появляться «разрешенное» малоэтажное жилье. Велось оно без планировочных решений, увязанных с будущим генеральным планом города. Во-вторых, многоэтажное жилищное строительство «распылялось» по городу и в нем отсутствовали «полностью законченные улицы, площади, благоустроенные ансамбли». Техника возведения жилых зданий во многих случаях носила кустарный характер. Применялись одинаково массивные конструкции стен, фундаментов, перекрытий для всех типов зданий. При проектировании зданий архитекторы не использовали передовых методов их возведения и отделки. За исключением нескольких домов, где применялась облицовка фасадов плитками и деталями, изготовленными на строительной базе, повсюду велась штукатурка наружных и внутренних стен обычным «мокрым» способом с выполнением профилей тяг и деталей на месте, вручную, с однообразной побелкой стен. Авторы часто «не учитывали нужды жильцов», квартиры «имели ряд неудобств, в них были малы кухни, отсутствовали кладовые».

В Новосибирске, отмечали участники совещания, «трудно найти здание, долго сохраняющее чистоту фасада, потому что архитекторы не учитывают климатических условий города, резких колебаний температуры, обилия снега зимой и пыли летом». Как правило, «в первый же год эксплуатации на карнизах, архитектурных деталях, под окнами появлялись подтеки, грязь, затем трещины, штукатурка или отделочный слой разрушались». Требовалось изменить конструкции карнизов, сливов, поясков, применяя сборные сливы оконных проемов из керамики, силикатов или бетона, отказаться от устройства железных фартуков, покрытия железом кирпичных напусков. Участники совещания пришли к выводу, что недостатки в жилищном строительстве должны быть устранены лишь на основе применения новых типовых секций квартир, новых материалов и конструкций заводского изготовления, современных методов индустриального поточно-скоростного строительства.

В июле 1952 г. на очередной сессии новосибирского городского Совета депутатов трудящихся обсуждался ход жилищного и культурно-бытового строительства. Критиковались плохое качество строительства и работа руководителей горисполкома по застройке Новосибирска, а также работа постоянной комиссии городского Совета и главного архитектора города, ослабивших контроль за сроками сдачи в эксплуатацию жилых и культурно-бытовых объектов и качеством сдаваемых сооружений.

В ноябре следующего года сессия новосибирского городского Совета депутатов трудящихся вновь рассмотрела вопрос о ходе жилищного строительства и отметила, что отдел по делам архитектуры не справляется со своими обязанностями. В планировке и застройке города много непродуманности, в архитектурных решениях нет перспективы, отсутствуют проекты развития транспорта, благоустройства, озеленения, канализации, энергоснабжения. Все эти вопросы решаются случайно, оторванно от развития города.

Выступившие на сессии депутаты справедливо критиковали практику застройки города, но многие ее недостатки возникали из-за отсутствия генерального плана его развития. Работа над планом еще не была закончена, и этот основополагающий градостроительный документ не стал в те годы действенным инструментом в комплексном формировании необходимой планировочной структуры Новосибирска и его застройки. Партийные и советские организации города проявляли большую заботу о состоянии дел в массовом жилищном строительстве. Они сделали все возможное для его развития и улучшения качества, преодолевая большие сложности в развитии городского хозяйства, вызванные быстрым развитием города в годы войны, отсталостью его строительной индустрии и огромными территориальными размерами, требующими благоустройства и обеспечения инженерным оборудованием. Напряженная работа по повышению качества благоустройства и застройки города не прерывалась ни на один день.

Тем не менее возведение жилья проходило с большими трудностями. В 1951 —1952 гг. Новосибирск недополучил 65 тыс. м2 жилой площади, план ввода жилья был выполнен только на 76 процентов. При этом крайне медленно разрешались такие вопросы, как энергоснабжение, водоснабжение, канализация.

Строительство отчасти стало концентрироваться в центральной части города. В 1952 г. построен четырехэтажный жилой дом Тепло-электропроекта по улице Каменской и Трудовой. По улице Советской (дом № 12) была выстроена центральная часть четырехэтажного жилого дома (архитектор К. Е. Осипов), возводился жилой дом на углу улицы Потанинской и Красного проспекта, с магазинами на первом этаже (архитектор В. К. Петровский), угловой жилой дом по Красному проспекту и улице Крылова также с торговыми помещениями, семиэтажное здание на Вокзальной площади с магазинами по первому этажу (архитектор К. И. Митин). В следующем году отведено место для строительства семиэтажного дома на площади Облисполкома по улице Сибревкома (архитектор В. А. Добролюбов). По проекту главного архитектора города Г. Ф. Кравцова готовилась площадка для строительства девятиэтажного дома на углу Октябрьской магистрали и Красного проспекта. К концу года здесь был уже построен первый этаж, где запроектирован крупнейший продовольственный магазин.

В то же время заканчивается кладка фундамента и начато возведение стен семиэтажного 183-квартирного дома на Вокзальной площади — «первенца» на новой Вокзальной магистрали,— и строится также 66-квартирный жилой дом на углу улиц Трудовой и Советской. Это уже второй дом по Вокзальной магистрали (архитектор К. И. Митин). На улице Ленина (№ 9) по проекту архитектора К. К. Леонова заканчивалась кладка стен 73-квартирного дома со столовой и аптекой в первом этаже; началось строительство пятиэтажного жилого дома по улице, Свердлова. Тогда же возводится пятиэтажный дом по улице Свердлова (архитекторы Н. С. Кузьмин и В. К. Самарина) с размещением в двух первых его этажах административных помещений.

Проект застройки жилыми домами в семь этажей по 136 квартир каждый площади — транспортной развязки на пересечении улицы Дуси Ковальчук и Красного проспекта (площадь им. М. И. Калинина) составили архитекторы К. Е. Осипов, В. А. Добролюбов и Ф. И. Траутвейн. В этом же году архитектор В. А. Добролюбов подготовил проект общежития для студентов института водного транспорта на Красном проспекте. Архитекторы С. П. Скобликов и Г. Ф. Кравцов разработали проект жилого дома на 108 квартир по южной стороне площади им. В. И. Ленина. В первом этаже здания намечалось разместить кафе и бытовые помещения.

Всего же в 1953 г. планировалось построить 135 тыс. м2 жилой площади, но вновь план жилищного строительства не был выполнен. Из 144 законченных постройкой зданий с хорошей оценкой было принято только 42 сооружения, а 26 зданий не были приняты в эксплуатацию из-за многочисленных недоделок.

Новосибирское отделение Союза советских архитекторов также не удовлетворяли итоги застройки города, в том числе и практика жилищного строительства. В марте 1953 г. на творческой дискуссии в отделении Союза отмечалось, что новосибирские архитекторы «чрезмерно увлечены башнями и башенками на фасадах жилых домов», что в их работах наблюдается стремление к «украшательству, а не украшению фасадов» сооружений, что проводимое «до сих пор штучное» проектирование зданий делается «в отрыве от общего ансамбля застройки улицы, площади». Критиковались приемы композиций, применяемые архитекторами Б. А. Биткиным, Н. Ф. Храненко, К. И. Митиным, К. Е. Осиновым.

На состоявшемся в июне следующего года пленуме городского комитета партии приводились следующие цифры: по сравнению с 1940 г. жилая площадь города увеличилась почти на 1300 тыс. м2. Но развитие жилищного строительства было крайне неудовлетворительным, выделяемые для этого большие государственные средства не осваивались. Так, за три года не было использовано более 75 млн. руб., не введены в эксплуатацию 105 тыс. м2 жилой площади, четыре школы, 12 детских учреждений.

21 июля 1954 г. состоялась сессия новосибирского городского Совета, где обсуждались результаты работы отдела по делам архитектуры. Новый главный архитектор города В. Г. Терехин доложил, что в текущем году предстоит построить 200 зданий с общей жилой площадью около 150 тыс. м2. Среди них свыше 80 многоэтажных домов, которые в первую очередь надо разместить на главных площадях и магистралях города «с целью образования архитектурных ансамблей».

Он признал, что отдел по делам архитектуры не добивался комплексной застройки целых кварталов, допускал «разностилъность» в архитектуре жилых зданий и общественных сооружений, что в городе «укоренилась практика игнорирования типовых и повторных проектов, основная масса строек ведется неорганизованно, при низком качестве работ с крупными недоделками...»

Председатель постоянной комиссии по строительству и архитектуре депутат Ф. С. Стрельников подчеркнул в содокладе необходимость прежде всего детальной планировки районов и кварталов города. Он сказал, что «задача состоит не в том, чтобы изощряться в разработке причудливых проектов. Надо создавать уютные, удобные и благоустроенные квартиры для трудящихся». Постоянная комиссия обратила внимание отдела архитектуры на случаи самовольной застройки, беспорядочных пристроек к существующим домам.

Секретарь городского комитета партии М. И. Дмитриев отметил, что отдел плохо работал над концентрацией жилого многоэтажного строительства в центральной части, что «разрозненная застройка затрудняла устройство коммуникаций, увеличивала затраты на инженерное благоустройство города...», что «плохо внедрялись типовые и лучшие повторные проекты жилых зданий местных проектных организаций...»

Однако, несмотря на принимаемые решения, строительство жилых многоэтажных домов шло очень медленно, качество их оставалось низким. План сдачи их в эксплуатацию не был выполнен и в 1954 г. Годовой план капиталовложений в жилищное строительство составил 75 процентов. План по культурно-бытовому строительству был выполнен еще меньше — на 73 процента. Оценку «хорошо» получили только 54 процента выстроенных зданий. Несколько повысилось техническое качество строительства. Два семиэтажных дома на площади имени М. И. Калинина были оборудованы лифтами, мусоропроводами, телефоном, радио. Металл в перекрытиях и лестничных клетках был заменен железобетоном, что позволило сократить расход металла в четыре раза. За четыре года (1950—1954 гг.) введено в эксплуатацию 365 тыс. м2 жилой площади, то есть всего 580 домов, из которых большинство — многоэтажные. Через год планировалось построить 130 тыс. м2 жилой площади, возвести 15 школ, 24 детских учреждения.

В 1954 г. трест № 30 заложил фундамент под многоэтажный жилой дом из сборных конструкций на углу улиц Кирова и Сакко и Ванцетти в Октябрьском районе. Осуществила это бригада из пяти человек под руководством каменщика Г. Ленского и крановщика-шофера легкого автокрана К-32 П. Левинца. Бригада выполнила задание 50 каменщиков при условии, что фундамент был тот же, но из бутобетона, как практиковалось до сих пор в городском строительстве, и в более короткие сроки. После этого удачного эксперимента стало возможным выполнять нулевой цикл, то есть возведение фундаментов из бетонных блоков под многоэтажные здания, круглый год.

Однако архитекторы все еще вместо железобетонных предусматривали деревянные и металлические конструкции. Проектные организации мало занимались унификацией конструктивных элементов и деталей, и это также мешало применению железобетонных сборных конструкций в более широких масштабах. Средств на развитие производства сборного железобетона отпускалось немного, хотя его массовое применение вело к повышению темпов и качества строительства. Важнейшим условием индустриализации строительства была, конечно, широкая стандартизация и типизация железобетонных конструкций и деталей, что требовало и массового внедрения типовых проектов, предусматривающих использование конструкций и деталей заводского производства. Но городской отдел по делам архитектуры, проектные институты и научно-исследовательские учреждения проявляли мало инициативы в этом.

Возведение жилищ велось по индивидуальным проектам. Так, за три года (1951—1954 гг.) городской отдел по делам архитектуры согласовал 756 проектов жилых и культурно-бытовых зданий, а типовых и повторных из них было всего только 35. В жилищном строительстве применялись пять типовых секций (архитекторы Л. О. Бумажный, Ковыков и др.). Вследствие этого только трестам № 30 и 43, ведущим жилое строительство в Новосибирске, приходилось изготовлять 200— 250 типоразмеров конструктивных элементов и деталей, что не давало возможности их хозяйственным базам работать производительно.

21 августа 1954 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства», которое открывало широкие возможности для внедрения передовых индустриальных методов возведения промышленных сооружений, жилых зданий и культурно-бытовых объектов. Практика показала, что применение сборных железобетонных конструкций и деталей сокращает расход металла, лесных материалов, обеспечивает повышение производительности труда и темпов строительства. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение в течение трех лет построить в стране свыше 600 предприятий по производству сборного железобетона. Крупные предприятия строятся и в Новосибирске.

Трест № 43 одним из первых создает промышленную базу по производству сборного железобетона, изготовляет сборные фундаменты, цельные лестничные марши и площадки, балконные плиты, чердачные и междуэтажные перекрытия, облицовочные плиты, балки перекрытий, сваи, различные архитектурные детали. Производится и предварительно напряженный железобетон. Трест ведет жилищное строительство методом сборки, сократив употребление лесоматериалов вдвое и металлических конструкций до минимума, повысив к 1955 г. по сравнению с 1950 производительность труда до 40 процентов. Улучшилось и качество строительства, повысилась огнестойкость зданий.

В 1954 г. трест ставит задачу освоить производство крупнопанельных конструкций для жилищно-гражданского строительства. Уже был получен проект первого сборного пятиэтажного крупнопанельного дома, который намечалось возвести в сентябре этого же года в 53-м квартале Кировского района. Здесь велись подготовительные работы, готовилась оснастка и приспособления, разрабатывалась технология монтажа. Трест выполнял в Новосибирске почти треть всех строительно-монтажных работ. Планировалось построить при нем завод сборного железобетона мощностью 30 тыс. м3 продукции в год.

Расширял свою производственную базу и трест № 30. В 1954 г. он построил цех ячеистого бетона и армопеносиликатных изделий, завод товарного бетона и раствора производительностью 150 тыс. м3 в год, строил новый полигон для крупномерных конструкций весом до трех тонн, удваивал выпуск продукции цеха преднапряженных балок. Однако трест «затянул» сооружение производственного комбината и мало еще использовал в строительстве железобетонные изделия, по-прежнему применяя вместо них и металлические, и даже деревянные междуэтажные перекрытия (тесовые, например, по улице Кирова) в многоэтажных жилых домах.

В Дзержинском районе трест № 7 строит завод сборного железобетона мощностью в 25 тыс. м3 конструкций и 10 тыс. м3 пенобетона. Трест Томсктрансстрой планирует соорудить в районе Мочищенского карьера такой же завод мощностью 36 тыс. м2 в год.

Наиболее крупным предприятием Новосибирска стал завод железобетонных изделий министерства промышленности строительных материалов, который строился по типу Люберецкого завода под Москвой. Предприятие давало для жилищного, гражданского, промышленного строительства 60 тыс. м3 сборных железобетонных изделий и 20 тыс. м3 товарного бетона в год. Для жилищного строительства выпускались панели перекрытий, лестничные марши с лестничными площадками, балки, прогоны. Завод предполагалось пустить на полную мощность в 1955 г.

Строители города обязались уже в 1955 г. изготовить 100 тыс. м5 сборного железобетона. При развитии строительной индустрии особое внимание уделялось применению техники, комплексной механизации строительства. На стройках Новосибирска многие механизмы, особенно экскаваторы, подъемные краны, штукатурные агрегаты, использовались недостаточно. Для лучшего применения механизмов и повышения темпов строительных работ следовало укрупнять строительные организации и проводить их специализацию. Нужно было переходить от сезонных строительных работ к равномерным круглогодичным. Это требовало улучшения планирования, создания «задела» к началу года, позволяющего вести работы в зимнее время, широкого применения поточных методов возведения сооружений.

Коренное изменение строительного дела требовало и перемен в принципах архитектурно-строительного проектирования. Нужны были типовые проекты, основанные на применении сборных железобетонных конструкций, стеновых блоков, крупноразмерных панелей. Это позволяло вести строительство методами сборки, полнее использовать технику, добиваться высоких темпов и качества строительно-монтажных работ. При этом архитекторам следовало изменить свои творческие принципы, отказаться от ложной) реставраторского стилизаторства и, прежде всего, в своей работе проявлять заботу о качестве жилья, его оптимальной организации и современной эстетике. Требовалось быстрее разрешить проблему массового жилищного строительства количественно, повысить его экономичность и перевести на индустриальные рельсы, отказавшись от излишеств в архитектуре, одностороннего понимания градостроительных задач как внешнего оформления магистралей и площадей. Никакие временные схемы размещения жилых и культурно-бытовых зданий «по основным магистралям и площадям» на «ближайшие четыре-пять лет» не разрешали проблем застройки города.

Развитие жилищного строительства в Новосибирске в послевоенное десятилетие проходило без генерального плана города. Это чрезвычайно затрудняло руководство его застройкой. Невозможно было соблюдать элементарную градостроительную дисциплину, не ошибиться в размещении промышленных объектов, общественных зданий, в застройке отдельных территорий, площадей и магистралей........

Генплан Новосибирска 1952 г. Проект «Горпроекта» Генплан Новосибирска 1952 г. Проект «Горпроекта» 

............В период составления генерального плана в Новосибирске велось сооружение двух крупнейших инженерных сооружений, коренным образом изменивших его ситуационную основу.

Одно из них — гидроэлектростанция на Оби — было включено в пятилетний план развития народного хозяйства Новосибирской области..............

ОбьГЭС.  Новосибирская гидроэлектростанция ОбьГЭС.  Новосибирская гидроэлектростанция 

.........Другое важнейшее инженерное сооружение того времени — коммунальный мост через Обь..............

Коммунальный мост через Обь Коммунальный мост через Обь 

..........Еще не отгремели последние залпы войны, а в Новосибирске уже строились общественные здания. В декабре 1945 г. по проекту архитектора Г. А. Зинкевича был построен новый клуб-кино завода им. В. П. Чкалова, на месте бывшей столовой в третьем квартале соцгорода. Немного раньше, в октябре, после капитального ремонта и реконструкции по проекту архитектора К. К. Леонова открыли кинотеатр «Пионер»..........

Кинотеатр «Пионер» - «Юнгштурм» Кинотеатр «Пионер» - «Юнгштурм» 

...........В первое послевоенное десятилетие разрабатывалась широкая программа строительства учреждений культуры. В 1945 г. Совнарком СССР принял решение о создании в Новосибирске картинной галереи, с тем, чтобы в будущем организовать на ее основе музей изобразительных искусств. В 1946 г. депутат Т. Т. Голубика на заседании Верховного Совета РСФСР поставила вопрос о создании в Новосибирске консерватории. 30 октября 1947 г. на улице Ленина (тогда в доме № 13) открылся музей С. М. Кирова. В восстановленном деревянном доме, где в 1908 г. он кратковременно проживал, были собраны материалы, относящиеся к революционной деятельности С. М. Кирова в Сибири. Дом-музей был восстановлен по проекту архитектора В. А. Касаткина.

В 1948 г. неоднократно поднимается вопрос об освобождении от различных учреждений здания кинотеатра «Октябрь». Архитекторы Г. Ф. Кравцов, Б. А. Биткин, А. П. Мордвов разработали проект его реконструкции, к реализации которого приступили в июле 1951 г. Вновь открывавшемуся кинотеатру было решено присвоить название «Победа». Внутри здания было фойе с эстрадой, зрительный зал на 628 мест, буфетная стойка и кассовый зал. Открытие состоялось 5 октября......

«Пролеткино» — «Октябрь» — кинотеатр «Победа» «Пролеткино» — «Октябрь» — кинотеатр «Победа» 

.........В первые послевоенные годы проходили городские архитектурные конкурсы на монумент в честь прославленного летчика, трижды Героя Советского Союза, уроженца Новосибирска А. И. Покрышкина. Однако они не дали положительного результата. Проект монумента был заказан лауреату Государственной премии скульптору М. Г. Манизеру и известному советскому архитектору И. Г. Лангбарду.......

Бюст А.И. Покрышкина Бюст А.И. Покрышкина

...........В начале пятидесятых годов в Новосибирске возникли четыре значительных для того времени очага культуры, не потерявших своего значения и в настоящее время. Они были построены в различных районах города вблизи крупных промышленных предприятий и среди слагающейся капитальной многоэтажной жилой застройки на главных магистралях города. Все они различны по архитектурным характеристикам, хотя и принадлежат одному времени и одному направлению в зодчестве страны.

К 35-й годовщине Великого Октября (1952 г.) в поселке «Тяжстанкогидропресса» было закончено строительство Дворца культуры (архитекторы В. А. Добролюбов и Платек). На долгие годы это клубное здание стало ведущим в застройке всего поселка и новой транспортной магистрали — улицы Мира, — по которой затем трамвайный путь прошел к оловозаводу и его жилому поселку..........

Дворец культуры Тяжстанкогидропресса (ДК Ефремова) Дворец культуры Тяжстанкогидропресса (ДК Ефремова) 

............В близких к этому сооружению формах архитектуры был выстроен к 1953 г. и также по проекту архитектора В. А. Добролюбова клуб им. А. А. Жданова на Красном проспекте в Заельцовском районе. Обоим зданиям присущи одни и те же недостатки, в большей мере обусловленные жесткой симметричной планово-объемной композицией, почти обязательной для архитектуры общественного здания того времени............

Клуб им. А.А. Жданова Клуб им. А.А. Жданова 

...........Третьим, и крупнейшим, стал построенный уже к 1957 г. Дом культуры им. А. М. Горького на улице Богдана Хмельницкого — главной транспортной магистрали большого района жилищного строительства. Он возводился по типовому проекту, но архтекторы А. С. Михайлов и В. С. Внуков попытались при привязке здания решить и градостроительную задачу — создать ансамбль в застройке улицы............

Дворец культуры им. А. М. Горького Дворец культуры им. А. М. Горького 

...............Еще один Дом культуры — им. А. С. Попова — выстроен к 1957г. по проекту архитектора К. К. Леонова. Он размещен на угловом участке застроенного периметрально жилого квартала и не получил ясно выраженной типологической образности и почти ничем не выделяется в системе окружающих квартал жилых домов. Но при всей своей архитектурной невыразительности это здание стало крупнейшим, и не только заводским, очагом культуры в Октябрьском районе, вообще мало насыщенном общественно-культурными, театральными, спортивными и другими сооружениями.

ДК им. А.С. Попова ДК им. А.С. Попова 

В начале пятидесятых годов широко развернулось строительство учебных комплексов вузов города: института инженеров железнодорожного транспорта, инженерно-строительного, сельскохозяйственного и электротехнического.

С 1948 г. реконструируются, расширяются, надстраиваются лабораторный (архитекторы А. Д. Крячков, П. Г. Ваганов, А. И. Попов) и главный учебный корпуса (архитекторы Р. М. Окунева, Б. И. Оглы, Н. Невитов) инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева. Работы были окончены в 1962 г.

В 1949 г. по проекту московского архитектора Масленникова (Мосгипротранс) по улице Дуси Ковальчук начинается возведение учебного корпуса НИИЖТа, которое было завершено в 1955 г.

Учебный корпус НИИЖТа Учебный корпус НИИЖТа 

К 1952 г. московский проектный институт Гипровуз разработал проектное задание на комплекс учебных корпусов и общежитии электротехнического института. По проекту институтский комплекс размещался в кварталах 44—58 Кировского района. Постройка первого 40 здания комплекса — студенческого общежития — началась только в конце 1953 г., а завершилась в апреле 1955 г. Это было первое сооружение (не считая старой водонапорной башни) на будущем проспекте Карла Маркса, тогда еще безымянной дороге к дамбе и далее к строящемуся коммунальному мосту через Обь. Многочисленные корпуса института продолжали строиться еще многие годы, поочередно принимая студентов.

Из-за недоработки технической документации строительно-монтажный трест Сибакадемстрой не смог в 1952 г. начать строительство на Гусинобродском шоссе учебных корпусов общежитии и многих служб сельскохозяйственного института. Затягивалась и реконструкция здания бывшего техникума связи под учебный корпус электротехнического института связи, хотя институт в сентябре 1953 г. принял первых студентов.

Архитектура главных учебных корпусов вузов, как правило, варьировала лишь одну композиционную схему: симметрично осевое построение главных фасадов, с обязательным размещением шести- или восьмиколонного портика большого ордера (на три-четыре этажа) в центре композиции и с боковыми выступающими ризалитами или без них. Значительный масштаб портиков — громоздких колонн или пилястр, с большими капителями, высокий тимпан фронтонов, заполненных часто эмблематикой больших размеров и «высокого» рельефа, — делает здания тяжеловесными и неуклюжими, а недостаточно профессиональное и плохое строительное качество воспроизведенных ордерных форм усугубляет невыгодное впечатление. Наиболее удачной (не­смотря на общие концептуальные недостатки) представляется архитектура главного учебного корпуса института инженеров железнодорожного транспорта, обладающая определенной целостностью композици и более высоким качеством архитектурных форм.

Общим большим недостатком, присущим ряду зданий, является расположение их на красных линиях главных транспортных магистралей города, а также планировка корпусов с внутренним коридором и двусторонним расположением основных учебных помещений в них, при недостаточной освещенности, неудовлетворительной акустике, неудобном размещении рабочих мест студентов и работников института.

К концу десятилетия завершается реконструкция здания горисполкома, которая началась еще до войны. Бывшее здание промбанка было надстроено в кирпиче на два этажа, без придания ему архитектурной законченности. Уже после войны, к июлю 1948 г., архитекторы В. А. Добролюбов и Н. С. Кузьмин закончили проект «фасадной» отделки здания, его архитектурной «стилистики», и начались строительные работы. Однако велись они длительное время и закончились только в 1954 г. Сверхмонументальный масштаб, общая статичность, массивность и тяжеловесность гипертрофированных форм здания стали его отличительными признаками.

В 1954 г. закончилась достройка «северного крыла» театра оперы и балета, который функционировал уже девять лет с этой недостроенной частью здания. Работы по достройке театра велись по проекту архитектора К. Е. Осипова. Их качество было ниже, чем в целом по зданию. Кроме того, не выполнены некоторые элементы, разработанные в окончательном проекте сооружения. Не достроен портал входа в здание со стороны сквера за театром, не изготовлены и не установлены скульптуры над колоннадой главного портика театра и его нишах. Не построены пандусы-входы по сторонам здания, ведущие на второй этаж, в главные помещения театра: фойе и зрительный зал. Без этих элементов несколько упростилась и утеряла торжественность архитектура этого крупнейшего здания города.

Быстро развивающийся город, постоянно увеличивающий свой жилищный фонд и расширяющий свои границы, нуждался в инженерном оборудовании, в обеспечении всех своих частей и сооружений водой, теплом, электроэнергией, транспортом, связью, телефонами. Территория города и его отдельные части требовали оздоровления, санитарной очистки, озеленения, мелиорации. В охране нуждался атмосферный воздух, поверхностные воды и почвы и т. п. Эти многочисленные проблемы с большим трудом разрешались в Новосибирске, где общее благоустройство сильно отставало от градостроительного и социально-экономического развития.

В четвертом, послевоенном, пятилетнем плане значительное место отведено общественному транспорту города. Планировалось продолжить существующие трамвайные линии: по Красному проспекту до окружной больницы (от поворотного кольца около железной дороги), по улице Большевистской до речки Плющихи (от поворотного кольца у мелькомбината); построить ответвления трамвая от линии по Серебренниковской улице на Гурьевскую и с выходом пути к мосту через Обь по улице Сузунской. Необходимо было построить железобетонные мосты через Каменку, Плющиху, а также в Кировском районе через Тулу. Проектировался и троллейбусный транспорт с маршрутами от вокзала к заводу им. В. П. Чкалова и от вокзала к площади облисполкома.

При строительстве новых водопроводов в левобережной и правобережной частях города предполагалось увеличить отпуск воды на человека в сутки с 40 до 100 литров.

В 1946 г. на телефонизацию и радиофикацию отводилось 1123 тыс. руб., существующая АТС расширялась на 600 магистральных линий.

Было намечено увеличить мощность ТЭЦ-3 на 100 тыс. кВт, построить высоковольтную электролинию напряжением 110 тыс, кВт, подстанцию «Северная» и тем самым снабдить энергией новые предприятия — стрелочный завод, паровозоремонтный и другие.

Однако многие положения плана реконструкции города были «скорректированы жизнью». В 1945 г. построили пешеходный мост через овраг, отделяющий район «Красной горки» от центра, заасфальтировали улицу Трикотажную и приступили к реконструкции Каменского шоссе — единственной пока связи (транспортной и пешеходной) с соцгородом завода им. В. П. Чкалова и «Красной горкой». Начатое в этом же году сооружение троллейбусной магистрали в течение многих лет не было осуществлено из-за медленного и некачественного строительства дорожных покрытий. Три асфальтобетонные механические установки города могли ежесуточно давать тысячу квадратных метров асфальтных покрытий, но этого было очень мало. В 1946 г. планировалось заасфальтировать 74 тыс. м2 дорог и тротуаров, замостить 85 тыс. м2 дорог и построить 33 тыс. погонных метров деревянных тротуаров. Однако план не был выполнен. Не хватало асфальта на площади им. В. И. Ленина, на Вокзальной площади, на улице Ленина. Улицу Челюскинцев начали асфальтировать в 1946 г., но не окончили, и мощение ее проезжей части растянулось на несколько лет. В октябре следующего года Красный проспект заасфальтировали до улицы Гоголя, планировали, что с окончанием асфальтирования улиц Челюскинцев и Ленина будет создано «центральное кольцо», по которому пройдет первый маршрут нового пассажирского транспорта — троллейбуса. Но это событие отодвинулось на много лет. В 1946 г. на развитие трамвая, прокладку троллейбусной линии и приобретение автобусов было ассигновано всего только 3700 тыс. руб., которые, однако, трудно реализовывались. В этом году не было автобусов и не был получен ни один трамвайный вагон.

Чтобы восстановить трамвайное движение в довоенном размере, на путях должно было курсировать не менее 60 вагонов, а путевое хозяйство требовало смены шпал и креплений стрелочных переводов, Но если в 1946 г. в Новосибирске ежедневно курсировало всего 19 вагонов, то через два года — 36—40.

В 1948 г. началось строительство трамвайного депо на правобережье. Планировалось восстановить маршрут трамвая № 7 по улице Дуси Ковальчук до клуба им. С. М. Кирова. Все же в этом году заасфальтировали площадь перед театром оперы и балета и частично Вокзальную. Наметили мощение улиц Советской и Достоевского.

В Новосибирске на одного жителя приходилось 2 м2 зеленых насаждений, в то время как специальным постановлением правительства РСФСР зеленая норма в городах республики равнялась 10 м2, К этой цифре в Новосибирске намечено было подойти только в 1950 г. Нужно было озеленять по 240—250 га городских территорий ежегодно и высаживать до 300 тыс. деревьев и 500—600 тыс. кустарников. В 1946—1947 гг. гортрест зеленых насаждений высаживал около 210 тыс. деревьев и кустарников. Были высажены елочки у театра оперы и балета, но они были вырублены злоумышленниками. В 1948г. вновь осенью перед театром высадили 60 двадцатилетних елей, а на Красном проспекте — 400 яблонь. В Заельцовском районе на улице Дуси Ковальчук (на месте бывшего базара) и на Комсомольском проспекте были заложены скверы. 30 мая 1948 г. в Октябрьском районе был открыт детский парк им. С. М. Кирова.

Из года в год плановые наметки по коммунальному строительству и благоустройству города не выполнялись, а отпускаемые на это значительные государственные средства полностью не использовались. При сравнении уровня благоустройства Новосибирска с такими городами России, как Горький и Свердловск, можно было видеть его большое отставание, «нетерпимую» диспропорцию между темпами промышленного развития и ростом коммунального хозяйства. Например, количество замощенных улиц в Новосибирске от их общей протяженности составляло 18,4, в Горьком — 42, в Свердловске 82 процента.

В октябре 1948 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах помощи городскому хозяйству города Новосибирска». Цель его — в «кратчайшие сроки ликвидировать» образовавшиеся за военные и послевоенные годы «несоответствия между ростом промышленного развития и населения и нынешним уровнем коммунального хозяйства, не способного более полно удовлетворять растущие потребности жителей города».

Правительство выделило большие средства и обязало группу крупнейших заводов города в 1949—1950 гг. провести значительные работы по коммунально-бытовому строительству, особенно по улучшению дорог, расширению водопровода и канализационной сети, улучшению работы трамвая. Предстояло освоить 30 млн. руб.

В ноябре 1948 г. на пленуме новосибирского горкома ВКП(б) были выработаны пути решения поставленных задач. Нужно было уже в следующем году на строительстве водопровода освоить капиталовложения в сумме 2,3 млн. руб., канализации — в сумме 5,7 млн. руб., заасфальтировать 350 тыс. м2 дорог и площадей, замостить 275 тыс. м2 дорог, построить трамвайные пути к оловозаводу и «Тяжстанкогидропрессу». Наиболее крупные вложения в объем работ по благоустройству должны были дать предприятия станкостроения, сельскохозяйственного машиностроения, металлургической промышленности, средств связи, электростанций, путей сообщения (заводы им. В. П. Чкалова, В. И. Ленина и другие). Принято решение, мобилизующее партийные организации города на выполнение программы по благоустройству.

3 декабря 1948 г. сессия новосибирского городского Совета депутатов трудящихся утвердила план благоустройства, составленный исполкомом горсовета совместно с руководителями промышленных предприятий, с участием районных партийных и советских организаций.

В 1949 г. развернулись работы по благоустройству города. Еще в ноябре прошлого года был открыт маршрут трамвая № 7, который связал Заельцовский район с центром. Развернулась постройка моста через речку Тулу, заканчивались работы по устройству земляного полотна, устанавливались металлические опоры на трамвайной линии, строительство которой вел завод «Тяжстанкогидропресс». Мост и трамвайную линию намечалось сдать в эксплуатацию к 32-й годовщине Октября.

Асфальтировалось Кайенское шоссе, мостилась улица Красина, реконструировалась улица Трикотажная, разбивался сквер у клуба завода им. В. П. Чкалова, который сам же финансировал и проводил эти работы. Камфарный завод мостил Комсомольский проспект, а также благоустраивал свою территорию. В Железнодорожном районе продолжалась реконструкция улицы Челюскинцев. Предприятия Заельцовского района (завод им. В. И. Ленина и др.) развернули работу по реконструкции Красного проспекта от переезда через железную дорогу до речки Вторая Ельцовка. Через нее возводилась дамба-плотина. Из 2,3 млн. руб., отпущенных в 1949 г, на строительство водопровода, половина средств пошла на реконструкцию насосно-фильтровальной станции и строительство завода коагулянтов, остальные — на расширение водосетей. Было проложено шесть км водоводов.

По городскому бюджету в благоустройство вкладывалось 4,5 млн. руб., из них 3,7 были затрачены на реконструкцию рынков в Ипподромском, Октябрьском и Кировском районах. Началось асфальтирование всей территории центрального рынка и строительство на нем каменного павильона для продажи мяса и молока, оборудованного холодильниками.

В августе 1949 г. бюро горкома ВКП(б) с участием секретарей райкомов, председателей райисполкомов, руководителей некоторых промышленных предприятий обсудило ход выполнения плана благоустройства Новосибирска и признало работу неудовлетворительной. Медленно шло строительство водопроводной и канализационной сетей, трамвайных линий, асфальтирование и мощение дорог, завершение благоустройства привокзальной площади, улицы Челюскинцев. Бюро определило меры по завершению плана благоустройства и «безусловного» выполнения всего плана благоустройства года.

По плану следующего года намечался еще больший объем работ. Необходимо было увеличить мощность городского водопровода с  завершением строительства очистных сооружений, достроить трамвайное депо на правобережье и начать сооружение депо на левом берегу, довести трамвайные пути до первой клинической больницы, заасфальтировать улицы Ленина, Гоголя, Орджоникидзе, Чаплыгина, Щетинкина, Коммунистическую, Октябрьскую и другие. Планировалось заасфальтировать 107 тыс. м2 дорог и площадей, замостить 150 тыс. м2 дорог, заасфальтировать 129 тыс. м2 тротуаров.

Сессия горсовета в августе 1950 г. отмечала, что к данному времени заасфальтировано 162 тыс. м2 дорог и тротуаров, замощено 112 тыс. м2 дорог, продолжается реконструкция Красного проспекта, улиц Челюскинцев, Кирова, Дуси Ковальчук, Первомайского шоссе. Однако решение предыдущей сессии горсовета об окончании плана благоустройства к 1 августа не выполнено, а качество работ оставалось низким. К 20 августа план благоустройства в денежном выражении выполнен на 80,1 процента, план асфальтирования и мощения дорог только на 70. Велик был объем незавершенных работ, особенно по строительству водопровода и трамвайных путей в Кировском и Дзержинском районах.

В 1952г. заасфальтировано улиц, площадей и тротуаров 400 тыс. м2, замощено 210 тыс. м2 дорог. Красный проспект от улицы Сибревкома до улицы Гоголя был покрыт вторым слоем асфальта, заасфальтированы привокзальная площадь, улицы Челюскинцев, Максима Горького, Буденного, Гоголя и другие, гудронирована дорога, соединяющая Первомайский район с Бердским шоссе, построены мосты через мочищенскую промоину и Тулу.

В пятой пятилетке благоустройство города развивалось   в    более широких масштабах, хотя многие планировочные мероприятия, связанные с реконструкцией магистралей, территорий и возведением    инженерных сооружений, не были выполнены. В новой пятилетке в Новосибирске намечалась прокладка Октябрьской магистрали с выходом на улицу Московскую, строительство металлического моста через Каменку. В   1954 г. коллектив инженеров проектного института Сибгипротранс под руководством главного инженера проекта А. Б. Колосовского   закончил проект моста общей протяженностью в 200 метров, с одноарочным пролетом более 100 метров. Намечалось сооружение железобетонного моста через речку Плющиху по улице Большевистской, реконструкция   всего  Красного проспекта с устройством  путепровода   под железной дорогой, реконструкцией и расширением дамбы через Первую Ельцовку и строительством дамбы-плотины через Вторую Ельцовку,  асфальтированием  всего  проспекта  до  городского    аэропорта. По Красному проспекту и улице Ленина на протяжении двух км проектировалась первая ливневая  канализация.   Надо было заасфальтировать улицы Дуси Ковальчук и  Большевистскую с устройством подходов к реке и выездов на строящийся мост через Обь.

В  1953—1955 гг. предполагалось построить трамвайные    пути на «Красную горку» через дамбу на «Сухом логу» и по улице Дуси Ковальчук, проложить вторые трамвайные пути по улицам Серебренниковской, Мостовой и Большевистской протяженностью 4,5 км, достроить в 1953 г. правобережное трамвайное депо, проложить трамвайную линию от клуба им. С. М. Кирова до Второй Ельцовки.

По пятилетнему плану на благоустройство города ассигновалось более 30 млн. руб. В первую очередь выделялось три млн. руб. на борьбу с оврагами. Но затягивалось строительство водопроводов, трамвайного депо. Продолжалась реконструкция привокзальной площади. Заново асфальтировалась вся площадь им. В. И. Ленина, началось асфальтирование улицы Ленина, Комсомольского проспекта и др. В Октябрьском районе приступили к строительству водопровода в поселке Инюшка от улицы Большевистской протяженностью два км. В этом же году трудящиеся Новосибирска в «неурочное время» выработали на благоустройстве города 287 тыс. человеко-дней. Но к началу сентября по благоустройству выполнили работ всего на сумму около 28 млн. руб., что составило около 90 процентов плана.

В 1953 г. началось проектирование троллейбусного депо на 50 машин и троллейбусной линии первой очереди протяженностью в десять км по маршруту: площадь облисполкома — аэропорт — вокзал. Автобусный парк города пополнился 36 автобусами «ЗИС-153» (за 1952 г. автобусами было перевезено 12,6 млн. пассажиров). Более 1600 тыс. руб. затрачено на благоустройство рынков. На центральном рынке завершилось строительство каменного корпуса. Планировалось заасфальтировать 107 тыс. м2 дорог и площадей, 99 тыс. м2 тротуаров, замостить 104 тыс. м2 дорог, установить 4250 п. м металлических ограждений, построить путепровод на Красном проспекте, дамбу-плотину через Вторую Ельцовку, заасфальтировать улицу Кирова от моста через Каменку до улицы Сакко и Ванцетти, окончить благоустройство привокзальной площади.

Самые большие работы были развернуты по реконструкции Красного проспекта. На это было ассигновано 9592 тыс. руб. На строительстве путепровода под железной дорогой было выполнено 130 тыс. м3 земляных работ, которые вел дорожно-мостовой трест. В конце июня 1953 г. началось бетонирование опор, готовились гранитные плиты для облицовки, металлические конструкции пролетного строения. В августе закончено бетонирование опор, начат монтаж мачт для установки металлических балок. Для облицовки опор из Москвы со стройки университета на Ленинских горах приехали мастера И. Я. Шпанов, В. К. Сушинский и А. С. Тимофеев. Одновременно производилась разбивка трассы новой трамвайной линии по улицам Мичурина и Писарева с выходом на Красный проспект.

На строительстве дамбы-плотины через Вторую Ельцовку было закончено бетонирование трубы и велась засыпка грунта в плотину.

Планом на 1954 г. на благоустройство города ассигновалось 32 млн. 137 тыс. руб. Предстояло заасфальтировать дорог и площадей 242 тыс. м2, тротуаров 108 тыс. м2, замостить 183 тыс. м2 дорог. Планировалось завершить асфальтирование Красного проспекта от улицы Демьяна Бедного до аэропорта и строительство плотины через Вторую Ельцовку, асфальтирование и мощение улицы Дуси Ковальчук от Красного проспекта до «Сухого лога», устройство магистралей и подходов к коммунальному мосту через Обь.

За 1951 —1954 гг. удалось заасфальтировать 553,4 тыс. м2 улиц, площадей, замостить 439,5 тыс. м2 дорог, построить 23 километра трамвайных путей, высадить 772 тыс. деревьев и кустарников. Истрачено на благоустройство города в данный период 225 млн. руб.